Бесплатная горячая линия

Новые правила техосмотра с 2020 года: фотофиксация, аннулирование диагностической карты и ОСАГО

Нежданная радость

Закон, который вводил драконовские штрафы за управление автомобилем без техосмотра, ужесточал контроль за операторами ТО и предлагал повышенные требования к диагностическому оборудованию, был принят в 2019 году — и тоже по инициативе Минэка. Чиновники вообще задумали провести масштабную реформу техосмотра и ставили перед собой благую цель: исключить практику покупки диагностических карт вместе с полисом ОСАГО (так поступают, по всем опросам, до 80% автомобилистов).

Но вместо того, чтобы попытаться проанализировать причины — а почему россияне так поступают (ведь стоимость процедуры невелика, и очередей давно уже нет), в министерстве решили пойти по привычному пути — ужесточить для нарушителей существующие кары и придумать новые. Например, появился новый штраф в 2 тыс. руб. за эксплуатацию автомобиля, не прошедшего ТО. Ужесточились и требования к операторам, которые выдают диагностические карты без реального осмотра, даже появилась новая статья в Уголовном кодексе.

Законопроекты были приняты в 2019 году, а вступить в силу должны были летом 2020 года. К этому времени власти должны принять ряд приказов, постановлений, а ГИБДД планировала потратить почти 100 млн руб. на модернизацию информационной системы техосмотра. Только вот у меня всегда были сомнения в том, что в нынешнем виде закон вступит в силу в срок; я об этом писал. И вот почему.

Во-первых, на дворе апрель, а большая часть документов еще не готова. И дело даже не в том, что у нас случился карантин: в ходе подготовки возникли многочисленные вопросы, ответов на которые нет. Поэтому новые, усиленные требования к пунктам ТО и необходимой материально-технической базе до сих пор не утверждены, так же как и требования к экспертам, к обязательной фотофиксации процесса техосмотра, к необходимой технике. Но даже если бы эти документы успели подписать, то совершенно нереально было выполнить основное требование закона — привести все пункты ТО (а их в стране порядка 5,5 тыс.) в соответствие с новыми правилами, а также заново все (!) сертифицировать.

 

Выплыла и еще одна проблема: нет новой методики расчета тарифов, которую должны подготовить в Федеральной антимонопольной службе. В таких условиях операторы не понимают, по каким расценкам будут работать и вообще — стоит ли работать? Ведь сегодня многие операторы с трудом выживают на грани рентабельности. Действующая методика определения тарифов разработана в 2013 году, и в регионах цены на ТО установлены местными властями в пределах от 300 до 1 тыс. руб. Неудивительно, что многие операторы просто продавали диагностические карты.

Кстати, в этой ситуации некоторые депутаты и многие эксперты предлагали по примеру ряда стран от процедуры техосмотра для частных легковых автомобилей просто… отказаться. Ведь в любом случае за техническое состояние машины отвечает по ПДД только ее водитель. На такой революционный шаг в Минэкономразвития не решились. Но чиновники понимали: в нынешней форме закон запускать нельзя — он просто парализует работу действующей системы ТО. И предложили компромиссный вариант — увеличить интервал проведения осмотра, а вступление в силу основных положений перенести на год-два.

Закон о реформировании техосмотра автомобилей 2020 года

Прохождение процедуры технического осмотра транспортных средств всех видов и категорий по-прежнему является обязательной, поскольку их исправность по праву считается залогом безопасности на дорогах. Но поскольку в силу разных обстоятельств не все автовладельцы относятся к этой процедуре со всей ответственностью, часто оплачивая техосмотр без его прохождения, причиной большинства ДТП является неисправность ТС.

Естественно, такое положение вещей требовало коррекции, категорически не устраивая страховые компании, ввиду чего российские чиновники приступили к разработке поправок к Федеральному закону №170-ФЗ «О техосмотре ТС» (с последними изменениями от 01.04.2020).

Однако принятие этих поправок было отсрочено из-за необходимости доработки, и ожидается их вступления в силу только в марте 2021 года.

Согласно этим поправкам, проведению ТО теперь будут сопутствовать следующие нововведения:

  1. Создание единого реестра станций, имеющих разрешение на проведение техосмотра.
  2. Перевод диагностических карт (ДК), выдаваемых по результатам проверки из бумажного формата в электронный.
  3. Видеофиксация во время ТО.
  4. Ограничение пропускной способности СТО, имеющих лицензию на проведение процедуры техосмотра.
  5. Проверки, которые могут проводиться представителями уполномоченных органов без предупреждения и не по форме.

Кроме того, в перспективе маячит повышение стоимости ТО, обусловленное вступлением в силу грядущих изменений и увеличением расходов на разработку инструментов для их проведения. Как и прежде, эти суммы будут сильно разниться в зависимости от региона, правда, пока чиновниками не озвучивается конкретных цифр.

Новые правила техосмотра в 2020 году

С 8 июня 2020 года должна заметно ужесточиться процедура техосмотра автомобилей, которая в последние годы фактически превратилась в пустую формальность.

Сегодня не проблема купить соответствующую диагностическую карту с официальным внесением в специализированную базу ЕАИСТО, необходимую для оформления ОСАГО, это можно сделать как в интернете, так и нередко у самих страховщиков, которые предоставляют подобную «услугу» при оформлении страховки.

Лазейка связана с огромным количеством мелких частных операторов техосмотра, которые имеют право проводить процедуру и вносить запись о ней в базу. При этом показывать свой автомобиль таким недобросовестным операторам вовсе необязательно, а это значит, что с учётом огромного размаха подобных схем процедура техосмотра после передачи на откуп частникам фактически превратилась в профанацию.

С 8 июня при процедуре техосмотра будет проводиться фотофиксация, что в теории позволит исключить «заочную» выдачу диагностических карт, которые к тому же будут оформляться с цифровой подписью и только в электронном виде.

Контролировать процедуру будут МВД и Российский союз автостраховщиков (РСА), которые будут следить за правильностью самого техосмотра и за соблюдением всех условий, в том числе технических, предъявляемых к операторам.

Для автобусов техосмотр будет возможен только на определённых станциях и, что немаловажно, обязательно в присутствии сотрудника ГИБДД, Такое решение обусловлено большим числом аварий с пассажирским транспортом, которые нередко происходят из-за плохого технического состояния автобусов.

В настоящее время в РФ уже не выдается талон технического осмотра, его заменила диагностическая карта. Этот документ содержит данные о ВИН-коде авто, владельце ТС, номере, техническом заключении оператора ТС по осмотру машины. Представленная карта всегда выпускается в двух экземплярах: один выдается водителю, который смог пройти ТО, второй же три года хранится у оператора, проводившего ТС. Электронные данные по техническому осмотру заносятся в базу ЕАИСТО.

Диагностическая карта техосмотра в 2020 году также изменилась. Если ранее она имела 21-значный номер, то теперь ее выдают с 15-значным номером. Карты технического осмотра, выданные в прошлые годы, действительны до окончания срока их действия.

Оформлять документ технического осмотра нужно для владельцев всех транспортных средств. Если автомобиль старше 3-х лет, но младше 7-ми, то его нужно проверять на техническом осмотре раз в два года, модели старше 7-ми лет проверяют раз в год. Техосмотр мотоцикла в 2020 году имеет ту же периодичность.

Штраф за отсутствие технического осмотра в 2020 составит 800 рублей. Если водитель его просто забыл, сумма взыскания составит 500 рублей (по этой причине нужно возить с собой документ о ТО постоянно). При повторном нарушении сумма штрафа возрастет до 5000 рублей.

Если сотрудник ГАИ обнаружит, что вы не прошли технический осмотр, он направит транспортное средство на штрафную площадку. Если езда без техосмотра в 2020 у водителя будет зафиксирована повторно, то забрать автомобиль назад можно будет только через 3 месяца.
Если в течение двух месяцев водитель не погасит штраф за непройденный техосмотр по новому закону в 2020, сумма взыскания пропорционально возрастёт, потому в интересах автолюбителя как можно раньше решить вопрос с ТО и оплатить имеющийся штраф.

Основные изменения и новые правила прохождения ТО в 2020 году

И поскольку вступление в силу нововведений уже не за горами, имеет смысл уже сейчас углубиться в их изучение, чтобы не стать жертвой мошенников и не пролететь с плановым техосмотром ввиду ограничений пропускной способности.

Важно помнить, что только при наличии ДК, полученной по итогам ТО можно будет заключить договор ОСАГО и продолжить полноценную эксплуатацию ТС.

Увеличение сроков между техосмотрами

Так, принятые поправки предусматривают не только ужесточение контроля и усложнение процедуры техосмотра, но и определенные послабления, которые касаются увеличения срока его действия. В итоге легковые автомобили и грузовые машины массой до 3,5 т, эксплуатируемые менее четырех лет, будут освобождены от необходимости прохождения ТО, тогда как ранее такая привилегия действовала только первые три года.

Помимо прочего, определенные послабления были приняты и для ТС старше 7 лет, которые будут проходить ТО раз в два года, хотя раньше для них предусматривалась более частая (ежегодная) периодичность технического контроля. Теперь такое предписание станет актуальным только для тех автомобилей, которым уже исполнилось 10 лет, что дает право автомобилистам на трехлетнюю отсрочку.

А вот коммерческий транспорт, используемый для организованной перевозки людей, по-прежнему будет подвергаться контролю каждые полгода, что позволит по максимуму минимизировать все потенциальные риски. При этом совершенно неважно, сколько времени автотранспорт находится в эксплуатации.

Фотофиксация на пунктах ТО

Фотофиксация транспорта во время осмотра на СТО проводилась и раньше, однако, обычно дело не заходило дальше нескольких снимков. Теперь же работники станций техобслуживания обязуются выполнять целую серию снимков с указанием максимально точной геолокации, причем на всех этапах осмотра.

Работники станций техобслуживания обязуются выполнять целую серию снимков

Далее весь материал будет передаваться в единую базу данных ЕАИСТО, разрабатываемой специально для хранения информации по каждому проходящему ТО автомобилю. В то же время в правительстве до сих пор ведется дискуссия по поводу целесообразности такого решения, а также инструментов для его воплощения в реальность с исключением риска фальсификации, что не так уж просто.

Стоимость диагностической карты в 2020 году

На сегодняшний день стоимость техосмотра в столице составляет 720 рублей (официальные данные), тогда как в Питере за услугу придется выложить уже 881 рубль, а в том же Приморском крае все 983 рубля.

И судя по принятым изменениям, тенденция отличающейся стоимости в различных регионах Российской Федерации сохранится и в дальнейшем, невзирая на то, что точные суммы по-прежнему не озвучиваются. В то же время доподлинно известно, что минимальная прайс ТО, вне зависимости от государственного субъекта, будет стартовать от тысячи рублей.

По окончании осмотра владельцу ТС выдается ДК

При этом можно уже сейчас прогнозировать, что вместе со стоимостью услуги будет повышаться расценки на несанкционированную продажу ДК в обход стандартной процедуры ТО. Участь мошенников усугубит и факт внедрения цифрового формата ДК, поскольку это непреодолимое обстоятельство в значительной мере усложнит фальсификацию.

В итоге автомобилистам не останется ничего, кроме как привести в порядок свой транспорт и пройти осмотр по всей строгости закона, на что, собственно, и делается ставка страховщиков и представителей государственного аппарата.

Что нужно знать водителям

Техосмотр в 2020 году с учетом нововведений придется пройти каждому автовладельцу, чье авто старше 3-х лет. Последние изменения, которые предусматривает техосмотр машины в 2020 году, таковы:

Правила техосмотра в 2020 предусматривают, что после осмотра машины карта диагностики будет выдана водителю, даже если имеются замечания, это означает что водитель смог пройти ТО. Информация о несоответствиях автомобиля действующих нормам будет указана в дорожной карте посте техосмотра.

Техосмотр в 2020 г. не смогут пройти автомобили, у которых имеются малейшие изменения конструкции. В частности, поводом для отказа в прохождении техосмотра станет отсутствие бачка стеклоочистителя базовой модели. В эту категорию относятся и газобаллонные установки, которые не предусмотрены для данной модели авторазработчиком. С такими изменениями пройти ТО будет невозможно.

Обязателен не только знак аварийной остановки, но также огнетушитель и аптечка для техосмотра в 2020. Обратите внимание: чтобы пройти ТО, огнетушитель для техосмотра 2020 лучше купить свежий, соответствующий новым требованиям.

Согласно ФЗ о техническом осмотре транспортных средств 2020 препятствием для прохождения процедуры является наличие на фарах каких-либо наклеек, пленок, а также краски, независимо от уровня прозрачности. Если водитель не устранит эти препятствия, то пройти ТО не сможет.

Запрещено использовать различные виды шин на одном авто. Если водитель предпочитает шипованную резину, она должна быть установлена и на передней, и на задней оси. Также при прохождении технического осмотра в 2020 важно соблюдать соответствие типа шин сезону.

Любые изменения конструкции должны быть легализованы, чтобы пройти техосмотр. Это касается различных моделей руля, бамперов и других деталей.

Особое внимание при техническом осмотре машины будет уделено гидроусилителю руля. Если будут отмечены малейшие подтеки жидкости в этой системе, машина будет снята с техосмотра и его придется пройти заново, внеся соответствующие изменения.

Также государственный технический осмотр 2020 предусматривает введение видеофиксации факта заезда автомобиля на ТО. Это необходимо для того, чтобы избежать внесения в единую базу данных по дорожным картам, полученным без ТО.

Также изменения в техосмотре в 2020 году предусматривают передачу контроля над ТО от РСА Ростехнадзору. Самим сервисным центрам это грозит строгими проверками, которые будут проводиться без предупреждения. Требования к ним ужесточат.

Если вы только приобрели новую машину, то техосмотр для легковых автомобилей 2020 нужно будет пройти в течение 10-ти дней после оформления сделки. В этот же срок вам нужно будет оформить полис ОСАГО, а также поставить машину на учет. Не пройдя технический осмотр, сделать этого вы не сможете (хотя формально пройти ТО машинам, которым меньше 3-х лет необязательно).

Если же вы приобрели б/у машину, у которой срок действия дорожной карты не закончился, заново проходить техосмотр авто в 2020 не нужно. Распространяется это и на те случаи, когда у нового владельца требуют пройти техосмотр для ОСАГО в 2020 — вы можете пользоваться уже имеющимися бланками. Вам надо будет пройти технический осмотр тогда, когда срок действия прежнего документа завершится.

Чтобы пройти технический осмотр транспортного средства 2020, владельцу авто нужно представить такие документы:

паспорт гражданина РФ;
свидетельство о регистрации ТС, а также ПТС;
документы для техосмотра в 2020, легализующие конструкционные изменения ТС (если они имели место);
водительское удостоверение.
В случае, если основной владелец авто не сможет самостоятельно осуществить прохождение техосмотра в 2020, он должен предоставить генеральную доверенность на предоставление своих интересов лицу, которое сможет пройти ТО без него.

Пройти процедуру ТО можно в любом пункте, независимо от места регистрации автомобиля. По желанию вы можете изучить реестр операторов технического осмотра в 2020, и выбрать компанию, находящуюся неподалёку от вас и пройти ТО у них. В пункте техосмотра вам нужно будет передать документы и транспортное средство эксперту.

Осмотр машины предусматривает следующие манипуляцию:

инструментальное исследование;
проверку качества работы рулевой системы;
проверку соответствия аптечки, номерного знака и огнетушителя соответствующим нормативам (это то, что должно быть в машине при техосмотре в 2020 в обязательном порядке);
проверку замков;
диагностику технической жидкости в машине;
проверку тормозной системы;
диагностику светотехнического оборудования;
проверку уровня токсичности выхлопов.

По результату проверки автовладельцу будет выдана диагностическая карта. Данные проверки также будут введены в автоматизированную систему эксперта.

В случае если водитель с первого раза не смог пройти ТО, он может устранить несоответствия, выявленные при первичной проверке, а затем пройти повторную диагностику. Если он выберет того же оператора, у которого не смог пройти ТО первый раз в первый раз, то проверять будут только те аспекты, которые не удовлетворили инспектора. Если же автовладелец решил пройти повторный ТО в 2020 у другого оператора, то ему нужно будет пройти проверку с самого начала. Это отразится на стоимости процедуры (так как повторный техосмотр автомобиля в 2020 платный).

Сколько стоит ТО в 2020 году

Цена техосмотра для пенсионеров для ОСАГО в 2020, а также других категорий населения сформирована таким образом:

Процедура техосмотра 2020 для категории «В» стоит 800 рублей.
240 рублей стоит технический осмотр на мотоцикл.
До 1560 рублей стоит осмотр пассажирского транспорта.
За ТО прицепов нужно будет отдать от 1050 до 6000 рублей.

Обратите внимание: в стоимость техосмотра в 2020 уже включена госпошлина, а также дорожный сбор. Их не нужно оплачивать отдельно чтобы пройти техосмотр.

Отсутствие талона технического осмотра вызывает такие сложности у автовладельцев:

Невозможность оформить ОСАГО. Диагностическая карта технического осмотра входит в обязательный пакет документов, который требуют во всех страховых фирмах. Тем, кто проигнорировал проведение техосмотра 2020, полис не выдадут. Езда без полиса грозит крупными штрафами для водителя. Получение техосмотра для ОСАГО 2020 обязательно даже для владельцев машин до 3-х лет.

Как проходят техосмотр сейчас

До 2012 года процедура прохождения государственного технического осмотра была устаревшей и коррумпированной – осмотром занимались подразделения ГИБДД, и по некоторым данным, более половины водителей получали талоны техосмотра, фактически не проходя его. До 2010-го система была еще хуже – тогда нужно было готовить еще и медицинскую справку водителя.

Затем проведение техосмотра привязали к оформлению полисов ОСАГО и передали его частным организациям. Контролирует это все Российский союз автостраховщиков, который аккредитует пункты техосмотра и вносит их в соответствующий реестр.

По сути, РСА – это некоммерческая организация, которая представляет собой объединение страховых компаний, которые работают с ОСАГО. То есть, формально техосмотр организуют те же люди, которые занимаются вопросами страхования.

Соответственно, техосмотр – обязательная процедура, без которой невозможно оформить полис ОСАГО. А полис – это обязательный документ, без которого (бумажного или электронного) нельзя выезжать на дорогу.

То есть, любой используемый автомобиль должен пройти техосмотр.

Основные положения системы такие:

  • Проходят его на специализированных пунктах. Они, как правило, есть в любом населенном пункте, а еще существуют передвижные пункты (для отдаленных районов). После прохождения ТО выдается диагностическая карта (ДК), которая вносится в единую информационную систему техосмотров (ЕАИСТО).
  • Первые 3 года автомобиль не должен проходить техосмотр, с 3 до 7 лет – каждые 2 года, для всех ТС старше 7 лет – каждый год. Обычно водители проходят осмотр перед оформлением ОСАГО на следующий год.
  • Пройти техосмотр можно за относительно небольшую сумму – в зависимости от региона это 500-1000 рублей. За эти деньги автомобиль будут проверять на соответствие 66 требованиям (по крайней мере, именно столько пунктов в бланке ДК).

Что касается срока действия ДК, есть одна лазейка – оформить полис можно, если ДК на данный момент действует, даже если от срока ее действия остался один день. Более того, страховку можно оформить с определенной даты в будущем, но в системах еОСАГО некоторых страховщиков учитывается именно дата оформления полиса.

То есть, можно оформить полис ОСАГО по прошлогодней ДК, и к моменту начала действия полиса автомобиль будет без техосмотра. Формально его нельзя эксплуатировать, так как если факт вскроется, водителю грозит штраф в 2000 рублей (но не сейчас, его введут только с июля 2020 года).

Есть и другой риск – если водитель попадет в ДТП по своей вине, страховая компания выплатит ущерб потерпевшему и взыщет с виновника его сумму по регрессу.

Естественно, что за такие деньги это слишком большой объем работы – и даже в легальных пунктах ТО обычно ограничиваются лишь самыми важными. Но и тогда осмотр можно не пройти, особенно часто водителей старых автомобилей подводит содержание окиси углерода в выхлопных газах (но специалисты говорят, что на пунктах ТО вообще не умеют пользоваться газоанализаторами).

Если ТО не пройдено, у водителя есть 20 дней, чтобы исправить все недостатки и попробовать пройти его еще раз бесплатно. Если опять не получится – следующие попытки будут платными.

Однако по факту большая часть водителей (неофициально говорят о 80%) предпочитает пойти более простым путем и купить ДК. Технически это несложно: операторы пунктов техосмотра имеют прямой доступ к ЕАИСТО. От водителя требуется лишь самая общая информация об автомобиле (включая марку, модель, год выпуска, VIN-код, ФИО владельца, пробег и марку шин).

Часто вообще предлагают купить ДК во время оформления ОСАГО, этим обычно занимаются не в офисах страховых компаний, а их агенты.

Такие пункты ТО регулярно обнаруживаются, у них отзывают аккредитацию РСА, а все выданные им ДК признаются недействительными. И скоро таких случаев будет только больше.

Какие изменения ожидаются в 2020 году

К 2019 году проблема с техосмотром становилась все серьезнее. Диагностические карты покупали все больше водителей, их автомобили находятся неизвестно в каком состоянии, и это могло привести к всплеску ДТП по причине технических неисправностей.

Первые инициативы ужесточить правила прохождения техосмотра появились в 2018 году. Изначально планировалось обязать операторов пунктов ТО фиксировать процесс осмотра на видео. Потом это признали избыточной мерой и заменили ее на фотографирование. Автомобиль нужно сфотографировать сзади при въезде в пункт ТО, его VIN-номер и вид спереди при выезде.

Ввели такие правила с июня 2019 года, а в силу они вступают через год – то есть, уже в июне 2020-го. Но этого для правительства, видимо, показалось мало, и там анонсировали еще кое-какие поправки.

Минтранс недавно опубликовал проект очередных изменений в правила прохождения техосмотра. По ним должностное лицо ГИБДД сможет аннулировать диагностическую карту автомобиля, который не проходил осмотр или проходил его с нарушениями.

Более того, в этом случае ГИБДД будет информировать страховщика о том, что выданных им полис ОСАГО оформлен на основе фиктивной диагностической карты, а еще – ставить вопрос об отзыве аккредитации у пункта ТО, который выдал фиктивную ДК.

Все это будет организовано через специальное облачное хранилище в МВД, куда операторы техосмотра будут загружать фотографии автомобилей, проходящих осмотр. Отслеживать сами автомобили будут через камеры – то есть, водитель может даже не знать о том, что ДК его автомобиля аннулирована и «собирать» штрафы.

Новые правила заработают с 8 июня, а с 27 июля водителей ждет еще один «сюрприз» – штраф в размере 2000 рублей за управление транспортным средством, не прошедшим техосмотр в установленном порядке. Выписывать его будут не чаще раза в сутки.

Стоит отметить, что недавно водителей начали штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО через камеры. Но, в отличие от обычного превышения скорости, выписать штраф за отсутствие страховки сложнее. Сотрудникам ЦАФАП (отвечает за фотофиксацию нарушений) приходится едва ли не вручную отбирать номера с автомобилей, которые просто выехали в город, исключать из них дубликаты и отправлять данные в РСА, который тоже может быть не в состоянии обработать столько запросов.

Примерно то же ждет и новую систему – только здесь сотруднику ГИБДД придется проверять, выписана ли ДК на конкретный автомобиль, выехавший на дорогу, а если выписана – смотреть на фотографии, загруженные оператором.

Поэтому новый штраф вряд ли будет применяться очень масштабно – для отслеживания всех автомобилей на всех дорогах страны нужны огромные ресурсы.

Что будет со страховкой, если ДК аннулируют?

Это главный вопрос, который возник у автосообщества в связи с предложенными изменениями. Если сотрудник ГИБДД будет направлять информацию об аннулированной диагностической карте в страховую компанию, в теории это может привести к аннулированию всего полиса ОСАГО.

С юридической точки зрения все сложно. Так, прекратить действие полиса ОСАГО в одностороннем порядке нельзя – для этого нужно как минимум решение суда. С другой стороны, при оформлении полиса владелец указал данные заведомо фиктивной диагностической карты.

Об этом говорят и представители страховой отрасли. Так, Дмитрий Руденков из Chеrehapa Страхование считает, что достаточных оснований для расторжения договора страхования в этой ситуации нет, но все не так просто:

Порядок аннулирования ОСАГО на данный момент законодательно не предусмотрен. Договор страхования в одностороннем порядке можно расторгнуть только через суд. При этом основания для расторжения тоже неочевидны. Действующее гражданское законодательство допускает расторжение договора в одностороннем порядке при сообщении ложных сведений страхователем или в случае, предусмотренном законом. Прямой нормы, предусматривающей ответственность страхователя за предоставление при оформлении полиса диагностической карты, выданной без прохождения техосмотра, нет.

Тем не менее, при наступлении страхового случая и выявлении при его урегулировании факта непрохождения своевременно ТО автовладельцем, у страховой компании согласно ст. 14 Закона об ОСАГО появится право регрессного требования к страхователю, как к лицу, не имевшему права на управление данным транспортным средством.

Все случаи, прописаны в Законе об ОСАГО и продублированы в Правилах ОСАГО (п. 1.13, 1.14). Перечень является исчерпывающим: смерть страхователя, гибель транспортного средства, ликвидация страховщика или отзыв у него лицензии, замена собственника транспортного средства. В то же время п.1.15 подразумевает расторжение договора при выявлении ложных или неполных сведений, в этом случае страховая премия не будет возвращена.

Дмитрий Руденков, заместитель генерального директора по моторным видам страхования Chеrehapa Страхование.

То есть, страховая компания однозначно имеет право предъявить регрессное требование, если автомобиль с ненастоящей диагностической картой попадет в аварию и потерпевшей стороне будет выплачен ущерб. В остальных случаях аннулировать полис будет затруднительно

Уплаченную страховую премию клиент тоже вряд ли потеряет: как говорит эксперт, она не выплачивается только в том случае, если при оформлении договора были предоставлены ложные или неполные сведения.

 

Что касается этой статьи правил ОСАГО, все тоже не так просто. Как утверждает Сергей Демидов из «Ренессанс Страхование», аннулировать полис по статье за предоставление ложных или неполных сведений тоже не получится:

Перечень причин, когда страховая компания имеет право расторгнуть договор ОСАГО, жестко регламентируется законодательством. Клиент может расторгнуть договор ОСАГО при продаже автомобиля, либо если у страховой компании отозвали лицензию. Страховая компания имеет право расторгнуть договор (пункт 1.15 Правил страхования) только если выявлены ложные или неполные сведения, представленные клиентом при заключении договора, «имеющие существенное значение для определения степени страхового риска» (то есть клиент сообщил неверные сведения, которые привели к занижению стоимости полиса, на практике это обычно неверный регион регистрации собственника, неверная мощность транспортного средства и т. д.).

То есть аннулирование диагностической карты после заключения договора не должно влиять на действие договора ОСАГО.

Что касается стимулирования автовладельца оформить корректную диагностическую карту, скорее всего, это будет сделано иными методами, чем, например, внесение в правила страхования еще одного основания для расторжения полиса.

Сергей Демидов, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс Страхование».

Действительно, указание реквизитов «купленной» диагностической карты не влияет на оценку страхового риска и на стоимость полиса – это влияет исключительно на саму возможность заключить договор страхования.

Так что единственный вариант для страховщиков – идти в суд, если, конечно, к тому времени в правила ОСАГО не внесут новых поправок. Но, как говорит Денис Голосюк из МЭТР, суды, скорее всего, будут на стороне страховщиков:

Вопрос об аннулировании договора ОСАГО страховой компанией, в случае, когда она получает от ГИБДД информацию о недействительности диагностической карты (ДК), на основе которой выдан полис, пока что не имеет однозначного решения.

С одной стороны, раз ДК признается недействительной, страховщики вроде бы должны аннулировать и полис ОСАГО по принципу: нет карты – нет полиса. Однако, по закону страховые компании не имеют права расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Таким образом, единственным на сегодняшний день выходом для них остается обращение в суд. Надо полагать, суды без особых проблем будут расторгать договоры страхования по аннулированным ДК, хотя на это все равно потребует сравнительно много времени и определенных процессуальных расходов. Плюс, такая схема не исключает обжалований в судах высших инстанций и дальнейшего затягивания расторжения договора.

Хотя, на практике едва ли большое количество страхователей пойдет на это, потенциально такая возможность есть и ее придется учитывать.

Вопрос о возврате части страховой премии при расторжении договора ОСАГО по аннулированной ДК также пока однозначно не определен. Вероятно, первоначально он будет решаться судами, а затем на основе судебной практики уже получит какое-то устойчивое оформление.

Нельзя исключать, конечно, что законодатели займутся определением порядка аннулирования полисов ОСАГО по упрощенной системе и частичным возвратом премий, но пока это относится к области предположений.

Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР.

Таким образом, все эксперты сходятся во мнении, что разорвать договор страхования только на основании уведомления от ГИБДД об аннулировании ДК страховщики не смогут, но у них есть вариант обратиться в суд или дождаться новых изменений в правилах ОСАГО.

Справятся ли пункты техосмотра с потоком клиентов?

Если с аннулированием незаконно полученных диагностических карт все относительно понятно, то более сложный вопрос – возможности аккредитованных пунктов техосмотра. Напомним, техосмотр предполагает проверку по 66 пунктам. И если часть из них достаточно простые (вроде наличия всех болтов крепления дисков и наличия огнетушителя), то проверка тормозных усилий требует более серьезной работы.

При том, что 80% автомобилистов оформляли ДК «дистанционно», есть серьезный риск того, что при «правильном» прохождении техосмотра потребуется в разы больше пунктов.

На осмотр легкового автомобиля отводится от 40 минут до 1 часа. Если предположить, что пункт работает 12 часов в сутки и имеет 5 постов, то за день через него пройдет менее 90 автомобилей (а в реальности – намного меньше).

При этом таких крупных пунктов (не в каждом есть даже 5 постов) в некоторых городах может быть совсем немного. Учитывая, что каждый год техосмотр должны проходить до 40 миллионов автомобилей (столько полисов продано в 2019 году), нагрузка на имеющиеся 4500 пунктов ТО будет огромной.

Для них вводятся и другие ограничения. Так, для каждого оператора ТО будет определена максимальная дневная пропускная способность, и все ДК, что пункт выдаст сверх этой цифры, в ЕАИСТО зарегистрированы не будут. Сейчас же некоторые пункты выдают куда больше диагностических карт «дистанционно», чем их реальные возможности.

С тем, что аккредитованных пунктов недостаточно, соглашаются и эксперты. Так, Дмитрий Руденков говорит, что очереди, скорее всего, будут иметь место:

Можно предположить, что сложности, действительно, возникнут: действующих аккредитованных пунктов техосмотра явно недостаточно, чтобы справиться с тем количеством автомобилей, которым требуется пройти диагностику. Будут очереди, а значит, есть вероятность, что заработок «псевдопредпринимателей» сместится с продажи диагностических карт в сегмент продажи места в очереди.

Те, кто и до сегодняшнего дня работал легально, смогут. Те конторы, которые были ориентированы только на оформление диагностических карт, очевидно, будут закрываться. Во-первых, для продолжения работы нужны будут инвестиции, как в оборудование, так и затраты на подключение к базам данных. Как при этом будет организовано ценообразование, пока непонятно.

Дмитрий Руденков, заместитель генерального директора по моторным видам страхования Chеrehapa Страхование.

Вопрос ценообразования – еще одна больная тема для отрасли. Если действующий тариф сохранится, а пункты ТО больше не смогут подрабатывать, продавая ДК «дистанционно», этот бизнес станет убыточным, считает Дмитрий Мольков из «АвтоСпецЦентр»:

Новый регламент позволит контролировать пропускную способность станций техобслуживания – если система зафиксирует, что она превышена более, чем на 5%, то следующая диагностическая карта не сможет быть оформлена на данной СТО.

Для проведения техосмотра по новым правилам станциям ТО придется устанавливать новое оборудование, расходы на которое увеличат стоимость диагностической карты. При сохранении установленной цены техосмотра на данный момент – от 500 до 800 рублей – бизнес станет убыточным, что приведет к дефициту пунктов техосмотра, особенно, это будет заметно в регионах.

Несмотря на то, что новые правила прохождения ТО направлены на искоренение коррупции при проведении техосмотра и повышение безопасности на дорогах, на мой взгляд, даже установленные штрафы за фиктивную диагностическую карту (для СТО – 100-300 тысяч рублей и для автомобилиста – от 5 000 до 10 000 рублей) не изменят текущее положение дел. Наоборот, существующие на данный момент расценки за фиктивную диагностическую карту увеличатся в разы, а количество желающих сэкономить время на процедуре ТО меньше не станет.

Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр».

То, что цены на услугу техосмотра могут вырасти, не исключает и Сергей Демидов из «Ренессанс Страхования», добавляя, однако, что пункты техосмотра должны справиться с возросшей нагрузкой.

В итоге автомобилистов после 8 июня 2020 года может ждать настоящий коллапс, под который попадут также и страховая отрасль, предупреждает Денис Голосюк. Он напоминает, что пунктов ТО все еще мало, а открыть и аккредитовать новые за такой короткий путь затруднительно:

Вопрос пока что не имеет ответа. Его может дать только реальная практика. Однако, есть все основания сомневаться, что конторы, рассчитанные на фиктивное прохождение ТО (а таких – большинство) смогут пропустить такое же количество автомобилей, что и сейчас, в условиях, когда на осмотр каждой машины отводится по 30 минут.

А ведь будут еще и повторные осмотры автомобилей, не прошедших ТО с первого раза и возвратившихся после устранения замечаний. Если количество пунктов ТО значительно не увеличится за то небольшое время, что остается до введения новых правил в действие (до 8 июня 2020 года), то нас, скорее всего, ждет коллапс системы техосмотров и автострахования гражданской ответственности.

Учитывая, что «недостающие» пункты осмотра надо не просто создать и оборудовать, а еще и авторизовать в соответствии с новым законом о ТО, надежды на то, что с новым законом все пройдет гладко очень мало.

Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР.

Кстати, учитывая предстоящие трудности, можно спрогнозировать всплеск числа оформленных ДК незадолго до 8 июня. Водители, автомобили которых не в состоянии пройти техосмотр (или которые не привыкли тратить на него время), предпочтут «купить» диагностическую карту за пару дней до окончания переходного периода.

Но не стоит сбрасывать со счетов еще один возможный вариант – что из-за грядущих проблем правительство снова продлит переход системы техосмотров на новые правила еще на какой-то период.

И все-таки о карантине

Но не стоит отвлекаться: хорошие изменения в законе — это замечательно, но остается карантин и связанные с ним проблемы. В частности, не очень понятно, как проходить процедуру техосмотра в нынешних условиях, когда в большинстве регионов пункты ГТО не работают? А по закону без диагностической карты не купить полис ОСАГО, следовательно, нельзя выехать на автомобиле, если срок действия предыдущей страховки уже вышел. И если давно можно приобрести полис в электронном виде (так делают уже больше половины отечественных автовладельцев), то процедуры техосмотра онлайн пока не существует (оставим в стороне возможность купить полис вместе с ТО как незаконный). А пункты техосмотра сейчас, как правило, не работают.

Но (что очень приятно!) и в этом случае власть пошла навстречу автомобилистам. В конце прошлой недели глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что во время карантина страховщики при покупке полиса не будут требовать предъявления диагностической карты. Но при одном условии: автовладельцы должны предъявить данные о пройденном ТО в течение месяца после снятия карантина.

«В нынешней ситуации предложение отвязать друг от друга две услуги — очень правильный шаг, — считает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. — А период в 30 дней после снятия ограничительных мер на получение диагностической карты тоже представляется мне достаточным».

P.S. По данным ГИБДД РФ, в 2019 году в России произошло 6,7 тыс. аварий по вине неисправных транспортных средств (НТС) — из общего числа ДТП в более чем 130 тыс. Чаще всего такой вывод делается на основании заявления водителя и записывается как вторая, сопутствующая причина («водитель превысил скорость, а также…»). Из-за сложности и дороговизны реальная экспертиза проводится редко. Но чаще всего на практике НТС это установка на одну ось шин разных размеров, с шипами и без, неисправность световых приборов, чрезмерная тонировка. Понятно, что во время проведения техосмотра летом трудно понять, какие шины водитель поставит зимой…

Изменения в выдаче диагностической карты

С 08.06.2020 года — Диагностическая карта будет оформляться электронно и храниться в базе ЕАИСТО.

От бумажной версии карты еще не откажутся, но выдавать ее будут только по запросу.

А вот если Вы потеряли бумажную диагностическую карту, то вам по запросу выдадут дубликат, но за это придется заплатить — 10% от стоимости техосмотра.

Оператор технического осмотра теперь не сможет бесконтрольно выдавать диагностические карты. Теперь они обязаны рассчитать пропускную способность пункта ТО. И если он выдаст карт больше чем может за 1 день провести технических осмотров машин, последует проверка, штраф и могут аннулировать выданные этим оператором диагностические карты, а у оператора отзовут аккредитацию.

Изменения в процедуре

В процессе технического осмотра будут использовать фотосъемку.

Будут делать несколько фотоснимков:

  • на въезде, с указанием времени начала процедуры
  • в процессе осмотра на диагностической линии
  • при выезде с пункта ТО, также с указанием время выезда.

Все эти фотоснимки будут передаваться и хранится в базе ЕАИСТО.

Теперь операторы ТО не будут передавать ФИО лица, предоставившее транспортное средство на осмотр в базу ЕАИСТО.

Теперь будет возможно проведение технического осмотра вне пункта ТО с помощью передвижной диагностической линии.

Мне кажется это важное нововведение для отдаленных населенных пунктов. Если до этого года люди вынуждены были ехать в ближайший райцентр, то теперь диагностическая линия сможет приехать даже в отдаленный населенный пункт.

Если водитель отказывается проходить ТО, то сведения об отказе также будут переданы в базу ЕАИСТО.

Сведения о прохождении транспортным средством техосмотра будут в открытом доступе в Интернете. Любой желающий сможет проверить любое авто на прохождение технического осмотра.

При проведении техосмотра автобусов будут присутствовать сотрудники полиции.

Если не прошел техосмотр

Если Вы не прошли техосмотр, то в течении 20 календарных дней вы имеете право вернуться на этот пункт ТО и у вас будут проверяться только неисправности, из-за которых вы не получили диагностическую карту.

Ну а если вы поедете к новому оператору, то придется проходить техосмотр полностью.

Также заново придется проходить ТО, если вы предоставите авто на повторный осмотр по истечению 20 календарных дней, вне зависимости от пункта ТО.

Страховщик сможет предъявить иск к владельцу полиса ОСАГО

Теперь страховщик может и с вероятностью в 99,9% предъявит регрессные требования, если на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.

То есть, если у вас есть страховой полис ОСАГО, но истек срок действия диагностической карты и в это время по вашей вине произошло ДТП из-за неисправности авто, то страховая компания имеет полное право предъявить вам регрессный иск и взыскать сумму страховой выплаты потерпевшему.

Ответственность за нарушение правил

Новые правила прохождения техосмотра придётся строго соблюдать не только автолюбителям, но и пунктам технического обслуживания. С июня 2020 года ужесточится ответственность за их нарушение.

  • за использование автомобиля без диагностической карты штраф составит 2 000 рублей (статья 12.5 КоАП РФ). Но штрафовать за такое нарушение можно будет не чаще одного раза в день. Таким образом, за месяц вождения без диагностической карты водитель может заплатить штрафов на 60 000 рублей.
  • за выдачу поддельных диагностический карт (статья 14.4.1 КоАП РФ) придётся заплатить юридическим лицам 100 000 руб. – 300 000 руб. Аналогичное наказание предусмотрено для тех, кто внесёт «липовое» прохождение техосмотра в 2020 году в ЕАИСТО.
  • наказание предусмотрено и за работу станций технического обслуживания без соответствующей аккредитации. Юридическому лицу придётся заплатить штраф до 300 000 рублей. Если его работа будет продолжена также без аккредитации, то повторный штраф возрастает уже до 500 000 руб. В крайнем случае, могут даже привлечь к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ. Ответственному лицу может грозить до 6 месяцев ареста.

Напоминаем, что по новому закону все вышеперечисленные правила техосмотра станут обязательными только с 2021 года, штрафы повысятся с 2022 года. Поэтому у станций техобслуживания появляется дополнительное время пройти авторизацию для проведения технического осмотра по новому закону, а у автовладельцев – время пройти техосмотр ещё по старым правилам.

Новый закон и новые сроки

Госдума РФ дополнила законопроект № 931192-7 (документ о наделении Правительства в условиях пандемии дополнительными полномочиями) нормой, меняющей сроки прохождения техосмотра и откладывающей вступление новых правил его прохождения на год. 2 апреля 2020 года этот законопроект подписан Президентом РФ.

  • Новые сроки прохождения техосмотра:
    раз в полгода обязаны теперь проходить технической осмотр следующие транспортные средства: используемые в качестве такси, если они старше пяти лет (ранее это обязательство было распространено на все такси); спецсредства для перевоза опасных грузов; учебные ТС старше 5 лет;
  • раз в год проходят техосмотр: используемые в качестве такси, если машине меньше пяти лет; личные автомобильные средства, возрастом старше 10 лет (раньше был обозначен другой возраст машин — старше 7 лет); автобусы; учебные ТС моложе 5 лет; грузовики, оборудованные для перевозок; прицепы и полуприцепы, с даты выпуска которых прошло более 10 лет; грузовики грузоподъемностью свыше трех с половиной тонн;
  • раз в два года осуществляется техосмотр: личных автомобильных средств, с даты выпуска которых прошло от 4 до 10 лет (раньше период был другой — от трех до семи лет); грузовиков грузоподъемностью меньше трех с половиной тонн; мототранспортные средства, а также прицепов и полуприцепов возрастом от 4 до 10 лет;
  • в отношении личных автомобильных средств младше четырех лет техосмотр можно не проводить. Раньше возраст машины был установлен другой — до 3 лет.
Источники

  • https://tass.ru/opinions/8173869
  • https://www.autosaratov.ru/obzor/texosmotr-2020/
  • https://ftimes.ru/302844-chto-nuzhno-znat-o-novovvedeniyax-i-izmeneniyax-v-texosmotre-v-2020-godu.html
  • https://bankstoday.net/last-articles/novye-pravila-tehosmotra-vstupayut-v-silu-s-8-iyunya-2020-goda-chego-zhdat-avtomobilistam
  • https://bostonauto.ru/text-livehuck/tehosmotr-izmeneniya-2020-polnyy-spisok/
  • https://zakon-navigator.ru/zakon-o-tehosmotre-s-2020-goda-novye-pravila-nachnut-primenjatsja-s-8-ijunja/
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант