Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Средства индивидуализации: понятие, виды

Когда мы рассматривали объекты интеллектуальной собственности, то обратили внимание, что в Гражданском кодексе РФ все они подразделяются на две большие группы: результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые приравнены к ним. О последних и пойдет сегодня речь.

Понятие и виды средств индивидуализации

В ГК определение не дано, однако в науке под средствами индивидуализации понимаются определенные символы, которые служат ориентирами для потребителей на рынке (точка зрения О.А. Городова). Для рыночных отношений важно, во-первых, чтобы сами производители товаров различались между собой, во-вторых, чтобы их предприятия также имели индивидуализирующие признаки, и, наконец, в-третьих, важно различие самих товаров (а также работ и услуг). С учетом этого в действующем законодательстве выделяются четыре средства индивидуализации. Как видно, все они связаны с предпринимательской деятельностью, именно поэтому относятся к промышленной собственности. Впрочем, объекты довольно разнородны, поэтому кратко охарактеризуем каждый.

Фирменное наименование

Это обозначение индивидуализирует юридическое лицо, притом не любое, а только коммерческую организацию. Коммерческие организации по российскому праву – это те, у которых основная цель деятельности связана с извлечением прибыли. Именно такие компании  занимают важное место на рынке, поэтому по отношению к их наименованиям установлен особый правовой режим. Примеры фирменных наименований: «Публичное акционерное общество «МТС», «Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» и т.д. Они могут быть как полными (в вышеуказанных примерах), так и сокращенными (например, «ПАО «ВТБ»).

Обратим внимание, что к фирменным наименованиям отдельных организаций могут предъявляться дополнительные требования. Так, если рассматривать особенности фирменного наименования банка, то можно обнаружить интересную особенность. В статье 7 ФЗ «О  банках и банковской деятельности» содержится еще один общий запрет: никто не может использовать в наименовании слово «Банк» или «Кредитная организация», если такой субъект не имеет лицензии Центрального банка РФ. Очевидно, что это сделано для того, чтобы не запутать потребителя.

Форма всегда только словесная. Фирменные наименования вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц в момент регистрации организации, сведения реестра находятся в свободном доступе.

Коммерческое обозначение

Здесь мы имеем дело с обозначением, индивидуализирующим предприятие.

Читателям нужно обратить внимание на то, что понятия «юридическое лицо» и «предприятие» с точки зрения гражданского права не синонимы. Юридическое лицо – субъект, оно может иметь имущество и распоряжаться им. Предприятие – определенный объект гражданских прав. То есть, юридическому лицу с фирменным наименованием ООО «Строймаш» может принадлежать предприятие – завод. Завод тоже можно индивидуализировать, дав ему определенное название: например, «Стройтех». Кроме того, коммерческое обозначение может быть не только в словесной форме, но и в изобразительной.

Множество примеров коммерческих обозначений можно найти, в частности, здесь: https://nnov.tpprf.ru/ru/services/32014/

Товарный знак

Самое распространенное средство индивидуализации. Оно выделяет одни товары, работы или услуги (к последним применяется термин «знак обслуживания») из миллиона других. Существуют также синонимы, которые, однако, не применяются в ГК: например, торговая марка, логотип.

Примеры товарных знаков: BMW, «Янта», «Бабаевский», Nutella, «Боржоми». Товарные знаки могут быть самых различных форм: изобразительные, звуковые, обонятельные и т.д. Эти средства индивидуализации, в отличие от двух предыдущих, нуждаются в регистрации в Роспатенте. Существует множество других особенностей, о чем см. в статье.

Наименование места происхождения товаров (НМПТ)

Здесь мы также имеем дело с индивидуализацией товаров, однако есть существенные отличия от товарных знаков. Для НМПТ характерны специальные свойства товара. Эти свойства могут быть связаны с природными ресурсами («Минеральная вода Иркутская», «Боржоми»), а также с человеческим фактором («Тульский пряник»). В обоих случаях потребители, покупая товар, знают, что он является особенным. Также нельзя с помощью НМПТ индивидуализировать работу или услугу.

Интеллектуальные права на средства индивидуализации

Итак, мы кратко рассмотрели все четыре объекта. Как видно, они существенно отличаются от результатов интеллектуальной деятельности. Вместе с тем признакам интеллектуальной собственности (см. об этом статью) эти объекты отвечают. Правда, отсутствие творческого характера и самой интеллектуальной деятельности при создании объектов отразилось на режиме интеллектуальных прав.

Так, на средства индивидуализации не возникают неимущественные права, поскольку у них просто не может быть автора. К примеру, хотя Ларри Кинг является создателем уникального товарного знака Linux – знаменитого пингвина Такса, однако у него на товарный знак не возникает прав, аналогичных неимущественным правам автора.

На эти объекты действует исключительное право, т.е. возможность использовать их любым образом в рамках закона. Использование средств индивидуализации происходит, в основном, путем написания названия организации или предприятия на вывеске, маркировки товара и т.д. Однако товарный знак является самым оборотоспособным объектом: сделки по передаче исключительных прав на него очень распространены.

Важный момент: исключительное право имеет ограничения. В частности, право на фирменное наименование вообще нельзя передать ни с помощью договора, ни бездоговорным способом. По договору нельзя также передать и право на наименование места происхождения товара, поскольку переход прав на НМПТ, смена производителя могут повлечь утрату особых свойств товара и введение в заблуждение потребителей.

Статус доменного имени

Многие ученые сходятся во мнении, что сегодня доменное имя – новое средство индивидуализации в России. Автор статьи также поддерживает эту точку зрения. Сайт в сети «Интернет» сегодня – это источник дохода для его владельца, а доменное имя (символьное обозначение в адресной строке) выделяет этот сайт среди всех других. Таким образом, оно служит средством индивидуализации сайтов, выполняя сходные функции с товарными знаками. И хотя этот объект отвечает общим критериям интеллектуальной собственности, имеет похожие признаки с товарными знаками, но законом он не охраняется. Суд по интеллектуальным правам разъяснил, что в случае возникновения спора между тождеством или сходством доменного имени и товарного знака, прав будет владелец последнего, причем независимо от того, какой из объектов был зарегистрирован раньше.

Добавить комментарий