Бесплатная горячая линия

Обгон на перекрёстке: на каких разрешен или запрещен правилами

Содержание

Внимание: перекрёсток!

Перекрестки бывают 2 основных типов:

  • регулируемые;
  • нерегулируемые.

Они отличаются также формой (Т-образные, У-образные, Х-образные и др.). Кроме того, могут быть простыми (при пересечении двух дорог) и сложными (многосторонние, кольцевые, площади, примыкания).

Водителю на вооружение: аварийность на перекрёстках увеличивается в разы, если участники движения решаются идти на обгон. Именно под этим словом понимается выезд на встречную полосу.

Однако на перекрёстке нет разграничений на полосы и нет разметок; деление на полосы здесь условное (кроме кольцевых перекрёстков).

Давайте заглянем в нормативные документы РФ и вместе повторим правила обгона на перекрёстке.

Подробнее про обгон

С 2010 года в ПДД были внесены изменения в понятие «Обгон». В настоящий момент под этим маневром понимается опережение попутного транспорта с выездом на встречную полосу и последующим возвращением в свою.

Опережение с выездом на попутную полосу не признается обгоном и дозволяется, если нет иных ограничений в виде знаков или разметки.

Основные определения

Для того, чтобы понимать, какие существуют нормы безопасности при проезде перекрестков, прежде всего необходимо выяснить главные понятия.

Они помогут лучше ориентироваться в Правилах дорожного движения и разъяснят водителю, в чем состоит отличие между обгоном и опережением.

ТерминЗначение
ОпережениеМаневр, предпринимаемый водителем, при котором его автомобиль движется быстрее, чем параллельно едущая машина, не выезжая на встречную полосу
ОбгонОпережение автомобиля, которое предпринимается с выездом на встречную полосу, и поэтому более опасное, чем стандартное опережение. Обгон должен выполняться согласно ПДД, поскольку при неверном осуществлении грозит аварией
ПДДСвод норм и правил, в котором оговаривается правильное поведение всех участников движения на дороге, устанавливаются ограничения для них и говорится о том, что должны делать автомобилисты для отсутствия нарушений в процессе движения

Когда возникает необходимость

Обгон требуется водителю тогда, когда он желает опередить слишком медленно едущий впереди автомобиль, чтобы добраться до пункта назначения.

На перекрестке же водитель идет на обгон, когда у него возникает необходимость проехать его быстрее, или представляется случай опередить тихоходный транспорт.

Следовательно, можно сделать вывод, что обгон нужно делать тогда, когда правила позволяют это сделать, а у обгоняющего водителя есть потребность в опережении другого автомобиля.

Кроме того, обгон в городских условиях часто связан с желанием объехать пробку, образовавшуюся на светофоре, и тогда водитель совершает маневр.

Но следует запомнить, что регулируемый перекресток является запрещенной для обгона зоной, и поэтому за подобное опережение однозначно будет назначен штраф в установленном законом размером.

Какими нормативными актами регулируется

Все нормы, касающиеся дорожного движения, содержатся в Правилах дорожного движения, и именно согласно этому документу проводится обучение будущих водителей.

Так, в главе 11 содержится конкретная информация об обгонах и методах их осуществления, а также правильном поведении при желании совершить данный маневр.

Информация об обгоне на перекрестках оговаривает пункт правил 4 главы 11, и там написано, в частности о запретах на опережение по встречной полосе в разных ситуациях.

Когда водитель нарушает правила обгона, то ответственность для него наступает по нормам Кодекса об административных правонарушениях и это оговаривает статья 12.15.

Инспектор, который останавливает автомобиль нарушителя, обязан составить на него протокол с учетом всех обязательств, при этом диапазон санкций стартует от крупного штрафа и заканчивается лишением прав.

Поэтому если автомобилист желает знать, какое наказание ему грозит за обгон на регулируемом перекрестке, он должен изучить все нормативы, касающиеся этого вопроса в КоАП РФ, а также то, почему запрещен обгон в этой зоне.

Что говорит закон?

В ПДД РФ ситуации посвящен раздел 11 «Обгон, опережение, встречный разъезд». В пункте 11.4 определены условия, при которых опережение с выездом на встречку на перекрестках запрещено. К ним относятся:

  • регулируемые перекрестки;
  • нерегулируемые перекрестки, если ТС движется по второстепенной дороге.

Законодательная база

В законодательную базу по вопросу о допустимости обгона на перекрестке включают:

  • Правила дорожного движения (ПДД);
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Ограничения и правила обгона

Нарушение условий движения транспорта влечет серьезные последствия, увеличивает риск совершения аварийных происшествий. Обгон предусматривает опережение автомобиля с выездом на встречную полосу и возвращением в ряд, с которого выполнялось действие.

Совершение маневра связано с моментальной оценкой ситуации на дороге, анализом возможных последствий. Знак, запрещающий совершение маневра, действует для всех видов транспортных средств до первого перекрестка или выезда из населенного пункта.

Нельзя обгонять в зоне пешеходного перехода, на объектах стратегического назначения (мостах). Воспрещается маневр в тоннелях, вблизи крутых поворотов, в местах с ограничением обзора, на подъемах.

Особое внимание уделяется движению на железнодорожных переездах и прилегающей к ним 100-метровой зоне. Предусмотрены исключения, которые касаются тихоходного транспорта, если невысокая скорость связана с техническими характеристиками.

Перед совершением обгона нужно убедиться в безопасности и отсутствии препятствий на встречной полосе. После предварительной оценки скорости транспортного средства, расчета дистанции до встречного объекта, необходимо удостовериться, что ваш автомобиль не создаст помех для движения.

В случае, если маневр начал выполнять транспорт, движущийся впереди или сзади, обгон запрещен до момента, пока попутный автомобиль не вернется на свою полосу.

Маневр воспрещается в ситуации, когда идущее ТС впереди подает сигнал поворота влево, и для совершения действия отсутствует безопасная дистанция и интервал между автомобилями.

После завершения маневра запрещается резко снижать скорость. Водителю обгоняемой машины нельзя создавать препятствия для обгона, увеличивая скорость движения.

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:

9.1. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Что говорится об обгоне в ПДД

Основные положения о проезде и обгонах на перекрёстке, зафиксированы в ПДД. Конкретнее, гл. 11, п. 11.4 гласит:

  1. Проводить обгон попутных средств передвижения на регулируемых перекрёстках не допускается.
  2. Плюс, в зоне нерегулируемых перекрёстков нельзя обгонять ближайшие авто, если манёвр осуществляется по второстепенной дороге.
  3. Действующее с недавних пор нововведение, согласно которому осуществлять обгон перед перекрёстком, где расположен пешеходный переход, строго запрещено. Причем, независимо от того, есть ли в данный момент пешеходы на проезжей части или нет.

Так, в Правилах указано, что обгон возможен только если автомобиль движется по главной дороге. Нюанс в том, что это возможно только на загородних дорогах, где движение в целом отличается от передвижения внутри населённых пунктов.

Обычно перед перекрёстком есть сплошная разметка, которую нельзя пересекать, не говоря уже об обгоне иных средств передвижения на таких участках.

В каких случаях обгон разрешен

Обгон на таком перекрестке разрешен только в ряде перечисленных случаев.

Опережать находящиеся впереди транспортные средства на перекрёстке допускается, если:

  • Отсутствует светофор или регулировщик (логично, что в таком случае перекрёсток является нерегулируемым).
  • Водитель, планирующий осуществить данный манёвр, движется по главной дороге (если на ней отсутствуют сплошные линии).
  • Такой манёвр не запрещён установленными поблизости дорожными знаками, плюс – если линии разметки позволяют сделать это.

Целесообразно для точного определение разрешённых действий определиться с самим понятием «обгон», и похожим с ним по значению термином «опережение». В законодательстве разницу провели ещё в 2010 году:

  1. Обгоном именуют действие, подразумевающее опережению транспортного средства, при котором водитель на время осуществляет выезд на встречку. Сделав это и встав впереди, автомобиль возвращается на свою, занимаемую ранее полосу движения.
  2. Опережение является обгоном, проводимым внутри полосы, по которой двигаются обе машины.

Из последнего пункта следует, что опережение автотранспорта на перекрёстке, если водитель не выезжает на встречку, не признаётся обгоном. Значит, делать это разрешено на всех перекрёстках, если во время манёвра была соблюдена очерёдность проезда и иные условия безопасного движения.

Когда обогнать нельзя

Обгон машин на перекрёстке недопустим, когда:

  • Авто двигается по второстепенной дороге.
  • Движение осуществляется через перекрёсток с равнозначными дорогами.
  • Намереваются обогнать машины на регулируемом перекрёстке.
  • Рядом с дорогой есть пешеходный переход.

В итоге, согласно Правилам обгонять ТС можно лишь на единичных перекрёстках. В основном же придётся просто двигаться по дороге.

Можно ли совершать обгон на перекрестке?

Как видно из ПДД, обгон на перекрестке запрещен в том случае, если пересечение дорог регулируется, либо если ТС пересекает главную дорогу. В остальных случаях маневр разрешается и не может караться штрафом.

Однако эти краткие пункты не охватывают все разнообразие дорожных ситуаций, связанных с подобным маневром. Поэтому следует подробно разобрать все возможные случаи.

Обгон на главной дороге

Если машина двигается по главной дороге, обгон разрешён. Но такое возможно в основном только за чертой города. Но при наличии сплошной разметки перед перекрёстком пересекать её (а, значит, совершать обгон) запрещено.

Есть заблуждение, что зелёный цвет светофора сигнализирует о движении по главной дороге. На самом деле на регулируемых перекрёстках отсутствуют главные и второстепенные полосы.

Иногда главная дорога меняет своё направление в одну из сторон. Согласно п. 13.10 ПДД, водители, которые едут по приоритетным и второстепенным дорогам, должны ориентироваться на правила проезда перекрёстков с равнозначными дорогами. Значит, преимущество у того ТС, которое расположено справа, тогда обгон запрещён. Это небезопасный манёвр, который может закончиться ДТП.

Обгон на регулируемых перекрестках

Опережение с выездом на встречную полосу на регулируемых перекрестках строго запрещено. Регуляция может осуществляться с помощью светофора или регулировщика — лица, наделенного соответствующими полномочиями, облаченного в форменную одежду и имеющего отличительную экипировку.

Какие перекрестки называются регулируемыми

Перекрестки различат по сложности, способу организации, приоритетности и форме.

Перекрёстки бывают двух типов, а различают их по способу организации передвижения ТС на:

  1. Регулируемые.
  2. Нерегулируемые.

Выделяют различия по форме данных участков:

  • T-образные.
  • Y-образные.
  • X-образные.
  • Четырёхсторонние.
  • Многосторонние (зачастую – кольцевые).

Существует разграничение и по сложности пересечения дорог на:

  1. Простые (при пересечении двух дорог).
  2. Сложные (движение осуществляется по кольцевой, многосторонней дороге, площади, по примыканию и т.п.).

Имеется разделение по приоритету движения водителя на перекрестке:

  • ТС пересекает равнозначные дороги.
  • Пересечение идёт от главное дороги к второстепенной.

Риск аварии растёт, когда водители пытаются совершить обгон, на несколько секунд выехав на встречную полосу для осуществления манёвра. Помните, на перекрёстке отсутствуют разграничительные отметки. Деление полос является условным (исключение – кольцевые перекрёстки), водитель самостоятельно определяет траекторию движения.

Требуется отличать, что именно подразумевают под понятием «регулируемый» перекрёсток. Так говорят о тех перекрёстках, на которых контролируется очерёдность движения посредством одного из двух способов:

  • Благодаря работе светофора.
  • Непосредственно самим регулировщиком (сотрудником ГИБДД).

Причём, если на перекрёстке находятся одновременно и светофор, и регулировщик, водители должны отдавать приоритет сигналам последнего. Следовательно, необходимо разбираться в значении демонстрируемых сотрудником жестов.

Соответственно, остальные перекрёстки, где отсутствует регулировщик и светофор, называются нерегулируемыми. Есть ещё одно заблуждение, что нерегулируемые перекрёстки –те, где отсутствуют дорожные знаки. Это неправда.

Плюс, если светофор, установленный на перекрёстке, прекращает работать, то это место признаётся уже нерегулируемым. Правила передвижения также изменяются. В приоритете для человека за рулём в данной ситуации – дорожные знаки, расположенные вблизи данной зоны.

Обгон на нерегулируемых перекрестках

Согласно ПДД, обгон на нерегулируемых перекрестках дозволяется. Исключением является движение по второстепенной дороге, пересекающей главную.

В этом случае выезд на встречку и опережение попутного транспорта запрещается до полного проезда пересекающей дороги.

На пешеходном перекрёстке

По определению ПДД перекрёсток в принципе не может быть пешеходным, так как соединяет разные проезжие части. То есть есть именно примыкание или пересечение проезжих частей образует перекрёсток. Пешеходные же переходы или дорожки не образуют такового.

В этом случае это просто дорога с пешеходным переходом, и совершать обгон на ней нельзя, так как в любых случаях он запрещён на пешеходных переходах по пункту 11.4 Правил.

На Т-образном

Правила пересечения Т-образного перекрестка схожи с пересечением обычного. Если он регулируется светофором, то обгонять на нем запрещено. Если перекресток нерегулируемый, то перед совершением маневра необходимо ориентироваться на приоритет проезда. Обычно на Т-образном перекрестке второстепенной является примыкающая дорога. Однако бывают исключения, поэтому перед маневром необходимо внимательно смотреть на знаки приоритета.

На двухполосной дороге

Вне зависимости от наличия перекрёстка нельзя совершать обгон на проезжей части, которая имеет 4 или более полос в обоих направлениях, из которых 2 или 3 в попутном для вас. Это регулирует пункт 9.2 ПДД, актуальный на 2020 год.

При этом, прямо в Правилах не запрещено обгонять, если имеется 3 полосы в обоих направлениях. При этом, важно соблюдение нескольких условий такой дороги:

  • есть разметка, разделяющая их на 3 полосы,
  • отсутствуют сплошные линии такой разметки,
  • вы едете по главной на нерегулируемом перекрёстке.

Обгон на трассе

Правила обгона при движении по загородным трассам также регулируется главой 14 ПДД. Все условия для совершения подобного маневра на трассе стандартны.

Обгон на трассе осложняется тем, что автомобили, как правило, движутся на больших скоростях. Поэтому за 150-300 метров устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие о приближении к опасной зоне, в том числе к перекрестку. Так что у водителей есть время, чтобы решить вопрос о целесообразности маневра и при необходимости его отменить.

Что касается обгона на трассе вне перекрестков, то подобный маневр запрещается в условиях недостаточной видимости: перед поворотами, в конце подъема и т. д.

Водителю, намеревающемуся совершить обгон, следует ориентироваться на знаки и дорожную разметку.

Обгон вне населенного пункта

Правила обгона одинаковы как при движении внутри населенного пункта, так и за его пределами. Поэтому никакой принципиальной разницы нет: маневр дозволяется при движении по главной дороге и проезде нерегулируемого перекрестка.

Обгон через сплошную

В Приложении 2 «Дорожная разметка и ее характеристики» к ПДД утверждено, что сплошная линия 1.1 выступает разделителем транспортных потоков, движущихся во встречных направлениях. Также ею могут обозначаться границы попутных полос в особо опасных местах.

Пересечение такой линии с любой из сторон строго запрещено и наказывается штрафом. Опережение, предусматривающее пересечение сплошной линии, не дозволяется, даже если другие условия благоприятствуют совершению маневра.

Какой штраф?

Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.

Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:

  • совершено ли правонарушение впервые,
  • совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.

Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.

Обратите внимание, если нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет назначен только штраф.

А при фиксации инспектором на дороге привлечение к ответственности происходит следующим образом:

  1. непосредственно на дороге сотрудник ДПС составляет протокол и далее передаёт его своему начальнику, так как сам он рассматривать дела по этой норме санкции не имеет права,
  2. начальник на разборе ГИБДД либо назначит вам штраф, либо передаст дело на рассмотрение в местный суд, если решит, что вас лучше лишить прав (при этом, дело рассматривается в вашем присутствии),
  3. далее уже в суде судья решает, назначить штраф или лишение прав – это зависит от набора смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Повторное нарушение

Если же вы уже привлекались ранее по части 4 статьи 12.15 КоАП и снова попались на запрещённом обгоне на перекрёстке, то в отношении вас уже составят материал по части 5 этой же статьи. Она предусматривает лишение на 1 год, но при автофиксации тот же штраф 5 тысяч.

Повторность – это когда не прошло года с даты полной оплаты штрафа или окончания срока лишения по части 4 статьи 12.15.

Спорные ситуации

Казалось бы о чем можно поспорить в восьми словах Правил? Рассмотрим три ситуации.

Движение через регулируемый перекресток в три ряда:

При плотном движении бывает, что ширины дороги достаточно для движения в 3 ряда или просто стерлась разметка на трехполосной дороге. В этом случае движение по логичному среднему ряду осуществляется с выездом на встречную полосу (подробнее в статье «Встречная полоса. Когда можно, когда нельзя«) и при опережении осуществляется обгон на регулируемом перекрестке.

Главная дорога меняет направление направо:

Вроде бы движение осуществляется по главной дороге и на перекрестке транспортное средство будет также находится на главной дороге, почему же нельзя выполнить обгон в этом случае?

Правила дорожного движения определяют действия водителя в случае изменения направления главной дороги:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Исходя из этого пункта Правил при изменении направления главной дороги направо, руководствуясь правилами проезда перекрестков равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство, приближающееся справа и относительно этого транспортного средства дорога не является главной и обгон на таком перекрестке запрещен.

Главная дорога меняет направление налево:

Обратная ситуация, главная дорога меняет направление налево и в этом случае в любом случае движение сохраняется приоритет. Тем не менее, как и в предыдущем случае, водители, движущиеся по главной дороге руководствуются правилами проезда перекрестка равнозначных дорог, а на перекрестках равнозначных дорог обгон запрещен. Более того такой маневр является небезопасным.

В заключение можно сделать очень простой вывод: Обгон на перекрестке разрешен только при движении по главной дороге, которая не изменяет направление и при отсутствии иных запретов.

Ремарка к двум последним ситуациям

Выше описаны логичные выводы для обеспечения безопасносного проезда перекрестка. Законодатель очевидно подразумевал, что обгон при движении по главной дороге допускается только, если отсутсвуют пересечения с транспортными средствами, имеющими приоритет в движении. Но давайте посмотрим на текст Правил сухо и без выводов.

Запрет обгона на равнозначных перекрестках мы выводили исходя из логических рассуждений, однако де-юре такого запрета нет. Правила проезда равнозначных перекрестков определяют исключительно приоритет в движении.

Знак «Главная дорога» однозначно указывает на движение по главной дороге. Случай со сменой направления главной дороги — это частный случай для определения приоритета в движении, в том числе и движения по главной дороге.

Ответственность

Применение штрафных санкций за нарушение правил обгона на перекрёстке регламентированы статьёй 12.15 КоАП РФ. Неправильный обгон в этом случае может рассматриваться как нарушение правил расположения ТС на проезжей части или выезд на встречную полосу.

В зависимости от ситуации, штраф за обгон на перекрёстке может составить:

Если обгон будет истолкован, как несоблюдение дистанции или бокового интервала.1500 рублей
Если инспектор ГИБДД инкриминирует вам выезд на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления.5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев

Если водитель допускает нарушения правил обгона на перекрёстке не в первый раз, он может быть лишён водительских прав на срок до 1 года. Если подобное нарушение было зарегистрировано камерой видеофиксации, максимальное наказание – штраф в размере 5000 рублей.

Ответственность за нарушения

В 2018 году те, кто нарушил положения об обгоне на регулируемых перекрёстках, несут административную ответственность. Установлены следующие меры наказания в нарушителей:

  • Штраф в размере 5 000 рублей.
  • Либо лишение водительских прав на срок до 5 месяцев (ст. 12.15).

Причём данные меры применяются, если человек своими действиями не создал аварийную ситуацию.

При повторном нарушении права изымают на год, а если неправомерное действие зафиксировали с помощью технических средств, ещё и взимают 5 000 рублей.

Нередко инспекторы ГИБДД сверху добавляют штрафы за нарушение иных норм ПДД. Скажем, в протоколе записывают, что водитель не соблюдал требуемую дистанцию и боковой интервал (плюс 1 500 рублей), либо нарушил очерёдность проезда, помешав встречному водителю двигаться первым (500 рублей).

Как оплатить

Для оплаты штрафа за нарушение правил обгона на перекрёстке водитель может выбрать наиболее приемлемый для себя способ, например, через:

  • кассу одного из банков;
  • терминал или банкомат;
  • сайт ГИБДД;
  • портал «Госуслуги»;
  • Сбербанк Онлайн;
  • другие интернет-ресурсы.

Начиная с 2016 года у водителей появилась возможность получить скидку в размере 50% при оплате штрафа ГИБДД: для этого необходимо уплатить штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления.

Однако, получить такую скидку может не любой нарушитель: перечень нарушений, для которых скидка не предусмотрена, можно найти на сайте ГИБДД.

Спорные моменты

Запомните 3 описанные спорные ситуации при обгоне!

Есть всего три наиболее спорные ситуации, чаще всего возникающие при обгоне на регулируемых перекрёстках. Вокруг них и строится разбирательство между владельцем авто и сотрудниками ГИБДД.

Первая касается случаев, когда на перекрёстке есть возможность двигаться не в 2, а в 3 ряда. Это происходит, только если дорога обладает соответствующей шириной, благодаря чему может образоваться третий ряд, хотя он и не был предусмотрен предварительно. Либо же движение происходит по дорогам с затёртой разметкой, из-за чего водители перестраиваются в ряд посередине, чтобы осуществить требуемые маневры.

Поскольку в таком случае ТС частично пересекает разделительную полосу (даже если она и стёрлась), такие действия трактуются как обгон. Если прежде в этом месте до светофора располагалась сплошная линия, водителю придётся доказать, что он не знал о первичном типе разделителя на этом участке. Иначе, ему выпишут штраф.

Вторая ситуация касается обгона, осуществляемого при езде по главной дороге, когда водитель для обгона поворачивает налево. Кажется, что это действие остаётся в рамках Правил. Однако в п. 13.10 ПДД указано, что дороги, пересекающиеся на таком перекрёстке, являются равнозначными. Значит, совершать обгон запрещено. Итог для нарушителя тот же – штраф.

Последняя ситуация – когда главная дорога изменяет траекторию с поворотом вправо. В этом случае также работает пункт ПДД, приведённый выше. Перекрёсток является равнозначным, если водитель решился провести данный маневр.

Заметив такую ситуацию, сотрудники ГИБДД чаще всего оформляют проток. Но водитель может оспорить такое нарушение, поскольку в этой зоне явно допущены ошибки или недоработки ПДД.

При наступлении первой ситуации водитель может апеллировать тем, что у него отсутствуют знания об этом участке и о наличие сплошной полосы. Плюс, ссылаться на то, что стёртость разметки не является его проблемой.

Хотя работники ГИБДД в протоколе укажут именно на нарушение с его стороны, водитель может зафиксировать в нём несогласие с таким выводом, аргументируя свою позицию. Затем административным разбирательством займутся судебные инстанции.

Последние две ситуации касаются случая, когда водитель обгоняет после выезда с главной дороги. Однако этот же маневр разрешено проводить на неравнозначных дорогах. В итоге, весомых доказательств собственной правоты не будет ни у одной стороны.

Можно ли оспорить

На оплату штрафа ГИБДД водителю предоставляется 70 дней, из которых 10 – на обжалование и 60 — на оплату. Обжаловать постановление о штрафе можно в отделении ГИБДД, сотрудник которого оформил его, или в суде.

В первом случае жалобу необходимо адресовать непосредственному начальнику инспектора, выписавшего штраф. На рассмотрение жалобы, направленной в ГИБДД, предоставляется 10 дней.

Жалоба, направленная в суд, может рассматриваться до 2 месяцев. К жалобе следует приложить копии документов, которые, по мнению водителя, могут подтвердить его невиновность.

Таким образом, нарушение правил обгона на перекрёстке может привести не только к крупному штрафу, но и к лишению водительских прав. Учитывая, что при выполнении обгона на перекрёстке, водитель в большинстве случаев рискует нарушить правила, лучше воздержаться от такого манёвра вовсе или выполнять его крайне осмотрительно.

Ответственность за маневр на перекрестке

В ПДД описаны ситуации, при которых воспрещается совершение маневра на регулируемых перекрестках, а при выезде с второстепенной дороги — на нерегулируемом пересечении дорог.

Это обозначает, что зеленый свет светофора разрешает продолжение движения по своей полосе или предоставляет возможность перестраиваться в другие полосы одного направления.

Обгон, совершенный на перекрестке, не квалифицируется как ошибочное действие. Статистика утверждает, что аварийные ситуации в местах пересечения дорог выше, чем на трассах.

Такие нарушения связаны со сменой направления, отсутствием сигнала поворота, резкими маневрами без предупреждения.

Например, какой штраф за обгон на перекрестке будет при выезде на встречную полосу движения, зависит от ситуации. Кодексом предусмотрено наказание в виде штрафа 5 тыс. руб. или лишение водительских прав на 4-6 месяцев.

Это касается только тех случаев, в которых не создана аварийная ситуация. Меры, направленные на борьбу с опасным вождением, учитывают обстоятельства, поэтому к основному штрафу могут добавляться наказания за несоблюдение бокового интервала и дистанции, нарушение очередности проезда.

Как не допустить аварии

Будьте максимально сосредоточены при обгоне, чтобы не допустить аварии!

Водителю при совершении обгона и движении на данном участке дороги нужно сосредоточиться исключительно на управлении транспортным средством. Планируя такой манёвр, необходимо проверить, не нарушают ли данные действия ПДД, несут ли угрозу безопасности другим ТС и пешеходам.

При повороте следует заглянуть в зеркало заднего вида, чтобы убедиться, что находящийся позади водитель не планирует сам совершать обгон. Иначе с выездом на другую полосу придётся подождать.

При обгоне ни в коем случае нельзя превышать скорость, сокращать безопасную дистанцию и игнорировать знаки дорожного движения. Следует помнить, что обгонять на перекрёстке разрешено, если двигаться исключительно по приоритетной дороге, благодаря чему не потребуется менять направление (плюс – если на пересекаемом участке отсутствуют иные запреты).

Источники

  • http://pravo-auto.com/razreshen-li-obgon-na-perekrestke/
  • https://avtoproblema24.ru/pdd/obgon-na-perekrestke/
  • https://autolab24.ru/obgon-na-reguliruemom-perekrestke/
  • https://autolab24.ru/obgon-na-nereguliruemom-perekrestke/
  • https://bukvazakona24.ru/narusheniya-na-avtodoroge/shtraf-i-otvetsvennost-za-obgon-na-perekrestke
  • https://pddmaster.ru/pdd/pravila-obgona.html
  • https://JuristPomog.com/administrative/traffic-police/razreshen-li-obgon-na-reguliruemyh-perekrestkah.html
  • https://TonkostiPDD.ru/pdd/na-kakih-perekryostkah-obgon-razreshyon-i-zapreshchyon-obzor-pdd
  • https://ruspdd.ru/journal/181-obgon-na-perekrestke/
  • https://autouristpro.ru/shtraf-za-obgon-na-perekrestke/
[свернуть]