Бесплатная горячая линия

Особенности лицензирования туристического бизнеса

Содержание

Что такое лицензия?

Лицензия – это такой вид ограниченного по времени разрешительного документа, который выдается индивидуальным предпринимателям или Обществу с Ограниченной Ответственностью на ведение гостиничной или туристической деятельности на территории Федерации с соблюдением ряда условий.

Выдается лицензия в порядке очереди, предусмотренной такими законами:

  • «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
  • «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Орган, который имеет право выдавать лицензию и регулировать туристическую и гостиничную деятельность на территории Федерации, до 2005-го года назывался Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, сейчас данное учреждение переименовано в Федеральное агентство по туризму.

На видео: Личная эффективность директора и менеджера турфирмы

Порядок получения лицензии

Лицензирование туристской деятельности (турагентской и туроператорской) в соответствии с Постановлением N 95 осуществляется Министерством экономического развития РФ (далее — лицензирующий орган; п. 2 Постановления N 95).

Для получения лицензии соискатель лицензии обязан представить в лицензирующий орган следующие документы (п. 5 Постановления N 95):

  • заявление о выдаче лицензии с указанием:
  • наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
  • фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
  • лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
  • копию учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица — для юридического лица;
  • копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
  • копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии — юридического лица;
  • информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туристской деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

При лицензировании соискатель лицензии уплачивает государственную пошлину. Статьей 333.33 гл. 25.3 НК РФ предусмотрено, что размер государственной пошлины составляет:

  • за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб.;
  • за предоставление лицензии — 1000 руб.;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 руб.

После получения заявления от соискателя лицензии лицензирующий орган Российской Федерации согласно п. 2 ст. 9 Закона N 128-ФЗ принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. В уведомлении указываются причины отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий (п. 2 ст. 9 Закона N 128-ФЗ).

Лицензирующий орган в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, обязан бесплатно выдать лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Следует обратить внимание, что в Постановлении N 95 не указаны причины, по которым может быть отказано в выдаче лицензии туристской организации, однако они изложены в п. 3 ст. 9 Закона N 128-ФЗ, это:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема услуг, производимых или планируемых для оказания соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы, порядок проведения которой и ее оплата определяются в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом N 128-ФЗ и иными федеральными законами.

За представление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Как выглядит процесс получения лицензии

После того, как вы получили гослицензию, информация о вашем учреждении заносится в Государственный Реестр. Прекращение действия лицензии наступает в случае невыполнения вашей фирмой условий договора.

Срок действия лицензии

Согласно ст. 8 Закона N 128-ФЗ срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Что нужно сделать, чтобы получить лицензию?

Для того, чтобы получить лицензию на проведение туристической или гостиничной деятельности в установленном законодательством порядке, вам необходимо:

  • Подать заявление и указать в нем такую информацию:
  1. для юридического лица – наименование и организационно – правовую форму ведения бизнеса (Индивидуальный Предприниматель или Общество с Ограниченной Ответственностью), налоговые и банковские реквизиты,
  2. для физического лица – ФИО, и другие паспортные данные.

Форма заявления утверждена Федеральным агентством по туризму.

Кроме того, необходимы:

  1. Ксерокопии учредительных документов, заверенные нотариально, при отсутствии таковых необходимо предъявить оригиналы.
  2. Ксерокопия свидетельства о госрегистрации предприятия.
  3. Квитанция об оплате услуги рассмотрения заявления.
  4. Документ из налоговой, подтверждающий постановку на учет или копию свидетельства о регистрации ИП или ООО с обязательным штампом налогового учреждения.

За правильность и достоверность подаваемой информации учредители фирмы несут полную ответственность согласно законодательной базе Российской Федерации.

После подачи заявления все предоставленные документы проходят процедуру регистрации в Федеральном агентстве по туризму, заявление будет рассмотрено только в случае оплаты по квитанциям.

После подачи заявления должно пройти около месяца – заявление обязаны рассмотреть, сверить все поданные вами документы. Помните о том, что бланк лицензии печатается на защищенной от подделок бумаге с несколькими степенями защиты. Как на документе строгой отчетности, там также казан серийный номер.

Бланки лицензий приобретаются выдающим и регистрирующим органом – Федеральным агентством по туризму.

Выдача лицензий и контроль за соблюдением требований в сфере туризма

Хотя законодательство в сфере туристской деятельности Федеральным законом «Об основах туристской деятельности» отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ, регулирование в сфере лицензирования является прерогативой федеральных органов исполнительной власти (п. «о» ст. 71 Конституции РФ, см. также Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» (с изм. от 3 октября 2002 г.) и Постановление Правительства РФ от 10.10.2002 N 753 «О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых»).

Примечание. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование, является Федеральное агентство по туризму.

Данное Федеральное агентство по туризму (далее — Агентство) возникло в результате преобразования Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (см. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 166 «Вопросы Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму» и Указ Президента РФ от 18.11.2004 N 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»).

Лицензирование осуществляет как само Агентство, так и его территориальные органы. Например, выдача турагентских лицензий осуществляется его территориальными органами, а туроператорских — самим Агентством или его территориальными органами в случае передачи им соответствующих полномочий.

При этом передача функций по осуществлению лицензирования органам государственной власти субъектов или органам местного самоуправления недопустима. Это подтверждается и судебной практикой.

Пример. Определением Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 24.04.2001 N 58-Г01-18 была оставлена без удовлетворения кассационная жалоба администрации Хабаровского края по делу о признании недействительным Постановления главы администрации Хабаровского края от 10.08.1998 N 313 «О лицензировании международной туристической деятельности на территории Хабаровского края» по причине превышения главой администрации своих полномочий.

Необходимые документы

Нужно оплатить госпошлину

Лицензия на туристическую деятельность, нужна ли она? Да, но для ее получения требуется предъявление заявителем ряда бумаг:

  • заявительная бумага, составленная по указанному образцу;
  • отксерокопированные вариации всех учредительных типов документации, прошедшие нотариальное заверение;
  • копии свидетельств о государственном регистрационном процессе;
  • бумаги, доказывающие постановку на учет в налоговых структурах, обязательно содержание штампа;
  • квитанция, предполагающая оплату госпошлины.

Все документы подлежат лицензированию специальным органом, аккредитованным на ведение этой работы.

Могут ли отказать

В предоставлении лицензионного разрешения на туроператорскую деятельность может быть отказано по причинам:

  • наличие в документах недостоверной информации;
  • несоответствие предоставленных бумаг нормам законодательства (ненадлежащее оформление);
  • системные ошибки и помарки, допущенные уполномоченной службой;
  • несоответствие требованиям закона объекта лицензирования;
  • возникновение сомнений у компетентного лица в плане правдивости данных.

Когда ответственный орган принял решение об отказе, он в течение 3-х дней направляет соответствующее извещение заявителю. Отказ по прочим основаниям невозможен и недопустим.

Если вы столкнулись с отказом, есть возможность его обжалования в вышестоящих инстанциях. Для этого нужно подать заявление в суд, описав сложившуюся ситуацию. В процессе повторного рассмотрения заявления компетентный орган не вправе отказать в выдаче по новым основаниям, которые ранее не были отмечены.

Для обжалования отказа, нужно подать заявление в суд

Нормативное регулирование сертификации туристической деятельности

Лицензирование в туризме осуществляется, в соответствии с нормативно-правовыми актами

Рассматривая этот документ, можно отметить, что он представляет собой специальное разрешение на ведение туристической работы, выдаваемое на условиях, установленных в законодательном порядке. Выдача бумаги может потребоваться физическому или юридическому лицу.

Главный закон, в соответствии с которым осуществляется лицензирование в туризме, ФЗ №128, принятый в 2001 г. Также к этой базе присоединяется «Основы тур. деятельности в РФ». В рамках действующего закона предусмотрена очередность выдачи этой бумаги, а также основные условия, регулирующие эту работу.

Помимо этого, процесс находится под компетентным регулированием Положения «Лицензирование деятельности» под №95, принятого 11.02.2002 г. Данный нормативный акт способствует предопределению базовых требований и условий, которые должны быть выполнены в целях получения этой бумаги. Сведения об операторах, агентах, получивших право на лицензирование деятельности, подлежат регистрационной процедуре в рамках официального реестра.

Важно! Агентская деятельность отличается от операторского направления в том, что в первом случае производится предоставление информации. Что касается оператора, то он занимается еще и формированием продукта, включающего транспорт, трансфер, размещение, поездки.

На территории нашей страны в качестве органа, имеющего полномочие по лицензированию туристической деятельности, выступает государственный комитет РФ по физкультуре и спорту, а также туризму. Именно он и занимается выдачей разрешительных документов. На договорных условиях он передал опции по выдаче этих бумаг в адрес туристических организаций в региональные органы.

С 2005 г. данная организация получила наименование Федерального агентства по туризму. Фирмы, которым удалось получить разрешение, подлежат занесению в гос. реестр.

Изменения в правилах стандартизации услуг туриндустрии

Что касается стандартизации, то до 1 января 2005 г. еще действовали Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии (утв. Постановлением Минтруда России от 17.05.1999 N 8 «О Квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии». В настоящее время они не действуют, поскольку Постановлением Минтруда России от 10.10.2002 N 71 срок действия данных Квалификационных требований был продлен до 1 января 2005 г., а затем было расформировано и само ведомство (Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2004 N 799-р).

Следовательно, продлить действие данного документа Минтруд уже не сможет, а преемник данных функций (Федеральная служба по труду и занятости — Роструд) своего подобного документа так и не утвердил.

В результате соблюдение этого нормативного документа перестало быть обязательным, однако многие работодатели туристической отрасли продолжают использовать данный документ для собственного удобства, ведь Квалификационные требования являлись нормативными документами, предназначенными для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов. В них были определены перечень должностей с квалификационными требованиями к ним и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных функциональных задач в процессе оказания туристических услуг лицами, занимающими определенные должности.

В номенклатуре услуг, подлежащих обязательной сертификации, услуги в сфере туризма не предусмотрены (Постановление Госстандарта России от 30.07.2002 N 64 «О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» (с изм. от 29 октября, 29 ноября, 31 декабря 2002 г., 8, 13 января, 15 апреля, 12 мая, 5, 26 июня, 8 октября 2003 г., 22 июля, 13 октября 2004 г.)).

Примечание. Следовательно, в части сертификации непосредственно туристского продукта в настоящее время нет требования о ее обязательности.

Однако это положение не исключает проведение добровольной сертификации согласно Приложению Б.7 к Постановлению Госстандарта России от 21.08.2003 N 97 «Об утверждении нормативных документов Системы сертификации ГОСТ Р при проведении добровольной сертификации услуг» — «Порядок сертификации туристских услуг и услуг средств размещения». Однако это, как видно, уже добровольное решение каждого предпринимателя.

Примечание. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для предоставления услуг в сфере туризма в настоящее время достаточно получить лицензию и соответствовать как при ее оформлении, так и в дальнейшем при осуществлении деятельности требованиям, установленным для лицензиата.

Наказание за отсутствие лицензии

Интересен тот факт, что последствием осуществления деятельности без лицензии является признание всех сделок, на совершение которых требуется наличие лицензии, недействительными (ст. 173 ГК РФ). Но при одном условии — если другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. Если же граждане-потребители об этом не знали, то сделка будет являться действительной (такое решение вынес ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2001 N А29-6850/00А). С тем чтобы избежать подобных ситуаций, в число лицензионных требований и условий была включена обязанность туроператора и турагента довести до сведения покупателей услуг информацию о наличии у него лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

В любом случае осуществление деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований является административным правонарушением, предусмотренным ст. 14.1 КоАП РФ, и влечет наложение на индивидуального предпринимателя административного взыскания: штрафа от 4000 до 5000 руб. за осуществление деятельности без лицензии с конфискацией орудий производства либо без таковой и штрафа от 3000 до 4000 руб. за нарушение условий, предусмотренных лицензией. Протокол об административном правонарушении может быть составлен работником Федерального агентства по туризму, после чего материалы направляются на рассмотрение в суд.

Страхование деятельности и ответственности туроператора

Страхование деятельности туроператора — обязательная процедура

Совершение туристических поездок в большинстве случаев связано с наличием имущественных рисков – аварийная ситуация при полете, кража багажа в аэропорту, воровство имущества в отеле, заражение опасным заболеванием в экзотической стране. В связи с этим важную роль играет не только лицензия туроператора, но и страхование его деятельности, ответственности.

Оно представляет собой обязательную процедуру, которая заменила лицензирование. Операция включает в себя не только гарантирование оказания услуг, но и финансовое обеспечение страхователя в ряде случаев. Так, к основной задаче страховщика относится обязательное покрытие ущерба, нанесенного путешественнику во время туристической поездки.

В качестве страхователя может выступать как агентская сторона, так и оператор, при этом форма собственности не играет роли. Традиционно объектами страхового процесса являются персональные интересы туристического агента, оператора, связанные с компенсацией нанесенного вреда. Стоимость страховой работы зависит от суммы и ключевой ставки страховщика. Приблизительная цена – 0,5-10% от этого параметра.

Территория, на которой может быть использована лицензия

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории России.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта РФ выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта.

На территориях иных субъектов РФ такая деятельность согласно общему правилу может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Ответственность лицензиата за осуществление деятельности без упомянутого уведомления Законом N 128-ФЗ не установлена.

При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Постановлением N 95.

Особенности лицензионных требований и условий получения лицензий туристскими фирмами

Положение о лицензировании туристского бизнеса подразумевает отдельное получение лицензий на осуществление туроператорской и турагентской деятельности.

В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании туроператорской деятельности, чтобы получить лицензию, туроператорам необходимо:

  • наличие в штате туроператора — юридического лица не менее семи работников, осуществляющих туроператорскую деятельность;
  • наличие у туроператора (структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) не менее 30% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее пяти лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее пяти лет;
  • наличие сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности;
  • повышение не реже одного раза в три года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора — индивидуального предпринимателя;
  • доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
  • оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства РФ;
  • предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристской деятельности.

Для получения лицензии турагентам необходимо (п. 4 Положения о лицензировании турагентской деятельности):

  • наличие у турагента (структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) не менее 20% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее трех лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее трех лет;
  • наличие сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности;
  • повышение не реже одного раза в три года квалификации работников юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность, а также турагента — индивидуального предпринимателя;
  • доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
  • оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего законодательству РФ;
  • предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы турагента, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

Порядок приостановки и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шесть месяцев (п. 1 ст. 13 Закона N 128-ФЗ). Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат должен уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения, не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, то есть иные государственные органы не имеют права проводить проверки по предметам своей компетенции в рамках лицензирования.

Порядок подачи документов на получение лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность

Необходимо предоставить нотариально заверенные копии и/или документы:

  • Опись документов в двух экземплярах.
  • Оригинал документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
  • Копия свидетельства о государственной регистрации.
  • Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе.
  • Копии учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы
  • Копия штатной численности организации, заверенная печатью и подписью руководителя организации (Штатная численность-список работников организации, состоящих в штате (не по совместительству) с указанием занимаемых должностей).
  • Копию трудовой книжки и соответствующего диплома руководителя организации или руководителя ее туристского подразделения (если у соискателя лицензии (юридического лица), функции туроператора (турагента) будет выполнять его подразделение (управление, отдел и т.п.).
  • Копии трудовых книжек или соответствующих дипломов, подтверждающие, что 30% (для туроператоров) или 20% (для турагентов) работников (по штатному расписанию) имеют высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма, либо стаж работы в туризме не менее 5 лет (для туроператоров) или не менее 3 лет (для турагентов).
  • Копию трудовой книжки и соответствующего диплома индивидуального предпринимателя.
  • Информационная справка об используемых для осуществления лицензионного вида деятельности объектах и помещениях, заверенная подписью руководителя организации и печатью.
  • Два почтовых конверта.
  • Реестровая карточка.

Необходимо заполнить реестровую карточку для ускорения процесса составления реестра лицензий

В том случае, если соискатель на получение лицензий на туроператорскую и турагентскую деятельности подаёт документы одновременно на оба вида деятельности, то он представляет два пакета оформленных документов.

Соискатель предоставляет штатную численность-список с указанием фамилий работников организации, состоящих в штате и их должностей. Если у соискателя лицензии (юридического лица) функции туроператора/турагента выполняет его подразделение (управление, отдел и т.д.), штатная численность-список составляется только на это подразделение.

В целях контроля соискатель лицензии обязан в письменной форме представить в лицензирующий орган информацию об адресах собственных или используемых им для осуществления турагентской или туроператорской деятельности объектов, с указанием наименования и реквизитов документа, на основании которых соискатель лицензии использует данные объекты.

Положение о лицензировании туроператорской деятельности относит к лицензионным требованиям наличие в штате туроператора не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность. Вводится требование наличия у туроператора (структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) не менее 30 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих любое высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) любого высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет.

Положение о лицензировании турагентской деятельности относит к лицензионным требованиям наличие у турагента (структурного подразделения, которое осуществляет турагентскую деятельность) не менее 20 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих любое высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 3 лет, а также наличие у руководителя турагентства (руководителя структурного подразделения, осуществляющего турагентскую деятельность) любого высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 3 лет.

Порядок оплаты за рассмотрение заявлений и выдачу лицензий на туроператорскую и турагентскую деятельность

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 95 “О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности”в пакет документов, представляемых соискателем для получения лицензии входит документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Оплата производится только по безналичному расчету (квитанция об оплате может представляется исключительно индивидуальным предпринимателем). На каждый вид деятельности оформляется отдельное платежное поручение. Сумма платежа за рассмотрение одного заявления составляет 300 рублей, за выдачу одного бланка лицензии – 1.000 рублей. Оплата 1.000 рублей производится после получения соискателем официального письма с положительным решением о выдаче лицензии. Данные платежи оплачиваются в Федеральный бюджет.|

Назначение платежа:

1. 300 руб. — госпошлина за рассмотрение заявления на получение лицензии га туроператорскую/турагентскую деятельность;

2. 1000 руб. — госпошлина за получение лицензии на туроператорскую/турагентскую деятельность.

Соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган оригинал платежного поручения с отметкой банка, подтверждающий перечисление денежных средств.

Соискатель составляет опись в двух экземплярах и подшивает документы в папку-скоросшиватель строго в соответствии с данной описью. Документы в прозрачных пластиковых “файлах” не принимаются.

Документы принимаются полностью скомплектованными и подшитыми в папку-скоросшиватель. К ним прилагаются два почтовых конверта (формат 220х110 мм или 162х114 мм) с почтовым адресом соискателя лицензии, указанным в графах для получателя корреспонденции.

Документы, заполненные от руки, не принимаются. Любые ошибки, искажающие сведения, приведенные в документах, могут повлечь отказ в выдаче лицензии.

Возврат в Лицензирующий орган официальной корреспонденции с отметкой почтовой организации о том, что адресат по почтовому адресу, указанному соискателем лицензии или лицензиатом, им неизвестен, может повлечь за собой отказ в выдаче лицензии или приостановление действия лицензии.


Временное и окончательное лишение лицензии

У юридического лица, осуществляющего данный вид деятельности, могут отозвать лицензию по следующим причинам:

  • нарушение правил и норм действующего законодательства;
  • жалобы со стороны клиентов на неоказание или неподобающее оказание услуг;
  • неправильное оформление документов и допущение ошибок;
  • игнорирование нововведений со стороны закона и неисполнение обязанностей в этом отношении.

Внимание! Лишение турагентства лицензии может быть временным или окончательным в зависимости от причины и степени нарушения закона.

Документы для получения туристической лицензии

  • Заявление
  • Копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя туристической лицензии в качестве юридического лица — для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
  • Копия свидетельства о постановке соискателя туристической лицензии на учет в налоговом органе;
  • Копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии — юридического лица (копия трудовой книжки руководителя с необходимым опытом работы в области туризма, копия диплома об образовании руководителя, копии дипломов 30% сотрудников (для туроператорской деятельности) с образованием в области туризма или их трудовых книжек с необходимым опытом работы в области туризма;
  • Необходимо знать номер лицензии с предыдущего места работы сотрудников, имеющих опыт работы в области туризма;
  • Информация о наличии у соискателя туристической лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туроператорской деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует (ксерокопия договора аренды или свидетельства о собственности).

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Образование подтверждается нотариально заверенной копией диплома. Трудовой стаж подтверждается трудовой книжкой.

Туристический бизнес.

Туристические агентства в России.
На сегодняшний день в России на рынке туристических услуг работает около 15 000 турагентств, из которых 500 крупнейших и около 2 500 туроператоров.

А появились в России первые туристические агентства в конце 80-х начале 90-х годов. После 1993 года начинается бум развития туристического бизнеса, появляются все новые турфирмы с разнообразными предложениями. Данное направление многим предпринимателям видится как непаханое поле и достаточно легким бизнесом. Но кризис 1998 года расставил всё на свои места, так как большинство агентств попросту не пережили тяжелое время, это были как правило те фирмы кто продавал свои туры по демпинговым ценам и не накапливал финансовые резервы. Те, кто смог пережить смутные времена на сегодняшний день являются крупнейшими в России.

После 2000 годов экономика государства стала восстанавливаться и вместе с этим росли доходы населения. В связи с этим в туристическом бизнесе произошел новый виток развития, стали вновь открываться турфирмы различных форматов. Но, не смотря на более или менее благоприятное время около 40% вновь отрытых туристических агентств продолжают закрываться, не проработав и трёх лет, такая тенденция действует и по сегодняшний день. В чем причины такой ситуации? И Каковы основные ошибки новых турагентств? Мы попытаемся разобраться в нашей статье.

Развитие туристического бизнеса в внутри страны — тренд 2014-2018 года
На сегодняшний день не остается сомнений, что тренд развития туристического бизнеса внутри нашей страны уже начался. На самом деле вкладываются огромные деньги в развитие отдельных регионов, которые выглядят с точки зрения туризма и отдыха весьма привлекательными. Подтверждением этому может служить успешно проведенная олимпиада в Сочи-2014. Государство наряду с частными инвесторами вложили большую сумму и в строительство олимпийских объектов и в инфраструктуру всей близлежащей местности. После олимпиады эти разрекламированные на весь мир достопримечательности стали доступы и обычным людям.

Так же сразу же после проведения олимпиады, по ряду сложившихся обстоятельств в состав России вернулся Крым и Севастополь, это отличные места для летнего отдыха и как только в Украине нормализуется обстановка на полуостров построят мост тогда и потянутся основные туристы. Кстати государство уже запустило низко бюджетный авиа рейс из Москвы в Симферополь, он называется «Добролёт» и билеты там дешевле на 40%.

Резкий скачек патриотизма за последнее время так же, несомненно, благоприятно повлияет на развитие туристического бизнеса внутри страны.

Так же стоит упомянуть и о предстоящем чемпионате мира по футболу, который пройдет в нашей стране в 2018 году. К этому времени государство обещает работать над созданием инфраструктуры в тех городах, где будут проходить праздничные мероприятия посвященные футболу.

В России существует множество направлений для туризма и отдыха и помимо юга. Вообще в нашей стране есть всё и Моря и реки и горы и степи и тайга, и пустыня, и т.д. Отдыхать в России можно и на пляже и на горнолыжных курортах и с познавательными целями и лечебными, активный отдых, охота, рыбалка, всё есть, но одна проблема, которая мешает всему этому развиваться такими темпами, какими бы хотелось – это инфраструктура.

Внутри нашей страны приоритетным является отдых в городах, санаторно-курортный отдых, речные туры, туры по золотому кольцу. Все это происходит в центральной части нашей страны, восточные регионы менее востребованы на этот счет, но Путин предложил нашим Европейским друзьям приезжать к нам в Сибирь за дровами.
Ведущие туристические агентства нашей страны приоритетными называют Москву и Санкт-Петербург, считается, что это не паханое поле, так как в этих городах постоянно появляется что-то новое, что может привлечь туристов, в качестве примера можно привести молодежные гостиницы – хостелы, в которых молодежь собирается большими группами для тусовок, цена на проживание в хостеле намного ниже чем в обычных гостиницах, а прибыль получается за счет массовости клиента.

Так же во многих регионах стали развивать аграрный туризм, такой вид отдыха помогает окунуться в истоки своих предков, для такого направления туризма не требуется особых вложений.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются стандартизация, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, а также организаций туристической индустрии, сертификация услуг туроператоров, турагентов и иных услуг, предоставляемых туристам. Порядок выдачи, условия действия, а также…
(Экономика международного туризма)

Как открыть туристическое агентство по франшизе в России?

Открытие своего туристического агентства по франшизе выглядит довольно привлекательно, так как на сегодняшний день имеется достаточный выбор фирм, которые готовы продать свою франшизу по вполне приемлемым ценам. Инвестиции в бизнес по франшизе начинаются от 250 000 рублей и заканчиваются в районе 600 000 рублей. Приобретая франшизу, вы получаете целый ряд преимуществ перед конкурентами.
Вот некоторые из них, которые предлагают франшизеры:

  • Увеличенную ставку вознаграждения от туроператоров
  • Возможно, территориальную защиту в пределах своего города или его части
  • На ваши компьютеры будет установлено программное обеспечение франшизера
  • Фрашизер может регулярно проводить для всей сети рекламные компании
  • Часто франшизер имеет номер типа 8-800 с перераспределением звонков на регионы и круглосуточно принимает звонки, в том числе и от ваших клиентов
  • Вам может быть оказана юридическая и бухгалтерская помощь в рамках работы
  • Франшизер проводит курсы обучения и повышения квалификации ваших менеджеров
  • Вы получите доступ к общей базе корпоративных документов, отчетов и знаний

Но не надо полагать что все франшизеры раздают франшизы своего бизнеса на право и на лево, они имеют так же ряд своих требований и видений бизнеса, постоянно контролируют и следят за тем как вы обслуживаете своих клиентов. Так как они отвечают за это своим престижем.

Частые требования от франшизеров к предпринимателям:

  • Наличие офиса на 1-ой линии центральных улиц
  • Площадь около 20 м2 с хорошим ремонтом, а иногда с ремонтом в корпоративном стиле
  • Возможно, удобная авто парковка
  • Обязательно вывеска, изготовленная определенным образом с определенным дизайном
  • И другие…

На наш взгляд, так или иначе, перед открытием туристического агентства нужно рассмотреть все возможные варианты, в том числе и открытие по франшизе даже если вы хотите развивать свой собственный бренд и по истечении времени так же продавать франшизы на свой бизнес.

Взаимоотношения туроператоров и турагентств. Где турагентство покупает туры?
На сегодняшний день в России представлены более 2 500 туроператоров и надо сказать, что не все они имеют безупречную репутацию, поэтому к выбору партнера нужно подходить взвешенно.
Для начала нужно посетить сайт Росстуризма, на котором есть списки туроператоров с их данными и самое главное капитализация, как правило, чем она выше, тем надежней партнер.

Так же следует обратить внимание как происходить взаимодействие туроператоров с вашими клиентами, есть ли у них собственные гиды, автотранспорт и возможно даже номера в гостиницах. Как правило, добросовестные туроператоры работают с проверенными авиа перевозчиками, страховыми компаниями. На местах отдыха обеспечивают перевозки, закрепляют за группами туристов своих гидов, через которых можно приобретать экскурсии и консультироваться по различным вопросам пребывания и размещения. В том числе гиды проводят работу с туристами, сообщают им важную информацию, например, о переносе вылета, это очень важно!

Затем стоит посмотреть на наличие представительств туроператоров в вашем регионе, если они имеются, то это облегчит дальнейшую работу по документообороту, скажем, для получения виз вам не нужно будет отправлять документы в центральный офис, всё можно будет сделать через представительство.

Начало взаимоотношений начинается с заключения договора, в данном случае это агентский договор и договор комиссии по которому вы получаете свой процент с продажи туров, к слову этот размер около 10%.

Еще немаловажный аспект взаимоотношений турагентств и туроператоров, который уже случался на практике, это когда целыми самолетами снимали или задерживали рейсы или непроплаченные гостиницы, по недобросовенности туроператора. А клиенты ваши будут предъявлять претензии именно вам, потому что вы им продали этот тур. Так что надо быть осторожными при выборе себе партнеров.
После заключения договоров, вам предоставляется возможность доступа в качестве агента к базе всех туров конкретных туроператоров. Этот доступ может быть осуществлен как через программное обеспечение, так и напрямую на сайте. Через свой личный кабинет вы и будете заказывать туры для своих клиентов. Так же в интернете есть сайты, на которых представлены базы всех доступных туров от всех туроператоров, через такие сайты удобнее всего сравнивать цены

Источники

  • https://biznes-prost.ru/process-licenzirovaniya-turisticheskoj-deyatelnosti.html
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/13209-licenzirovanie-turistskoj-deyatelnosti
  • https://WiseEconomist.ru/poleznoe/17861-poryadok-polucheniya-individualnym-predprinimatelem-licenzii-osushhestvlenie-turagentskoj
  • https://prava.expert/litsenzii/turoperatora-poryadok-i-usloviya-polucheniya.html
  • http://bishelp.ru/business/inspector/licenzirovanie-turoperatorskoy-i-turagentskoy-deyatelnosti
  • https://del-pod.ru/licenziya-na-turoperatorskuyu-i-turagentskuyu-deyatelnost
  • http://MelnicaBiz.ru/researches/245-biznes-turisticheskoe-agentstvo-kak-otkryt-svoe-turagentstvo.html
  • https://bstudy.net/698717/turizm/litsenzirovanie_turistskoy_deyatelnosti
[свернуть]

Добавить комментарий