Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Персонажи как объекты авторского права

Персонаж как объект авторского права: понятие, признаки

В пункте 7 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ закреплено, на что распространяется охрана авторским правом, кроме самого произведения в целом. В перечне присутствуют и персонажи, которые будут подлежать охране в том случае, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом интеллектуального труда автора. Также сказано, что персонажи должны быть объективно выражены.

Самого понятия персонажа Гражданский кодекс РФ не дает, однако если обратиться к разъяснениям высших судов, то можно найти одну формулировку. Персонаж – это часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению (см. п. 29 Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов №5/29 от 26 марта 2009 года).

Как в ГК РФ, так и Постановлении Пленумов сказано, что персонаж обязательно должен быть выражен объективно. Это могут быть следующие формы:

  1. Письменная. Здесь писатель в своей книге описывает литературного героя, выделяя его специфические черты характера, особенности внешности, одежды, и т.д.
  2. Устная. К примеру, автор, выступая в публичном месте, устно описывает персонажа, просто проговаривая вслух, какими характерными чертами наделен герой, его стиль поведения и т.д. Здесь также происходит объективное выражение.
  3. Изобразительная. Так, художник, рисуя картину, может в своем изобразительном произведении отвести значительное внимание тем героям, которые изображены на картине.
  4. Звуковая. Очевидно, что герой песни «Вася» рок-группы «Браво» является харизматичным персонажем и может охраняться авторским правом.
  5. Форма видеозаписи. Таких примеров множество: это герои мультфильмов, кинофильмов, сериалов и т.д.
  6. Объемно-пространственная. Так, Вера Игнатьевна Мухина, автор всемирно известной скульптуры «Рабочий и колхозница», обладает авторскими правами не только на это произведение в целом, но и на каждого из персонажей.
  7. Иные.

Если объективная выраженность присутствует, то необходимо проверить, соответствует ли персонаж другому важному критерию – уникальности. Его суть в том, что персонаж, как предписывает ГК РФ, должен иметь возможность считаться самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности автора.

Важно, чтобы персонаж обладал какими-то особенностями, запоминающимися чертами: иными словами, сам герой произведения должен носить творческий характер. Очевидно, к примеру, что такой герой, как Эркюль Пуаэро, будет охраняться авторским правом в силу творческого подхода Агаты Кристи, в результате которого герой стал харизматичным. Всего этого не скажешь, например, об инспекторе Джеппе, который, напротив, является практически ничем не примечательным констеблем (полицейским). Следовательно, первый будет охраняться авторским правом, второй – нет.

Проблемы охраны персонажей

Первая проблема состоит в том, достаточно ли персонаж обладает особенностями, чтобы охраняться авторским правом отдельно от произведения: то есть, присущ ли ему лично творческий характер. Даже в приведенном нами выше примере можно поспорить, является ли Джепп охраняемым персонажем, окончательное же решение остается за судом, разрешающим дело. Отметим, что творческий характер всегда предполагается, однако его отсутствие заинтересованная сторона может оспорить в суде.

Другая проблема заключается в установлении подлинного автора персонажа, поскольку последний, как мы уже определили, может быть выражен в разных формах. Весьма показательно по этому поводу вспомнить «дело Чебурашки», в котором столкнулись интересы двух авторов персонажа – Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана. Успенский выразил Чебурашку на страницах произведения, в то время как Шварцман создал визуальный образ, с которым у большинства и ассоциируется знаменитый зверек. Спор возник по поводу товарного знака, который представлял собой изображение Чебурашки, созданное Шварцманом, хотя правообладателем был Успенский. После долгих лет судебных тяжб Шварцману удалось отстоять свои авторские права. Таким образом, даже среди двух авторов могут быть споры по поводу одного персонажа.

Персонажи как товарные знаки

О том, как возникают авторские права на персонажа, мы уже сказали. Теперь следует остановиться на таком важном моменте, когда популярные герои мультфильмов и фильмов регистрируются в качестве товарных знаков и получают охрану уже в качестве средств индивидуализации товаров, работ или услуг.

Приведем пример. Сегодня мультфильм «Смешарики» в России является одним из самых популярных, о чем быстро догадались предприниматели, начав действовать. Популярные герои мультфильмов лучше привлекают покупателей, поэтому изображение их на товаре – отличный маркетинг. Закон не запрещает регистрировать в качестве товарных знаков персонажей, следовательно, каждый персонаж может стать отдельным товарным знаком.

С момента регистрации персонажа произведения в качестве товарного знака само изображение будет охраняться как средство индивидуализации товаров, если третьи лица будут незаконно размещать его на товарах. Наиболее яркий пример – знаменитые дела, связанные со «Смешариками». Суть в том, что каждый персонаж – это отдельный товарный знак. Обладателем исключительного права на них является немецкая компания Smeshariki Gmbh, которая уже несколько лет зарабатывает на российских предпринимателях. Происходит все так: предприниматель, стремясь привлечь больше покупателей, ставит изображения популярных персонажей на товары, тем самым нарушения исключительные права на товарный знак. Минимальная сумма компенсации за нарушение – десять тысяч рублей. Причем если на одном товаре изображены все восемь Смешариков – это по российскому законодательству соответственно восемь нарушений, а значит, минимальный размер компенсации уже восемьдесят тысяч рублей!

Впрочем, не следует забывать, что даже в таких случаях личные неимущественные права автора будут охраняться. Например, если кто-то исказит персонажа, уже не правообладатель товарного знака, а автор изображения вправе предъявить требование о защите неимущественных прав (в частности, потребовать компенсации морального вреда).

Добавить комментарий