Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Неохраняемые элементы в товарном знаке

Понятие

Для того, чтобы разобраться в сути этих элементов, необходимо обратиться к статье 1483 Гражданского кодекса РФ. В ней содержится перечень правил применительно к регистрации торговой марки. Нас же интересует пункт 1, рассмотрим его подробнее.

В нем закреплен перечень возможных структурных единиц торговой марки, которые не обладают индивидуализирующими свойствами.

Таким образом, неохраняемые элементы товарного знака — это такие части его структуры, которые сами по себе не являются уникальными и не выделяют товар (услугу) из многочисленных других.

Виды

В соответствии с этой же статьей такими элементами являются слова или словосочетания, которые:

  1. Уже вошли в массовое употребление по отношению к товару какой-либо разновидности. Например, обозначение «ксерокс» будет иллюстрировать как раз то, о чем говорится в статье. Вполне естественно, что, если сейчас предприниматель зарегистрирует это слово как товарный знак, то никакой индивидуализирующей функции такая торговая марка выполнять не будет.
  2. Представляют собой категории, которые являются общепринятыми. Эта группа схожа с предыдущей, но здесь речь идет о терминах, которые уже вошли в оборот настолько прочно, что не обладают различительностью. Пример: нельзя зарегистрировать торговую марку «банкротство» и оказывать по ней одноименные услуги, так как будет отсутствовать индивидуализация.
  3. Являются характеристиками товара. В частности, свидетельствуют о его форме, свойствах, назначении, ценности, об особенностях его производства. Очевидно, что товарные знаки «малосоленая сельдь», «пшеничный хлеб», «зеленый чай» не смогут выделить товар на рынке.
  4. Обозначают лишь форму товара, причем эта форма вполне очевидна для товаров такого рода и нужна лишь для функциональных особенностей. Здесь речь идет, видимо, об объемных торговых марках, а именно о тех случаях, когда предприниматель пытается зарегистрировать абсолютно неуникальную форму изделия, которая и так всем известна. Например, на регистрацию заявлена упаковка для сока, но она ничем не отличается от остальных таких упаковок.

Правовой режим

Все обозначения, рассмотренные выше, все-таки допускается использовать в торговой марке, но с соблюдением одного условия: они не могут занимать в нем главного положения. Приведем два примера.

Испрашивается регистрация товарного знака «Ржаной хлеб вкусняшка». Первые два слова в нем — неохраняемые элементы, однако главную роль в структуре этого бренда занимает слово «вкусняшка», поэтому Роспатент, вероятнее всего, согласится зарегистрировать это обозначение.

Предприниматель планирует зарегистрировать объемную торговую марку напитка, а в качестве обозначения заявил на регистрацию обычную форму бутылки с некоторыми незначительными изменениями на самой бутылке. Здесь, скорее всего, Роспатент откажет, так как основное значение в товарном знаке занимает неуникальная форма бутылки, а небольшие изменения могут даже не быть замечены потребителями.

Если такие элементы и будет разрешено включить в товарный знак, то охраняться исключительным правом они не будут.

Это правило вполне объяснимо, так как иначе получались бы парадоксальные ситуации, когда правообладатель получал бы легальную возможность предъявлять претензии всем, кто использует такой словесный элемент в товарном знаке, как, например, «хлеб», «ржаной», «пшеничный» и т. д.

Добавить комментарий