Бесплатная помощь юриста онлайн - патентное право, вопросы по защите интеллектуальной собственности

Незаконное использование товарного знака

Торговая марка — основное средство индивидуализации для предпринимателя, с его помощью он выделяет свои товары (услуги) из множества других на рынке. Только владелец товарного знака может использовать его, другие этого делать не вправе, хотя на практике такие случаи не редкость. Именно случаи нелегального использования мы и раскроем в статье, а также остановимся на ответственности.

Случаи незаконного применения торговой марки

Конечно, первое, на что стоит обратить внимание, это размещение чужого товарного знака на своих товарах, а также на их этикетках и упаковках. Эти составы закреплены в статье 1515 Гражданского кодекса РФ. Самыми распространенными нарушениями являются недобросовестные действия, когда один предприниматель, пытаясь продать свой товар, использует репутацию уже известного бренда. Он индивидуализирует свои товары с помощью размещения на них чужой торговой марки. Юридическая квалификация такой продукции — контрафакт.

Здесь ГК РФ позволяет правообладателю:

  1. Ходатайствовать об изъятии из оборота и уничтожении контрафакта.

  2. В отдельных случаях допускается только стирание обозначения торговой марки, но не физическое уничтожение товаров. Кроме того, если речь идет об услугах, то здесь также можно лишь стереть изображение, т. к. природа услуги (работы) нематериальная.

В силу той же статьи 1515 ГК РФ изображение бренда удаляется также из всех других материалов: например, с вывесок, из документов, из рекламы.

Другой случай — это нелегальное использование торговой марки в рекламе. К сожалению, подробно данный вопрос в законе не урегулирован, и мы можем ссылаться лишь на судебные решения. Довольно громкое дело произошло в 2004 году, когда Volkswagen AG посчитал нарушением исключительного права размещение его товарного знака автосалоном «Аспект-Моторс». Последний делал это, чтобы привлечь покупателей, т. е. применял торговую марку в рекламе. В итоге Высший Арбитражный Суд удовлетворил требование Volkswagen, что породило дискуссию среди юристов. Здравый смысл подсказывает, что в некоторых ситуациях без размещения торговой марки на автосалонах не обойтись: ведь нужно, чтобы покупатели знали, автозапчасти каких автомобилей в нем можно приобрести. Также если проанализировать Закон «О рекламе», то из него можно сделать вывод, что если нет недобросовестной конкуренции, использовать бренд все-таки возможно. Поэтому однозначного ответа здесь нет, но если вы намереваетесь использовать чужую торговую марку, то главное — уведомить потребителей, что официально вы не имеете к бренду никакого отношения.

Такая же ситуация и с размещением торговой марки в сети «Интернет». Если руководствоваться принципом «все, что не закреплено, то запрещено», то и здесь без разрешения нельзя поместить товарный знак на каком-нибудь сайте. Хотя можно упоминать ее (лучше в словесном виде).

Использование товарного знака без разрешения: ответственность

Нарушения прав на товарные знаки могут налагать не только гражданско-правовую ответственность, но и административную и уголовную (последние — в отдельных случаях).

Итак, гражданско-правовые санкции применяются в подавляющем большинстве случаев. Способы: возмещение убытков или взыскание компенсации. Намного чаще применяется второй способ, который позволяет правообладателю за каждый случай нарушения потребовать взыскание денежной компенсации, размер которой — 10 000 — 5 000 000 рублей. Если на товаре размещены несколько товарных знаков, то закон разрешает ему требовать компенсацию за каждую торговую марку.

Следует обратить внимание, что не так давно Конституционный Суд РФ постановил, что суды могут понижать размеры компенсаций по своему усмотрению исходя из материалов дела. До этого им можно было снижать размер только в единственном случае — когда одним действием нарушены права на несколько товарных знаков. Теперь возможность взыскания большой компенсации еще более уменьшилась.

Другой вариант компенсации — двойной размер от стоимости товаров, на которых нелегально размещен бренд, либо двойная сумма стоимости использования торговой марки, которую ранее устанавливал правообладатель.

Иск о незаконном использовании товарного знака подается в Арбитражный суд субъекта РФ. Требования к подобному исковому заявлению в целом не имеют особых отличительных черт. Главное — приложить доказательства факта нелегального использования. Что же касается компенсации, то следует учитывать количество нарушений, их характер, сколько товарных знаков разместили без разрешения, «раскрученность» торговой марки. В любом случае окончательное решение за судом, а практика сегодня идет по пути занижения размера компенсаций.

Теперь о других видах юридической ответственности. Уголовная применяется в том случае, когда правонарушение причинило вред более 250 000 рублей либо в случае неоднократности (т. е. когда недобросовестный предприниматель уже не в первый раз нелегально маркирует товары). Если маркируется товар, в отношении которого ранее не был зарегистрирован товарный знак, то это наказывается более тяжко. Более подробно см. статью 180 УК РФ.

Административная ответственность налагается, когда идет угроза публичным интересам. В принципе случаи те же, что и для гражданско-правовых санкций. Некоторые государственные органы (например, Федеральная антимонопольная служба) могут налагать на правонарушителей штрафы. По санкциям ответственность менее серьезная, чем уголовная. Об этом свидетельствует статья 14.10 КоАП.

Гражданское законодательство РФ по части случаев незаконного использования товарных знаков крайне не проработано, что порождает несостыковки в судебной практике. Поэтому использовать торговую марку следует осторожно и по той причине, что ответственность, налагаемая за использование чужого бренда, очень многогранна.

Добавить комментарий