Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Фонограмма как объект смежных прав

В системе смежных прав законом охраняются фонограммы, которыми в соответствии со статьей 1304 Гражданского кодекса РФ признаются звуковые записи исполнений либо иных звуков (их отображений), кроме записей, включенных в аудиовизуальное произведение. Рассмотрим определение подробнее.

  1. Фонограмма – только звукозапись. Причем записываться могут как исполнения (об их правовой природе см. отдельную статью), так и прочие звуки. В первом случае фиксируется другой объект смежных прав, а значит, изготовитель фонограммы должен производить запись с согласия правообладателя. Например, студия записывает исполнение музыкальной группы с ее разрешения, а точнее, как чаще бывает на практике, – по ее просьбе. В другом случае фиксируются иные звуки, например, пения птиц. На эту запись изготовитель фонограммы тоже приобретает исключительное право, хотя до этого звуки законом никак не охранялись.
  2. Вместе с тем из правила есть одно исключение: если звуковая дорожка ранее входила в аудиовизуальное произведение, то охране смежным правом она не подлежит. Например, записать аудиоряд фильма можно, но в данном случае охраняться как объект смежных прав данная запись не будет: с точки зрения закона это не фонограмма. Связано это с тем, что аудиовизуальное произведение (о нем см. статью) – единый объект, включающий в себя в качестве составных частей видео- и аудиоряд.

Очевидно, что для создания фонограммы не требуется значительных творческих усилий,  чем и объясняется природа фонограмм как объектов именно смежных, а не авторских прав.

Также в ГК РФ предусмотрено правило, согласно которому правомерно введенные в оборот экземпляры фонограмм не могут больше контролироваться правообладателем (см. ст. 1325). Такая же норма действует в отношении экземпляров произведений в авторском праве (ст. 1272). Суть в следующем: если экземпляр (например, диск, содержащий записанную фонограмму) введен в оборот правомерно (к примеру, законно продан с прилавка магазина), то правообладатель в дальнейшем не сможет контролировать его распространение между иными лицами.

Такая норма вполне обоснована: в противном случае правообладатель мог бы требовать вознаграждение за каждый момент передачи диска другому лицу без его согласия, а самих подобных моментов множество.

Субъекты

Обратимся к статье 1322 ГК РФ. В соответствии с ней субъект именуется изготовителем фонограммы. Это лицо, по инициативе которого и была сделана соответствующая первая запись звуков.

Таким образом, закон не видит никаких ограничений относительно статуса этих лиц: следовательно, записывать могут как физические, так и юридические лица. То есть, гражданин, записавший звуки природы на диктофон, является таким же субъектом смежных прав на фонограмму, как и профессиональная студия звукозаписи.

Смежные права изготовителей фонограмм

Для изготовителей фонограмм предусматривается не только возможность использовать объект любыми способами в рамках закона (исключительное право), но и некоторые личные гарантии. Так, имя или наименование изготовителя должно быть написано на экземпляре фонограммы. Приведем пример.

Музыкальная группа исполнила песню, написанную неким автором, а затем записала все это на студии. На диске с готовой записью песни должны быть указаны:

  1. Имена авторов песни – то есть, ФИО или псевдоним автора стихов, а также композитора.

  2. Имена исполнителей, т.е. музыкантов, исполнивших музыкальное произведение.

  3. Наименование организации, производившей звукозапись исполнения.

Третий случай как раз иллюстрирует правомерное указание о смежных правах изготовителя.

Срок действия исключительных прав на фонограмму, как и в случае с исполнениями, составляет пятьдесят лет после смерти изготовителя. Личные гарантии действуют бессрочно.

 

 

Добавить комментарий