Бесплатная горячая линия

Новый регламент ГИБДД разрешает устраивать засады на дорогах в особых случаях

Содержание

Понятие патрульного автомобиля

Самая важная для нас мысль состоит в том, что патрульный автомобиль может быть как с нанесенными цветографическими схемами (они представляют собой надписи ГИБДД, ДПС и т.п.), так и без них.

К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость.

Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.

Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?

Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:

  • Федеральный закон «О полиции»,
  • Административный регламент, введённый в действие Приказом №664.

Первый в своей статье 8 говорит нам о том, что действия полиции носят публичный характер, но и противоречия возможности прятать патрульный автомобиль за кустами, зданиями, сооружениями, холмами и другими объектами нет.

При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движенияи имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!

В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксациинарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №664 (точнее, его регламенту), но только при двух определённых условиях (выполнении одного любого из них):

  1. ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги,
  2. применяется фото- или видеофиксация нарушений ПДД.

Причём, практически всегда в 2020 году при выявлении нарушений сотрудники ГИБДД используют видеокамеру. Это факт.

Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет. Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.

Как определить аварийно-опасный участок дороги?

Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:

Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.

Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в своей статье 2:

аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Как видим, статус аварийно-опасного участок приобретает при наличии за отчётный год определённого количества ДТП на нём. Вот только такую информацию Вы нигде не найдёте, даже отправив официальный запрос в ГИБДД. Максимум — это статистика ДТП по районам субъектов России на официальном сайте статистики ГИБДД.

Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.

Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов

Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:

Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и «мигалка» патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.

Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и «мигалку» в кустах при выявлении нарушений

Законно ли нахождение скрытого патруля ГИБДД

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

А на спецтранспорте должна быть соответствующая цветографическая схема, световые приспособления и устройство для подачи звуковых сигналов.

Скрытое патрулирование ведется на машине, которая не имеет этих знаков. И приближающийся к ней автомобилист не заметит, что за ним уже наблюдают. Но использование подобной техники и сама мера скрытого контроля дорожного движения вполне законны.

Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль — на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков.

Тем более что явно вмешиваться в происходящее на дороге сотрудники «в штатском» могут лишь в исключительных случаях. Например, если стали свидетелями аварии или видят за рулем пьяного человека. Они также могут оставить без внимания мелкие правонарушения, не угрожающие жизни и здоровью участников движения.

Рельсовые засады

Особо внимательными будьте на нерегулируемых ж/д-переездах. Перед ними всегда стоит знак «Стоп», и ехать без предварительной остановки через пути нельзя. По факту же водители часто пренебрегают этим правилом, тем более когда не видят приближающегося поезда ни справа, ни слева. Казалось бы, вопрос пятисот рублей (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками — статья 12.16.1), тем более что все прочие случаи оговорены здесь же: «за исключением случаев, предусмотренных частями 2–7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы».

Но не исключено, что вам предъявят нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст. 12.10 КоАП), тем более что глава та же — двенадцатая. Согласно пункту 2 предусматривается штраф в размере одной тысячи рублей. Но может быть предпринята попытка обвинить вас по первому пункту, согласно которому водителя могут лишить прав на 3–6 месяцев.

Цели «игры в прятки»

Скрытый патруль нужен не для того, чтобы штрафовать автомобилистов или выполнять план по нарушителям. С этим в большинстве регионов проблем и так нет. Скрытая форма контроля дорожного движения используется с целью:

  • предотвращения серьезных правонарушений со стороны автомобилистов;
  • повышения общей дисциплинированности водителей, стимулирования соблюдения правил не только возле постов ДПС и под видеокамерами, фиксирующими нарушения в автоматическом режиме;
  • профилактики ДТП.

Иногда скрытый патруль работает только по конкретным нарушениям, например, ищет любителей прокатиться по встречной полосе или нетрезвых водителей. Практика показала, что даже такой узкий подход позволяет сократить и количество аварий, и число пострадавших в них.

Возраст и стоимость автомобиля

Наибольший интерес для полицейского представляют как слишком старые и дешевые автомобили, так и новые и дорогие. С условной «шестеркой» «жигулей» лохматого года все понятно: в нем теоретически может ехать молодой водитель без прав, который угнал авто у деда, или гастарбайтер без удостоверения российского образца, или просто житель области с перегаром.

Насчет новых дорогих автомобилей бытует мнение, что сотрудники ГИБДД предпочитают их не останавливать, чтобы не «нарваться на крутого». Но полицейские уверяют, что такие времена давно прошли и теперь, наоборот, они пользуются «спросом». Более того, нередко именно за рулем таких машин может ехать злостный нарушитель с кучей неоплаченных штрафов.

Вывод: наименее привлекательной для остановки выглядит машина среднего класса лет пяти, которая уже не раздражает сетчатку глаза инспектора «автосалонным» блеском кузова.

Тип кузова

Наверное, один из самых важных критериев. Сотрудники ГИБДД констатируют, что водители седанов, и особенно купе, чаще других нарушают ПДД. Более дисциплинированны владельцы кроссоверов и универсалов — у них, скорее всего, все в порядке и со страховкой, и с самочувствием. Да и средний возраст водителей таких авто выше, и, как следствие, они более дисциплинированны. Пользователи форумов в большинстве своем замечают, что, взрослея и пересаживаясь с легковушки на более массивный кроссовер, забывают, где лежат документы, потому что тормозят их предельно редко.

Чемпион по неприметности — фургон, поскольку, скорее всего, это корпоративный автомобиль, на котором ездит опытный водитель с большим стажем и необходимыми документами.

Вывод: если не хотите ездить на фургоне, но и общение с ГИБДД не поднимает настроение, ваш выбор — кроссовер или универсал.

Автоинспекторы смогут останавливать автомобили везде

Согласно новому регламенту, определять местоположение патрульного автомобиля будет руководитель подразделения ДПС. «Место, время формы и методы осуществления надзора за дорожным движением сотрудниками определяются руководителем подразделения ДПС», — говорится в документе. Вместе с тем там отмечено, что сигналы для остановки сотрудником ГИБДД должны даваться четко и быть понятны для всех участников дорожного движения.

В документе прописано, что сотрудники Госавтоинспекции должны себя вести крайне вежливо с нарушителями правил дорожного движения и так же вежливо объяснять им суть остановки. «Разъяснение участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования правил дорожного движения и других нормативных правовых актов», — отмечено в регламенте.

Водители в свою очередь должны предъявлять документы без обложки и удерживающих устройств, таких как цепочка, за которую некоторые водители цепляют права, чтобы их не забрал инспектор для проверки в патрульную машину. Если сотрудник ГИБДД попросит водителя выйти из машины, то согласно новым правилам он обязан будет это сделать.

Когда инспектор нарушает

На самом деле отсутствие патрульного автомобиля поблизости не является стопроцентным признаком нарушения. Также вполне возможно, что сотрудник ГИБДД работает на автомобиле без специальных цветовых обозначений.

Здесь проще всего обратиться к Административному регламенту ГИБДД, для того чтобы узнать как именно инспектор может выполнять свою работу:

  • на стационарном посту;
  • на служебном (припаркованном или движущемся) авто;
  • на служебном авто без специальной расцветки.

Нарушением в таком варианте будет только использование не служебного автомобиля, который, понятное дело, не будет иметь специальной расцветки. Только тут появляется трудность. Как распознать является ли автомобиль служебным или не служебным?

Ведь, по сути, инспектор может работать на собственном автомобиле, но выдавать его за служебный, просто без специальной расцветки.

Конечно, регламент предписывает, если работа ведется на служебном авто без расцветки, организовать взаимодействие с патрульными автомобилями с расцветкой, чтобы при потребности организовать преследование.

Тем не менее, данный регламент совершенно не говорит о том, что этим нарядам нужно стоять рядом.

В таких ситуациях следует фиксировать номера и другие опознавательные знаки автомобиля, который используется инспектором

Цвет

И автомобилисты, и полицейские сходятся во мнении, что скорее остальных под прицелом сотрудника ГИБДД окажется машина черного или другого темного цвета. Только лишь потому, что инспекторы не любят грязные машины, а на темном кузове пыль заметна сильнее.

По поводу ярких цветов (оранжевый, розовый и т. д.) полицейские заявили, что не разделяют машины по этому признаку. Среди автомобилистов единого мнения нет.

Вывод: чтобы минимизировать общение с ДПС, лучше выбирать машину светлых тонов.

Эволюция контроля за водителями

Скрытые патрули ГИБДД

Раньше за порядком и соблюдением ПДД следили сотрудники ГИБДД, стоящие на постах. Располагались они зачастую неравномерно, покрывали далеко не все необходимые точки (опасные участки дорог, перекрестки, места с оживленным движением и большим скоплением людей). Помните, раньше был широко распространен такой негласный уговор: мигать фарами едущим навстречу автомобилям, уведомляя о том, что они приближаются к посту? Таким образом, многие не очень сознательные водители вспоминали о правилах, только завидев впереди узнаваемую форму патрульного с полосатым жезлом. В последние пару лет в крупных городах и на пригородных трассах стали устанавливать камеры, и это помогло значительно повысить дисциплину водителей.

Необычная акция

1 сентября 2019 года в социальных сетях стартовал флешмоб, получивший название «Ноллинг» («Tetris Challenge»). В этот день швейцарские полицейские из города Цюриха опубликовали в Facebook несколько интересных фотографий. Снимки были сделаны именно для тех, кто хочет узнать «начинку» патрульных машин.

Задумка заключалась в следующем. Сначала служебный транспорт разместили на ровной заасфальтированной площадке. Затем из автомобиля вынесли все, что находилось внутри. Предметы аккуратно разложили рядом с машиной. После того, как она опустела, полицейские легли на асфальт рядом с вещами. Получившуюся картину сфотографировали сверху. Получилось наглядно, поучительно и в то же время необычно.

На самом деле, эта идея не нова. Цюрихские стражи порядка позаимствовали ее у своих коллег из Новой Зеландии. Они уже опубликовывали подобные снимки одним годом ранее. Однако тогда это так и осталось разовой акцией. Но в 2019-м году флешмоб неожиданно подхватили спецслужбы всего мира. Позировать для любопытных граждан принялись сотрудники МЧС, военные, врачи скорой помощи и даже летчики. В октябре минувшего года в «Ноллинге» решили поучаствовать и российские инспекторы ГИБДД.

Новшество и его последствия – День скрытого патруля

Эксперименты с неявным контролем дорожного движения проводились во многих регионах. Это позволило, например, в Мурманске:

  • сократить количество аварий на 22%;
  • уменьшить число погибших в них на 61%, травмированных – на 27%;
  • снизить количество выезжающих на встречную полосу на 44%.

Итоги подведены за целый год, а цифры сравнивались с прошлым отчетным периодом. Такой эффект вызван прежде всего тем, что автомобилисты, зная о скрытом патруле, стараются соблюдать ПДД не только вблизи постов, но и на всем пути следования.

В Москве, где движение очень плотное, а дороги проблемные, игнорирующих правила водителей огромное количество. Соответственно, много и аварий с фатальным исходом.

Поэтому в столице скрытые патрули действуют уже на постоянной основе. Город поделен на сектора, за каждым закреплено несколько экипажей ГИБДД на машинах без опознавательных знаков службы. Их присутствие позволяет выявить автомобилистов, лишенных прав, нетрезвых, использующих незарегистрированные машины, даже находящихся в федеральном розыске.

Скрытое патрулирование сделало более безопасной и эффективной работу постовых сотрудников службы. Им не нужно бежать через дорогу с шестью полосами движения, стремясь остановить нарушителя. Инспектор теперь заранее знает, в каком ряду едет нарушитель, и может ждать его там.

Эффект, который дало использование патрулей, привел к тому, что эта форма контроля находит применение во всех регионах страны. В большинстве они пока работают в определенные дни месяца.

Руководство МВД собирается дать скрытым патрулям больше полномочий, чем они имеют сейчас. Но сначала машины оснастят необходимой техникой. В будущем скрытые патрули смогут трудиться самостоятельно, то есть останавливать нарушителей, оформлять протокол и т.д. Но для этого требуется внести изменения в Административный регламент МВД, касающийся дорожной безопасности.

Автомобилистам неприятно сознавать, что за ними следит всевидящее око ГИБДД в виде скрытых патрулей. Но, возможно, это научит их ездить по правилам не только около постов и камер видеофиксации, а всюду. Тогда дорога станет более безопасной, а надобность в скрытом патрулировании отпадет.

Эффективно ли данное нововведение?

По статистике, самым эффективным способом улучшения водительской дисциплины является видеонаблюдение. С камерой нельзя договориться, решить вопрос на месте, камера всегда «заметит» правонарушение даже в тесном потоке, камера всегда «запомнит» номер и модель транспортного средства (а на небольшом расстоянии – и лицо правонарушителя), камера работает 24/7 без перерывов на сон, обед и прочие нужды.

Так что введение скрытых патрулей — следующий логический шаг в борьбе с нарушителями ПДД. Люди знают, что на дорогах камеры — и ездят медленнее. Теперь будут знать, что оштрафовать смогут в любой момент и за что угодно, и начнут соблюдать другие правила.

Останавливаться или нет, если автомобиль без цветографических схем или стоит в кустах?

На основании изменений, внесенных в административный регламент, возникает резонный вопрос: «останавливаться или нет?».

Причем существует штраф:

Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства — влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей.

Так что останавливаться или нет в темном лесу — вопрос открытый. Пожалуй, лучше не остановиться и заплатить штраф, чем остановиться и попасть в скверную ситуацию. А вообще, не нарушайте правила, и никто Вас не остановит. Удачи на дорогах!

Как вычислить скрытый патруль ГИБДД

Сотрудники ГИБДД при исполнении будут выделяться только тем, что одеты по форме – так что для того, чтобы заметить такой патруль придется внимательно рассматривать пассажиров и водителей каждого транспортного средства. Причем сам наряд останавливать нарушившего водителя не будет (разве что его действия будут нести опасность для окружающих) – по средствам связи он передаст информацию на ближайший пост ГИБДД, где автомобиль нарушителя будет остановлен, и на него будет составлен протокол.

Отнекиваться и доказывать свою невиновность не получится: патрульные автомобили оснащаются средствами видеофиксации, на которые и будет записываться и сам факт правонарушения, и номер водителя.

Многие интересуются, на каких машинах будут ездить патрульные. Пока таких данных нет. Очевидно, что заниматься этой работой будут рядовые сотрудники. Поэтому логично предположить, что для этих целей закуплен недорогой автопарк из той же серии, что обычные патрульные машины ГИБДД с «официальной раскраской». Не знаете, кого теперь бояться на дороге?

Поближе к жилью и местам отдыха

Нередко инспекторы появляются и возле дач и даже на грунтовых дорогах, ведущих к домам или водоемам. Здесь часто дают порулить несовершеннолетним. А это — передача управления лицу, заведомо не имеющему водительских прав (статья 12.7.3 КоАП), что чревато штрафом в размере 30 тысяч рублей.

Возле дачных поселков встречаются водители, которые решили быстренько съездить в магазин и не захватили при этом документы. Согласно статье 12.3.1, за это предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Но если инспектор — тот самый оборотень, то он может начать убеждать вас, что применять следует статью 12.7.1, в которой говорится о «водителе, не имеющем права управления транспортным средством». Это неверно, но зато в случае успеха можно напугать нарушителя штрафом в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей.

Мнение рядовых водителей

Подавляющее большинство водителей крайне негативно реагируют на ужесточение правил ПДД. Люди считают, что это лишний повод для отъема денег. В действительности же – это способ (и способ действенный) предотвратить нарушения, которые могут повлечь аварии, травмы и гибель людей. Еще лет 15 назад за рулем мог оказаться человек, не имеющий водительских прав, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не знающий и не соблюдающий ПДД и твердо уверенный в том, что ему за это ничего не будет (в крайнем случае – придется расстаться с не очень большой суммой денег). Теперь же таких правонарушителей становится все меньше и меньше именно благодаря ужесточению правил и усилению контроля над их соблюдением.

Результаты работы скрытых патрулей

Первые рейды скрытых патрулей ГИБДД уже были проведены – на улицах Москвы в них участвовали 83 сотрудника – и можно говорить о конкретных цифрах:

  1. За первый день на дорогах Москвы было зафиксировано более 300 нарушений ПДД.
  2. За 16 ноября в Москве было выявлено 446 правонарушений. Примерно треть из них касается слишком сильной тонировки стекол.
  3. В первый день за 1 час патрулирования 1 наряд в Москве выявил около 15 нарушений ПДД.
  4. Водителей останавливали с признаками алкогольного опьянения, за проезд через перекресток на красный сигнал светофора, за выезд на встречную полосу движения, за превышение скорости и другие нарушения.

Патрульные автомобиль без цветографических схем

Только про автомобили со специальными цветографическими схемами. Но существуют автомобили и без таковых. Тем не менее такие автомобили тоже могут контролировать дорожное движение. Но они не могут останавливать Ваш автомобиль, а лишь передадут на другой пост или автомобиль информацию в случае нарушения.

При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Преимущества и недостатки идеи

В перспективе такие патрули должны фиксировать даже мелкие правонарушения, которые сейчас часто встречаются на дорогах. Как следствие – уменьшится и количество аварий и столкновений, наносящих и материальный урон, и уносящих человеческие жизни.

Недостатком можно назвать способ несения службы: патруль будет только фиксировать правонарушение и передавать информацию о нем на ближайший пост ГИБДД. А если пост располагается в нескольких километрах от места, и нарушитель не поедет через него? И «хорошо», если нарушение – это заляпанный грязью номер или «перетонированное» стекло, которое вряд ли может стать причиной аварии. А если водитель разговаривал за рулем по телефону или превышал скорость, и это через минуту станет причиной аварии?

За какими нарушениями будут следить тайные патрули?

Целью создания таких скрытых патрулей является ужесточение контроля над исполнением ПДД и обеспечение безопасности участников движения. То есть, наряды будут следить за всеми нарушениями, которые могут совершать водители – от слишком сильной тонировки стекол до нарушения линии дорожной разметки.

Поскольку контроль осуществляется визуально – следует вспомнить о том, что вами может заинтересоваться скрытый патруль:

  1. Слишком сильная тонировка стекол.
  2. Разговор по мобильному телефону без хэндсфри-устройства.
  3. Нечитаемые номера транспортного средства.

Само собой, что сюда же входит агрессивное вождение, то есть любое другое визуально очевидное нарушение ПДД. Однако незначительное превышение скорости, к примеру, такой патруль подтвердить не сможет (разве что вы будете нестись быстрее 100 км/ч там, где разрешено максимум 40, и это зафиксирует камера сотрудников ГИБДД).

Насколько законна такая деятельность?

Тайный патруль впервые появился в Москве в 2016 году. Доказав свою эффективность (за час работы в Москве один патруль фиксирует десятки нарушений), такая система наблюдения за дорогой быстро распространилась по всей территории Российской Федерации. Но 41 пункт действовавшего в то время Административного регламента МВД содержал информацию, что не допускается осуществление контроля за дорожным движением транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям. В то же время, 35 статья того же регламента сообщала, что патрульным транспортным средством, в том числе может считаться и автомобиль без каких-либо опознавательных знаков. По сути, действовавший на то время регламент не запрещал осуществление скрытого патруля, хотя прямой отсылки на такой способ контроля за дорожным движением также не было.

В 2017 году Приказом МВД № 664 был введен новый Административный регламент, 64 пункт которого прямо гласит, что органы ГИБДД могут использовать патрульные автомобили без каких-либо специальных опознавательных знаков для осуществления контроля за дорожным движением. Тот же пункт сообщает, что скрытый патруль имеет право лишь фиксировать нарушения и передавать информацию иным нарядам, с которыми налажена связь. Важно понимать, что скрытый патруль может являться таковым лишь при использовании патрульного транспортного средства. То есть автомобиля, должным образом зарегистрированного в ГИБДД. Сотрудник Госавтоинспекции не может осуществлять контроль за дорожным движением на своем личном авто.

Правила работы инспекторов ГИБДД

Скрытый патруль работает по определенной схеме. Сотрудники на обычной машине едут или останавливаются на разрешенном участке дороги и наблюдают за движением. Из спецсредств, положенных инспекторам, у них есть только рация и видеокамера. Сотрудники патруля должны быть одетыми не в форму, но иметь при себе нагрудный знак.

Заметив нарушение, один из них передает информацию на ближайший пост ДПС вместе со сведениями о том, кто совершил проступок. Открыто работающий инспектор останавливает проштрафившегося автомобилиста, объясняет ему ситуацию и составляет протокол.

Водители в таких случаях очень редко признают вину, чаще протестуют и требуют доказательств. Но по закону сотруднику скрытого патруля достаточно лишь написать рапорт об увиденном им нарушении.

Подкреплять его доказательствами нет необходимости, если водителю не вменяют превышение скорости. Но чисто технические нарушения, например, слишком темную тонировку стекол авто, запрещенный ксенон в фарах легко подтвердить.

Если автомобилист не желает признавать совершенный им проступок, сотрудник скрытого патруля может приехать на пост и продемонстрировать ему видеозапись этого момента. Обычно она всегда есть.

Сотрудники скрытого патруля не имеют права:

  • провоцировать автомобилистов на нарушения;
  • превышать разрешенную скорость во время движения в общем потоке;
  • останавливать ТС в отсутствие веских причин.

Если водитель уверен, что его подставили, а он не нарушал ПДД, можно подать жалобу на действия сотрудников инспекции вышестоящему руководству или в суд. Заявление отправляется в течение 10 дней после инцидента.

В поле с жезлом

И, наконец, наряд ДПС можно встретить в поле, рядом с колеей. Причины дежурства здесь те же, как и в случае дачных дорог: обучение вождению, езда без документов или в пьяном виде. Инспектор имеет право остановить вас, даже если вы едете по целине, сгребая бампером траву.

Согласно административному регламенту МВД, у инспектора есть 10 законных оснований для остановки любого транспортного средства: от выявления признаков нарушения или неисправности до банальной проверки документов или в случае проведения мероприятий.

Как распознать патрулирование?

Как правило, скрытое патрулирование осуществляется на самых сложных участках дороги, где наиболее высока вероятность совершения нарушения водителями. Например, в местах, где часто скапливаются пробки, водители любят объезжать их по полосам, специально выделенным для общественного транспорта. Или за городом, где максимальная скорость движения 90 км в час, многие лихачи не соблюдают установленного режима. Наверняка узнать о присутствии скрытого патруля нельзя, но есть несколько косвенных примет, сообщающих о возможном тайном контроле за дорогой со стороны ГИБДД:

  • Наличие поста ДПС впереди и (или) позади по ходу движения. Скрытый патруль всегда работает в паре с основным нарядом;
  • Стоящая на обочине машина. Часто в таких машинах находятся сотрудники ГИБДД с радаром скорости или с обычным видеорегистратором, направленным на дорогу.

Кроме того, как уже указано выше, несмотря на скрытность патрулирования, инспектора Госавтоинспекции должны быть одеты в свою штатную форму, поэтому всегда есть шанс заметить их в проезжающем рядом автомобиле. С другой стороны, инспектор в форме, сидящий за рулем гражданского автомобиля, не всегда является представителем скрытого патруля. Возможно, он возвращается с работы домой или едет по своим делам.

Заключение

Скрытое патрулирование дает возможность органам ГИБДД осуществлять более полный контроль за дорожным движением. Если обо всех привычных местах нахождения патруля ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие скрытого патруля бывает очень сложно. В целом, тайное патрулирование следует отнести к положительным нововведениям, это помогает выявить большое количество нарушителей, что благотворно влияет на увеличение уровня безопасности на дорогах.

Источники

  • https://pddmaster.ru/avtomobili/administrativnyj-reglament-gibdd-novye-izmeneniya.html
  • https://AutoTonkosti.ru/q/mogut-li-gibdd-pryatatsya-v-kustah-po-novomu-prikazu-no664
  • https://avto-urist.online/skrytyj-patrul-gibdd/
  • https://www.zr.ru/content/articles/923862-glavnye-zasady-i-razvodki-gibd/
  • https://66.ru/auto/news/231969/
  • https://tass.ru/obschestvo/4651776
  • https://dixnews.ru/mozhet-li-inspektor-gibdd-bez-patrulnoj-mashiny-ostanavlivat-voditelej/
  • https://iqreview.ru/economy/hidden-patrols-of-traffic-police/
  • https://www.RuDorogi.ru/articles/traffic-laws/what-is-inside-patrol-car.html
  • https://insur-portal.ru/gibdd/skrytyy-patrul-gibdd
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Добавить комментарий