Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Наименование места происхождения товара (НМПТ)

Наименование места происхождения товаров (НМПТ) выполняет сходную с товарным знаком функцию – функцию индивидуализации товаров. Вместе с тем у НМПТ есть существенные особенности, которые все-таки не позволяют назвать его разновидностью товарного знака. Об этих особенностях и поговорим в статье.

Понятие и особенности

В Гражданском кодексе содержится определение НМПТ, однако в связи с тем, что оно довольно обширное, мы его сократим. Наименование места происхождения товаров – это обозначение, индивидуализирующее товары, которые обладают особыми свойствами в силу природных условий либо человеческого фактора. При этом в качестве самого обозначения может выступать как сам географический либо природный объект, так и обозначение, включающее лишь упоминание об этом объекте. Приведем примеры.

Байкальская территория славится чистотой и качеством воды. Именно эти особые свойства и можно использовать при производстве определенных товаров (в частности, напитков). Подобные свойства будут выделять товар на рынке среди множества других, тем самым привлекая внимание потребителей. Так, в Иркутской области зарегистрировано НМПТ «Минеральная вода «Иркутская» (см. №100 в реестре НМПТ по ФИПС), а также имеется правообладатель, т.е. производитель этой воды. При этом в качестве НМПТ выбрано не просто название объекта (т.е., не просто «Олха» по месту забора воды), а смешанное словосочетание, в котором, однако, прослеживается связь с особыми свойствами товара.

Другой пример – минеральная вода, выпускаемая под НМПТ «Боржоми». Здесь обозначение просто представляет собой наименование географического объекта – города в Грузии.

Наименований мест происхождения товаров в России зарегистрировано очень мало: всего 164. В то время как товарных знаков огромное множество: около 700 тысяч.

Разновидности

Различают наименования мест происхождения товаров, в которых:

  1. Особые свойства обусловлены только природными ресурсами. Человеческий фактор здесь существенной роли не играет. Сюда относится уже упомянутая нами «Минеральная вода «Иркутская».
  2. Людской фактор играет определяющую роль. «Тульский пряник», одно из самых известных НМПТ в России, относится к этой категории. Это связано с тем, что природные условия Тулы по большому счету не обуславливают особые свойства, а значит, все дело в опыте тульских пекарей, в их фирменных традициях и рецептах.
  3. Особые свойства вызваны в равной мере как человеческим капиталом, так и природными особенностями. Думается, сюда подходят грузинские вина, поскольку важную роль здесь играют не только природные условия (особые свойства выращиваемого винограда), но и мастерство грузинских виноделов.

Регистрация НМПТ

Отдельно нужно рассмотреть вопрос регистрации. Хотя процедура в чем-то сходна с регистрацией товарных знаков, однако есть и существенные особенности. Так, регистрация проходит в два этапа:

  1. Регистрация самого наименования места происхождения товаров. Например, Роспатент зарегистрировал НМПТ «Боржоми».
  2. Регистрация исключительного права на него. Здесь уже передается право на использование наименования места происхождения товара предпринимателям.

Почему так? Сперва Роспатент, регистрируя само НМПТ, удостоверяется в том, что данное наименование действительно отвечает особым свойствам. Регистрация обычно долгая: как правило, около двух лет, но бывает и больше, поскольку предельного срока не установлено. Могут проводиться разного рода экспертизы: в частности, химическая (в том случае, если проверяется качество воды).

После того, как Роспатент решил, что объект отвечает особым свойствам и зарегистрировал НМПТ, происходит регистрация уже исключительного права. То есть, заинтересованные субъекты вправе попробовать получить свидетельства на право пользования. При этом не любое юридическое лицо или ИП могут получить такое свидетельства. Роспатент предъявляет довольно жесткие требования по отношению к изъявившим желание получить исключительное право на НМПТ: в частности, у них должно быть организовано производство на территории, связанной с природным или географическим объектом. Это сделано для того, чтобы защитить потребителей, гарантировать им получение качественных продуктов, соответствующих особым свойствам товаров. Обычно лицо, заявляющее на регистрацию НМПТ, и становится правообладателем, однако Роспатент вправе отказать в предоставлении исключительного права, если субъект не удовлетворяет требованиям.

Исключительное право

Здесь следует отметить, что после получения исключительного права на НМПТ правообладатели не вправе передать его иным лицам: проще говоря, право на наименование места происхождения товара неотчуждаемо и непередаваемо. Причины такого подхода также на поверхности: лица, выпускающие товары под НМПТ, должны отвечать довольно жестким требованиям, чтобы качество товаров всегда было на высоком уровне. Если каждый из них сможет без труда передавать право, то потеряется контроль над последующими правообладателями, а значит, качество легко может быть нарушено.

Поэтому в итоге остаются лишь традиционные способы использования НМПТ: на вывесках, в документации, в сети «Интернет» и т.д.

Срок действия исключительного права – десять лет, однако допускается продлевать его неограниченное количество раз.

Добавить комментарий