Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Общеизвестный товарный знак

Мы уже выяснили, что товарный знак – это такое обозначение, которое служит для индивидуализации товара (работы или услуги). Чтобы товарный знак получил правовую охрану, необходимо зарегистрировать его в установленном законом порядке. Сама же охрана срочная: срок составляет десять лет с момента подачи заявки, однако продление допускается неограниченное число раз. Вместе с тем из этого правила есть исключение, и о нем пойдет сегодня речь в статье.

Некоторые товарные знаки могут быть по заявлению заинтересованного лица быть признаны общеизвестными. При этом в статье 1508 Гражданского кодекса РФ отмечается, что обозначение, которое заявляется на регистрацию, должно быть известно в России среди потребителей в отношении товаров, индивидуализируемых данным обозначением. При этом товарный знак должен интенсивно использоваться правообладателем. Суд по интеллектуальным правам высказался относительно того, что означает «использование». По мнению суда, это только размещение обозначения на товарах.

Обратим внимание, что в самой формулировки названной статьи упоминается, что общеизвестность может быть предоставлена обозначению, которое до этого не имело статуса товарного знака. Речь идет о случаях, когда только подана заявка в рамках российской или международной процедуры регистрации. В таком случае тоже допускается потребовать предоставить охрану обозначению как общеизвестному.

Главные особенности

Во-первых, это бессрочная охрана с момента признания обозначения общеизвестным, т.е. оно больше не будет нуждаться в продлении. Таким образом, это один из немногих объектов права промышленной собственности, имеющий неограниченный срок охраны.

Во-вторых, они включаются в отдельный реестр, посвященный общеизвестным товарным знакам. Посмотреть полный перечень общеизвестных товарных знаков можно здесь: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/

В-третьих, они относятся ко всем группам товаров, а не только к тем, к которым обозначение заявлялось изначально, если у потребителей возникнут ассоциации с ним. Поясним этот момент подробнее.

Если обозначение общеизвестно, то, следовательно, оно на слуху у многих потребителей. Чтобы последние не вводились в заблуждение, закон и устанавливает такую монополию на обозначение. Именно поэтому тот факт, что товарный знак «Газпром» признан общеизвестным, не позволяет использовать данное обозначение иными лицами, т.к. это может ввести в заблуждение. Впрочем, если у потребителей не возникает соответствующих ассоциаций, тогда использование разрешается.

Признание товарного знака общеизвестным осуществляется Роспатентом. В целом, процедура схожа, однако очевидно, что регистрирующий орган проводит дополнительные экспертизы, чтобы, прежде всего, проверить узнаваемость обозначения среди потребителей. Для этого целесообразно проводить различные опросы, анкетирования и т.д.

На сегодняшний день зарегистрирован сто восемьдесят один такой объект. В качестве примеров можно привести: «Человек и закон», «Уралмаш», «МТС», «Билайн». Вместе с тем в перечне можно найти и обозначения, которые, как представляется, известны намного хуже перечисленных (см., например, №107, №172 в реестре).

 

Добавить комментарий