Бесплатная горячая линия

Налоговое право права и обязанности налогоплательщика в 2020 году

Содержание

Понятие защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В понятие защиты прав налогоплательщиков входит правовая возможность реализации системы законодательных гарантий, (положений Конституции и других НПА РФ), которые нацелены на обеспечение прав граждан, выступающих в качестве субъектов налоговых отношений.

На практике такая защита является правом налогоплательщика, реализованного в случае, если нужно обратиться в гос. органы, с целью исследования обоснованности действий, налоговых органов, ставших результатом налоговых споров.

Ситуация, ставшая последствием разногласий плательщика и налоговой о правильности применения норм, регулирующих налоговые отношения, в данном случае, может быть разрешена путем обжалования издаваемых решений налоговым органом, в вышестоящую налоговую и в суд.

Изначально неравное правовое положение сторон налоговых отношений (налогоплательщика и налогового органа) уравнивается закрепленной в НПА РФ возможностью защищать права налогоплательщиков.

Положения ст. 22 НК России определяют возможность обеспечения прав налогоплательщика, а также устанавливают срок, в течение которого может быть реализовано право на защиту.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов)

Налогоплательщики в виде физического лица или предпринимателя, как указывает Кодекс, могут быть освобождены от исполнения обязанностей по оплате налогов и сборов. Освобождение от уплаты налогов и сборов утверждено статьей 145 НК РФ. При этом дополнительными статьями являются

В первую очередь освобождаются от уплаты те плательщики, сумма выручки которых за предыдущие три последовательных месяца не превысила 2 миллиона рублей (пункт 5 ст. 145 НК РФ). Из этого правила Кодекс исключает организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.

Лица, претендующие на освобождение от уплаты, должны предоставить в налоговую письменное заявление и документы, подтверждающие право на освобождение (установлены пунктом 6 ст. 145 НК РФ).

Указанные документы должны быть предоставлены не позднее 20-го числа месяца, с которого налогоплательщики претендуют на освобождение от уплаты. Форма заявления на освобождение от оплаты налогов и сборов утверждена Министерством финансов Российской Федерации.

Кодекс устанавливает право на освобождение, действующее 12 календарных месяцев. После истечения этого срока плательщики, осуществляющие исполнение по уплате налогов и сборов, должны предоставить для налоговых органов:

  • документы о совокупной выручке от реализации товаров и услуг на три календарных последовательных месяца;
  • уведомление о продлении прав на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Если во время периода, когда было использовано право на освобождение, выручка превысила 2 миллиона рублей или плательщик осуществлял продажу подакцизных товаров, то право на освобождение утрачивается с 1 числа месяца, в котором произошло такое превышение (пункт 5 ст. 145 НК РФ).

При этом, укрывательство данного факта от налоговых органов влечет за собой восстановлению суммы налога и уплате ее в бюджет в установленном порядке, а также взыскание соответствующих налоговых санкций и штрафов.

Отдельно рассмотрим вопрос об освобождении от уплаты НДС. Освобождение производится, если организации и предприниматели, связанные с небольшими оборотами, предоставят юридические справки о величине выручки за период.

Считается, что такие субъекты могут не платить НДС в течение 12 месяцев, а также не предоставлять юридические декларации по НДС. Кроме того, налогоплательщики, получившие освобождение от НДС, могут не определять налоговую базу и не вести книгу доходов и расходов, связанные с деятельностью компаний.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщиком (плательщиком сборов)

Если плательщик отказывается выполнять обязанности по уплате налогов и сборов, то он несет ответственность по российскому законодательству. Регулирует такие правоотношения пункт 5 ст. 23 НК РФ.

Ниже представим основные обязанности налогоплательщиков (по НК РФ):

1. За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет ответственность — 10000 рублей;

2. За непредоставление достоверной налоговой декларации ответственность — 200 рублей;

3. За нарушение правил учета доходов и расходов ответственность — 10000 рублей;

4. За неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налоговой базы ответственность — 20% неуплаченных сумм налога;

5. За непредставление в установленный срок налогоплательщиком справки и иных сведений, которые устанавливает законодательство, ответственность — 200 рублей за каждый документ.

Стоит отметить, что существуют определенные сроки уплаты налогов, в т.ч. и НДС, которые необходимо соблюдать. При отсутствии должного контроля за обязательствами могу возникнуть проблемы с получением справок и иных документов как в налоговой инспекции, так и в банках.

Таким образом, невыполнение обязанностей налогоплательщика по уплате влечет за собой финансовые взыскания.

Если налогоплательщик не предоставляет своевременно необходимые документы, скрывает информацию о себе или предоставляет неверные сведения, то налоговые специалисты налоговых органов вправе призвать его к ответственности даже путем заморозки счета в банке.

Гарантии защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Материально-правовую гарантию, которая законодательно обеспечивает возможность реализации права налогоплательщика, прописанного в налоговом законодательстве РФ, закрепляют и прописанные в НК России обязанности, которые касаются должностных лиц налоговых, а также других уполномоченных органов. Также гарантия обеспечения охраняемых прав граждан установлена положениями ст. 18 Конституции России.

В случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения установленных обязанностей налоговой, или нарушения ее действиями прав налогоплательщиков, закрепленных в НК и других НПА России, налогоплательщик может реализовать право в порядке, который устанавливает ГПК и АПК России на судебную и административную защиту.

Также дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков обеспечивает обязанность, установленная НК России для вышестоящего налогового органа, на рассмотрение жалобы налогоплательщика при обжаловании действий нижестоящей налоговой.

Реализуя гарантии, установленные законодательством на самозащиту, налогоплательщиками была создана федерация защиты прав налогоплательщиков, которая представляет собой группу компаний, обеспечивающую ее участников информацией о судебной административной и деловой практике, относительно налогообложения.

Право № 1 – требовать предоставления документации

Первым законным правом налоговых органов является предъявление требований относительно предоставления определенного рода документации к:

  • налогоплательщиков;
  • налоговых агентов.

Бумаги, о которых идет речь, как и их форма, регламентированы нормативно-правовыми документами государственных структур и местных властей регионов. Рассмотрим, какие данные они содержат.

Таблица 1. Содержание документации, которую имеет право требовать налоговый орган или его представитель

Разновидность документаОписание
Бумаги для уплаты налоговВ этом случае речь идет о документах, которые являются законным основанием для следующих действий:
· удержания налога или сбора в пользу государственной казны;
· дальнейшего перечисления данного налога.
Бумаги, подтверждающие верное проведение процедуры уплатыЭта категория документов представлена формами, содержащими подтверждение того, насколько правильно и своевременно был начислен тот или иной сбор и впоследствии уплачен в бюджет.

Данные органы регулируют все процессы, проходящие в рамках расчета и отчисления налоговых сборов в пользу государственного бюджета

Право № 2 – проводить проверки

Если в процессе рассмотрения дела, касающегося уплаты налогов, возникают определенные сложности, рассматриваемые структуры имеют право произвести налоговую проверку. При этом, специалисты, ее проводящие, должны убедиться, что действуют согласно порядку, установленному Налоговым кодексом нашей страны.

Право № 3 – производить выемку документов

При условии, когда сотрудники налоговой службы имеют основания полагать, что плательщик сборов собирается уничтожить, как-либо изменить или сокрыть документы, необходимые для установления верной величины налога, они имеют право осуществить выемку этих бумаг.

Если сотрудники налоговой имеют достаточно оснований полагать, что документы того или иного лица, нужные для уплаты налогов, будут утаены или уничтожены, они могут произвести их выемку

Право № 4 – вызвать плательщика для объяснений

Также наделены обсуждаемые структуры правом на вызов путем отправки письменного уведомления налогового агента или плательщика сборов ради дачи им каких-либо пояснений, связанных с уплатой или удержанием средств в пользу государственной казны.

Это же право дается рассматриваемому органу при условии, что возникли спорные ситуации во время проведения налоговой проверки, или в прочих случаях, определенных законодательными актами нашей страны.

Право № 5 – налагать арест на счета и имущества неплательщика

Если гражданин или организация пропустили один или несколько платежей по налоговым и прочим сборам, обозначенные в статье структуры могут на совершенно законных основаниях:

  • налагать арест на имущественные объекты, принадлежащие упомянутым лицам;
  • приостанавливать все денежные операции, проводимые по счетам неплательщиков.

Приостановление операций по счету налогоплательщика — одна из наиболее действенных мер воздействия, особенно на учреждения, которые несут за время заморозки большие экономические потери

Разморозить счета и вернуть имущество налоговые органы принимают решение лишь для того, чтобы лицо все же могло с ними рассчитаться. Приостановление операций по счетам довольно часто применяется лишь на сумму долга, но в некоторых случаях приостанавливаются все возможности взаимодействия с лежащими на них средствами.

Право № 6 – осматривать помещения и проводить инвентаризацию имущества

Налоговый кодекс определяет не только это право налогоплательщиков, но и порядок проведения осмотра и инвентаризации. К слову, данные процедуры проводятся к имущественным объектам и территориям, используемым налогоплательщиком или налоговым агентом для получения прибыли. Речь идет о:

  • производственных пространствах;
  • складских помещениях;
  • торговых точках;
  • а также прочих материальных благах.

Какими правами наделены налоговые органы

Участниками налоговых правоотношений являются не только плательщики, которые обязаны своевременно уплачивать налоги и сборы, но и сами налоговые органы. В рамках действия Налогового кодекса и других нормативно-правовых актов на них возложены определенные права и обязанности.

Поскольку налоговые органы представляют взаимосвязанную и централизованную систему по контролю за исполнением норм налогового законодательства, что прописано в статье 30 Налогового кодекса, на них возложен ряд определенных прав, в рамках которых они осуществляют свою деятельность.

Так, согласно статье 31 Налогового кодекса, законодательно налоговые органы наделены следующими правами:

  • требовать с плательщиков документы, на основании которых к плательщику предъявляются требования об уплате сборов и налогов;
  • требовать документы, которые подтверждают оплату установленных к плательщикам налогов и сборов;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • требовать исправления нарушений норм налогового права;
  • взимать с плательщиков задолженности, пени, штрафы при существующих на то законных основаниях;
  • подавать заявления в судебные органы с требованиями к плательщикам;
  • выдвигать требования по аннулированию выданных лицензий на деятельность физических, юридических лиц, а так же ИП;
  • требовать от банков документации по движению счетов плательщика (следует понимать, как подтверждение уплаты налогов и сборов в пользу государственного бюджета);
  • начислять и определять сумму налогов и сборов, пени и штрафов, которые подлежат взысканию с плательщиков;
  • арестовывать имущество плательщиков-должников;
  • требовать приостановления операций по счету плательщиков-нарушителей;
  • отправлять плательщикам письменные уведомления с требованием явиться в налоговый орган для дачи разъяснений по уплате налогов и сборов;
  • временно изымать документацию у плательщиков при наличии достаточных на то оснований (например, доказанных умыслов по уничтожению такой документации).

Права и полномочия налоговых органов весьма обширны, поскольку именно на них возложены обязательства по контролю за исполнением налоговых норм.

При этом все вынесенные решения и требования налоговых органов могут быть отменены или изменены вышестоящими налоговыми органами.

Например, требование районной Федеральной налоговой службы может быть отменено областным Управлением Федеральной налоговой службы при наличии на то достаточных оснований.

Однако, перечень прав у налоговых органов не ограничивается только Налоговым кодексом. Так, ряд полномочий прописан в Законе РФ №943-1. Согласно этому закону налоговые органы вправе:

  • проводить проверки документации в установленном законодательством порядке, которая не имеет отношения к уплате налогов и сборов, задолженностям по ним, пеням, но относящихся к обязательным платежам плательщиков;
  • контролировать исполнение предпринимателями налогового законодательства;
  • требовать исполнения по обязательным платежам, которые не относятся к налогам, сборам, пени и штрафам за налоговые правонарушения;
  • при проверке обследовать принадлежащие плательщику помещения, в том числе и склады, конторы, офисы, торговые точки и прочие объекты недвижимости;
  • выносить обоснованные решения, требованием которых является привлечение к ответственности в рамках налогового законодательства плательщиков-нарушителей.

При этом права налоговых органов распространяются и на подачу исков по следующим вопросам:

  • о ликвидации компании, организации, ИП при наличии достаточных на то оснований в рамках российского законодательства;
  • об отмене сделок, признании их незаконными и недействительными;
  • о возмещении в государственный бюджет средств, полученных в ходе проведения незаконных сделок;
  • о признании незаконной и недействительной регистрации конкретного юридического лица или ИП;
  • о взыскании с плательщиков неуплаченных им в установленный срок налогов, сборов, пени, штрафов;
  • о расторжении соглашения по налоговым кредитам (следует понимать, как инвестиционных) до истечения срока его действия;
  • о возмещение причиненного государственному бюджету ущерба в результате несвоевременных или невыполненных обязательств банка, проводящего операцию по списанию средств со счета плательщика в пользу государства.

Подавать иски в судебные органы, выносить решения о привлечении к ответственности и взыскивать задолженности по налоговым обязательствам могут только руководители налоговых органов, а в их отсутствие – заместители.

Рядовые представители налоговых органов такими полномочиями не обладают, за исключением случаев, когда на уровне внутреннего приказа или доверенности на них не возложена эта обязанность.

Реализация прав и соответствующая документация

В рамках действия статьи 31 Налогового кодекса, все полномочия и права налоговых органов реализуются только по действующему законодательству. Так, формы для заполнения плательщиками и представителями налоговых органов к плательщикам имеют утвержденный формат, отклонения от которого недопустимы.

Кроме того, на основании согласия работник государственных органов, а также их несовершеннолетних детей и супругов, налоговые органы вправе предоставлять в государственные структуры данные об источниках доходов и их размере. При этом регулируется данный вопрос уже на уровне нормативно-правовых актов, составленных Президентом или Правительством.

Налоговые органы передают, имеющиеся у них документы, плательщику несколькими способами: лично и под роспись, путем отправки заказного письма с уведомлением о получении (при этом днем получения будет считаться шестой календарный день, независимо от того, получил ли плательщик в этот период документы или нет), в электронной форме.

При этом статьей 31 Налогового кодекса допускается передача документации не только лично плательщику сборов и налогов, но и его представителю, если таковой имеется.

Тем, кто, согласно действующим нормам законодательства, обязан отправлять заполненные декларации в электронном виде, вся документация передается таким же способом.

Плательщик может получить документы как через личный кабинет на официальном сайте налогового органа, так и через организацию, осуществляющую электронный обмен документами, если это предусмотрено возможностями плательщика.

Ограничения прав налоговых органов

Согласно действующим нормам законодательства, налоговые органы не могут участвовать в земельных правоотношениях. В частности проводить проверки по использованию земель по назначению или по землеустройству. Это право закреплено за земельным государственным и общественным контролем, а не за налоговыми органами.

Более того на законодательном уровне не прописано, что налоговые органы могут выдвигать требования при наличии только домыслов, подозрений в даче заведомо ложных и неправильных сведений.

В частности, касающихся фактического места нахождения плательщика. Более того плательщик имеет право уплачивать выдвинутые к нему налоги и сборы, независимо от места его фактического нахождения, поскольку налоговые органы представляют единую систему, а поступления средств осуществляются непосредственно в государственный бюджет.

Функции налоговых органов

В НК РФ указаны основные обязанности, возложенные на налоговые органы, но есть и сторонние, которые предусмотрены прочими иными актами. Рассмотрим обязанности налоговых органов более подробно.

Главной обязанностью налоговой является требование к соблюдению норм законодательства о налогах и сборах. Данное положение закрепляется тем, что налоговые органы обязаны исполнять свой функции должным образом, соблюдая законные права остальных участников правовых налоговых отношений.

Основными функциями являются:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • правоохранительная;
  • консультационно-информационная.

Фискальная функция заключается в том, что оплаченные налоги и сборы зачисляются на свои счета своевременно и в полном объеме.

Контрольная функция подразумевает осуществление контроля за соблюдением законодательства и учет налогоплательщиков.

Правоохранительная функция необходима для выявления нарушений налогового законодательства и своевременного их пресечения. Сюда относятся различные штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, за задержку налоговых платежей и прочее.

Информационно-консультационная функция предполагает, что налоговые органы обязаны информировать плательщиков налогов и сборов о правилах уплаты налогов, о нормах и об изменениях законодательства.

Таким образом, выполнения перечисленных функций позволяет осуществлять налоговый оборот без задержек и структурировано. Законодательство России закрепляет нормы о том, что налоговые органы обязаны соблюдать права налогоплательщиков.

Основные обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов заключаются в следующем:

  • в полном соблюдении законодательных налоговых норм;
  • в осуществлении полноценного контроля за процессом оплаты налогов и сборов;
  • в учете организаций и физических лиц;
  • в принятии решения о выдаче налогоплательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм;
  • в соблюдении налоговой тайны;
  • в направлении плательщикам оповещений о сроках и суммах налогов, которые необходимо оплатить;
  • в предоставлении по первому требованию плательщикам информации о состоянии счета;
  • в выдаче на руки налогоплательщикам копий решений налоговых органов;
  • в предоставлении выписок из ЕГРЮЛ.

НК РФ подразумевает такой подход, при котором обязанности налоговых органов коррелируют с правами налогоплательщиков.

Например, органы обязаны по запросу своевременно и достоверно информировать плательщиков о всех изменениях в действующем законодательстве, касающихся уплаты налогов, сумм, ставок, а также о заполнении декларационных форм.

Отдельной обязанностью является проведение выездной проверки. В правилах проведения выездной проверки закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган.

Самостоятельное осуществление выездной проверки отдельных подразделений проводится по решению налоговых органов по месту нахождения данного филиала.

Решение о проведении выездной проверке обязательно должно содержать следующее:

  • полное и сокращенное наименование организации либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка.

Выездная проверка может осуществлять по одному налогу или по совокупности. При этом в России структура проверки устанавливается налоговыми органами, а не руководством юридического лица.

Основные права налогоплательщика при проведении выездной проверки закреплены налоговых законодательством и должны соблюдаться налоговыми органами России в полном объеме.

Таким образом, список обязанностей налоговых органов достаточно широк и охватывает полный цикл налоговых правоотношений. Но в НК РФ не предусмотрена обязанность по предоставлению информации плательщикам о выполнении контрагентами требований или о нарушениях такими субъектами законодательства о сборах.

Сроки исполнения требований об уплате налога (сбора)

Налогоплательщик получает требование об уплате налога за 2 месяца до конечной даты погашения. Так, если в течение этого времени плательщик не оплатил задолженность в полном объеме, то налоговые органы вправе говорить о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Признаки преступления позволяют назначить виновному лицу соответствующие пени и штрафы по ставкам и в размере, установленном НК РФ и прочими законодательными актами.

Налоговые органы России обязаны в течение 10 дней после выявления нарушения подать документы следователю, которые уполномочен проводить следствие по данной категории уголовных дел. Чаще всего дела возбуждаются по статьям 198-199 Уголовного Кодекса России.

Таким образом, обязанности должностного налогового лица закреплены нормами налогового законодательства. При этом, ответственность за выполнение обязанностей регламентируется статьей 32 НК РФ.

Неуплата налогов влечет за собой уголовное преследование и уплату штрафов и пеней, установленных НК РФ по состоянию на дату нарушения.

Источники

  • https://advokat-malov.ru/nalogoplatelshhiki/obespechenie-i-zashhita-prav-nalogoplatelshhikov-platelshhikov-sborov.html
  • https://advokat-malov.ru/nalogoplatelshhiki/obyazannosti-nalogoplatelshhikov-platelshhikov-sborov.html
  • https://yr-expert.com/prava-i-obyazannosti-nalogovyh-organov/
  • https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/prava-nalogovyh-organov.html
  • https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/obyazannosti-nalogovyh-organov.html
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Добавить комментарий