Бесплатная горячая линия

Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину

Обстоятельства, требующие обращения в суд

В результате дорожно-транспортного происшествия могут быть повреждены автомобили или другое имущество, пострадать (погибнуть) люди. За все это придется кому-то отвечать. При наличии у сторон полисов автогражданской ответственности ОСАГО убытки возмещает страховая компания виновника.

Максимальная сумма выплаты по «автогражданке» составляет:

  • 400 тысяч рублей – возмещение материальных убытков;
  • 500 тысяч рублей – компенсация вреда, причиненного жизни или здоровью человека.

При сложных авариях этих средств может оказаться недостаточно. В таком случае недостающие деньги придется выплачивать виновнику происшествия. Поэтому лицо, чьи действия спровоцировали происшествие, определить нужно обязательно.

Не каждый водитель является законопослушным гражданином, поэтому вину участника ДТП нередко приходится устанавливать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Если по каким-либо причинам им это не удастся, единственным выходом для пострадавшей стороны окажется обращение в суд.

Что может сделать наш адвокат при необходимости установления вины в ДТП?

  1. Дать совет в ходе консультации, в том числе по вопросу, как доказать, что ДТП не было, а также иному любому
  2. Выехать на место ДТП, зафиксировать данные свидетелей, обратить внимание на имеющие значение для дела обстоятельства, проверить правильности составления протокола
  3. Проанализировать ситуацию и определить выгодную Вам тактику поведения
  4. Составить возражение на протокол, Обжаловать постановления сотрудников ГИБДД
  5. Обратиться в страховую компанию с заявлением о страховом случае, составить претензию в страховую компанию
  6. Участвовать при проведении автотехнической экспертизы
  7. Оказать помощь при сборе доказательств Вашей невиновности и виновности другого участника
  8. Обратиться в оценочные организации, с целью составить расчет суммы ущерба
  9. Составить и подать в суд исковое заявление о возмещении ущерба от ДТП, участвовать в судебных заседаниях, подать встречный иск о возмещении ущерба
  10. При необходимости обжаловать судебное решение
  11. Ведение исполнительного производства

ВАЖНО: привлечение адвоката возможно на любой стадии, однако, чем раньше адвокат включится в работу, тем больше шансов собрать необходимые доказательства и уложиться сроки, предусмотренные законом (например, для обжалования постановлений, решений).

Что и как нужно обжаловать при оспаривании виновности в ДТП

В зависимости от того, в рамках какого производства оспаривается вина в ДТП (уголовного, административного, гражданского), лицам, оспаривающим вину, следует руководствоваться соответствующими положениями Закона, регламентирующими порядок обжалования.

При решении вопроса о том, как оспорить вину в ДТП, следует знать, что оспариванию подлежат постановление по делу об административном правонарушении или постановление о возбуждении уголовного дела (при наступлении последствий, указанных в статье 264 Уголовного кодекса РФ).

В случае возбуждения уголовного дела в отношении участника дорожно-транспортного происшествия важно знать о том, что виновным в совершении преступления кого-либо, может признать только суд, по вступившему в законную силу приговору.

Презумпция невиновности закреплена в Конституции РФ. Доказывание невиновности не является обязанностью лица, привлекаемого к административной (уголовной) ответственности.

Постановление о возбуждении уголовного дела может быть обжаловано заинтересованным лицом в органы Прокуратуры РФ или в Федеральный (районный, городской) суд.

Порядок обжалования определен главой 16 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Предметом обжалования являются действия и решения должностных лиц, производящих дознание (следствие).

Жалоба подается лицом, в отношении которого возбуждено уголовное дело или его защитником – адвокатом. Рассмотрение жалобы производится с участием заявителя.

К оспариванию вины в дорожно-транспортном происшествии по уголовному делу привлекается защитник – адвокат.

Оспаривание виновности в дорожно-транспортном происшествии не должно сводиться только к формальному обжалованию процессуальных документов – постановления по делу об административном правонарушении, (постановления о возбуждении уголовного дела).

Процессуальные решения о привлечении к административной (уголовной) ответственности принимаются должностными лицами органов ГИБДД, следствия, дознания на основании доказательственной базы по делу о ДТП.

Для успешного решения вопроса о том, как обжаловать вину в ДТП необходимо:

  1. Ознакомиться с материалами дела, на основании которых было принято решение о привлечении участника происшествия к административной ответственности.

    Первичными документами в делах о ДТП являются: протокол осмотра места происшествия, схема места происшествия, протоколы осмотра транспортных средств, справка о ДТП, акты медицинский освидетельствований, результаты автотехнического (транспортно – трасологического) исследования.

    При административном производстве, особое внимание следует уделить изучению административного протокола.

    Если при его составлении были допущены процессуальные нарушения, недочеты, ошибки, то решение о вине может быть признано незаконным и отменено.

    Именно несоответствия протокола требованиям закона являются основой для отмены постановлений по делам о дорожных происшествиях, рассмотриваемых в административном производстве.

    Протокол о нарушении ПДД при дорожно-транспортном происшествии

  2. Проанализировать перечисленные материалы на предмет соответствия их формы и содержания требованиям Закона.

    При выявлении несоответствий, указанных в схеме ДТП, справке о ДТП и других документах, принять меры к устранению допущенных нарушений.

    Как оспорить схему ДТП

    Как обжаловать справку о ДТП

    Справка ГИБДД о ДТП — правила и образец заполнения

  3. Если по делу о дорожно-транспортном происшествии не проводилась автотехническая экспертиза, то необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности ее назначения.

    Например, в ДТП с участием пешехода, без назначения АТЭ не обойтись.

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

    В рамках производства по уголовному делу, выяснение вопросов о механизме дорожного происшествия, соответствии действий водителей техническим требованиям нормам ПДД РФ, установление причинной связи между действиями водителей и наступившим событием ДТП и др., относится к компетенции эксперта – автотехника

    То есть, транспортно-трасологическая экспертиза по любому уголовному делу о ДТП назначается в обязательном порядке.

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Трасологическая экспертиза при ДТП

    Независимая экспертиза после ДТП (автоэкспертиза)

Не следует недооценивать доказательственного значения транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП, рассматриваемым в порядке гражданского (арбитражного) судопроизводства.

Порядок назначения и проведения экспертиз регламентирован нормами соответствующих отраслей законодательства.

В деле оспаривания вины в ДТП возможности автоэкспертиз поистине грандиозны.

Для эффективного использования экспертных методов анализа доказательств и установлению причин дорожно-транспортного происшествия, следует ответственно подходить к формулированию круга вопросов, предлагаемых к экспертному исследованию.

В соответствии с законодательными требованиями о порядке проведения судебных экспертиз, эксперт не может выходить за пределы поставленных перед ним вопросов.

Если причиной дорожной аварии явились неудовлетворительные дорожные условия, то доказать невиновность поможет экспертиза дорожных условий.

Для ее проведения необходимо наличие в материалах дела акта, составленного с участием представителей дорожно-эксплуатационных служб.

Особое внимание следует уделить выбору экспертной организации, в которой назначается экспертиза.

Квалификация эксперта, его опыт работы в должности, уровень профессионализма, независимость и незаинтересованность в исходе дела, являются ключевыми критериями при определении кандидата, которому следует поручить проведение экспертизы.

Помощь в вопросах, связанных с назначением и производством экспертиз по делу об оспаривании вины в ДТП, могут оказать практикующие адвокаты и автоюристы, специализирующиеся на защите прав и интересов лиц-участников дорожного происшествия.

При наличии сомнений в законности и обоснованности обвинения в совершении преступления (правонарушения), связанного с фактом ДТП, необходимо предпринять все возможные меры к оспариванию виновности в совершении дорожно-транспортного происшествия.

Только такой подход к процедуре обжалования избавит необоснованно обвиненного участника происшествия от исков «потерпевших» и их страховщиков по договорам КАСКО и ОСАГО.

Кем определяется степень виновности в ДТП

При мирном урегулировании вопросов, небольшом ущербе (менее 100 тысяч рублей) и отсутствии пострадавших, в соответствии с Правилами дорожного движения, стороны конфликтной ситуации могут самостоятельно составить схему происшествия и заполнить бланк извещения в страховую компанию, без привлечения сотрудников ГИБДД. Исходя из данных документов видно, в результате чего случилась авария и кто в ней виноват. Но когда гражданин, чьи противоправные действия стали причиной ДТП, не согласен взять на себя ответственность, то для объективного рассмотрения обстоятельств случившегося инцидента придется привлекать компетентные органы.

Согласно очередным поправкам, внесенным в ПДД в 2015 году, выезд сотрудников ГИБДД возможен, если в результате аварий есть люди, получившие увечья. Когда все отделались легким испугом и в дорожном происшествии пострадали только транспортные средства, то добираться до ближайшего пункта ДПС участникам происшествия придется самостоятельно.

В полиции водителям необходимо предъявить все имеющиеся доказательства произошедшего инцидента:

  • фото- и видеосъемка;
  • письменные свидетельские показания;
  • схема ДТП;
  • предъявить автомобили, получившие повреждения.

Вместе с тем, можно передать сотруднику ГАИ контактные данные очевидцев, которые по каким-то причинам не смогли дать письменные пояснения.

Значительно упростит задачу участников дорожного инцидента в доказывании своей позиции вызов аварийного комиссара. Опытный сотрудник сможет оценить обстановку по характеру повреждений и расположению автотранспортных средств, дать свое заключение на предмет виновности участников аварии, а также составить схему ДТП.

В случае вызова комиссара сотрудник полиции при рассмотрении обстоятельств дела будет опираться на слова и документы независимого эксперта, а не на эмоциональные оправдания участников ДТП.

Что дальше?

По факту аварии инспектором полиции возбуждается административное дело. В результате рассмотрения представленных доказательств, сотрудник ГИБДД в отношении лица, нарушившего ПДД, составляет административный протокол. Если гражданин, на которого возложена ответственность за случившийся инцидент, не согласен с решением сотрудника полиции, он вправе оспорить его действия в судебном порядке.

Однако это обстоятельство уже не должно волновать добросовестного участника дорожного движения. Все полученные в ГАИ документы необходимо в течение 5 дней представить в страховую компанию, где должны компенсировать понесенные в аварии убытки.

Кто считается виновным в дорожно-транспортном происшествии

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, как оспорить вину в ДТП, необходимо определиться с понятием вины.

В юридической литературе по теории права, под виной понимается психическое отношение лица, к совершенному им противоправному деянию.

В теории права разделяют вину на две формы — умышленную и неосторожную.

Большинство дорожно-транспортных происшествий совершаются по причине умышленного нарушения требований правил дорожного движения.

Последствия ДТП, в виде причиненного материального ущерба, вреда жизни и здоровью, не охватываются умыслом нарушителя и наступают по неосторожности.

Например, при столкновении автомобилей, движущихся по перекрестной траектории на регулируемом перекрестке, один из водителей, выезжая на перекресток под запрещающий красный сигнал светофора, умышленно нарушает требования пункта 6.2 Правил дорожного движения РФ. В результате дорожного происшествия пассажиру автомобиля – участника ДТП причинены телесные повреждения (вред здоровью), а собственникам автомобилей – материальный ущерб.

Перечисленные последствия дорожного происшествия — вред здоровью и материальный ущерб от повреждения транспортных средств, не охватывались умыслом нарушителя и наступили по неосторожности.

В данном случае, мы можем говорить о смешанной форме вины.

Именно при смешанной форме вины совершается подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий.

В рассмотренном примере нарушитель Правил дорожного движения признается виновным и в зависимости от тяжести наступивших последствий привлекается к административной (уголовной) и материальной ответственности.

Обязательным условием, для признания лица виновным в совершении ДТП, является наличие причинно-следственной связи между нарушением требований ПДД РФ и наступившими последствиями.

Относительно приведенного нами примера, причинно-следственная связь выглядит следующим образом: нарушение пункта 6.2 ПДД РФ водителем автомобиля, выехавшим на перекресток, на запрещающий красный сигнал светофора (причина) является создание аварийной ситуации.

В результате столкновения автомобилей пассажиру причинены телесные повреждения, собственникам автомобилей причинен материальный ущерб (следствие).

Следует знать, что при отсутствии связи между нарушением ПДД РФ и наступившими последствиями ответственность за ДТП не может быть возложена на нарушителя.

Применительно к приведенному примеру, если водитель автомобиля, проезжавший перекресток с соблюдением требований ПДД РФ, находился в состоянии алкогольного опьянения, то его нельзя признать виновным в ДТП по причине отсутствия связи между нарушением ПДД (управление автомобилем в состоянии опьянения) и наступившими последствиями.

При дорожных авариях с участием пешеходов, а также случаях оставления места происшествия его участниками – уезда с места ДТП, обжалование виновности имеет особую значимость и специфику.

Как доказать обоюдную вину при ДТП?

В случае если оба водителя нарушили ПДД и это привело к ДТП, можно говорить об обоюдной вине. Следует учитывать, что между нарушением и ДТП должна быть причинно-следственная связь.

Например, если первый автомобиль движется на красный свет и сталкивается с вторым, движущимся на зеленый, но водитель второго, например, не пристегнут. В отношении обоих водителей будут составлены протоколы о нарушении ПДД, однако обоюдной вины тут не будет, т.к. то обстоятельство, что второй водитель не был пристегнут, не могло стать причиной ДТП.

Доказать обоюдную вину помогут показания участников ДТП, показания свидетелей, видеозаписи. При этом необходимо следить за тем, что инспектор указывает в протоколе, если есть замечания или Вы с чем-то не согласны, указывайте это при подписании протокола. Также обращайте внимание сотрудника ГИБДД на факты, которые могут подтвердить виновность второго участника.

Наличие обоюдной вины влияет на размер выплат по ОСАГО.

Водитель признал вину, но потом отказался

Иногда признавший свою вину водитель, неожиданно решает изменить собственное решение и отказывается от навалившейся на него ответственности. Данная ситуация случается при высоком стрессе водителя. Как только он немножечко успокоился, то совершенно изменил мнение или же посоветовался с каким-либо знакомым.

В любом случае, пострадавшему необходимо сохранять самообладание. Главное – следовать алгоритму поведения в ДТП, думать о себе и своей машине, потихоньку собирать доказательства самостоятельно или с аварийным комиссаром. Далее смело обращайтесь в страховую компанию и заявляйте об инциденте. Для того чтобы виновному избежать наказания, ему придётся обращаться в суд. Очень трудно изменить мнение судьи, если все доказательства на стороне пострадавшего.

Кто определяет степень виновности в аварии

Каждый автолюбитель должен заключить договор со страховой компанией об обязательном страховании своей ответственности. В случае аварии этот документ позволит получить компенсацию или же сэкономить на выплатах потерпевшему.

Законодатель регулирует все вопросы, касающиеся таких договоров в специальном нормативно-правовом акте – Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В нем раскрыт в числе прочих и вопрос определения виновности.

За определение виновного в транспортном происшествии отвечают такие учреждения:

  • Непосредственно страховые организации, с которыми или у виновного или у потерпевшего заключен договор;
  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Именно они проводят проверку по материалу и выносят решение о виновности того или иного участника. Результатом проверки является постановление о привлечении к административной ответственности;
  • Судебные инстанции, выносят решение о виновности, опираясь на факты, предоставленные всеми сторонами спора.

Одним из самых важных документов в процессе доказывания невиновности является схема, приложенная к протоколу осмотра места происшествия. Поэтому ей стоит уделить внимание, так как именно там отражены обстоятельства аварии, в том числе и взаимное расположение автомобилей.

Схема должна быть составлена сотрудниками полиции, которые прибудут на место аварии и приложена к протоколу осмотра. Внимательно ознакомьтесь с ней перед тем как ставить свою подпись.

Не меньшую роль играют и показания свидетелей и очевидцев, а также самих водителей. Ведь опираясь на них соответствующие органы и вынесут решение о степени виновности.

Когда вам удалось собрать пакет документов, то их следует передать в страховую компанию, которая так же определит виновность заявителя и примет решение о возмещении ущерба. Стоит помнить, что в некоторых случаях мнение страховой компании о виновности может быть отличным от решения инспектора ГИБДД.

В случае, если кто-то из участников не согласен с решением, принятым сотрудниками полиции или страховщиком, он имеет право обратиться в суд. Выбор судебного органа зависит от суммы заявленных исковых требований. Так, если требования меньше 50000 рублей, то заявление подается в мировой суд, если больше, то в районный.

Судебное решение – это решение окончательное и отмене не подлежит. Правда его можно оспорить в вышестоящей инстанции.

Для обжалования решения суда необходимо подать жалобу в кассационном порядке. Необходимость такого действия возникает достаточно часто, не зависимо от причины по которой виновный таковым себя не считает.

Кто устанавливает степень виновности водителей в аварии?

В России существует законодательный акт об ОСАГО, обязывающий каждого водителя автотранспортного средства страховать свою гражданскую ответственность.

Представленный закон регламентирует деятельность страховщиков и страхователей при оформлении полиса ОСАГО, также в нем содержится порядок действий, применяемый при случившемся ДТП. Определить виновника автомобильной аварии вправе следующие инстанции:

  • страховые компании. Могут проводить экспертизу на месте происшествия все страховые компании, которые выписывали полис ОСАГО участникам ДТП. Например, при аварии столкнулись три автомобиля, водители застраховали свою гражданскую ответственность в разных СК, соответственно все три страховщика имеют право на проведение экспертизы для установления виновного лица в ДТП. Также проведение ими анализа позволяет установить пострадавшее лицо и размер полученного ущерба, как автотранспортному средству, так и здоровью водителя;
  • уполномоченные представители дорожной полицейской инспекции. Они прибывают на место автомобильной аварии для установления виновника ДТП, для составления схемы дорожного происшествия и т.д. Все полученные ими данные фиксируются в специальном протоколе;
  • судебное учреждение, которому подсудны данные разбирательства. Инстанция суда для определения виновника выбирается исходя из суммы иска.

Для определения виновника аварии важно правильно оформить полицейский протокол, в котором будет содержаться схема дорожного происшествия, так как по российскому законодательству, именно про протоколу, составленному работником ГИБДД, определяется виновное лицо в произошедшей аварии. Повлиять на установление виновного лица могут очевидцы дорожно-транспортного происшествия. Ведь составление корректной схемы на месте аварии зависит от их показаний.

Вся документация, оформленная представителем государственной автомобильной инспекции, передается на рассмотрение в страховую компанию. Компетентные страховщики рассматривают бумаги и на их основании составляют свое умозаключение (их мнение относительно виновника аварии может отличаться от текста протокола).

Если виновник ДТП не признает свою вину, то он вправе с исковым заявлением обратиться в судебное учреждение. Инстанция суда зависит от суммы полученного ущерба. Доказать свою невиновность участник ДТП может в:

  • районном суде, если сумма иска больше 50 тыс. рублей;
  • в мировом судебном учреждении, если иск меньше 50 тысяч.

Необходимые документы

После ДТП оформляются следующие бумаги:

  • протокол определенного образца. Данный акт оформляется представителем службы ГИБДД на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол, свидетельствующий о наличии административного нарушения;
  • протокол, в котором уполномоченное лицо указывает сведения, на основании которых виновника ДТП можно привлечь к уголовной ответственности;
  • европротокол оформляется, если есть на то причины;
  • схема случившейся дорожной аварии;
  • бланк, предназначенный на случай ДТП. Он выдается страховой компанией водителю одновременно с оформленным полисом ОСАГО.

Во всех представленных выше протоколах обозначаются сведения о виновнике аварии. Если данный гражданин отказывается признать свою вину в произошедшем дорожно-транспортном происшествии, то он должен это написать на бланке протокола. На акте, составленном работником ГИБДД, следует сделать подобную запись «с текстом протокола не согласен, требую предоставления доказательств».

Если виновник ДТП признал свою вину, то требуется подать всю документацию в страховую компанию и ожидать ответа от нее по поводу условий и размера возмещения по полису ОСАГО.

Когда придется идти в суд

Иногда встречается ситуация, сложная для обеих сторон, когда виновный в ДТП водитель не был назначен инспектором ГИБДД. Он формально подошёл к своим обязанностям и не стал вдаваться в детали ситуации. В этом случае возмещение ущерба и ремонт автомобиля по договору ОСАГО произведён не будет. В такой ситуации необходимо прибегнуть к дополнительным экспертизам, которые установят подробности ДТП, приведут новые факты и доказательства, которые точно установят виновную сторону.

Можно сразу же обратиться в мировой или районный суд по месту жительства ответчика (орган определяется в зависимости от размера запрашиваемой компенсации), в этом случае судья сам назначит проведение дополнительных экспертиз, но стоимость экспертизы вероятнее всего будет на 10-15% дороже, нежели пострадавший обратиться туда сам.

Перед тем как подать исковое требование лучше всего постараться прийти к компромиссу при личной встрече или же воспользоваться претензионным письмом (досудебной претензией). В ней чётко изложить требования, приложить материалы экспертиз и доказательств вины адресата. При написании письма ссылайтесь на нормы действующего законодательства. Чтобы точно знать, что требования получены адресатом, направляйте все документы почтой с уведомлением о вручении.

Описанная выше процедура сыграет на руку пострадавшему, даже если ответа на письмо не последует. Его можно будет приложить как доказательство попытки мирного урегулирования в суде. Опять же, все собранные документы и доказательства понадобятся вам в процессе рассмотрения дела.

Важно! Если вы будете проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля или же осматривать место ДТП, то обязаны официально уведомить об этом вторую сторону за 5-7 дней до её прохождения. Он имеет полное право участвовать в процессе, если хочет.

Если всё-таки пришлось подать заявление в суд, то вместе с заявлением должны быть представлены следующие документы:

  • документы по аварии (фото, видео места происшествия, показания свидетелей, схема ДТП, протокол и другие);
  • заключение экспертов, если проводилась независимая экспертиза;
  • квитанция, которая подтвердит попытку досудебного урегулирования дела;
  • документ, который подтвердит наличие искового заявления предполагаемому ответчику;
  • квитанция по оплате госпошлины.

По необходимости суд может инициировать привлечение документов к делу из органов ГИБДД или же направление автомобилей на дополнительные экспертизы. Если вина ответчика будет доказана, то потерпевший спокойно получит своё возмещение или сможет отремонтировать автомобиль.

Как оспорить вину в ДТП

Одним из доказательств вины водителя в совершенном происшествии является подписание им протокола по факту нарушения правил дорожного движения, в котором он указан, как виновное лицо.

Однако степень вины водителя транспортного средства может определить только суд, а сам протокол, который был составлен на месте нарушения ПДД, может быть обжалован водителем в течение 10 суток.

При этом жалобу можно подать как в вышестоящий орган, в порядке подчиненности по линии ГИБДД, так и в районный суд по месту нахождения подразделения ГИБДД, сотрудник которого составил протокол, или по месту своего жительства. Также существует возможность обжалования такого документа в порядке гражданского судопроизводства.

В силу разных обстоятельств, инспекторы ГИБДД, в некоторых случаях, в качестве виновника дорожно-транспортного происшествия указывают не того, кто действительно виновен.

Поэтому у водителя, который определен в качестве виновника ДТП, возникает решение обжаловать составленный на него протокол.

И положительный результат будет зависеть напрямую от того, как будет действовать водитель сразу же после дорожно-транспортного происшествия.

Обычно инспектор ГИБДД, составляя отчет о результатах расследования обстоятельств совершения ДТП, составляет рапорт, в котором он и указывает, кто из водителей, по его мнению, допустил нарушение правил дорожного движения, которые повлекли совершение ДТП.

В связи с этим, водитель транспортного средства, которое принимало участие в ДТП, чтобы защитить свои интересы, должен следовать следующим рекомендациям:

  • следить за правильностью оформления всех документов, касающихся совершенного ДТП, а именно что пишет инспектор ГИБДД в протоколе и постановлении;
  • проверить достоверность внесенных данных в протокол осмотра дорожно-транспортного происшествия, рисунок схемы ДТП, внести свои замечания и дополнения;
  • после ДТП, до приезда инспекторов ГИБДД, записать данные свидетелей и очевидцев происшествия.

В том случае, если свидетели происшествия готовы изложить письменно свои показания, то следует попросить их об этом. В дальнейшем, эти показания приложите к своему пояснению и передайте инспектору ГИБДД для приобщения к протоколу.

В свидетельских показаниях и объяснении водителя следует указывать:

  • с какой скоростью двигались транспортные средства в момент совершения дорожно-транспортного происшествия;
  • какая дистанция была между автомобилями, которые двигались в попутном направлении;
  • предпринималась ли попытка водителем транспортного средства к его остановке или экстренному торможению;
  • имеются ли следы юза, волочения, торможения на участке дороги, где произошло ДТП;
  • какие были погодные условия в момент происшествия, и видимость.

Одним из способов, который позволяет доказать невиновность участника ДТП в нарушении правил дорожного движения, является проведение независимой экспертизы.

Чтобы юридически грамотно поставить вопросы для разрешения эксперту, лучше всего воспользоваться услугами опытного адвоката, который специализируется по данной категории дел.

С его помощью, добивайтесь ответов на поставленные вопросы:

  • какова непосредственная причина дорожно-транспортного происшествия;
  • какие повреждения имеются на транспортном средстве, которое участвовало в ДТП;
  • какие следы имеются на месте ДТП, и о чем они свидетельствуют;
  • состояние проезжей части и погодные условия в момент совершения ДТП.

Данные вопросы направлены на то, чтобы установить причины, по которым стало возможным происшествие, а также определить, кто из водителей транспортных средств нарушил правила дорожного движения, которые привели к дорожно-транспортному происшествию.

В обычных случаях, расходы на проведение такой экспертизы оплачивает заинтересованный участник дорожно-транспортного происшествия. А если окажется, что виновником ДТП является другая сторона, то такие расходы подлежат возмещению за счет виновной стороны.

Если виновник ДТП отказывается возмещать расходы по проведению экспертного исследования, то суд может принять решение взыскать их с него в принудительном порядке.

Если водитель транспортного средства не считает себя виновным, то он может обжаловать постановление о привлечении его к административной ответственности за нарушение ПДД.

Для этого ему необходимо обратиться с обоснованной жалобой в вышестоящую инстанцию ГИБДД или же подать иск в суд по месту нахождения подразделения ГИБДД. Подать иск в суд можно также и по месту своего жительства.

Как свидетельствует практика, вышестоящее должностное лицо ГИБДД редко удовлетворяет жалобы на действия подчиненных сотрудников, однако, в некоторых случаях, это значительно ускоряет решение вопроса.

Поэтому независимо от предполагаемого результата, желательно такую жалобу все же подать. Это будет и лишним аргументов в суде: заявить, что водитель транспортного средства вынужден обращаться в суд, так как жалоба в вышестоящую инстанцию по линии ГИБДД результата не принесла.

Следует помнить, что обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения можно в течение 10 дней с момента вручения документа. После истечения 10 дневного срока, жалобу можно подать только в суд.

При обжаловании постановления через суд, ходатайствуйте о назначении независимой экспертизы, с указанием перечня вопросов, на которые эксперт должен дать ответ.

При этом жалоба в суд может быть подана не позднее чем через 2 месяца с момента совершения нарушения, в отношении которого составлен протокол и вынесено постановление о применении мер административного воздействия.

Срок для обжалования может быть восстановлен, если водитель не смог его своевременно обжаловать по уважительной причине. Это может быть длительная командировка с выездом из места постоянного жительства или стационарное лечение.

В таких ситуациях, к жалобе приложите заявление на восстановление пропущенного срока, и приложите документы, которые подтверждают, что причина пропуска установленного законом срока – уважительная.

Общие требования действующего российского законодательства определяют, что пока не принято решение суда о виновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия, он считается невиновным. То есть действует презумпция невиновности.

Это означает, что инспектор ГИБДД, который оформляет материалы, должен искать доказательства вины водителя, а водитель, в свою очередь, должен доказывать свою невиновность.

Таким образом, водителю нет необходимости доказывать, что в совершении аварии виновен другой водитель. Его задача состоит в том, чтобы доказать, что в момент дорожно-транспортного происшествия, он правила дорожного движения не нарушал.

Если же протокол составлен, и по нему вынесено постановление о привлечении водителя к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, то он, в случае своего несогласия, должен подать соответствующее обращение с целью обжалования принятого решения.

Для этого водитель, который подает жалобу, должен:

  • изучить материалы дела об административном правонарушении и уяснить, в связи с чем инспектор пришел к выводу о том, что именно он нарушил ПДД, которые привели к совершению дорожно-транспортного происшествия;
  • при изучении материалов дела, особое внимание уделите протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия, составленной схеме ДТП, заключениям соответствующих специалистов, если они выносились. В таких материалах ищите ошибки и неточности, которые дадут основание для подачи жалобы на вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности;
  • если водителем обнаружены ошибки и неточности, то на них и следует указать в своей жалобе, а должностное лицо, которое будет рассматривать ее, должно принять меры к устранению выявленных нарушений путем отмены принятого решения;
  • в том случае, если автотехническая экспертиза не была назначена сотрудниками ГИБДД, то водитель вправе самостоятельно ее заказать, оплатив расходы за ее проведение;
  • в случае необходимости, водитель имеет право обратиться за помощью к адвокату, с которым совестно изучить административное дело и подготовить обжалование принятого постановления. Кроме того, специалист в области права поможет составить план действий для доказывания того, что в совершении ДТП водитель не виновен;
  • если жалоба направляется сразу в суд, то итогам ее рассмотрения, судья может удовлетворить ее, отказать в удовлетворении или удовлетворить частично;
  • для возмещения причиненного материального ущерба, водитель транспортного средства, которое пострадало в результате ДТП, может обратиться к страховой компании, которая страховала транспортное средство, водитель которого признан виновным в совершении ДТП.

Водитель транспортного средства, который отстаивает свою невиновность в происшествии, должен контролировать заполнение всех документов работниками полиции на месте аварии.

Ведь из-за любых неточностей, вывод о виновнике ДТП может быть искажен, и доказать затем свою правоту будет чрезвычайно сложно, а в некоторых случаях, невозможно.

Поэтому если произошло дорожно-транспортное происшествие, водитель должен записать или зафиксировать другим возможным способом данные свидетелей и, по возможности, их показания, с помощью видео- или фотофиксации зафиксировать положение транспортных средств на месте ДТП и следы транспортных средств до совершения столкновения и после него.

Если момент ДТП был зафиксирован видеорегистраторами автомашин, которые проезжали место происшествия, то следует оговорить возможность получения данных с видеорегистраторов.

В каких документах указывается виновный

Каждому автолюбителю необходимо знать, в каких документах обозначен виновник дорожно-транспортного происшествия, даже в случае если он сам не стал участником аварии. Вот эти документы:

  • протокол, в котором зафиксировано место происшествия, составляемый на месте происшествия;
  • протокол об обнаружении административного правонарушения;
  • постановление о возбуждении уголовного дела и привлечении к уголовной ответственности;
  • уведомление о ДТП (европротокол), в случае, когда соблюдены все условия его заполнения;
  • схема к протоколу осмотра места происшествия;
  • спецбланк о ДТП, выданный страховой компанией к договору ОСАГО.

Однако необходимо помнить, что не во всех документах виновный может быть указан. Например, в европротоколе указать данные виновного нельзя, если он не согласен с тем, что действительно виноват.

А вот в случае составления административного протокола не важно согласен виновный с мнением инспектора ГИБДД или нет. Все что он может сделать, это внести замечания в протокол о том, что не согласен со своей виновностью и требует проведения тщательного разбирательства.

Если вас признали виновным, а вы не согласны, то описанным выше образом стоит поступать со всеми документами, где вы записаны виновной стороной.

В случаях, если ситуация спорная, а вы на месте происшествия уже признали вину и подписали все документы, то в дальнейшем будет очень сложно доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии.

А как же поступать в тех случаях, когда виновный в дорожно-транспортном происшествии не признает свою вину?

В этом случае потерпевшему в происшествии нужно действовать в соответствии с инструкциями страховщика – собрать все требуемые документы и в кратчайший срок направить их с заявлением страховщику.

Так же не лишним будет сделать копии всех документов, возможно они понадобятся для предоставления в судебные органы.

Что делать, если виновник ДТП не признает свою вину?

Когда один из участников дорожной аварии не признает свою вину, необходимо ее доказать. Чтобы установить виновника аварии требуется выполнить следующий алгоритм действий:

  • после столкновения автотранспортных средств не изменять их положения, не передвигать;
  • включить аварийные знаки на своем автомобиле;
  • выставить на дорожную полосу специальные знаки, свидетельствующие о случившейся аварии;
  • вызвать на место дорожного происшествия работников государственной автомобильной инспекции;
  • составить вместе с уполномоченным представителем ГИБДД требуемые протоколы;
  • позвонить в страховую компанию, где оформлялось страхование автогражданской ответственности, сообщить им о происшествии, ожидать приезда представителя страховщика.

Когда вышеуказанный перечень действий выполнен, а виновник аварии не признает свою вину, то стоит обратиться в отделение ГИБДД, где будет проводиться разбирательство по делу. Рекомендуется к разбирательству привлечь очевидцев дорожной аварии.

Где писать?

Так как нет чёткого регулирования обязательности признания вины в законодательстве, то и отдельного поля в бланке извещения европротокола для этого тоже нет. Тем не менее, подходящих для этого полей в извещении целых 2, и можно в обоих них написать обсуждаемую нами фразу.

Первая находится на лицевой стороне извещения, где вы может написать «Вину в ДТП полностью признаю» в графе 15 внизу бланка:

Второе место – обратная сторона извещения, графа 2, здесь лучше указать что-то вроде «Свою виновность в дорожно-транспортном происшествии удостоверяю поставленной ниже подписью«:

В таком случае у страховой не будет повода придраться к возможному наличию разногласий в обстоятельствах ДТП с учётом пояснения Верховного суда России.

Порядок установления виновности в ДТП

Дорожно-транспортное происшествие происходит при нарушении правил дорожного движения со стороны одного или нескольких участников дорожного движения. При этом такое нарушение может быть совершено водителем как по неосторожности, так и при умышленном нарушении ПДД.

Умышленная форма вины определяет, что виновник ДТП своими действиями предполагал причинить вред другим участникам дорожного движения или конкретному участнику движения. Такие случаи достаточно редкие, поэтому в основном, совершение ДТП происходит при неосторожной форме вины со стороны участников дорожного движения.

Однако неосторожная форма вины не предполагает, что виновное лицо будет освобождено от ответственности. Вместе с тем, данное обстоятельство может быть расценено как смягчающе вину.

Как установить, кто из участников дорожного движения, которые пострадали в результате ДТП, является виновным в происшедшем, а кто является пострадавшим?

Чтобы ответить на данный вопрос, оценка событий происходит в несколько этапов.

На первом этапе сотрудники ГИБДД, которые прибыли на место происшествия, фиксируют все происшедшее, составляют схему ДТП, берут показания у водителей и свидетелей.

После предварительного изучения выдают водителям справки, что транспортные средства пострадали в результате ДТП, и указывают в качестве виновника ДТП одного или обоих водителей.

На водителя, который определен виновным, составляется протокол о нарушении ПДД, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, и накладывается административное взыскание в виде штрафа. Если водитель, который признан виновным, согласен с таким решением, то он обязан уплатить штраф.

Бывают случаи, что водители не признаются виновными в совершении ДТП, например, происшествие произошло в результате стихийного бедствия или из-за плохого состояния дорожного покрытия, в таком случае, обоим водителям выдается справка о том, что их вины в происшествии нет.

Если сторона, которая была признана виновной в аварии, не согласна с таким решением, то у нее есть 10 дней с даты получения постановления о привлечении к административной ответственности, чтобы данный документ обжаловать.

При этом следует иметь в виду, что обжаловать постановление можно не только в результате несогласия с ним, но и для того, чтобы определить виновное в аварии лицо, если сотрудники ГИБДД не определили, кто же виновен.

А в таком случае, невозможно обратиться в страховую компанию. Поэтому такое решение также обжалуется, но уже в судебном порядке. Ведь назначить соответствующую экспертизу можно только решением суда.

По результатам судебного рассмотрения, суд принимает решение, кто явился виновником ДТП. Может так произойти, что виновными в совершении происшествия окажутся оба участника происшествия. При таком выводе суда, оба водителя могут рассчитывать на возмещение ущерба со стороны страховых компаний.

Невозможно установить виновника ДТП

На практике бывают ситуации, при которых невозможно установить виновника ДТП, например, при противоречивых показаниях участников, отсутствии свидетелей. Часто порядок обжалования вины в ДТП с помощью нашего автоюриста помогает доказать свою невиновность.

Если же виновник ДТП скрылся с места происшествия, а найти его не удалось, необходимо оформить ДТП и обращаться за выплатой в свою страховую компанию.

При этом если невозможно установить вину конкретного участника или степень вины участников, лицо, имеющее страховку, не утрачивает право на ее получение (об этом четко указал ВС РФ в одном из своих постановлений).

Способы установления виновника аварии

Если виновник аварии не признает вину, ее приходится устанавливать. Сделать это могут:

  • выехавшие на место происшествия сотрудники ГИБДД;
  • рабочая группа специалистов Госавтоинспекции;
  • суд.

Перед выехавшими к месту столкновения инспекторами ставится множество важных задач. Они должны:

  • выяснить обстоятельства случившегося;
  • определить водителя, действия которого спровоцировали происшествие;
  • восстановить картину ДТП.

Выполнив все эти действия, представители ГИБДД составляют по отношению к виновному протокол об административном наказании. На практике это возможно не всегда. Бывают ситуации, когда:

  • из-за сложности происшествия невозможно на месте определить виновную сторону;
  • нарушены статьи ПДД, за которые нельзя привлечь к ответственности по КоАП РФ.

В таком случае возбуждают административное дело, которое расследуется рабочей группой сотрудников Госавтоинспекции.

Изучив предоставленные материалы, специалисты могут вынести постановление о прекращении дела, привлечь к ответственности одного или нескольких участников аварии. В особо сложных случаях, когда даже сотрудники ГИБДД не могут определить и назвать виновника, сторонам придется решать вопрос в судебном порядке. Перед обращением в суд истец должен попробовать урегулировать спор мирным путем. Процедура требует определенного опыта и знаний, поэтому давайте установление виновника происшествия в судебном порядке рассмотрим более детально.

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Источники

  • https://www.avtojurist.su/kak-postupit-esli-vinovnik-dtp-ne-priznaet-svoyu-vinu/
  • https://katsaylidi.ru/blog/kak-ustanovit-vinu-v-dtp-v-sude/
  • https://dtp-avtostrahovanie.ru/kak-osporit-vinu-v-dtp
  • https://zakoniavto.ru/dtp/kak-postupit-esli-vinovnik-dtp-ne-priznaet-svoyu-vinu.html
  • https://uosago.ru/stati/kak-postupit-esli-vinovnik-dtp-ne-priznaet-svoyu-vinu/
  • http://UrOpora.ru/dtp/oformlenie-dtp/chto-delat-esli-vinovnik-dtp-ne-priznal-svoyu-vinu.html
  • https://lawecon.ru/chto-delat-esli-vinovnik-dtp-ne-priznaet-svoyu-vinu/
  • https://zashitapravi.ru/vinovnik-dtp-otkazyvaetsja-priznavat-vinu.html
  • http://1avtourist.ru/nasha-pomoshh/kak-osporit-vinu-v-dtp-esli-priznal-ee.html
  • https://TonkostiOSAGO.ru/obyazannosti-po-osago/obyazatelno-li-priznanie-viny-v-evroprotokole-i-kuda-pisat
  • https://pravo.ru/story/view/143651/
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Последние ответы

Бесплатная горячая линия 24/7
8 (800) 550-82-45
по всей России


+7 (499) 398-51-30
Для жителей Москвы и МО
+7 (812) 305-28-25
Для жителей Спб и области