Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Смежные права исполнителя

Понятие исполнителя, особенности его правового статуса

Само определение дано в статье 1313 Гражданского кодекса РФ. Таким субъектом является гражданин, который собственным творческим трудом создал исполнение. То, что им исполняется, – это объект авторского права, определенное произведение (литературное, музыкальное или иное). Исполнение является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, но, поскольку оно в некотором роде производно от объектов авторских прав, ему закон предоставляет охрану смежным правом (подробнее о сущности смежных прав см. здесь).

Исполнителями являются лица трех категорий, которые упомянуты в законе:

  1. Артист-исполнитель. Это наиболее обширная категория субъектов. Сюда закон относит актеров, певцов, музыкантов, танцоров, а также иных лиц, которые тем или иным образом участвуют в исполнении произведений.
  2. Режиссер-постановщик спектакля. Закон называет несколько видов спектаклей: театральный, кукольный, эстрадный, а также могут быть иные разновидности. Следует сразу обратить внимание, что в законе имеются в виду именно режиссеры спектаклей, а не кинофильмов. Режиссер-постановщик в театре активно руководит все процессом, по сути, воплощая (исполняя) какое-либо произведение на сцене.  Вместе с тем актеры в этом спектакле обладают самостоятельными смежными правами, о чем мы уже сказали, рассмотрев артистов-исполнителей как субъектов.
  3. Дирижер. Эту категорию закон упоминает отдельно. Такие лица руководят, как правило, музыкальными коллективами (например, оркестрами), воплощая музыкальные произведения.

Итак, в соответствии с действующим законодательством воплощения произведений (исполнения) также признаны интеллектуальной собственностью, как и сами произведения, а значит, подлежат охране. Закон предоставляет исполнителям значительный набор юридических гарантий, которые, во-первых, предоставляют субъекту личные неимущественные права, а во-вторых, исключительное право.

Личные неимущественные гарантии исполнителя

В соответствии со статьей 1316 ГК РФ подлежат охране авторство исполнителя, его имя, а также неприкосновенность исполнения. Эти гарантии точно такие же, как у авторов произведений.

Мы уже рассмотрели, что лицо, творческим трудом воплотившее произведение, является исполнителем. Хотя с точки зрения закона такой субъект не автор, но закон наделяет его правом авторства: т.е. возможностью признаваться создателем исполнения.

Здесь следует обратить внимание, что момент возникновения этого права в авторском и смежном праве различен. Если автору достаточно просто выразить произведение на бумаге, то исполнителю в этом случае придется значительно сложнее. Возьмем в качестве примера режиссера спектакля. Чтобы у него возникло право авторства, ему нужно создать законченный объект: т.е. воплотить на сцене весь спектакль целиком, и только в таком случае он будет наделен смежными правами на спектакль. На часть спектакля смежное право не возникнет.

О том, что лицо, которое воплотило произведение в какой-либо форме, остальные лица должны быть извещены: закон предписывает, чтобы до них доводилось имя исполнителя. Это также пришло из авторского права. Так, например, когда производится видеозапись спектакля, должны быть указаны имена режиссера, а также актеров, исполняющих роли.

Неприкосновенность означает, что нельзя вносить коррективы в исполнение, например, добавлять лишние звуки, мелодии в уже записанное выступление певца.

Исключительное право

Как и в случае с автором произведения, исполнитель может использовать созданный им объект любым образом, но в рамках закона. В этом и состоит основная сущность. Кроме того, в статье 1317 ГК РФ обозначены возможные варианты реализации этой возможности. Среди них:

  1. Сама запись выступления – прерогатива исполнителя: это вправе делать только он сам либо он может передать эту возможность другому лицу или организации (например, по лицензионному договору).
  2. Сообщение в эфир или по кабелю. Иными словами, транслировать тоже допускается с согласия исполнителя-правообладателя.
  3. Доведение  до всеобщего сведения, куда относятся все случаи выкладывания записи исполнения в Интернет.
  4. Публичное воспроизведение.
  5. Иные, указанные в п. 2 ст. 1317 ГК РФ.

Срок действия смежных прав в отношении исполнителя равен пятидесяти годам после его смерти. При этом срок не возобновляется, когда право переходит к наследникам. Обратим внимание, что речь здесь идет о праве исключительном, а личные неимущественные охраняются бессрочно. Т.е., например, не указывать имя исполнителя запрещается всегда.

Кроме того, в статье 1318 ГК РФ содержатся некоторые особенности относительно продления срока, которые касаются отдельных категорий граждан.

Обратите внимание, что смежное право носит достаточно ограниченный характер: оно не касается исполняемого произведения, а только самого исполнения. Таким образом, если будет обнаружен плагиат песни, то претензия должна быть предъявлена к лицу, который значится автором, а не к исполнителю. Вместе с тем недавний случай предъявления иска от знаменитого французского музыканта Дидье Маруани к российскому певцу Филиппу Киркорову относительно плагиата на песню «Жестокая любовь» показал иное. Но здесь ситуация кроется, видимо, в том, что некоторые артисты-исполнители приобретают исключительное право еще и на само произведение.

 

 

Добавить комментарий