Бесплатная горячая линия

Обгон и опережение — в чем разница по ПДД на 2020 год?

Понятие обгона и опережения

Итак, что же такое «Обгон» и «Опережение». Разберемся с имеющейся терминологией более подробно.

Обгон – это маневр, который связан с выездом на встречную полосу движения с последующим возвращением в полосу попутного направления.

Обгон может совершаться в отношении одного или нескольких автомототранспортных средств, движущихся в попутном направлении.

Опережение – это маневр, который осуществляется водителем без использования полосы встречного направления. Опережение так же может осуществляться одного или нескольких автотранспортных средств одновременно.

Обгон, в отличие от опережения, сопровождается следующими процессами:

  • маневрированием в левом направлении. То есть для совершения обгона требуется сместить автомашину влево;
  • выезд на полосу, предназначающуюся для автомашин, движущихся во встречном направлении;
  • опережение автомобиля;
  • возврат на исходную полосу.

И обгон, и опережение должны сопровождаться соответствующими указателя световой сигнализации, установленной на автомобиле (сигналами поворота).

Оба маневра отличаются рискованностью и выполняются исключительно в условиях достаточной видимости. В противном случае и обгон, и опережение могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Как прописаны в ПДД

Законодательством дается четкое определение обоих маневров. Кроме этого обгон и опережение регулируются статьей 11 Правил движения, которой устанавливаются:

  • правила выполнения того или иного маневра;
  • заперты на осуществление маневрирования в определенных условиях и определенных местах, являющихся зонами с повышенной опасностью.

Более серьезные требования предъявляются к выполнению маневра «Обгон», так как выезд на встречную полосу с последующим возвращением на свою полосу является более опасным.

В чем разница

В соответствии с определениями, установленными правилами обгон и опережение имеют следующие отличительные признаки:

ПризнакОбгонОпережение
Порядок выполнения— выезд на встречную полосу;
— возврат в свою полосу
— выезд на другую полосу, расположенную в попутном направлении;
— необходимость возврата устанавливается соответствующими правилами. Если опережение осуществляется в границах какого-либо населенного пункта, то водитель имеет право двигаться по любой удобной полосе, то есть возврат в данной ситуации не обязателен. Если водитель осуществляет опережение вне границ населенного пункта, то дальнейшее движение возможно только по правой полосе, то есть в данной ситуации возврат осуществляется в обязательном порядке
Скоростной режимУвеличивается для выполнения маневраВ зависимости от дорожной ситуации может быть увеличен или оставлен без изменения
ОграниченияНесколько. Устанавливаются правилами движенияОдно. Опережение нельзя совершать только на пешеходном переходе, если одно или несколько попутно движущихся транспортных средств остановилось (снизило скорость) для пропуска пешеходов
Может совершатьсяИсключительно с левой стороныКак с левой, так и с правой стороны
Наличие штрафовУстановлены. Административным Кодексом за невыполнение правилОтсутствуют
Опасность маневраБольшая, так как требуется выезд на полосу встречного движенияНевысокая, так как осуществляется в попутном направлении

Особенности производимого обгона

Сразу стоит отметить, что обгон является более опасным маневром.

В этих случаях он напрямую связан не только с обычным опережением рядом перемещающихся автомобилей, но с такими сопутствующими процессами, как:

  • маневрирование влево;
  • выезд на стандартную встречку или на рядом идущую полосу;
  • последующее возвращение на исходную трассу.

К осуществлению стандартного обгона требуется относиться с особой внимательностью, так как в ПДД существует достаточно большое количество ограничений и запретов на совершение данного процесса.

Опережение – условия и правила опережения

Опережение – это движение, которое выполняется в границах принадлежащей водителю по правилам проезжей части.

При этом скорость движения превышает скоростные показатели рядом едущих транспортных средств.

В данном случае не предусмотрен выезд на рядом идущую встречную полосу, соответственно нет возвращения автомобиля на ранее занимаемую им дорожную полосу и сторону.

Порядок действий при совершении обгона или опережения – это не единственное отличие данных операций. Одним из основных отличий обгона от опережения является то, что второе можно осуществлять, как с левой стороны, так и справа.

Кроме того, обгон, как маневр, самым строгим образом ограничен ПДД, более того, запрещен в большинстве ситуаций. Для опережения подобных ограничений не существует. Водители имеют право совершать его в какой угодно ситуации.

Исключением может являться только очень плотное движение, когда все полосы на трассе заняты средствами передвижения.

Основные правила маневра обгон

При обгоне автомобилист всегда некоторое время едет «против потока». При этом маневр может быть как разрешенным, так и запрещенным. Для того чтобы понять, допускает ли ПДД обгон в данном конкретном месте или нет, водители обязаны смотреть на дорожную разметку, знаки и наличие светофора (на перекрестке).

Что же касается выполнения самого обгона, то алгоритм его совершения достаточно прост. Чтобы начать обгонять ТС в ситуации, когда ПДД не запрещают выезд на встречку, водителю, прежде всего, следует убедиться в том, что:

  • расстояние до приближающихся по встречной полосе автомобилей, их скорость и скорость его собственного авто позволят ему безопасно обогнать попутное ТС и перестроиться на свою сторону дороги, не мешая обгоняемому транспорту;
  • едущее впереди попутное авто не обгоняет другое ТС, не объезжает препятствие или, по крайней мере, не включило левый сигнал поворота;
  • находящееся сзади него ТС не приступило к обгону;
  • завершая маневр, автомобилист успеет перестроиться на свою полосу через прерывистую линию разметки до того, как она превратится (а такой вариант иногда возможен) в сплошную. Предупреждением о том, что прерывистая линия вскоре станет непрерывной, является увеличение длины отрезков разметки, начинающееся за 100 метров до сплошной.

В случае, если у водителя возникает хотя бы малейшее сомнение в том, имеет ли он право обгонять транспортные средства на данном конкретном участке дороги, или заезд на встречку здесь запрещен, то он должен вспомнить старое водительское правило. В любой сомнительной ситуации обгон лучше отложить. Вместо этого следует дождаться момента, когда разметка и знаки однозначно разрешат езду «против потока», и только после этого выполнять маневр.

Если владелец ТС подозревает, что по каким-то техническим причинам его авто, оказавшись на встречке, может его подвести (например, самостоятельно сбросит скорость или заглохнет на ходу), то от обгона лучше воздержаться. Также не рекомендуется обгонять во время сильного дождя, в гололед, в туман и на трассе с плохим дорожным покрытием, — ведь на большой скорости даже малейшая ямка, колдобина, лужа или лед на асфальте способны сбросить автомобиль в кювет. Поэтому обгонять в незнакомом месте на высокой скорости не следует.

Опасность маневров

Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.

Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:

  • из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
  • из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
  • из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.

Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.

Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:

  • превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
  • ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
  • возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.

Правила совершения обгона

При совершении обоих маневров необходима максимальная внимательность!

Перед совершением обгона автомобилист обязан убедиться в следующем:

  1. Полоса свободна от транспорта, а своими действиями автомобилист не создает помех для прочих участников дорожного движения.
  2. Транспорт, передвигающийся впереди, не выполняет действия, препятствующие обгону (например, разворот).
  3. Нередко чтобы препятствовать обгону, водители изменяют направление своего движения – выполняют «качок» влево. Стоит сказать, что препятствование обгону – элемент опасного вождения.
  4. Автомобиль, передвигающийся сзади, не приступил к совершению обгона.

Правила дорожного движения, предъявляемые к автомобилисту, помимо перечисленных требований предусматривают запреты относительно действий владельца обгоняемого автомобиля. Так, запрещено любыми путями препятствовать совершению обгона.

К примеру, запрещено повышать скорость. Подобное обстоятельство встречается наиболее часто. Обиден тот факт, что владелец обгоняемого транспорта при повышении скорости не понимает, что ситуация опасна, так как при лобовом столкновении разбитый автомобиль может быть выброшен на него.

Так что на дороге следует придерживаться следующего правила: если обгоняют, лучше позволить водителю обогнать себя.

Правила совершения опережения

Говоря о нюансах такого маневра, как опережение, стоит упомянуть, что нередко возникают проблемные ситуации. Например, если по дороге со встречными полосами и одной обочиной едет легковой автомобиль и трактор, который движется медленнее.

Если владелец трактора решил пропустить легковую машину и включил поворотники, максимально приближаясь к дорожной обочине, значит, он совершает опережение. В подобной ситуации работник ДПС вправе остановить автомобиль по причине нарушения водителем ПДД и переезда на другую полосу.

Конечно, оценить ситуацию объективно трудно с большого расстояния. Однако пререкаться с инспектором не стоит.

В подобной ситуации инспектор имеет право выписать протокол нарушителю. Желательно зафиксировать номер транспорта, который был обогнан, а по возможности и записать контакты его владельца для дальнейшего приглашения его в суд как свидетеля.

Подобная ситуация часто происходит как в условиях большого города, так и на обочине трассы. Например, по встречной полосе едут два автомобиля, а машина, едущая с левой стороны, опережает вторую, но не переезжает на встречную полосу. В такой ситуации оформление правонарушения происходит по аналогичной схеме.

Штрафы и наказания

В качестве заключения можно отметить, какие существуют наказания за не неправильный обгон.

Точно прописанных санкций за неправильно осуществленный обгон современный административный кодекс не предусматривает. При этом не нужно забывать о том, что выполнение автомобильного обгона может сопровождаться стандартным выездом на полосу идущего навстречу движения.

В 2020 году для наказания водителя задействуется статья 12.15 ч. 4. В зависимости от сложности нарушения водителю может быть назначен штраф, достигающий 5000 рублей. Также это может быть лишение человека водительского удостоверения примерно на 4-6 месяцев.

Ответственность за нарушение правил

Что касается пешеходного перехода, то если в зону совершения маневра входит знак о наличии перехода для пешеходов, то обгон запрещается. Уже наличие пешеходной разметки запрещает выполнение обгона. В этом случае неважно, ходят ли по переходу пешеходы. А также стоит учитывать следующие нюансы:

  • Когда на пути движения автомобиля имеется железнодорожный переезд, значит, на дороге есть дополнительная опасность. Этот участок необходимо проходить осторожно. Так что в этом случае речь об обгоне не идет.
  • Кроме того, в подобных правилах уточняется, что запрещен обгон транспортных средств как на железнодорожном полотне, так и на переезде.
  • Что касается опасного поворота, то обгонять транспорт в подобной ситуации небезопасно, даже когда владелец машины уверен в стопроцентной безопасности.

Нередко на опасных участках устанавливаются знаки, предупреждающие о подъеме под углом или о резком повороте. Однако даже если такие знаки отсутствуют, нельзя дать гарантии, что в процессе обгона видимость не будет ограничиваться туманом, солнцем, деревом или другими посторонними предметами.

Итак, на опасных поворотах надо быть аккуратным, даже если нет запрещающих знаков. Это поможет предотвратить аварию.

Неувязки и спорные ситуации

Включим воображение и представим следующую ситуацию: по полотну дороги с двумя полосами, разделенными сплошной осевой линией в одном направлении, движутся легковой автомобиль и трактор. По понятным причинам последний едет гораздо медленнее, и его водитель решает пропустить перемещающееся позади ТС, для чего включает правый поворот и прижимается к правому краю обочины.

Затем начинается опережение, которое через энное количество метров (предположим, 300) замечает сотрудник дорожно-патрульной службы и останавливает легковушку, уличая ее в нарушении ПДД, а соответственно, выписывает протокол.

Спорить в этом случае на месте будет бесполезно, поскольку вам может быть вменено еще и оказание сопротивления должностному лицу. Выходом из сложившегося инцидента иногда становится запись видеорегистратора, но помогает она далеко не всегда. Однако попробовать оспорить решение все же стоит, так как иногда подобные апелляции удовлетворяют.

Прочитав эти советы, вы будете знать, чем отличается обгон от опережения, и как правильно осуществлять их, чтобы не создавать аварийных ситуаций и не подвергать опасности не только свою и жизнь, но и остальных участников дорожного движения.

Как вести себя на дороге

Каждый водитель обязан не только правильно опережать, но и обгонять. Для последнего залогом безопасности соблюдения всех правил дорожного движения будет внимательное и методичное выполнение всех этапов

Каждый водитель обязан не только правильно опережать, но и обгонять. Для последнего залогом безопасности соблюдения всех правил дорожного движения будет внимательное и методичное выполнение всех этапов. Повышенное внимание к маневру уделяется потому, что одним из его пунктов является пересечение встречной полосы движения.

Это, в свою очередь, требует достаточной концентрации внимания от водителя, осуществляющего такое действие. Необходимость в обгоне возникает достаточно часто, поскольку в некоторых эпизодах без него просто не обойтись. Рассмотрим же, как правильно поэтапно выполнять это действие:

  1. Убедившись в том, что «встречка» свободна, вам нужно повысить скорость на 20-30 километров в час (в зависимости от ситуации).
  2. Затем, приблизившись к машине, надо включить индикатор левого поворота и, посмотрев в зеркало заднего вида и проверив, что вас самих обгоняют, пересечь осевую линию.
  3. Проехав желаемый объект и опередив его на несколько метров, переведите указатель поворота в правую сторону и вернитесь на свою полосу.
  4. Продолжите движение и выключите поворотник.
Важным моментом является то, что при пересечении встречной левый индикатор не надо прекращать подавать, таким действием вы покажете позади едущим, что они могут беспрепятственно совершить маневр вслед за вами.

Если впереди дорога содержит выбоины и прочие неровности или там лежат сторонние предметы, вам необходимо в кратчайшие сроки вернуться на прежнее место. Но и тут не обойдется без трудностей: изначально оцените обстановку в правом зеркале бокового вида, поскольку там может появится мотоциклист или машина.

Спорная ситуация

По дороге с обочиной и двумя полосами, где нанесена сплошная линия разметки, едут легковой автомобиль и трактор, причем последний движется очень медленно. Водитель трактора решает пропустить «легковушку».

Он включает правый поворот и максимально приближается к обочине. Водитель авто осуществляет опережение. Однако через 400 метров сотрудник ДПС останавливает машину и заявляет, что ее водитель нарушил правила, в частности выехал на «встречку». Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.

В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля.

Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу.

В каких случаях следует воздерживаться от выполнения обгона

  • Если этот маневр запрещен ПДД;
  • На вершинах подъемов перед спусками. При движении на подъем обгонять можно только при достаточном расстоянии видимости. Но приближаясь к вершине подъема нужно быть готовым к появлению автомобиля на встречной полосе;
  • В поворотах, особенно в «закрытых», так как сильно ограничен обзор дороги и внезапно из-за поворота может появиться встречный автомобиль;
  • Если водитель обгоняемого автомобиля включил левый указатель поворота или начал притормаживать;
  • Вслед за другим обгоняющим автомобилем.

Несколько рекомендаций для водителя обгоняющего автомобиля

  1. Скорость движения должна быть не менее чем на 15 км/ч больше скорости обгоняемой машины. Для примера, допустим, обгоняете вы: если его скорость 70 км/ч, то ваша должна быть — 85 км/ч. В противном случае выполнение обгона затягивается.
  2. Интервал до обгоняемого автомобиля должен быть не менее 1,5 метра.
  3. Перед обгоном вне населенного пункта необходимо подать звуковой сигнал, как минимум за 5сек. до начала маневра.
  4. В темное время суток рекомендуется предупреждать об обгоне кратковременным переключением света фар с ближнего на дальний. Делается это так:
  • Ночь, едете, к примеру, с дальним светом фар. Догоняете впереди идущий автомобиль и начинаете готовиться к обгону. Переключаете фары на ближний свет, чтобы не слепить в зеркалах обгоняемого.
  • Включаете левый поворот, предупреждаете, моргая кратковременным переключением фар, и начинаете обгон. Дальше все действия по алгоритму. Как только опередите обгоняемого, можете включать дальний свет. Обгоняемый автомобиль в этот момент обязан переключиться с дальнего на ближний, чтобы не слепить обгоняющего.

Рекомендации для водителей обгоняемого автомобиля

  1. Если дорога для обгона свободна, то примите как можно правее;
  2. Можно включить сигнал правого поворота, а в темное время суток поморгать дальним светом, чтобы дать понять обгоняющему, что его намерения поняты;
  3. В случае обнаружения помехи для обгоняющего, надо его предупредить: можно включить левый указатель поворота, подать звуковой сигнал или кратковременно включить стоп-сигнал, в крайнем случае переместиться влево, препятствуя выполнению обгона.
При встречном разъезде, заметив, что начался обгон (по встречной полосе), необходимо принять все меры предосторожности и ни в коем случае не препятствовать завершению обгона. При малейшем признаке аварийной ситуации нужно переместить автомобиль вправо и снизить (или, если нужно, увеличить) скорость.

Опережения или обгон (по устаревшему определению) на многополосной дороге гораздо менее опасны, чем обгон по встречной полосе, потому что на многорядной дороге нет необходимости сокращать время обгона. Ведь все машины едут в одну сторону. Достаточно со всеми мерами предосторожности выполнить перестроение на соседнюю полосу и произвести опережение впереди идущего автомобиля.

Выполняя обгон или опережение в городе или на трассе, помните: дорожные знаки и указатели располагаются с правой стороны дороги и не всегда дублируются над дорожным полотном

Если этот маневр выполняется в городской черте, то после опережения можно продолжить движение по этой же полосе, а можно вернуться на ранее занимаемую полосу. Но если опережение выполняется на многополосной трассе вне населенного пункта, то по окончании маневра вы обязаны занять правую полосу. Перед перестроением обязательно включайте соответствующие указатели поворотов.

Выполняя обгон или опережение в городе или на трассе, помните: дорожные знаки и указатели располагаются с правой стороны дороги и не всегда дублируются над дорожным полотном. Поэтому существует вероятность, что опережая какой-нибудь крупный транспорт, вы за его габаритами можете не заметить дорожный знак, важный указатель или предупреждение.

Как поступать, когда обгон применяют по отношению к вам

Главное при этом – не мешать этому человеку, поскольку вы находитесь в такой же опасности, как и он. Стоит помнить, что в случае непредвиденной ситуации, маневр по уклонению он будет осуществлять вправо, то есть на вас. Не нужно набирать скорость вслед за обгоняющим – это усложнит процедуру, и в этом действии нет потребности, поскольку вы не на гонках.

В идеале стоит поступить противоположным образом и чуть-чуть притормозить. Если вы заметили, что впереди дорога неровная и обгон совершать не стоит, просигнализируйте машинам позади вас об этом левым поворотником. Подобным действием вы обеспечите не только их безопасность, но и в первую очередь свою.

С какой стороны обгонять транспортное средство?

Прежде чем задаваться таким вопросом, давайте ещё раз обратимся к ПДД, а именно к термину «Обгон». Согласно указанному пункту, обгон — это опережение одного либо нескольких ТС, сопровождающееся выездом на «встречку», следовательно, исходя из ПДД, обгон может быть совершён только с выездом на встречную полосу, а поскольку в нашей стране организовано правостороннее движение — транспортное средство обгонять можно только лишь слева.

Можно ли совершить обгон справа?

Как мы уже выяснили, обгон — это манёвр, в обязательном порядке связанный с выездом на полосу встречного движения, следовательно, так называемый «обгон справа» вовсе не подпадает под понятие обгона. Что же тогда подразумевает под собой указанное словосочетание? Обгон справа — это ничто иное, как опережение с правой стороны ТС, движущегося в попутном с нами направлении, совершаемое по обочине, тротуару и т.д. Указанные действия прямо запрещены ПДД (п. 9.9. Правил), следовательно, обгон справа совершать нельзя.

Когда обгоны разрешены, а в каких случаях – запрещены

Многие пункты ПДД подверглись изменениям в 2013 году. Хотя часть из них можно определить, как косметические, это не избавляет от необходимости запоминания. Итак, правила предписывают перед выполнением обгона убедиться, что выезд на встречную с последующим возвращением на исходную полосу не создаёт помех или препятствий другим участникам ДД. Кроме того, участок автотрассы, на котором планируется выполнение манёвра, не должен подпадать под действие знаков, запрещающего обгон (напомним, существует две их разновидности). Водитель вначале должен внимательно проанализировать сложившуюся на трассе ситуацию, определить безопасную дистанцию, позволяющую без приключений начать и завершить манёвр, и только после этого включить левый указатель поворота и начать обгон. В ряде случаев выполнять обгон запрещено:

  • если автомашина, которую вы намерены обогнать, начала подавать световые или иные сигналы, свидетельствующие о намерениях выполнить разворот, обгон, поворот налево или объезд препятствия;
  • если едущее позади автотранспортное средство приступило к выполнению обгона;
  • если возврат на свою полосу после завершения обгонного манёвра затруднителен или небезопасен.

Отдельно следует упомянуть те разделы ПДД, в которых описывается запрет на выполнение обгона на конкретных участках дороги:

  • запрещён обгон при проезде мостовых сооружений, эстакад, путепроводов, а также под указанными дорожными инфраструктурными объектами;
  • не допускается обгон в зоне пешеходных переходов;
  • в тоннелях;
  • на регулируемых/нерегулируемых перекрёстках;
  • на поворотах, если их радиус ограничивает полную видимость встречной полосы на завершающем участке;
  • на завершающих участках подъёмов с большим градиентом (из-за невозможности оценить дорожную обстановку);
  • на любых участках, характеризующихся недостаточной/ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах и в пределах ста метров перед ними.

Есть в ПДД и пункты, касающиеся правил поведения обгоняемых автомашин. В частности, им запрещено увеличивать скорость, если обгонный манёвр начат, а также препятствовать его осуществлению любым иным способом. Если по автотрассе движется тихоходное ТС, откровенно мешающее другим участникам ДД, оно, согласно правилам, обязано не просто не препятствовать обгону, но и содействовать его успешному выполнению. Например, перестроиться на крайнюю правую полосу, или вовсе прекратить движение (на обочине дороги). Отметим, что этот пункт правил касается только движения вне населённых пунктов и действует не только при совершении обгона, но и опережения.

Начинающие водители, как правило, с большой осторожностью идут на обгон, поскольку, во-первых, боятся нарушить один из пунктов правил, а во-вторых, ещё не умеют правильно рассчитывать безопасную дистанцию. Их с полным правом можно причислить к потенциально опасной категории лиц, управляющих транспортными средствами общего пользования. С другой стороны, многие автовладельцы, обладающие достаточным опытом и знаниями, часто переоценивают силы и возможности своего четырехколёсного друга, рассчитывая на то, что в случае непредвиденных ситуаций успеют безопасно завершить или отказаться от выполнения обгона. Такие лихачи даже часто становятся виновниками дорожных происшествий с крайне тяжёлыми последствиями.

Поговорим теперь о пунктах ПДД, регламентирующих обгон с учётом дорожной разметки. Разрешается выполнять этот манёвр в следующих случаях:

  • на двухполосных участках автодорог, если осевая разделительная полоса обозначена прерывистой линией;
  • на трёхполосных участках дорог с аналогичными прерывистыми разделительными линиями;
  • на автотрассах с комбинированной разметкой.

Но если учесть, что обгонных манёвров без выезда на встречку не бывает, то все перечисленные случаи можно отнести к разряду опережающих.

В последнее время участились случаи наезда транспортных средств на людей, находящихся на пешеходном переходе. Это грубейшее нарушение, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни большого количества пешеходов. Именно поэтому на «зебре» категорически запрещён не только обгон, но и ряд других потенциально опасных действий, например:

  • движение задним ходом;
  • встречный обгон (что это такое, мы расскажем ниже);
  • разворот.

Причём все вышеперечисленные запреты касаются и ситуаций, когда люди на пешеходном переходе отсутствуют. Бывает и так, что сама разметка, обозначающая пешеходный переход, изрядно вытерта, или скрыта под слоем грязи, снега или луж. Это не освобождает водителей от ответственности, поскольку все подобные места дублируются соответствующими дорожными знаками. Водителям, планирующим осуществить поездку за границу на собственном транспорте, мы рекомендуем ознакомиться с местной разметкой и дорожными знаками – вполне вероятно, что они будут отличаться от привычных. В качестве примера можно привести знак пешеходного перехода, выглядящий нетрадиционно в таких странах, как Австралия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия.

Ещё один нюанс касается обгона на мосту, в тоннеле, на эстакадах. Вернее, его запрета – несмотря на присутствие этого пункта в ПДД, перед каждым таким объектом устанавливают знак 3.20, дублирующий запрет и напоминающий водителям о том, что это участок дороги, характеризующийся повышенной опасностью. При движении по участку дороги, обозначенному знаком 1.14, следует также учитывать, что, независимо от градиента подъёма (цифры, указываемые непосредственно на знаке, указывающие на крутизну в градусах), обгон запрещён на конечном участке, поскольку обзор встречной полосы ограничен. Но если трасса с двумя и более полосами движения в попутном направлении, то обгонять впереди едущий автомобиль без выезда на встречную полосу можно. Собственно говоря, такой манёвр уже будет считаться обгонным, и это ещё одна ситуация, объясняющая, чем отличается обгон от опережения.

Обгон на железнодорожном переезде – причина очень многих аварий, совершаемых из-за недисциплинированных водителей, причём зачастую страдает не та машине, которая пошла на обгон, а обгоняемая – ведь на завершающей стадии выполнения манёвра видимость ограничена уже у неё. Именно поэтому зона действия знаков 1.1-1.4.6 распространяется на участок дороги, предшествующий переезду (до 300 метров за пределами НП и за 100 после переезда в городах).

Любой водитель знает, что это такое, и что двойной обгон запрещён вне зависимости от текущих дорожных обстоятельств и наличия запрещающих/разрешающих знаков. Но, как ни странно, в ПДД отсутствует определение этого термина, то есть оно употребляется как бы неофициально. Зато в пункте 11.02 чётко прописано, что если едущий впереди водитель приступил к обгонному манёвру, вам его обгонять уже нельзя. В сущности, в современной трактовке, когда обгон сопряжён с выездом на встречную полосу, двойной обгон – это уже крайне рискованное мероприятие, с гарантированно непредсказуемыми результатами.

И в этой связи нужно чётко представлять себе, в чём заключается разница между опережением и обгоном. Многие водители, в силу привычки ориентируются именно на старую трактовку правил, где обгоном назывался манёвр, совершаемый и в рамках правой стороны дороги (при наличии двух и более полос для движения в одну сторону). Нынешние правовые нормы – более либеральные, но и шансы встретиться с инспектором ГИБДД, который попытается «подвести» вас под нарушение, которого вы не нарушали, тоже ненулевые. Так что выполнение манёвра, именуемого в народе «паровозиком», когда впереди вас с небольшой скоростью движутся две габаритные фуры, в соответствии с новыми правилами не является двойным обгоном, но этот факт нужно будет ещё доказать. Так что от этого лучше воздержаться. Эта ситуация во многом схожа с обгоном организованной колонны. Под этим термином понимают движение каравана автомобилей в количестве не менее трёх, который сопровождается автомобилем со специальными сигналами (синие/красные проблесковые маячки, сирена). Обгон таких колонн запрещён, даже при отсутствии запрещающих знаков и разметки.

Наконец, нельзя не упомянуть термин «встречный разъезд», также часто используемый невпопад. Он характерен именно для российских дорог: у нас сужение дорожного полотна, вызванное непреодолимыми обстоятельствами (авария, падение дерева, ремонтные работы и пр.), встречается не так уж редко. Если это дорога с тремя и более полосами – проблем обычно не возникает, но на двухполосных автотрассах приходится каким-то образом выходить из сложившейся ситуации – в противном случае за считанные минуты может образоваться многокилометровый затор, в зависимости от интенсивности автотрафика.

Часть водителей предпочтёт объезд препятствия по обочине, но это – злостное нарушение, касающееся солидным штрафом. Так что выезд на встречную полосу – вынужденная мера. Именно такой манёвр и называется встречным разъездом, когда через узкий участок дороги попеременно движутся автомобили то в одну, то в другую стороны. Если такой разъезд не регулируется, действует простое правило: водитель, намеревающийся двигаться по встречной полосе, должен это делать только при отсутствии встречного транспорта, дожидаясь свободного окошка в потоке движущихся машин. Разумеется, этот манёвр к опережению причислить нельзя.

Запрещающие знаки

 

Самый важный дорожный знак – «запрет обгона». За нарушение этого запрета водителя ждут административные санкции, а именно его могут оштрафовать на пять тысяч рублей и лишить водительских прав на шесть месяцев.

Подобный знак предъявляет следующие предписания – он запрещает обгон другого транспорта. Стоит сказать, что им запрещается обгон, а не объезд или опережение попутного транспорта.

Из этого правила есть исключения. Так, водителю разрешено игнорировать указания знака при обгоне медленно движущегося транспорта. Цель подобного исключения – предотвращение толчеи во время движения автомобиля.

А также предписания этого знака не действуют при обгоне гужевых повозок. В подобной ситуации у законодателя аналогичная мотивация – нужно предотвратить скопление транспорта на дороге.

Вот еще одно исключение из этого правила – обгон плоского мотоцикла, скутера или велосипеда разрешен там, где действует дорожный знак. Аргумент в пользу этого исключения – тот факт, что в случае обгона подобного транспорта автолюбителю придется немного выехать на полосу встречного движения. Для обгона же потребуется меньше времени.

Важно упомянуть, что такие исключения недействительны на дорожном участке, на котором нанесены горизонтальные линии разметки. На подобных участках ограничен обгон (точнее говоря – выезд на встречную полосу).

Поэтому следует учитывать, что существуют запрещающие знаки. Однако из этих правил существуют исключения.

Закрепляем умение различать обгон и опережение

При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток. Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием. В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения. Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что ПДД не нужно рассматривать частями. Изучение установленных правил подобным образом возможно, но, чтобы полностью понять свод условий, потребуется комплексно соблюдать все требования.

Источники

  • http://avtopravozashita.ru/obgon/v-chem-raznica-mezhdu-obgonom-i-operezheniem.html
  • http://pravo-auto.com/obgon-i-operezhenie-v-chem-raznitsa/
  • https://bezprav.net/pdd/obgon-i-operezhenie/
  • https://JuristPomog.com/administrative/traffic-police/chem-otlichaetsya-obgon-ot-operezheniya.html
  • https://autofemida.ru/znaki-i-pdd/obgon-i-operezhenie.html
  • https://AutoiZakon.ru/pdd/obgon-ili-operezhenie
  • https://DriverTip.ru/osnovy/chem-razlichayutsya-obgon-operezhenie-na-doroge.html
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Добавить комментарий

Бесплатная горячая линия 24/7
8 (800) 301-37-30
по всей России


+7 (495) 128-74-20
Для жителей Москвы и МО
+7 (812) 507-64-25
Для жителей Спб и области