Бесплатная горячая линия

Надзорные инстанция и производство: что это в гражданском процессе (включая уголовные дела), в какой срок по ГПК подаётся жалоба, каковыми являются полномочия суда?

Содержание

Понятие и общая характеристика производства в суде надзорной инстанции

Процедура пересмотра решений по гражданским делам в порядке надзора долгое время являлась предметом острых дискуссий как на национальном уровне, так и на международном. С момента принятия ГПК РФ 2002 г. нормы о производстве в суде надзорной инстанции длительное время являлись предметом обоснованной критики отечественных ученых.

Основной проблемой суда надзорной инстанции являлось признание Европейским Судом по правам человека надзорного производства по ГПК РСФСР 1964 г. неэффективным средством правовой защиты, поскольку пересмотр дела в суде надзорной инстанции инициировался должностным лицом, а не заинтересованным лицом, участвующим в деле.

Гражданским процессуальным кодексом РФ 2002 г. указанный недостаток в определенной степени был устранен. Однако в теории и на практике было выявлено множество других изъянов: множественность надзорных инстанций; неопределенность сроков для отмены решений в порядке надзора; неопределенность оснований для такой отмены и возможность неоднократного «разворота» вступившего в законную силу решения суда.

На протяжении достаточно длительного срока надзорное производство продолжало свое затянувшееся реформирование. И каждый раз ставился вопрос о признании указанной стадии эффективной процедурой. Важное значение этот вопрос имеет в контексте п. 1 ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой предусмотрено положение о том, что Европейский Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

Надзорное производство в ГПК РФ несколько раз подвергалось реформированию. Реформирование в 2012 г. — это четвертое по счету реформирование производства в суде надзорной инстанции. Каждый раз данный вид производства претерпевал изменения в свете принимаемых постановлений Европейским Судом по правам человека.

Проанализировав после введения в действие ГПК РФ нормы, относящиеся к процедуре надзорного производства, Европейский Суд пришел к заключению, что, однажды начавшись, оно может длиться неопределенно долго. Следовательно, если бы надзорное производство считалось средством правовой защиты, подлежащим исчерпанию, то создавшаяся в связи с этим неопределенность сделала бы бесполезным правило шести месяцев. Однако после каждой реформы надзорного производства мнение Европейского Суда относительно анализируемой стадии приобретало менее жесткие черты.

После реформирования 2012 г. и включения в ГПК РФ новой гл. 41.1 «Производство в суде надзорной инстанции» достаточно длительное время наука и практика находились в ожидании нового мнения ЕСПЧ о надзорном производстве. 12 мая 2015 г. Европейский Суд по правам человека принял решение по делу «Абрамян и Якубовские против России», в котором дал ответ на вопрос, остававшийся открытым с 1 января 2012 г. Несмотря на то что надзорное производство так и не было признано эффективным средством правовой защиты, тем не менее о его неэффективности тоже ничего отмечено не было. Кроме того, в данном постановлении указано, что для того, чтобы обратиться в ЕСПЧ на национальном уровне, необходимо пройти первую инстанцию, апелляцию и две кассации (в судах уровня субъекта РФ и в верховном суде) с обязательным соблюдением шести месяцев с момента вынесения национальными органами окончательного решения по делу

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело.

Важной особенностью суда надзорной инстанции является то, что закон устанавливает особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ).

Исключительность стадии надзорного производства выражается также и в том, что Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в указанных в законе случаях.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

В ст.391.9 ГПК РФ четко определены три фактора, которые могут являться основаниями для отмены или внесения изменений в судебное постановление (в порядке надзора). Речь идет о решении суда, в результате принятия которого были нарушены:

  • права и свободы граждан, прописанные в Конституции РФ, продиктованные нормами международного права и обозначенные в договорах, заключенных между Россией и другими странами;
  • права и интересы всего общества в целом;
  • единообразный подход к толкованию и применению норм действующего законодательства.

Таким образом при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований судебное решение может быть отменено или изменено в порядке надзорного производства.

Развитие на начальном этапе

В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:

  • Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
  • Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
  • Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.

Право надзорного обжалования

Субъектами надзорного обжалования являются:

  • лица, участвующие в деле;
  • другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными постановлениями;
  • представитель в случае наличия надлежащим образом оформленного соответствующего полномочия в доверенности
  • Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители в случае, если в рассмотрении дела участвовал прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ;
  • Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Объектом надзорного обжалования являются вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением постановлений Президиума ВС РФ. Более подробно они перечислены в ч. 2 ст. 3911 ГПК РФ. В Президиум ВС РФ обжалуются:

  1. вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  2. вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  3. вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  4. определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
  5. определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  6. определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Постановления мировых судей и районных судов не являются объектом права на обжалование в порядке надзора.

Срок обжалования в порядке надзора — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. В случае обращения Председателя ВС РФ или заместителя Председателя ВС РФ жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Надзорная жалоба, представление должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными ст. 3913 ГПК РФ. В надзорной жалобе, представлении должно быть указано: наименование суда, в который они подаются; наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; указание на судебные постановления, которые обжалуются; указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; просьба лица, подающего жалобу или представление. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К жалобе необходимо приложить: доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя, если жалоба подается представителем; заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу; копии надзорной жалобы, представления по числу лиц, участвующих в деле; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Способы подачи

Как правило, надзорная жалоба направляется Почтой России: ценным письмом с описью вложения (заказным отправлением с уведомлением о вручении).

Пользователи, имеющие подтвержденную учетную запись в системе ЕСИА (на портале Госуслуги) или электронно-цифровую подпись, могут направить жалобу через сайт ВС РФ. Отслеживать результат подачи документов можно в личном кабинете.

Важный момент

Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:

  • В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
  • Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.

Результаты рассматривания

По итогу рассмотрения ходатайства лицами, недовольными принятым судебным постановлением, может быть принято одно из следующих решений:

  1. О возврате документа заявителю – случаи, когда это может произойти описаны в ст.391.4 ГПК РФ. Причинами отказа могут быть:
    • несоответствие содержания и формы жалобы требованиям, описанным в законе;
    • заявителем является лицо, не имеющее право инициировать надзорное производство;
    • ходатайство представлено несвоевременно и при этом отсутствуют уважительные причины для восстановления срока обжалования;
    • заявитель пожелал забрать свою жалобу;
    • в документе речь идет о пересмотре судебных решений, которые не входят в перечень, приведённый в ч.2 ст.391.1 ГПК РФ.
    Жалоба, оставленная без рассмотрения, должна быть возвращена заявителю в течение 10 дней с момента ее поступления в ВС РФ.
  2. О принятии дела в производство и дальнейшем его рассмотрении – в этом случае судья тщательно изучает и анализирует все представленные материалы. По итогам данной процедуры выносится определение о передаче жалобы в Президиум ВС РФ для дальнейшего разбирательства или об отказе в этом.

Как рассматриваются дела в надзорной инстанции

Структура надзорной инстанции, рассматривающей дела, включает в себя:
  • судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ, в которую входят как минимум три члена суда;
  • президиумы судов, в том числе и Президиум ВС РФ с составом большинства членов президиума.

Рассмотрение дел осуществляется в течение 15 суток, а дела, рассматриваемого Верховным Судом РФ – на протяжении месяца с момента, когда поступило дело с протестом.

Дело имеет право докладывать судья, который ранее не участвовал в рассмотрении дела. Он должен изложить обстоятельства дела, а также судебное решение, протест.

Решение по делу может быть принято большинством голосов. Если количество голосов равное, то протест считается не собравшим большинства голосов и должен быть отклонен.

При вынесении решения Президиумом судов оформляется постановление, а при вынесении решения судебной коллегией Верховного Суда РФ – определение.

Пределами прав надзорной инстанции являются:

  • оставление протеста без удовлетворения;
  • отмена приговора и прекращение производства по делу либо передача его на новое судебное расследование или рассмотрение;
  • отмена кассационного определения, а также последующих судебных решений в случае их вынесения и передача дела для нового кассационного рассмотрения;
  • отмена решений, которые выносились в порядке надзора и оставление в силе приговора суда и определения кассационного суда;
  • внесение изменений в приговор, определение и постановление суда.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалованиеОбжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ.Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции.Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд.Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения.Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представленииНеограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Порядок рассмотрения

Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.

Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы, представления

Надзорная жалоба, представление подаются непосредственно в суд надзорной инстанции и могут быть возвращены без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции в случаях, предусмотренных ст. 3914 ГПК РФ:

  • надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным п. 1-5 и 7 ч. 1, ч. 3-6 ст. 391.3 ГПК РФ;
  • надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  • пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока
  • поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  • надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ.

Сам порядок рассмотрения надзорной жалобы, представления в Президиуме ВС РФ очень похож на порядок рассмотрения кассационной жалобы, представления в президиумах верховных судов республик, краевых, областных, судов городов федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также на порядок рассмотрения в судебной коллегии ВС РФ.

Так же как и в суде кассационной инстанции, в суде надзорной инстанции можно выделить два этапа.

На первом этапе судья верховного суда изучает надзорную жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению. Суд надзорной инстанции может принять решение об истребовании дела. К такому решению его может привести предположение о том, что обжалуемое судебное постановление нарушает:

  • права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в толковании и применении судами норм права.

В случае, если дело будет истребовано, суд надзорной инстанции может вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве. Ходатайство о приостановлении исполнения решения суда, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ, может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок рассмотрения надзорной жалобы, представления в ВС РФ составляет не более двух месяцев, если дело не было истребовано, и не более трех месяцев, если дело было истребовано. В этот срок не включается время со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Нужно отметить, что в суде надзорной инстанции Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ также наделены особыми полномочиями. В случае истребования дела с учетом его сложности указанные лица могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

После изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит одно из двух определений:

  • либо об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора;
  • либо о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Особые полномочия Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ на этом этапе заключаются в том, что они вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

При этом в ГПК РФ установлены требования относительно содержания определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

В определении об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ должно быть указано:

  1. дата и место вынесения определения;
  2. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
  3. наименование лица, подавшего надзорную жалобу, представление;
  4. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  5. мотивы, по которым отказано в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

В определении о передаче надзорной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ должно быть указано:

  1. дата и место вынесения определения;
  2. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
  3. наименование лица, подавшего надзорную жалобу, представление;
  4. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  5. изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
  6. мотивированное изложение оснований для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  7. предложения судьи, вынесшего определение.

Второй этап начинается с принятия дела к рассмотрению Президиумом ВС РФ на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании. Президиум ВС РФ направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорных жалобы, представления и извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по правилам ГПК РФ. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

В судебном заседании также могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи в порядке, установленном ст. 1551 ГПК РФ.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Проверка обжалуемого акта непосредственно в судебном заседании суда надзорной инстанции начинается с доклада судьи ВС РФ. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Участники процесса, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Кто может подать жалобу

Право подавать надзорную жалобу в Верховный суд имеют лишь следующие категории граждан:

  • лица, которые принимают в деле непосредственное участие. К таковым относятся истец, ответчик, их официальные уполномоченные представители, третьи лица, которые заявляют или не заявляют о своих самостоятельных требованиях, а также представители государственных органов и органов местного самоуправления;
  • все прочие лица, чьи права или законные интересы были нарушены рассматриваемым судебным постановлением;
  • прокурор, который приносит представление о пересмотре судебного постановления при том условии, что ранее участвовал в деле.

У всех остальных лиц жалоба не будет принята.

Прилагаемые документы

К надзорной жалобе должны быть приложены:

  • необходимое количество копий документа по числу лиц, участвующих в деле;
  • копии решений, ранее принятых в предыдущих инстанциях, заверенные соответствующими судебными органами;
  • квитанция об уплате госпошлины (определение о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера сбора и пр.).

Сканированный образ каждого документа, направляемого через Интернет, заверяется простой или усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Председателя ВС РФ от 29.11.2016 № 46-П.

При отсутствии необходимых приложений надзорная жалоба подлежит возврату без рассмотрения по существу в 10-дневный срок со дня ее представления (п. 2 ст. 391.4 ГПК РФ).

Участие прокурора

В заседании участвуют стороны дела или их представители, прочие лица, которые подали жалобу или представление прокурора, если их интересы и права непосредственно затронуты данным постановлением. Рассмотрение дела может осуществляться с привлечением:

  • Прокурора края, республики, городов федерального значения, автономных округов или областей, военного округа или флота либо его заместителя в президиуме соответствующего суда.
  • Должностного лица по поручению. Его привлекают к заседанию, проводимому в Коллегии по гражданским делам ВС и Военной коллегией ВС.
  • Генпрокурора или его заместителя в Президиуме ВС РФ.

Государственная пошлина

Все без исключения лица, которые подают в Верховный Суд надзорную жалобу, должны понести расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.

Для физических лиц размер госпошлины составляет 300 рублей, а для юридических – 6 тысяч. Квитанцию об уплате соответствующей суммы нужно приложить к самой жалобе, в противном случае она не будет принята.

Признаки надзорной стадии

Самостоятельный характер данной стадии судопроизводства обуславливается спецификой присущих ей признаков.

Мнения экспертов

Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту. Данная позиция представляется не только более, но и единственно верной. Здесь следует сказать, что она соответствует и основным идеям, которые заложены в основание нового АПК. С учетом того, что надзор в арбитражном процессе выступает в качестве третьей проверочной стадии, на которой выполняется оценка согласованности с законом актов, вступивших в действие, указание на то, что данная процедура должна носить выборочный характер, предотвращает вероятность дублирования действий кассационного органа, а также подчеркивает специфику функций и задач, которые возложены на ВАС.

Как составить надзорную жалобу

Согласно п. 1 ст. 391.3 ГПК РФ документ должен содержать:

  1. Наименование суда, в который он подается;
  2. ФИО (название) и адрес заявителя;
  3. ФИО (название) и адрес других лиц, участвующих в деле;
  4. Наименование судов, рассматривавших гражданское дело в первой (апелляционной, кассационной) инстанциях и содержание их решений;
  5. Указание на постановления, которые обжалуются;
  6. Доводы, являющиеся основанием для пересмотра этих постановлений;
  7. Прошение лица, подающего надзорную жалобу;
  8. Перечень прилагаемых документов;
  9. Дату и подпись заявителя.

Каковыми являются полномочия суда?

В соответствии с ч.1 ст.391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции наделен следующими полномочиями:

  • оставить итог судебного разбирательства без каких-либо изменений;
  • первоначальное решение отменить полностью или частично, а дело направить на повторное рассмотрение;
  • постановление нижестоящего суда отменить, оставив при этом заявление без рассмотрения или же прекратив разбирательство;
  • оставить неизменным одно из решений, принятых нижестоящими судами по конкретному делу;
  • отменить (изменить) первоначальное постановление и принять новое, не направляя дело на повторное рассмотрение (такой вариант допускается, если обнаружена ошибка в толковании и использовании норм материального права);
  • оставить жалобу без рассмотрения при наличии весомых оснований, прописанных в ст.391.4 ГПК РФ.

В целом суды надзорной инстанции уполномочены проверять правильность применения нижестоящими судами положений материального и процессуального права. Однако они не могут пересматривать те части судебного постановления (или весь документ в целом), которые не обжалуются.

Ход заседания

Производство в надзорной инстанции осуществляется в соответствии с установленным порядком. Докладчиком излагаются обстоятельства дела, содержание постановлений, мотивы жалобы либо представления прокурора, а также определения о передаче заявлений с делом на рассмотрение. Члены президиума или коллегии могут задать выступающему вопросы. Лица, которые определены в ст. 386, ч. 3, в случае своей явки могут давать объяснения по делу. Первым при этом будет выступать лицо, которое подало представление прокурора или надзорную жалобу. По результатам разбирательства президиум принимает постановление, а коллегия выносит определение. Решения по делам, которые рассматривает инстанция надзорная, принимаются большинством голосов. Если за и против пересмотр дела количество проголосовавших одинаковое, то жалоба или представление подлежат отклонению. О своем решении суд надзорной инстанции или коллегия сообщает участникам спора.

Сходства и отличия надзора с другими стадиями пересмотра решений уголовного суда

Разные этапы проверки приговора суда на законность имеют ряд схожих черт. Основные из них таковы:

  • преследуемые цели;
  • значение с точки зрения права;
  • проверка работы нижестоящих судебных органов, наделенных правом вершить правосудие;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • осуществление контроля законности выносимых актов;
  • выявление ошибок и выдача указаний на их исправление.

Дополнительно нужно сказать, что результат работы всех стадий может стать отмена обжалуемых актов в результате признания их неправомерными. В то же время надзор имеет ряд принципиальных различий с апелляцией. Они заключаются в следующем:

  • виды судебных актов, направляемых на пересмотр;
  • субъективный состав, например, апелляционной инстанции не известны такие субъекты как заявитель;
  • процессуальные сроки и их урегулирования. Для апелляции сроки прописаны в УПК, для надзора сроки законом не регламентированы;
  • процедура пересмотра. Апелляция – это повторное рассмотрение с новым исследованием доказательств. В то же время в надзоре доказательная база не подвергается сомнению.

Надзор имеет ряд принципиальных отличий и с кассационным порядком. К основным из них нужно отнести:

  • участниками кассационного обжалования могут являться осужденный или оправданный, сторона защиты, доверенные лица, потерпевшие, частные обвинители и т. д. Обжалование в порядке надзора допускает присутствие заявителя, должностных лиц, Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • в первом случае предметом обжалования могут служить документы, вынесенные районными судьями и апелляция. Во втором это список дополняется кассационными определениями;
  • процесс кассационного обжалования осуществляется высшим судебным органом в субъекте или военном округе, а также Верховном Суде. Надзорное разбирательство — это исключительно прерогатива ВС РФ;
  • гарантией проведения кассационного разбирательства является грамотно составленная жалоба. В надзоре подобной гарантии нет. Все зависит от мнения судьи.

Главной общей чертой кассации и надзора является порядок действий при получении жалобы.

Порядок возбуждения дела в гражданском процессе

Весь процесс возбуждения надзорного производства в рамках гражданского права подробно расписан в главе 41.1 ГПК РФ. Данную процедуру можно представить в виде нескольких последовательных этапов:

  1. Подготовка жалобы и сопутствующих материалов в соответствии с правилами, прописанными в ст.391.2—391.3 ГПК РФ.
  2. Изучение представленного заявления на предмет возможности дальнейшей работы с ним.
  3. Вынесение определения об отказе или приеме поданной жалобы.
  4. Рассмотрение заявление на судебном заседании Президиума ВС РФ.
  5. Вынесение окончательного постановления и вступление его в законную силу.

Что должна содержать жалоба?

В законе четко прописаны требования, которым должна соответствовать надзорная жалоба. Структура этого документа представлена следующими пунктами:

  1. название судебного органа, в который направляется ходатайство о пересмотре дела;
  2. информация о заявителе (Ф.И.О., адрес и статус в конкретном разбирательстве);
  3. имена и адреса иных участников;
  4. сведения о судебных органах, которые ранее рассматривали конкретное дело, и принятых ими решениях (речь идет о суде первой, апелляционной и кассационной инстанции);
  5. реквизиты дела, которые были присвоены судом первой инстанции;
  6. описание оснований пересмотра вынесенного решения с приведением конкретных доводов и доказательств;
  7. просьба, которую выражает заявитель в рамках своей жалобы.
Лицо, желающее оспорить вступившее в силу судебное постановление, обязательно должно подписать заявление.

При этом к нему следует приложить:

  • доверенность (если от имени заявителя действует другое лицо);
  • копии судебных постановлений, которые были приняты ранее;
  • квитанцию о внесении госпошлины.

Как изучается ходатайство?

После поступления жалобы ее начинает изучать судья ВС РФ в соответствии с порядком, прописанным в ст.391.5 ГПК РФ. В рамках данного этапа:

  1. рассматриваются и изучаются материалы, приложенные к заявлению;
  2. анализируются основания, по которым подана жалоба;
  3. выносится определение об отказе или дальнейшем рассмотрении дела.

Срок подачи согласно ГПК РФ

В соответствии с п.2 ст.391.2 ГПК РФ надзорная жалоба (представление) подаются в ВС РФ в течение 3 месяцев с момента вступления в силу судебного решения, которое подлежит обжалованию. При наличии уважительных причин пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен

Функции надзорного производства в гражданском процессе

Основной задачей гражданского судопроизводства законодатель называет своевременное и правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел. К дополнительным задачам относятся: предупреждение правонарушений, укрепление правопорядка и законности, формирование уважительного отношения к суду и закону. Решение задач гражданского судопроизводства осуществляется благодаря реализации функций гражданского судопроизводства.

Функция гражданского судопроизводства — это деятельность суда и субъектов судебного процесса, которая обусловлена объективно значимыми целями и задачами гражданского судопроизводства. Их разрешение урегулировано нормами гражданского процессуального права. Надзорное производство — это компонент одной из процессуальных функций гражданского судопроизводства (функции пересмотра постановлений, определений, решений).

Функции надзорного производства:

  • проверочная — проверка правильности вынесения судебных постановлений, решений, вступивших в законную силу, на предмет отсутствия нарушений законных интересов, прав и свобод человека, публичных интересов, норм права и т.д.;
  • регулятивная — разрешение гражданского дела (правового спора), который является предметом проверяемого судебного постановления; Президиум ВС имеет право изменить или отменить постановления суда первой инстанции, кассационного и апелляционного судов, принять новое постановление, не передавая при этом дело на новое рассмотрение;
  • защитная — защита оспариваемых или нарушенных законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, субъектов трудовых, гражданских и иных правоотношений;
  • контрольная — осуществление прямого контроля со стороны Верховного Суда за деятельностью судов при разрешении гражданских дел; опосредованный или косвенный контроль над поддержанием единообразия в применении и толковании норм права судьями;
  • правообразующая — вынесение постановления Президиума ВС в надзорном производстве и вступление его в законную силу, возможность пересмотра постановлений и решений суда.

Выделение в гражданском процессе функций надзорного производства, правильное толкование содержания каждой его функции, позволяет детально рассматривать вопрос о сущности и роли надзорного производства в достижении целей и задач гражданского судопроизводства и правосудия.

Советы юриста

После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

  • в кассации;
  • в надзорном порядке;
  • при установлении новых обстоятельств.

Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

  1. Признавать факт нарушения прав человека.
  2. Присуждать компенсацию жертвам.
  3. Давать заключения, носящие консультативный характер с предписанием государству об устранении несоблюдения прав человека с изложением необходимых мер.

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

Это можно объяснить тем, что первоначальная проверка фильтрует жалобы на предмет аргументации, нарушение закона необходимо подтвердить, и оно обязательно должно быть существенным. Написать просто о несогласии с постановленным приговором недостаточно, в целях экономии времени высококвалифицированных судей, подобные обращения отсеиваются на стадии принятия.

Вывод можно сделать следующий: либо это третья ступень проверки и два предыдущих этапа – апелляционный и кассационный лишь в редких ситуациях не справляются с выявлением несоблюдения закона, либо в силу юридической неграмотности не все обращения доходят до адресата, даже при наличии веских оснований.

Дополнительный аргумент

В качестве него выступают общеевропейские подходы к вопросу о допустимости надзорного пересмотра окончательного (вступившего в действие) решения суда. В соответствии с пунктом «С» статьи 7 Рекомендации Комитета министров СЕ, проведение такого рода процедур возможно, в первую очередь, в рамках определенного круга дел. К ним, например, относят такие, которые могут способствовать единообразному толкованию законодательства или развитию права, а также имеющие значение для всей общественности в целом. Россия не могла проигнорировать данную Рекомендацию, в связи с чем и появилась статья 304 в современной ее редакции.

Источники

  • http://be5.biz/pravo/g032/17.html
  • https://pravovoi.center/zpp/sud/nadzornaya-instanciya.html
  • https://BusinessMan.ru/new-instanciya-nadzornaya.html
  • https://pra-vo.com/nadzornaya-zhaloba-po-grazhdanskomu-delu.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/proizvodstvo_v_nadzornoy_instancii/
  • https://ugolovnoe.com/pravo/protsess/nadzornoe-proizvodstvo
  • https://zakonguru.com/zpp/sud/nadzornay-zhaloba.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_i_znachenie_ugolovnogo_processa/nadzor_v_ugolovnom_processe/
  • https://yurister.ru/ugolovno-protsessualnyy-kodeks/nadzornoe-proizvodstvo-v-ugolovnom-protsesse.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/nadzornoe_proizvodstvo_v_grazhdanskom_processe/
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Добавить комментарий