Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Основные требования к товарному знаку

Поскольку товарные знаки играют важнейшую роль на рынке, выполняя связующую роль между продавцом и покупателем, закон предписывает подробные правила, какой должна быть торговая марка. Рассмотрим наиболее важные требования к товарным знакам и знакам обслуживания, опираясь на статью 1483 Гражданского кодекса РФ.

Если неохраняемые элементы присутствуют, то они не должны занимать главное положение

Напомним, что в товарный знак могут включаться такие структурные единицы, которые сами по себе не имеют уникальности. Закон называет лишь одно условие для их включения: такие элементы должны быть второстепенными, а не главными.

Например, торговая марка «Компот вишневый бум» будет отвечать этим требованиям, т. к. основную роль в обозначении играет словосочетание «вишневый бум», а не слово «компот».

Торговая марка в большинстве случаев не может включать в себя официальные символы и наименования

Очевидно, что нельзя зарегистрировать такой товарный знак, где будет изображен герб Российской Федерации, поскольку это введет всех покупателей в заблуждение. Помимо государственных символов, запрещено использовать названия органов власти (как российских, так и международных), а также клейма и печати.

Здесь следует сделать одну оговорку. Использовать такие объекты можно, но только по специальному разрешению компетентных органов. В пример можно привести товарный знак «Почта России», где изображен российский герб. Однако следует помнить, что «Почта России» является государственной компанией, а обычному предпринимателю получить такую возможность практически невозможно.

Товарный знак не должен иметь никаких заметных сходств с культурными объектами России

Сразу перейдем к примеру: Роспатент с большой долей вероятности отклонит товарный знак «Квадрат Малевича», поскольку такое действие является обычным паразитированием на чужой интеллектуальной собственности.

Есть также небольшая оговорка: если заявитель является собственником (правообладателем), то можно попробовать зарегистрировать такую торговую марку.

Отсутствие идентичности либо сходства высокой степени с другими объектами интеллектуальной собственности

Итак, обозначение, заявленное на регистрацию в качестве торговой марки, не должно быть очень похожим на другой товарный знак, если у последнего имеется приоритет. Причем речь может идти не только об уже зарегистрированной торговой марке, но и о заявке на нее.

Однако это будет работать, если речь идет об однородных товарах. Если же, к примеру, существует товарный знак «Лютик», который индивидуализирует напитки то ничего не мешает потом другому предпринимателю зарегистрировать эту же торговую марку и выпускать под ней, например, автомобили.

Кроме того, нельзя, чтобы обозначение совпадало с общеизвестными товарными знаками.

Аналогично и с другими средствами индивидуализации — наименованием места происхождения товаров, фирменным наименованием и коммерческим обозначением.

Отдельно ГК РФ предусматривает недопустимость схожести обозначения с объектом авторского права (произведением, персонажем, цитатой и т. д.).

Помимо этого, не допускается, чтобы торговая марка включала в себя имя, псевдоним известного в России человека. Забавно, что раньше таких примеров было много: икра «Путин», мороженое «Жириновский в шоколаде» и т. д.

Упоминается и такой объект патентного права, как промышленный образец (форма изделия), а также знак соответствия.

Полное соответствие деловой этике

В соответствии с законом нельзя регистрировать торговую марку, которая может ввести покупателя в заблуждение. Примеров, когда недобросовестные бизнесмены пытаются нажиться на чужом бренде, очень много.

Так, товарный знак «Займы населению» полностью позаимствовал шрифт и цвет у «Сбербанка», чтобы вызвать у граждан соответствующие ассоциации, хотя сам к «Сбербанку» никакого отношения не имел.

Полное соответствие нормам морали и нравственности

Не получится зарегистрировать торговую марку, которая является аморальной и идет вразрез с интересами населения. Нельзя выбрать обозначение, представляющее собой ругательное слово, призывающее к экстремизму и т. д.

Таковы основные требования к товарным знакам. В законе есть некоторые иные положения, однако они играют уже второстепенную роль.

Добавить комментарий