Бесплатная горячая линия

Федеральный закон от 07

Содержание

Что такое легализация?

Не будем ходить вокруг да около, а сразу же начнем с толкования данного слова. Легализация – это действие на законодательном уровне, которое разрешает ту или иную деятельность на территории государства. Сфер деятельности, в которых происходят процессы легализации, существует достаточно много.

Примеры легализации

Легализация – это что такое? Несмотря на то что ответ на этот вопрос был написан выше, мы бы хотели привести несколько примеров данного явления для более лучшего понимания темы:

  1. Легализация порнографии – распространение порнографических изображений и видеозаписей без ограничений и запретов со стороны закона.
  2. Легализация ненормативной лексики – признание мата как нормальной части нашего языка.
  3. Легализация проституции – отказ от административного и уголовного преследования людей, которые так или иначе вовлечены в индустрию интимных услуг (сутенеры, владельцы борделей, клиенты и т. д.).
  4. Легализация однополых браков – разрешение для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией вступать в браки.
  5. Легализация оружия – разрешение для граждан покупать и хранить оружие.
  6. Легализация алкоголя – отмена сухого закона в определенных государствах.
  7. Легализация миграции – признание прав граждан других стран на трудоустройство, проживание и т. д.

Легализация доходов

Так называется обыкновенное отмывание денег. Отмывание денег — легализация средств, которые были получены незаконным путем. Проще говоря, это перевод денег из неофициальной экономики в экономику официальную для того, чтобы их владелец/владельцы могли использовать их открыто и законно. Несмотря на то что закона о легализации доходов не существует, это явление очень распространено как на территории постсоветских государств, так и далеко за их пределами.

При отмывании доходов происходит сокрытие настоящего источника получения денежных ресурсов, создание формальных сделок, подделка документов и прочие процессы, нарушающие закон.

Многие люди ошибочно полагают, что понятие «отмывание денег» впервые появилось в 20-е годы прошлого столетия в США, когда американские криминальные авторитеты стали массово скупать «прачечные» для легализации денежных средств, заработанных преступным путем. На самом деле все было по-другому. Впервые термин «отмывание денег» (money laundering) был употреблен в газете The Guardian в разгар Уотергейтского скандала, когда всплыла информация о незаконном финансировании избирательной кампании Ричарда Никсона.

Легализация документов

Легализация документа – это совершение ряда необходимых формальных действий для придания документу подлинности и юридической силы, а также подтверждение проставленных на нем печатей или подписей, которые были сделаны в другой стране. Итоговой целью легализации документа, выданного на территории одного государства, является возможность его представления в государственных организациях другой страны. Если говорить максимально простыми словами, то легализация необходима для того, чтобы ваши документы были действительными на территории другого государства.

Сразу же стоит сказать, что существуют определенные документы, которые не подлежат легализации. К ним относятся оригиналы и копии документов, где есть фотография (паспорт, водительские права, пенсионное удостоверение и т. д.).

Легализация наркотиков

Легализация психотропных препаратов является очень спорной темой во многих государствах и на разных уровнях. Споры ведутся как вокруг декриминализации наркотических веществ, так и вокруг более широкого понятия этого процесса. Глобальная комиссия по вопросам наркополитики активно выступает за легализацию психотропных препаратов во всех странах мира. Главным аргументом данной организации является то, что карательные методы борьбы, по ее личному мнению, не только не показали положительных результатов, но даже привели к серьезным убыткам.

Несмотря на современные либеральные тенденции, некоторые крупные государства в своей борьбе с наркотиками по-прежнему полагаются на запреты и силовые методы. В качестве примера можно привести Иран, Индонезию и Китай. В России легализация наркотиков также не рассматривается.

Легализация программного обеспечения

Думаем, многим из вас известно, что некоторые компании используют нелицензионное программное обеспечение на своих компьютерах. Так получилось, что многие организации были вынуждены использовать нелегальное ПО, заведомо обрекая свое дело на большие риски. Ввиду таких рисков и неприятных последствий производители программного обеспечения изменили свою политику и стали более лояльно относиться к таким компаниям. Они стали заранее рассылать письма с предупреждениями скидывать цену на цифровую продукцию местным предприятиям и делать специальные предложения корпорациям, которые легализуют ПО.

Во многих компаниях прекрасно осознают, что использование нелегального программного обеспечения может серьезно им навредить, но они все равно идут на этот риск, поскольку приобретение официального ПО – это процедура достаточно сложная и недешевая. Нередко в таких организация даже нет необходимых специалистов, которые могли бы дать реальную оценку уже имеющегося программного обеспечения и осуществить его инвентаризацию.

Легализация однополых браков

Во второй половине прошлого столетия на фоне эмансипации представителей ЛГБТ-сообщества, а также их борьбы за свои гражданские права стали подниматься вопросы о признании однополых семей со стороны общества и страны. Такие изменения повлекли за собой серьезные изменения законодательства в ряде государств. На сегодняшний день однополые браки официально разрешены во многих странах мира, и эта тенденция продолжает активно распространяться по всей планете.

Вопрос о легализации однополых браков решается каждым государством отдельно. Во многом это зависит от менталитета, традиций, культурных особенностей проживающего народа/народов, религии и многих других факторов.

Легализация проституции

К сожалению, на сегодняшний день ни одно государство на нашей планете не смогло побороть проституцию. В последнее время количество людей, выступающих за легализацию проституции, в разы увеличилось. Среди весомых, по их мнению, доводов приводится аргумент, что при легализации доходы от данной деятельности будут идти в государственную казну, а не в карман продажных коррупционеров, покрывающих это дело.

Если правительство легализует проституцию, то оно обязано будет взять на себя контроль над этим видом деятельности. Предприятия, работающие в индустрии интимных услуг, должны будут контролировать состояние здоровья своих рабочих, улучшить охранную систему и проводить медицинские осмотры, которые могли бы в разы снизить риск распространения венерических болезней.

Что такое легализация денежных средств, полученных преступным путем?

Часто банки присылают клиентам запросы с просьбой пояснить хозяйственную операцию со ссылкой на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Но естественно, у многих формулировки банка вызывают, скорее, вопросы, чем конкретные ответы. Ведь, естественно, в подавляющем большинстве случаев речь не идет о терроризме.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, в Российском законодательстве понимается совершение действий, направленных на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствам и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем и полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля наркотиками, создание фирм-однодневок, финансовые мошенничества и другие действия.

Легализация преступных доходов представляет собой сложный процесс, включающий множество разнообразных сделок, совершаемых разнообразными методами.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем следующие:

  • сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
  • создание видимости законности получения доходов;
  • сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
  • создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Какую информацию может запрашивать Росфинмониторинг?

В законе от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не указан конкретный перечень предоставляемой информации.

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более – обычно такая информация сообщается банками. Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо – приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан предоставить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Как работает принцип «знай своего клиента»?

Приходя в банк, клиент сталкивается с тем, что банк запрашивает много дополнительной информации. Нужно и предоставить документы, и заполнить анкету, и т. д. KYC или Know Your Customer с английского языка переводится как «Знай своего клиента». За этим скрываются правила и процедуры идентификации и верификации (проверки) клиентов в банковской деятельности для оценки рисков, связанных с ними. Их цель – предотвращение отмывания денег и иной незаконной деятельности. Суть в том, что банки должны как можно лучше понимать бизнес своего клиента: чем он занимается, на каких рынках работает, с какими категориями клиентов и поставщиков взаимодействует, какие имеет обороты и т. д.

К обязательным процедурам идентификации относятся:

  • у физических лиц – граждан РФ уточняют ФИО, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев дополнительно запрашивают данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц дополнительно запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (ФИО и постоянный адрес).

Существует и упрощенная идентификация в следующих случаях:

Какую информацию о бенефициарах нужно предоставлять

Многие бенефициары хотят остаться «инкогнито». Но с 2017 года ужесточены требования к бенефициарам и теперь необходимы:

  • основания для признания физлица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиентаюридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца.

Каким образом конкретно банки устанавливают информацию о бенефициарах? Тут все просто, банки используют отлаженные механизмы:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, позволяющее идентифицировать бенефициарных владельцев;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету.

А вот если клиент не предоставит информацию о бенефициаре, то банк может или не пропустить операцию, или же приостановить операции по счетам.

Какие операции попадают под больший контроль со стороны банков

Существует ряд указаний ЦБ РФ 18-МР, 19-МР, 5-МР, в которых обозначены наиболее рискованные операции. К таким операциям относятся:

  • фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • по счету уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денег на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денег на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • резко увеличиваются обороты по счету клиента, превышающие заявленные при открытии (ведении) счета;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем

К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

  1. Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.

  2. Создание видимости законности получения доходов.

  3. Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания.

  4. Уклонение от уплаты налогов.

  5. Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

  6. Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Предмет легализации

Предметом отмывания являются средства, добытые заведомо преступным путем. Это могут быть деньги, полученные следующим образом:

  • Торговля наркотическими веществами.
  • Финансовые махинации.
  • Регистрация компаний-однодневок.
  • Незаконная торговля оружием.

Точное определение дохода, добытого преступным путем, содержится в статье 3 ФЗ №115 от 07.08.2001 г. Это средства, приобретенные в результате совершения преступления. Незаконные действия могут быть самыми различными. Однако закон исключает из этого перечня следующие преступления:

  1. Статья 193 УК РФ. Игнорирование обязанностей по репатриации денег.
  2. Статья 194 УК РФ. Игнорирование уплаты таможенных взносов.
  3. Статья 198 УК РФ. Игнорирование уплаты налогов и страховых взносов.
  4. Статья 199 УК РФ. Уклонение от налоговых сборов.

ВАЖНО! Под доходом понимаются средства, добытые в результате какой-либо деятельности (в данном случае преступной). Ряд операций для приобретения денежных средств подлежит обязательной проверке на предмет причастности террористической деятельности, экстремистским объединениям. Перечень операций, которые подлежат уходу, изложен в статье 6 ФЗ №115.

Цели отмывания средств

Легализация средств, полученных преступным путем, производится со следующими целями:

  • Сокрытие источников и характеров происхождения средств.
  • Формирование видимости легальности имеющихся доходов.
  • Сокрытие лиц, которые являются владельцами нелегальных доходов и занимаются их отмыванием.
  • Уклонение от перечисления налогов.
  • Формирование беспрепятственного доступа к деньгам.
  • Формирование условий для безопасного использования средств.
  • Создание возможности для свободного инвестирования в законный бизнес.

Отмывание средств – характерный признак деятельности преступных объединений.

Ответственность за отмывание

Деятельность, связанная с отмыванием средств, регулируется такими нормативными актами, как:

  1. Статья 174 УК РФ. Легализация средств, полученных в результате преступной деятельности. Предполагает отмывание денег, полученных другими лицами. Предполагает ответственность в форме 7 лет тюремного заключения.
  2. Статья 174.1 УК РФ. Легализация собственных средств, полученных в результате незаконной деятельности.

Прочие нормативные акты, предупреждающие отмывание средств:

  1. Конвенция об отмывании средств, подписанная в Страсбурге в 1990 году.
  2. ФЗ от 28 мая 2001 года №62.
  3. Постановление Пленума ВС от 18.07.2004 года.
  4. ФЗ от 07.08.2001 г. №115, на основе которого был создан соответствующий раздел в УК РФ.

Из нормативных актов становится очевидно, что ответственность полагается за отмывание как собственных, так и чужих средств, полученных в результате преступной деятельности.

Характерные особенности сделок для отмывания средств

Сделки для легализации преступных средств отличаются следующими признаками:

  1. Счет покупателя и продавца зарегистрирован в одном банковском учреждении.
  2. Все операции произведены в течение одного дня.
  3. Оформление сопутствующей документации в один день.
  4. Оплата продукции была проведена со счета в банковском учреждении, являющемся резидентом.
  5. Предметом сделки является товар, популярный у налоговых махинаторов. Это оптика, программное обеспечение и прочее.
  6. Просьба о возмещении НДС фирмой, партнером которой является компания с неизвестным местоположением.

В сделках могут использоваться как заемные средства, так и собственные деньги.

ТОП-10 способов отмывания средств

Выделяются следующие способы отмывания доходов, добытых преступным путем:

  1. Неоправданное завышение стоимости услуг и продукции.
  2. Заключение соглашений с фиктивными организациями с последующими переводами на счета крупных сумм средств. Полученные средства направляются на законную деятельность.
  3. Нелегальные операции по обезналичиванию и обналичиванию средств через банковское учреждение, фиктивные фирмы.
  4. Формирование видимости получения кредитных средств от банковского учреждения или организации-нерезидента, оформленной в оффшорной зоне. Создается эта видимость путем множественного перечисления безналичных средств на счета разных компаний. После этого средства возвращаются обратно.
  5. Проведение сделок и банковских операций через оффшорные компании, созданные банковским учреждением. Сделки могут осуществляться через финансовые фирмы, которые не являются аффилированными. Признаки этого способа отмывания: сделки с компаниями, зарегистрированными в оффшорных зонах, фиктивные переводы средств в форме кредита на счета банковского учреждения, не являющегося резидентом. Затем средства переводятся в другой оффшорный банк. После этого средства возвращаются обратно. Сложная сеть операции нужна для того, чтобы скрыть источник поступления средств.
  6. Пересылка средств в другую страну, из другой страны или на территории одного государства. Сюда относятся международные переводы. К примеру, это может быть перевод средств в другую страну для приобретения недвижимости.
  7. Направление средств, которые ранее переведены на зарубежные счета, на инвестирование в РФ. Это может быть приобретение ценных бумаг крупных предприятий. Этот способ крайне распространен. Связано это с тем, что огромные объемы нелегальных средств хранятся именно на зарубежных счетах. Тратить средства в этих же странах сложно, так как легко отслеживается их преступное происхождение. Поэтому средства возвращаются в РФ. Самый простой способ возврата – приобретение акций.
  8. Создается фиктивное предприятие. Доход от преступной деятельности оформляется как законная прибыль этого предприятия. В качестве этого предприятия может быть создан, к примеру, кинотеатр, ресторан.
  9. Создание нелегальной сети трансграничных расчетов. Она позволяет осуществлять переводы, которые невозможно отследить. Средства передаются оператору по месту нахождения плательщика. Оператор направляет запрос другому оператору, сообщает сумму перевода средств. Средства поступают на указанный счет.
  10. Прочие способы. Это может быть имитация выигрыша в игорном учреждении, создание интеллектуального труда и его реализация в другой стране. Участники теневой экономики часто используют метод нелегального возмещения налога.

Это лишь малый перечень способов отмывания средств. Для обхода закона создаются все новые и новые схемы. Новые методы сложнее отследить.

Судебная практика и законодательство — 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Приказ Генпрокуратуры России от 08.02.2017 N 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма»

1.5. Обращать особое внимание на соблюдение законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию экстремистской деятельности и терроризма кредитными учреждениями и другими субъектами, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленными в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ), в том числе при организации и реализации внутреннего контроля.

Указание Банка России от 28.12.2016 N 4256-У О предоставлении организаторами торговли, клиринговыми организациями и центральными контрагентами в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Организатор торговли, клиринговая организация, центральный контрагент при получении запросов Росфинмониторинга о предоставлении информации, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 7.1-1 Федерального закона N 115-ФЗ (далее — запрашиваемая информация), не позднее срока, определенного пунктом 3 настоящего Указания, предоставляют в Росфинмониторинг запрашиваемую информацию в виде документов (электронных образов бумажных документов) в соответствии с приложением 1 к настоящему Указанию (далее — документы) с приложением сопроводительного письма, включающего сведения, предусмотренные приложением 2 к настоящему Указанию (далее — сопроводительное письмо).

<Письмо> ФНП от 27.04.2017 N 1794/03-16-3 «Об исполнении нотариусами требований законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Информирование уполномоченного органа со стороны нотариусов по данному коду подозрительных операций практически не осуществляется. Вместе с тем в силу положений пункта 2 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при наличии у нотариуса любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 названного федерального закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, он обязан уведомить об этом уполномоченный орган.

Указание Банка России от 13.01.2017 N 4263-У (ред. от 15.01.2019) О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами

4.5. Идентификационные сведения о клиенте (заполняются с учетом требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ.

4.5.1. Для резидента — юридического лица или индивидуального предпринимателя — идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

Приказ ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@ (ред. от 21.01.2020) «Об утверждении перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой государственного контроля (надзора)»

перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной налоговой службой контроля за исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля, согласно приложению N 9 к настоящему приказу.

Указание Банка России от 14.11.2016 N 4189-У О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 30 мая 2014 года N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов

1.1. В абзаце втором пункта 1.1 слова «, счета по вкладам физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего банковский счет (счет по вкладу), либо его представителя» заменить словами «(счета по вкладу) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ».

«Обзор правоприменительной практики за 4 квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативно-правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)»

Кобраков К.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании подпункта «а» пункта 2 приложения к Приказу N 148н недействующим в части, обязывающей указывать значение ИНН плательщика — физического лица в реквизите «ИНН», ссылаясь на то, что данное требование противоречит пунктам 1.1, 1.4 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ).

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

В соответствии с пунктом 4 плана мониторинга Росфинмониторингом, МВД России, ФСБ России, Минфином России и ФНС России проведен мониторинг правоприменения в пределах действия Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

«Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» (утв. Банком России 02.02.2017 N 4-МР)

реализовывать в отношении иных операций клиента право на отказ в совершении операций, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), по основаниям наличия подозрений, что операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе, принимая во внимание, что операции по снятию клиентами со своих банковских счетов денежных средств, ранее поступивших на банковский счет в связи с исполнением кредитными организациями исполнительных документов, а также в рамках исполнительного производства, а равно дальнейшее перечисление таких денежных средств, являются операциями, осуществляемыми вне рамок процедуры взыскания;

«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год» (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875)

Аудитор должен запросить у руководства аудируемого лица и, если уместно, у лиц, отвечающих за корпоративное управление, письменные заявления о том, что все известные случаи несоблюдения или подозрения в несоблюдении законов и нормативных актов, в том числе Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», влияние которых должно учитываться при подготовке бухгалтерской отчетности, были раскрыты аудитору

Определение

При отмывании происходит сокрытие истинного источника доходов, подмена реальных сделок формальными, искажается экономический смысл, при этом на начальном этапе отмывания средств могут подделываться документы, использоваться документы третьих лиц, для окончательной легализации средств используются нормы законов о добросовестном приобретателе и многие другие.

Часто утверждается, что этот термин появился в США в 1920-е годы, когда американская мафия стала скупать и массово открывать автоматические прачечные для легализации наличных денег, полученных преступным путём. В широкой сети мелких заведений с невысокими ценами, автоматами и большим числом клиентов очень трудно контролировать выручку, что позволяет добавлять к реальной выручке большие объёмы нелегально полученной наличности.

Однако американский автор Джефри Робинсон указывает, что это не так. Он говорит, что термин «отмывание денег» (англ. money laundering) впервые был употреблён британской газетой The Guardian во время Уотергейтского скандала в связи с незаконным финансированием избирательной кампании Ричарда Никсона.

В условиях глобализации для отмывания денег часто используются офшоры — страны «налогового рая», в банковских системах которых обеспечивается анонимность и конфиденциальность бенефициаров.

Этапы отмывания денег

Отмывание денег включает в себя три этапа:

  1. «размещение» — введение денежных средств в финансовую систему с помощью некоторых средств;
  2. «наслоение» — проведение сложных финансовых операций для маскировки незаконного источника денежных средств;
  3. «интеграция» — получение богатства, полученного от операций с незаконными средствами.

Некоторые из этих шагов могут быть опущены, в зависимости от обстоятельств. Например, нет необходимости размещать денежные поступления, которые уже имеются в финансовой системе.

Борьба с отмыванием денег

(англ. anti money laundering, сокращённо AML)

Для создания эффективной системы борьбы с отмыванием денег необходимо взаимодействие между следующими органами:

  • органами законодательной власти;
  • органами исполнительной власти или министерствами;
  • судебными органами;
  • правоохранительными органами, включая полицию, таможенную службу и т. д.;
  • подразделениями финансовой разведки;
  • контрольно-надзорными органами, включая центральный банк, другие финансовые учреждения, определённые нефинансовые организации и специалистов.

Кроме того, необходимо взаимодействие между частными учреждениями, в частности банками и другими финансовыми учреждениями.

Для координирования международных усилий по борьбе с отмыванием денег в 1989 году на саммите «большой семёрки» в Париже была создана международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ; англ. Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF).

После включения России в июне 2000 года в «чёрный список» ФАТФ был доработан проект закона, усиливающий противоотмывочные меры в финансовой системе страны, а в структуре Минфина в 2001 году был создан профильный орган — Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ), который возглавил Виктор Зубков. В результате в октябре 2002 года Россия была исключена из «черного списка», а в июне 2003 — сама принята в состав ФАТФ.

В 2004 году КФМ был преобразован в Федеральную службу по Финансовому мониторингу (ФСФМ).

Группа «Эгмонт» — неформальное объединение подразделений финансовой разведки (ПФР) мира, занимающееся в том числе и борьбой с отмыванием денег.

В 2006 году власти объясняли необходимость декларирования наличной валюты гражданами, пересекающими границы Евросоюза и США, борьбой с терроризмом и отмыванием денег.

7 мая 2012 года Владимир Путин издал Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», предусматривающий разработку Законопроекта, направленного на деофшоризацию экономики России. Разработка законопроекта была поручена Росфинмониторингу.

Многие банки, в том числе и российские, активно используют принцип Знай своего клиента. Таким образом, банк уменьшает риски вовлечения в сделки своих клиентов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма, которые угрожают репутации банка. Банк интересуется происхождением денежных средств клиента, чтобы убедиться в том, что капитал не имеет преступного происхождения и не используется в преступных целях.

Отмывание денег в СССР и Российской Федерации

С конца 1980-х годов в СССР, а затем и в Российской Федерации, схемы по «отмыванию денег» пользуются куда меньшей популярностью, чем так называемая «обналичка», специалисты в банковской сфере связывают это с тем, что происхождение капиталов, полученных незаконным путём, не вызывает интереса ни государства, ни российских правоохранительных органов, ни граждан, соответственно, не требуется и легализация (отмывание) капиталов.

Основным финансовым инструментом противодействия легализации денежных средств является финансовый мониторинг. Финансовый мониторинг связан с обязательными процедурами внутреннего контроля в части законности проведения финансовых операций, а также с деятельностью организаций, осуществляющих операции с имуществом или денежными средствами, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или имуществом, связанных с противодействием отмыванию денежных средств и финансированию терроризма.

(В редакции федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 131-ФЗ, от 28.07.2004 № 88-ФЗ, от 16.11.2005 № 145-ФЗ, от 27.07.2006 № 147-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 12.04.2007 № 51-ФЗ, от 19.07.2007 № 197-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 28.11.2007 № 275-ФЗ, от 03.06.2009 № 121-ФЗ, от 17.07.2009 № 163-ФЗ, от 05.07.2010 № 153-ФЗ, от 23.07.2010 № 176-ФЗ, от 27.07.2010 № 197-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 08.11.2011 № 308-ФЗ, от 20.07.2012 № 121-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 07.05.2013 № 102-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 02.11.2013 № 302-ФЗ, от 28.12.2013 № 403-ФЗ, от 05.05.2014 № 106-ФЗ, от 05.05.2014 № 110-ФЗ, от 05.05.2014 № 130-ФЗ, от 04.06.2014 № 149-ФЗ, от 21.07.2014 № 213-ФЗ, от 21.07.2014 № 218-ФЗ, от 29.12.2014 № 461-ФЗ, от 29.12.2014 № 484-ФЗ, от 31.12.2014 № 505-ФЗ, от 02.05.2015 № 111-ФЗ, от 08.06.2015 № 140-ФЗ, от 29.06.2015 № 154-ФЗ, от 29.06.2015 № 159-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 403-ФЗ, от 29.12.2015 № 407-ФЗ, от 30.12.2015 № 423-ФЗ, от 30.12.2015 № 424-ФЗ, от 23.06.2016 № 191-ФЗ, от 23.06.2016 № 215-ФЗ, от 03.07.2016 № 263-ФЗ, от 03.07.2016 № 288-ФЗ, от 06.07.2016 № 374-ФЗ, от 28.12.2016 № 471-ФЗ, от 28.12.2016 № 505-ФЗ, от 29.07.2017 № 267-ФЗ, от 29.07.2017 № 281-ФЗ, от 29.12.2017 № 470-ФЗ, от 31.12.2017 № 482-ФЗ, от 18.04.2018 № 69-ФЗ, от 23.04.2018 № 90-ФЗ, от 23.04.2018 № 106-ФЗ, от 23.04.2018 № 112-ФЗ, от 27.12.2018 № 565-ФЗ, от 18.03.2019 № 32-ФЗ, от 18.03.2019 № 33-ФЗ, от 03.07.2019 № 169-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 26.07.2019 № 250-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 02.08.2019 № 271-ФЗ, от 02.12.2019 № 394-ФЗ, от 16.12.2019 № 438-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ, от 01.03.2020 № 46-ФЗ, от 07.04.2020 № 116-ФЗ, от 13.07.2020 № 208-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (В редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. (В редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 16.11.2005 № 145-ФЗ; от 30.12.2015 № 424-ФЗ; от 23.06.2016 № 215-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. (Часть введена — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления; (В редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ)

финансирование терроризма — предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений; (В редакции Федеральных законов от 27.07.2010 № 197-ФЗ; от 02.11.2013 № 302-ФЗ; от 06.07.2016 № 374-ФЗ)

операции с денежными средствами или иным имуществом — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствии с настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

обязательный контроль — совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внутренний контроль — деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

осуществление внутреннего контроля — реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

клиент — физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ; в редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

идентификация — совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 482-ФЗ)

фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг — адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

замораживание (блокирование) имущества — адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень; (Абзац введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

упрощенная идентификация клиента — физического лица (далее также — упрощенная идентификация) — осуществляемая в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, совокупность мероприятий по установлению в отношении клиента — физического лица фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждению достоверности этих сведений одним из следующих способов: (Абзац введен — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме; (Абзац введен — Федеральный закон от 05.05.2014 № 110-ФЗ)

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей; (Абзац введен — Федеральный закон от 30.12.2015 № 424-ФЗ)

личный кабинет — информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется: (Абзац введен — Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей; (Абзац введен — Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 565-ФЗ)

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 71 и 71-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ)

Используемые в настоящем Федеральном законе понятия «банковская группа», «участник банковской группы», «головная кредитная организация банковской группы», «банковский холдинг», «участник банковского холдинга», «головная организация банковского холдинга» применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 18.03.2019 № 32-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 153-ФЗ)

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

(Наименование в редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

(Наименование в редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся: (В редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

организация и осуществление внутреннего контроля; (В редакции Федерального закона от 23.07.2010 № 176-ФЗ)

обязательный контроль;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; (В редакции Федеральных законов от 30.10.2002 № 131-ФЗ; от 23.07.2010 № 176-ФЗ; от 28.12.2013 № 403-ФЗ; от 29.12.2017 № 470-ФЗ; от 23.04.2018 № 90-ФЗ)

иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию); (В редакции Федерального закона от 07.04.2020 № 116-ФЗ)

операторы инвестиционных платформ; (Абзац введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ)

Источники

  • https://BusinessMan.ru/legalizatsiya-eto-chto-takoe-legalizatsiya-dohodov.html
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/482086/
  • https://www.audit-it.ru/terms/taxation/legalizatsiya_dokhodov.html
  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/otvetstvennost-za-legalizaciyu-dohodov/
  • https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-07082001-n-115-fz-o/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BC%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B3
  • http://www.kremlin.ru/acts/bank/17274
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант