Содержание
При определении классификации следует опираться на Гражданский кодекс РФ (в частности, на статью 1482), а также на Приказ Минэкономразвития №482 2015 года (далее – Приказ). Если в ГК РФ выделяются традиционные виды торговых марок – словесные, изобразительные и объемные – то в Приказе указаны и иные разновидности. К ним относятся: голографические, звуковые, обонятельные, изменяющиеся, цветовые. Последние можно назвать нетипичными, поскольку на практике предприниматели редко индивидуализируют свои товары с помощью них. Теперь о каждом подробнее.
Традиционные
Словесные товарные знаки
В РФ они самые распространенные. По статистике, от общего числа торговых марок зарегистрировано около 70-80% словесных.
Предпринимателю необходимо лишь придумать слово, которое будет индивидуализировать товар или услугу. Кроме того, слово можно написать уникальным шрифтом, что позволит сделать бренд более заметным для потребителей. Классический пример – Coca-Cola.
Изобразительные товарные знаки
Здесь в качестве обозначения, индивидуализирующего товар, используется определенное изображение. Когда оформляется заявка на регистрацию торговой марки, изобразительное обозначение можно приложить отдельно, на материальном носителе. Они также регистрируются довольно часто, хотя и уступают по распространенности словесным торговым маркам. Пример — бренд Lacoste.
Комбинированные товарные знаки
Довольно часто обозначение представляет собой комбинацию картинки и слова.
Например, торговая марка Mercedes включает в себя как изображение трехлучевой звезды, так и слово «Mercedes-Benz». Иногда могут добавляться и элементы объемных товарных знаков.
Объемные товарные знаки
Здесь индивидуализировать товар будет сама форма изделия, товара. Например, статуэтка «Дух экстаза» на автомобилях Rolls-Royce зарегистрирована как торговая марка.
Определенные сходства здесь есть с таким средством индивидуализации, как промышленный образец, однако это все же разные объекты интеллектуальной собственности.
Нетипичные
Голографические товарные знаки
Такая разновидность довольно редкая, особенно в России. Голограмма может представлять собой как изображение, так и слово. Часто приводится в пример торговая марка GDS Video. Кроме того, сами голограммы в большинстве случаев являются средствами защиты, например, они наносятся на банковские карты (Visa, Mastercard и т.д.).
Цветовые товарные знаки
Существуют примеры, когда обозначением, индивидуализирующим товар или услугу, служит не какое-либо уникальное слово или словосочетание, а всего-навсего цвет.
Такие примеры можно найти и в России: например, не так давно Сбербанк зарегистрировал зеленый цвет, т.к. именно с этим цветом у потребителей и ассоциируются банковские услуги.
Обонятельные товарные знаки
Здесь мы будем иметь дело чаще всего с уникальными запахами. Потребитель, через органы, отвечающие за обоняние, улавливает определенный запах и ассоциирует его с конкретным брендом. Пример: ИП Наталья Коляга, парфюмер из Санкт-Петербурга, запатентовала один из своих ароматов (номер по ФИПС — 470375). Чаще всего такими брендами являются парфюмерные изделия.
Изменяющиеся товарные знаки
Можно сказать, что это подгруппа изобразительных торговых марок, однако в данном случае мы имеем дело с таким изображением, которое может меняться. Здесь применяется анимация. В пример часто приводят один из брендов «Яндекс», который представляет собой анимацию светофора. Номер по ФИПС — 526621.
Звуковые товарные знаки
Иногда товар (услугу) выделяет из множествах других определенная комбинация звуков, мелодия. Самым ярким примером будет бренд Intel, в рекламе которого всегда используется звук, наверняка знакомый многим. Этот звук и есть торговая марка.
Таковы основные виды торговых марок. Напоследок важно упомянуть, что наиболее «ходовыми» остаются все-таки традиционные товарные знаки, поэтому начинающему предпринимателю рекомендуется выбрать словесное или изобразительное обозначение.
Добавить комментарий