Бесплатная горячая линия

Активное и пассивное избирательное право

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция. Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов. Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Возможно, последнее, что они хотят, это голосовать за политическую мафию. Процесс, предназначенный для того, чтобы заключенные имели право голоса, начинается с информационных кампаний в тюрьмах о почтовом голосовании, которые сопровождаются разъяснительными сессиями. Наконец, Управление избирательной переписи обязано отправлять конверты и бюллетени в тюрьмы, которые его запрашивают. Они поставляются в руки чиновником Корреаса тем, кто находится в заключении для завершения процесса. Этот чиновник будет отвечать за доставку всех конвертов на избирательных участках, которые соответствуют каждому из заключенных в день выборов.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Однако, если на практике процесс выполняется, его уже сложно проверить. Неизвестно, выполнено ли правило об облегчении голосования в тюрьме. Уголовный кодекс не имеет возможности дисквалифицировать за активное избирательное право, хотя для пассивного.

«Отсутствие интереса к этому вопросу объясняет, что данных так мало», — заключает он. С Платформы прав человека в Андалусии Валентин Агилар находится в том же духе. «У государства есть отношение безразличия к этому праву, как и к множеству других прав», — говорит Агилар, который добавляет, что, хотя в теории должны быть информационные кампании по поводу голосования по почте в пенитенциарных центрах, «на практике мы не знаем, сделаны, мы этого не понимаем».

Понятие

Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы — один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.

Последняя реформа принятого Уголовного кодекса, которая вступит в силу 1 июля, усиливает наказание за специальную дисквалификацию за осуществление права на избирательное право за преступления взяточничества, уклонения от наказания и другие, связанные с коррупцией на срок до 10 лет Тюрьмы.

Первая палата Конституционного суда, в которую вошли Мигель Родригес-Пиньеро и Браво-Феррер, президент Фернандо Гарсия-Мон и Гонсалес Реджераль, Дон Карлос де ла Вега Бенаяс, Дон Висенте Гимено Сендра, Дон Рафаэль де Мендизабал Альенде и Дон Педро Крус Вильялон, произнес.

Избирательные права граждан РФ — это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги голосования и определять результаты выборов.

Поэтому, учитывая, что как в день провозглашения кандидатов, так и в день выборов Дон Димас Мартин Мартин был неприемлемым, он соглашается на его исключение в качестве кандидата. Удобно вывести на первый план, чтобы сделать эту историю более полной, что 8 апреля текущего года г-н Димас Мартин Мартин подал ходатайство ампаро против решения Верховного суда от 12 марта, непосредственно предшествовавшего, Нынешнее исключение в качестве кандидата в Сенат, утверждая, что оно нарушает ст. 24 Конституции в ее тройном измерении необоснованных задержек, презумпции невиновности и отсутствия эффективной судебной защиты.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Первый раздел этой палаты в порядке от 29 апреля единогласно согласился не допускать заявления о манифестном отсутствии содержания, отклонения, которое было отклонено любым другим из-за приостановления исковой силы оспариваемого решения, которое иначе было предусмотрено.

В процессе упорядочения 15 течений было решено подать апелляцию на подачу ампаро, обратившись в Палату с просьбой о расследовании разбирательства, а также о местонахождении сторон и уведомить об этом жалобу в прокуратуру, с тем чтобы в Однодневный период мог бы сформулировать свои утверждения.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

Прокурор в краткой форме, поданной 16 мая, просит уволить апелляцию. С этой целью он утверждает, что заявитель был исключен из своей кандидатуры по двум причинам: один был отстранен от права голоса, а другой был дисквалифицирован, оба из которых являются результатом окончательного решения, вынесенного в одном случае второй палатой Верховного суда. Юрисдикция этого Суда также была урегулирована как предполагаемая оговорка к избирательному закону о причинах дисквалификации. Поэтому ясно, и это ясно из-за ликвидации приговора второй палаты Верховного суда, что во время выдвижения кандидатов приговор был исполнен, так что осужденный фактически был вовлечен в неправомочность.

В объективном смысле

Объективное избирательное право — одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Наконец, аргумент о том, что дисквалификация будет только для должности мэра, может быть приемлемой для наказания за дисквалификацию, но не за приостановление права избирательного права в качестве дополнительного наказания по сравнению с уголовным осуждением лишения свободы. С другой стороны, если это второй из упреков, которые вынесены на оспариваемое решение, формальный характер которого не умаляет его значение, поскольку формы в законе и в демократической системе являются гарантиями свобод. В структуре Судебного решения всегда содержится часть, предназначенная для юридического обоснования решения, постановляющей части или постановления, которое принимает внутри империи или потеста.

Источниками избирательных прав являются:

  1. Федеральные законы.
  2. Конституция РФ.
  3. Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.

Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

Аргументы, предшествующие торжественному судебному исполнению, наделяют его аукторитами, предоставляя ему силу разума. С одной стороны, он раскрывает отражения, которые приводят к провалу, как фактор рациональности при осуществлении власти и в то же время облегчает контроль за ресурсами, которые продолжаются. Короче говоря, он выступает за более полное право защиты в суде и в качестве превентивного элемента произвола.

Однако в наших законах уголовного прецедента нет правила, которое накладывает априори определенное расширение или определенный способ рассуждения. Мотивация должна быть достаточной, и эта неопределенная юридическая концепция берет нас в руки к каждому конкретному делу в зависимости от его неотъемлемой важности и вопросов, которые он ставит, не забывая субъективного аспекта автора рассуждений. Это также не подразумевает рабский параллелизм рассуждений, который служит основой для Суждения с дискурсивной схемой судебной литературы, содержащей аргументы сторон.

Активное право

Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.

Наконец, это не подразумевает подробного рассмотрения всех аспектов, поднятых сторонами, если это позволяет узнать, каковы основные правовые критерии, определяющие решение. С другой стороны, не является задачей Конституционного суда подвергать цензуре толкование закона или пересматривать структуру судебных решений, даже если он должен проверить, существует ли основание и, при необходимости, если содержащееся в нем обоснование является логически и юридически достаточным мотивация принятого решения, независимо от его краткости и краткости, даже в случаях мотивации по ссылке.

Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

Пассивное право

Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

В данном случае оспариваемое решение ясно и недвусмысленно раскрывает критерии, которые привели к судебному ответу. С точки зрения искусства. 359 Закона о гражданском процессе, который содержит предсказуемые характеристики таких резолюций, является завершенным примером. Он не только отвечает на каждое из утверждений в ходе прений, но и делает это с концептуальной точностью и ясностью изложения, уделяя им необходимое внимание в соответствии с их сущностью и аргументируя это более чем достаточным объемом.

Вышеизложенное мешает оценить этот мотив, поскольку нам приходилось объяснять не один раз. Вызов права участвовать в государственных делах и доступа к общественным функциям или должностям осуществляется с нескольких точек зрения, до четырех, первая из которых — причина дисквалификации, прямо не предусмотренная в законе о выборах, но в Уголовный кодекс противоречит ст. Поэтому тот факт, что существуют только некоторые из причин дисквалификации, основанные на санкциях, не означает, что остальные, предусмотренные в этом кодексе, такие как абсолютная дисквалификация, специальная дисквалификация за право голоса и другие.

Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

Компетенция Верховного суда в делах против депутатов и сенаторов напрямую связана с ним самой Конституцией, с тем чтобы обеспечить им защиту максимальной защиты в интересах парламентской функции. В этом смысле мы уже говорили. По этой причине ремиссия принципала не влечет за собой параллельной приостановки аксессуаров и, следовательно, говорит, другими словами, Уголовный кодекс в своем искусстве. 97, в котором предупреждается, что «условное наказание не будет распространяться на наказания за приостановление права избирательного права и государственной должности или функции, если эти цифры являются вспомогательными».

Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

Текст ясен и отвечает институциональной функции этого модальности соблюдения наказаний, не забывайте об этом, никогда не из-за его несоблюдения. Последний раздел в этом длинном дискурсивном маршруте — это также разграничение периметра, в котором перемещается условная ремиссия предложения. В этой связи уместно установить в качестве исходной предпосылки аргументацию, которая должна соблюдаться, подтверждение принципа, взятое из нашей собственной юриспруденции. Мы уже говорили в этой связи в двух предыдущих случаях, что функция обычной юрисдикции заключается в определении значения уголовных предписаний с целью определения сферы действия судебного решения, в отношении которого применяется дисквалификация для осуществления права избирательного права, судебное толкование которого может быть исправлено в порядке ампаро, если оно произвольно или необоснованно или неоправданно ограничивает свободное осуществление основополагающих прав на устранение причиненного вреда.

Основы избирательного права в России

Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России – все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны голосования. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным. Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: голосовать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) – лица, которым исполнился 21 год. Законами не разрешается голосовать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

Главные источники избирательного права в России

Избирательное право – это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны. В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России. В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся указы президента, локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

Избирательные права россиян

Гарантии избирательных прав граждан в современных государствах приобретают характер системы, подконтрольной ряду специфических законов. Они определяют порядок, в соответствии с которым происходит выбор должностных лиц либо политических организаций для представительства интересов граждан в различных органах власти. Есть отдельный закон, регулирующий эти демократические процедуры – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В числе важнейших, практически значимых и нужных гражданам гарантий юристы отмечают следующие. Во-первых, это политические гарантии. Они связаны с многообразием идеологий, равенством людей, объединенных общностью интересов перед законом, свободой агитации, привлечением независимых наблюдателей. Во-вторых, это материальные гарантии избирательных прав: расходы на проведение выборов разных уровней возлагаются на бюджет страны, региона или муниципалитета. В-третьих, это собственно правовые гарантии, призванные обеспечить легитимность выборов. Граждане в соответствии с этими гарантиями могут обжаловать действия разных должностных лиц, участвующих в организации голосования и подсчетах результатов.

Виды избирательных систем в России

Избирательное право – это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два – мажоритарный и пропорциональный. В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги голосования подсчитываются, исходя из большинства голосов, отданных за кандидата или кандидатов. Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% голосов, или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат – это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками). Мажоритарная система характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти. Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня. В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны. Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ – это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава Конституционного Собрания не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ – это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример – рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Типы избирательных систем.

Существует три типа, или вида избирательных систем:

1. Мажоритарная избирательная система. В мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей согласно разновидности этой системы:

  • абсолютного большинства (50% +1 и более голосов);
  • относительного большинства (просто большинство голосов);
  • квалифицированного большинства (заранее установленное число больше половины – две трети или три четверти).

Плюсы:

  • возможность формирования стабильного правительства;
  • прочные связи кандидатов с избирателями.

Минусы:

  • голоса, отданные другим кандидатам, не учитываются и пропадают;
  • значительная часть кандидатов от избирателей не представлена во власти;
  • возможна ситуация, когда партия, получившая меньше голосов, в парламенте получает больше депутатских мест;
  • две партии, набравшие почти одинаковое количество голосов, могут представить в парламенте совсем не одинаковое число депутатов.

2. Пропорциональная избирательная система. Этот вид системы означает, что число мест (мандатов), которое получат политические партии пропорционально тому числу голосов, которое они заработают. При этом, чтобы оказаться в парламенте, обычно необходимо преодолеть порог в 5% от общего числа голосов. Обычно используется на общегосударственном уровне.

Плюсы:

  • отражает реальную политическую картину в общественной жизни и расстановку сил;
  • способствует развитию многопартийности и плюрализма;
  • более полный учет интересов общества.

Минусы:

  • сложности в формировании правительства (нет доминирующей партии, много мелких партий, долгий процесс создания партийных коалиций);
  • голосование не за конкретных кандидатов, а за партии ведет к менее тесным связям избирателя и кандидата, в отличие от мажоритарной системы, то есть люди голосуют за безликие кандидатуры;
  • большая зависимость депутатов от руководства своей партии, что иногда связывает им руки (опять же – из-за того, что люди голосуют за партии, а не за конкретных кандидатов);
  • партия, набравшая 5% голосов может получить место в правительстве, хотя это мизерный уровень поддержки в рамках всей страны (лично я бы сделал порог повыше).

3. Смешанная избирательная система. Комбинирование мажоритарной и пропорциональной системы. Представляет из себя попытку оставить плюсы обоих систем и сгладить их минусы. Например, избиратели голосуют за конкретных кандидатов в местных и региональных выборах, и за политические партии в общегосударственных выборах.

Избирательная система РФ – в основном смешанная. Однако, согласно законам отдельных субъектов, региональные и муниципальные выборы бывают и по мажоритарной, и по пропорциональной системе.

Что обозначает пассивное избирательное и активное право граждан

Избирательное пассивное право – это способ выдвижения гражданина своей кандидатуры на выборах. Тут имеются свои ограничения. Для каждого государства они свои. Если рассматривать выборы в США, то для выдвижения кандидатуры на должность президента гражданину должно уже быть 35 лет.

Если придерживаться признаков и норм права законодательства некоторых государств, то конкретные должностные лица могут быть избраны в представительный орган даже на протяжении конкретного времени после того, как ими были оставлены данные должности. Сюда стоит отнести судей, комиссаров политики, префектов. Также граждане, которых было избрано в представительные структуры, не обладают правом занимать другую должность в государственном аппарате. Это предполагает принцип разделения властей. О правах законодательной инициативы расскажет эта ссылка.

На видео-пассивное избирательное право:

Регламентируется такой процесс выдвижения кандидатов на должности на выборах. Для этого могут быть внедрены некоторые способы:

  1. Выдвижение кандидатов – это обязанность, которая возложена на партии, общественные организации. В данном случае кандидата выбирают методом тайного голосования на съездах указанных общественных объединений. В Республике Беларусь выдвижение кандидатов происходит политическими партиями, трудовыми учреждениями.
  2. Кандидат должен подать заявление, которое после подписывают избиратели. Если говорить про Англию, то заявление должно включать 10 подписей. В Республике Беларусь гражданин самостоятельно выдвигать себя не способен.
  3. Кандидаты выдвигаются в порядке, аналогичном избранию депутатов. Подобная манипуляция носит название праймериз или первичные выборы. Благодаря первичным выборам удается определить самых востребованных кандидатов, которые после могут пойти на общие выборы. Первичные выборы получили широкую востребованность в США.

С которого возраста могут выдвигаться в РФ

Придерживаясь Федерального закона 1997 г, для подачи заявления на участие в выборах в органах самоуправления кандидату должно быть уже 21 год. Если происходит выбор депутатов законодательного орана власти субъекта РФ, то возраст составит 21 год. Для подачи заявления на участие в выборах на главу органа исполнительной власти минимальный возраст составит 30 лет. Про классификацию прав и свобод человека и гражданина можно узнать тут.

Если кандидат претендует на должность депутата в Государственную думу, то Конституция России предусмотрела возраст 21 год.

Если речь идет про избрание депутатов в Государственную думу, то для этого не обязательно, чтобы кандидат проживал на территории избирательного участка, а также того субъекта, в который он включен.
Для тех, кто претендует на должность президента РФ, стоит постоянно проживать на территории России. Кроме этого, обязательным является проживание в России последние 10 лет.

Не обладают правом избирать и быть избранными граждане РФ, которые являются недееспособными. Также в эту категорию входят люди, которые отбывают тюремное наказание согласно вступившему в законную силу приговору суда.

Изучая данную тему, важно знать, что относится к активному избирательному праву, а что к такому праву не относится.

Отличительные особенности

Как уже стало понятно, избирательное право классифицируют на два вида: активное и пассивное. Активное – это возможность избирать, отдавать свой голос за определенную кандидатуру, а также выступать против всех предложенных кандидатов. Если говорить про пассивное избирательное право, то это возможность быть избранным на определенную должность. Кандидат может обладать избирательным правом, но не иметь пассивным.

Пассивное избирательное право – это реальная возможность выдвинуть свою кандидатуру на определенную должность. Но для этого существуют определенные ограничения, главное из которых заключается в возрасте. Для каждой должности существует свой критерий возраста, при несоблюдении которого лицо не имеет возможности обладать пассивным избирательным правом.

Сравнение

Главное отличие активного избирательного права от пассивного в том, что первое предполагает — человек будет голосовать за кого-то, в то время как второе означает возможность самому становиться кандидатом на выборах. Кроме того, два рассматриваемых вида избирательных прав могут отличаться и по строгости ценза на участие людей в выборах — в качестве голосующих или кандидатов.

Определив то, в чем разница между активным и пассивным избирательным правом, зафиксируем ее ключевые критерии в небольшой таблице

Таблица

Активное избирательное правоПассивное избирательное право
Что между ними общего?
Обоими видами прав могут обладать только граждане государства
В чем разница между ними?
Предполагает участие человека в выборах в качестве голосующегоПредполагает участие человека в выборах в качестве кандидата
Характеризуется менее строгим избирательным цензомХарактеризуется более строгим избирательным цензом

Связанные понятия

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как «право избирателей», а пассивное избирательное право как «право кандидатов».
Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и…
Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.
Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два…
Закон Украины «О внесении изменения в Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания» (укр. «Про внесення зміни до Кримінального кодексу України щодо удосконалення порядку зарахування судом строку попереднього ув’язнення у строк покарання», шире известный как Закон Савченко; номер — № 838-VIII) — закон Украины, которым внесены изменения в Уголовный кодекс Украины, в соответствии с которыми один день предварительного.

Упоминания в литературе

Избирательные права граждан и право на участие в референдуме характеризуются всеобщностью, т. е. принадлежат каждому гражданину, за исключениями, установленными Конституцией РФ и федеральными законами, а в определенных случаях – и законодательством субъекта РФ. Активное избирательное право принадлежит гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет. Пассивное избирательное право на выборах Президента РФ принадлежит гражданам РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающим в Российской Федерации не менее 10 лет. На выборах в органы государственной власти субъектов РФ пассивным избирательным правом наделяются граждане РФ, достигшие возраста 21 года, на выборах в органы местного самоуправления возраст наделения пассивным избирательным правом снижен до 18 лет.

Н. Ю. Турищева, Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме, 2010
В части регулирования избирательных прав Конституция 1977 года закрепила уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Однако она содержала и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик – 21 год), в Верховный Совет СССР – до 21 года (до этого 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Коллектив авторов, Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия, 2005
ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – один из основополагающих принципов избирательного права. В.и.п. – это право участия в выборах. Оно распадается на две возможности: избирать и быть избранным. Право избирать именуется активным избирательным правом (см.), оно предоставляется гражданам РФ по достижении 18 лет независимо от видов выборов. Право быть избранным называется пассивным избирательным правом (см.). На муниципальном уровне пассивное избирательное право наступает с 18 лет, депутатом законодательного органа субъекта РФ и депутатом Государственной Думы можно стать по достижении 21 года, для избрания главой субъекта РФ надо достичь 30 лет, Президентом РФ – возраста 35 лет.

Сурен Авакьян, Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь, 2015
Для получения активного избирательного права требуется достижение 18-летнего возраста на день выборов. Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права для кандидата в депутаты парламента субъекта РФ согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22 мая 2002 г. не может превышать 21 год. Установление максимального возраста для кандидата в депутаты парламента субъекта Российской Федерации не допускается.

Лидия Алексеевна Нудненко, Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации, 2004
1) избирательные права. Имеют двойственный характер: право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, возникающее с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, возникающее по достижении лицом определенного возраста (18 лет);

С. В. Андреева, Граждановедение. Ответы на экзаменационные билеты, 2009

Связанные понятия

Госуда́рственная ду́ма (Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, Госдума, ГД) — нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации. Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.
Общественная наблюдательная комиссия (ОНК) — один из 85 региональных общественных органов в России, контролирующих соблюдение прав человека в местах принудительного содержания соответствующего региона. Общественные наблюдательные комиссии образованы на основании Федерального закона № 76 от 10 июня 2008 г. Совет Общественной палаты устанавливает число членов в ОНК субъектов федерации, которое должно составлять от 5 до 40 человек.
Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.
Депута́т (от лат. dēputātus «посланный») — лицо, выбранное гражданами в органы власти (часто в законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, как правило, является представление интересов избирателей во властных структурах, защита их прав, закреплённых в Конституции и законах.
Термин права женщин относится к свободам и правам женщин и девочек всех возрастов. Эти права могут быть или не быть институционализированы, игнорироваться или подавляться законом, местными обычаями, и поведением в том или ином обществе. Эти свободы сгруппированы и отличаются от более широких понятий прав человека, поскольку они часто отличаются от свобод, изначально предназначенных для мужчин и мальчиков, в связи с чем активисты этого вопроса предъявляют претензии историческим и традиционным гендерным…
Избирательная система Бельгии представляет собой порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования в стране. Она складывалась на протяжении всего периода существования бельгийского государства со времени революции 1830-31 годов.
Законодательная инициатива — стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой…
Политическая структура Великобритании основана на принципе квази-унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия.
Жирондистский проект конституции — проект конституции Франции, представленный Национальному конвенту 15 и 16 февраля 1793 года маркизом Кондорсе и состоявший из трёх частей…
Лобби́зм в Росси́и — не регламентированная в Российской Федерации на федеральном уровне специальным законодательством практика воздействия физических лиц и организаций на органы государственной власти и местного самоуправления с целью склонения их к принятию тех или иных решений, в том числе к изданию нормативно-правовых актов. Лоббизм существовал в Российской империи, а затем в СССР. В 1990-е — 2010-е годы в Российской Федерации неоднократно предпринимались неудачные попытки принятия лоббистского…
Избира́тельный о́круг — территориальная единица, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Свобода собраний — право проводить митинги, пикеты, демонстрации, а также собираться в помещениях; принадлежит к правам человека «первого поколения» (гражданским и политическим). Свобода собраний закреплена в статье 20 Всеобщей декларации прав человека, статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Обычно защищается лишь свобода мирных собраний.
Обязательные работы — вид административного наказания, которое заключается в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. На Украине было введено Законом Украины от 24.09.2008 № 586-VI (ст. 301 КоАП Украины) и применяется с 16 ноября 2008 года. В Российской Федерации было введено Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ (ст. 3.13 КоАП РФ) и применяется с 1 января 2013 года…
Закон Молдавии «Oб обеспечении равенства» (молд. Lege cu privire la asigurarea egalităţii) — антидискриминационный закон, принятый 25 мая 2012 года парламентом Молдавии и вступивший в силу 1 января 2013 года. Закон обеспечивает нормативную базу для применения Директив 2000/43/ЕС от 29 июня 2000 года и 2000/78/ЕС от 27 ноября 2000 года и призван гарантировать равенство возможностей гражданам, независимо от их расы, цвета кожи, национальности, этнического происхождения, языка, религии или убеждений.
Пети́ция (лат. petitio — запрос) — коллективное обращение (требование, запрос, прошение).
Квалифицированное большинство — большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в неё изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.
Фальсифика́ция ито́гов голосова́ния — изменение с корыстной целью результатов голосования на выборах или референдуме. Действия должностных лиц, ответственных за организацию выборов, членов избирательных комиссий и иных лиц, направленные на умышленную манипуляцию итогами голосования, классифицируются как преступные действия. Является одним из видов нарушений на выборах.
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное…
Кандидат в депутаты — лицо, выдвинутое в установленном законом порядке (зарегистрированное избирательной комиссией) в качестве претендента на замещаемый посредством прямых выборов депутатский мандат.
Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы.
Политическое устройство Словакии базируется на принципах парламентской демократии. Основную роль играют интенсивно конкурирующие друг с другом политические партии, поэтому политическую систему Словакии еще часто называют партийной демократией.
Пораже́ние в права́х — уголовное наказание, предусматривающее лишение осуждённого определённых личных, гражданских и политических прав. Поражение в правах может иметь различный объём, вплоть до признания осуждённого «юридически мёртвым», то есть лишения его вообще всех прав. В современных правовых системах поражение в правах достаточно часто бывает связано с лишением осуждённого трудовых прав и прав, предоставленных по специальному полномочию
Бундеста́г (нем. Bundestag — федеральное собрание, от Bund (союз, федерация) и Tag, Tagung (собрание, заседание) — однопалатный орган народного представительства Федеративной Республики Германия.
Альтернативная гражданская служба (АГС) в Российской Федерации представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы.
Люстра́ция (от лат. lustratio — очищение посредством жертвоприношения) — законодательные ограничения, вводимые после смены власти для ограничения прав сторонников прежней власти. Будучи не новым явлением (например, денацификация в Западной Европе, хрущёвская десталинизация), «решительные формы» люстрация приняла в конце XX века и начале XXI века в посткоммунистических государствах Восточной и Центральной Европы в виде недопущения на государственную службу, в аппарат государственного управления, правоохранительные…
Доктри́на кре́пости (за́мка), или принцип крепости (англ. Castle Doctrine) — принцип права, проистекающий из англосаксонского обычного права. Сформулирована в деле Семейна 1604 года, из которого пошла английская пословица «Дом англичанина — его крепость» (англ. An Englishman’s home is his castle). Чаще всего сейчас доктрина крепости используется в США, где реализована в законодательстве большинства штатов. В некоторых других странах существуют похожие принципы права. Согласно данной доктрине, место…
Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять…
Импи́чмент (англ. impeachment — недоверие, от лат. impedivi — «воспрепятствовал, пресёк») — процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента, как правило, уличает лицо в актах, совершённых незаконно, то есть в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.
Конституция Франции 1791 года (фр. Constitution de 1791) — французская конституция, принятая Национальным собранием 3 сентября 1791 года.
Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США…
За свою историю Швеция прошла путь от абсолютной монархии, когда судьбу страны вершили королевские династии, до парламентской демократии, закрепившей власть в руках граждан. Теперь это конституционная монархия. Глава государства — король Карл XVI Густав – политических полномочий не имеет, выполняет церемониальные функции. Законодательная власть принадлежит парламенту (риксдагу), который избирают каждые четыре года всеобщим голосованием. Риксдаг назначает премьер-министра, который формирует правительство.
Индемнитет (от лат. indemnitas — «безущербный»), индемнити англ. indemnity — юридический термин, имеющий разные значения.
Процедура ампаро (исп. recurso de amparo, juicio de amparo) — средство для защиты конституционных прав, характерное для ряда правовых систем. В некоторых правовых системах, преимущественно испаноязычного мира, ампаро является эффективным и недорогим инструментом защиты индивидуальных прав.
Московская городская Дума (Мосгордума, МГД) — законодательное собрание города Москвы. Статус и полномочия Мосгордумы определяются Уставом города Москвы, порядок избрания — Избирательным кодексом города. В Мосгордуму VI созыва, полномочия которой действуют с 2014 по 2019 год, вошли 45 депутатов, избранных по одномандатным округам. С 1994 по 2014 год Председателем Мосгордумы был Владимир Платонов, с сентября 2014 года её возглавляет Алексей Шапошников.
Либера́льная демокра́тия — правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.
Лише́нец — неофициальное название гражданина РСФСР, СССР, лишённого избирательных прав в 1918—1936 годы согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов.
Европе́йский парла́мент (Европарла́мент, ЕП) — законодательный и представительный орган Европейского союза (ЕС), напрямую избираемый гражданами государств — членов Евросоюза.
Закон о земстве в Западных губерниях — закон Российской империи (именной Высочайший указ) «О распространении действия Положения о земских учреждениях на Витебскую, Волынскую, Киевскую, Минскую, Могилевскую и Подольскую губернии», принятый 14 марта 1911 года; принятие закона вызвало острый политический кризис. Закон распространял на 6 губерний Западного края Положение о земских учреждениях, с той особенностью, что землевладельцы польского происхождения выделялись в отдельную избирательную курию; тем.
Ри́йгикогу (эст. Riigikogu, в дословном переводе — «Государственное собрание») является высшим представительным и законодательным органом власти в Эстонской Республике, который также избирает главу государства и осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти в лице Правительства Республики.
Канадский зако́н о разъясне́нии (фр. Loi de clarification, L. C. 2000, глава 26), обычно называемый «Законом о чёткости референдума» — федеральный закон, предусматривающий условия в случае отделения одной из провинций. При этом в виду имеется, главным образом, Квебек.
Австралийская избирательная комиссия является Федеральным государственным учреждением, отвечающим за организацию и контроль федеральных выборов и референдумов. Выборы на уровне штатов и выборы местного самоуправления также находятся под контролем избирательной комиссии в каждом штате и территории.
Нарушения на выборах — нарушения установленного порядка и правил проведения выборов.
Закон Саэнса Пеньи — законодательный акт № 8871, одобренный Национальным Конгрессом Аргентины 10 февраля 1912 года благодаря усилиям президента Роке Саэнса Пеньи. Согласно данному закону право голоса получили все граждане Аргентины старше 18 лет. Голосование стало тайным, всеобщим и обязательным. Уклоняющиеся от голосования обязаны были уплатить штраф в 20 песо.
Лагтинг (швед. Ålands lagting фин. Ahvenanmaan maakuntapäivät) — законодательное собрание или парламент Аландских островов.

Упоминания в литературе

К избирательным правам относятся права, обеспечивающие гражданам возможность участия в формировании выборных органов центрального и местного управления. Избирательное право делится на активное избирательное право или право голоса (общее избирательное право) и пассивное избирательное право, которое означает право избираться, право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на выдвижение.

Гоптарева И. Б., Конституционное право зарубежных стран, 2006
Гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, имеет право предложить любой партии свою кандидатуру для выдвижения на выборах, проводимых по пропорциональной системе, в частности в Государственную Думу.

Заславский С. Е., Партии на выборах, -1
Лишение прав состояло в лишении активного и пассивного избирательного права, в праве занимать ответственные должности, быть народным заседателем, защитником на суде, попечителем и опекуном. Надо заметить, что советское уголовное законодательство в последующем отказалось от данного вида наказания, что небесспорно. Зарубежные УК, в том числе новейшие – УК Франции 1992 г. и УК Испании 1995 г., такое наказание даже в расширенном варианте знают и успешно применяют на практике.

Коллектив авторов, Полный курс уголовного права. Том I. Преступление и наказание, 2008
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – право гражданина избирать и избираться в государственные органы. Выделяют активное и пассивное избирательное право, которые соответственно означают право избирать и право быть избранным.

Лебедь К. А., Толковый словарь гражданского процесса, 2014
Постановлением от 22 января 2002 г. № 2-П[111] Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения о проведении выборов в Государственный Совет Республики Татарстан по административно-территориальным и территориальным округам, содержащиеся в ч. 2 ст. 69, ч. 2 ст. 70 и ст. 90 Конституции Республики Татарстан, а также в п. 2 ст. 4 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан», поскольку данными положениями нарушаются гарантии свободных выборов на основе всеобщего и равного избирательного права, не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 3 (ч. 2 и 3), 19 (ч. 1 и 2) и 32 (ч. 1 и 2), а также нормативное положение, содержащееся в ч. 2 ст. 70 Конституции Республики Татарстан и п. 8 ст. 21 Закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан», согласно которому пассивным избирательным правом на выборах в Государственный Совет Республики Татарстан по административно-территориальным избирательным округам обладают лишь постоянно проживающие или работающие на территории данного избирательного округа, не соответствующим ст. 3 (ч. 2 и 3), 19 (ч. 1 и 2), 32 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.

Бондарь Н. С., Власть и свобода на весах конституционного правосудия: Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации, 2005
Приобретение таковых законодатель связывает для физических лиц с достижением определенного возраста либо с состоянием здоровья. Например, пассивное избирательное право для избрания главой муниципального образования приобретается физическим лицом, достигшим 21-летнего возраста. Тогда как дееспособность в гражданском праве приобретается физическим лицом в 18 лет. Как видим, относительно субъектов муниципальных правоотношений установлен разный возрастной ценз. Такой подход свидетельствует о наличии ограничения правосубъектности в связи с возрастом. Эта особенность отличает сущность содержания правосубъектности муниципального права от сущности содержания правосубъектности частного права.

Разбор термина

Активное избирательное право — это право абсолютно любого гражданина избирать. Это право участвовать во всех общегражданских выборах власти — президента, депутатов в парламент, в органы местного самоуправления и проч.

Именно активное избирательное право является одной из важнейших составляющих системы управления государством демократического строя. Оно позволяет прийти к власти именно тем лицам, за которых выступает большинство избирателей.

Если мы посмотрим на мировые государства, то увидим, что в большинстве из них активным избирательным правом обладают все дееспособные и совершеннолетние граждане. Есть и исключения. В некоторых странах это право трансформировано в обязанность, долг. То есть за отклонение от его воплощения предусмотрено наказание, штрафы.

Активное избирательное право гражданина — это результат общественного прогресса, длившегося столетия, одно из важнейших достижений мировой цивилизации. Многие века это право, например, не распространялось на женщин, представителей некоторых рас. Где-то был в ходу имущественный ценз. К сожалению, даже сегодня в мире активным избирательным правом не во всех странах граждане обладают наравне. Порой голоса одних «весят» тяжелее выбора других.

Отметим, что активное избирательное право в РФ и других прогрессивных странах — не только выбор состава представительной и исполнительной власти. Это и принятие участия в референдумах — общенародных голосованиях по совместному решению важнейших для государства вопросов.

Активное и пассивное: различия

Давайте рассмотрим ключевые различия между пассивным и активным избирательным правом.

АктивноеПассивное
Право избирать.Право быть избранным.

Иными словами, это право участвовать в выборах.

Что касается РФ, то оно есть у всех дееспособных совершеннолетних (старше 18 лет) граждан вне зависимости от их возраста, расы, полы, национальности, вероисповедания.

Активное избирательное право в РФ — это возможность, которую не имеют только граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, помещенные в места лишения свободы

Правом избираться во властные структуры в Российской Федерации обладает любой из дееспособных граждан. Применяются только возрастные ограничения:

  • Для кандидатов в депутаты Государственной думы — старше 21 года.
  • Для кандидатов на пост Президента России — старше 35 лет. При этом важно, чтобы перед баллотированием гражданин не менее 10 лет проживал на территории РФ
 

Ограничение данного права в мире

Если мы рассмотрим мировые законодательства касательно активного и пассивного избирательного права граждан, то можем столкнуться с таким понятием, как ценз — обязательное условие, соблюдение которого допускает лицо к участию в голосовании.

Цензы можно разделить на несколько категорий:

  • Возрастные.
  • Образовательные.
  • Оседлости.
  • Религиозные.
  • Гражданства.
  • Имущественные.
  • Моральные.
  • Расовые.
  • Половые.

Возрастной ценз

Это ограничение предполагает, что гражданин, обладающий активным избирательным правом, достиг определенного возраста.

Посмотрим на примеры:

  • Самый распространенный рубеж — 18 лет. Именно такой возрастной ценз характерен для России, Германии, Великобритании, Италии и проч.
  • 20 лет — с этого возраста допускается голосовать в Японии и Швейцарии.
  • 16 лет — ценз, характерный для государств Ближнего Востока.

Какая планка наиболее верная — сложный вопрос. Ведь указанный возрастной ценз более основывается на традиционные, культурные особенности народа.

Интересный факт: ни в одной цивилизованной стране мира не установлена верхняя планка — возраст, по достижении которого уже не допускается ни голосовать, ни быть избранным.

Ценз гражданства

Кроме возраста, активное избирательное право зависит и от того факта, насколько долго лицо было гражданином данной страны. Примером могут послужить Соединенные Штаты. Но тут ценз распространяется только на пассивное избирательное право. Конгрессменом может стать человек, являющийся гражданином США более 7 лет. А быть избранным в Сенат — только лицо, что считается подданным Соединенных Штатов Америки более 9 лет.

Ценз оседлости

Что это значит? Гражданин имеет возможность воспользоваться своим активным избирательным правом на выборах только после того, как проживет на территории данного государства определенный срок.

В России такого ценза не существует. Все граждане РФ, в том числе новоиспеченные, будучи совершеннолетними и дееспособными, имеют право голосовать. А вот во Франции данный ценз есть — в стране нужно прожить 6 месяцев перед участием в выборах в качестве избирателя. А, например, в Новой Зеландии право обретается спустя 3 месяца после проживания в стране в качестве подданного государства.

Имущественный ценз

Чем больше мировое сообщество продвигается в гуманистическом прогрессе, тем дальше мы уходим от имущественного ценза. Это ограничение на участие в выборах, референдумах тех лиц, кто не владеет имуществом на определенную сумму или не уплачивает налоги свыше обозначенной законом черты.

Хоть сегодня оно отменено практически во всех странах, надо помнить, что имущественный ценз был характерен для Европы еще прошлого века! Его наличие объяснялось просто: не допустить к власти неугодный малообеспеченный класс населения, дабы она держалась сконцентрированной только в руках обеспеченных граждан.

Источники

  • https://www.advokat-bukov.ru/civil-law/what-does-passive-suffrage-mean-passive-suffrage/
  • https://FB.ru/article/147335/izbiratelnoe-pravo—eto-konstitutsiya-rf-izbiratelnoe-pravo-v-rf
  • https://www.calc.ru/Izbiratelnoye-Pravo-I-Izbiratelnaya-Sistema.html
  • https://RuleConsult.ru/konstitucionnoe/politicheskie/passivnoe-izbiratelnoe-pravo-eto.html
  • https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-aktivnoe-izbiratelnoe-pravo-ot-passivnogo/
  • https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE
  • https://www.syl.ru/article/378462/aktivnoe-izbiratelnoe-pravo—eto-chto-takoe-komu-ono-daetsya
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант