Бесплатная горячая линия

Осуществление семейных прав, защита семейных прав, сроки в семейном праве

Содержание

Введение

Важнейшим административно-правовым средством защиты прав граждан, в том числе прав инвалидов, является конституционное право граждан на обращения в государственные и муниципальные органы, неразрывно связанное со свободой информации. Анализ действующего законодательства показывает, что порядок обращений можно подразделить на три разновидности: общий, особый и специальный.

Общий порядок базируется на трех основных нормативных правовых актах: 1) Указ Президиума Верховного Совета СССР О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан от 12 апреля 1968 г. с изменениями и дополнениями  2) Постановление Совета Министров СССР О порядке ведения делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях от 13 октября 1981 г.  3) постановление ГКНТ СССР, Госстандарта СССР и ГАУ при

Совете Министров СССР Об утверждении Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях от 30 ноября 1981 г.

Все эти акты действуют в достаточно малом объеме (в части, не противоречащей законодательству РФ).

Особый порядок предусматривается целым рядом нормативно-правовых актов (например, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Патентным законом РФ и т. д.), на которых не распространяется действие названных выше актов.

Специальный порядок исходит из общего и определяется множеством нормативно-правовых и иных правовых актов различных государственных и муниципальных органов. Следует иметь в виду, что практически в каждом таком органе действует собственная инструкция (положение) о порядке рассмотрения обращений граждан (в крайнем случае, данный вопрос регулируется инструкцией по делопроизводству конкретного органа). Права инвалидов в специальном порядке могут быть защищены в зависимости от характера этих прав и компетенции уполномоченного органа в конкретных органах власти, во взаимодействии с конкретными должностными лицами. Существуют органы общей компетенции (Государственная Дума, городская дума, прокуратура и т. д.) и специальной компетенции (органы социальной защиты, органы управления образованием и т. д.), причем зачастую в них создаются приемные (общественные приемные), в частности, общественные приемные полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, общественные приемные мэра города и т. п.

В дальнейшем в главе 1 представлен материал об общем и специальном (на конкретных примерах отдельных уполномоченных органов) порядке обращений граждан, в главе 2 — о судебном порядке оспаривания действий (бездействий) и решений, нарушающих права и свободы граждан.

1.2.2. Обращения в органы и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации

Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы юстиции установлены приказом Минюста России Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации от 28 июня 2001 г.  (она действует напрямую в центральном аппарате Министерства и является типовой для федеральных управлений Минюста по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Минюста). При рассмотрении обращения гражданину должно быть обеспечено право лично изложить доводы лицу, рассматривающему его обращение, ознакомиться с материалами проведенной проверки, представить дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом, рассматривающим жалобу, получить письменный или устный ответ о принятых решениях. К рассмотрению не принимаются обращения, содержащие оскорбительные выражения, не поддающиеся прочтению, лишенные какого-либо смысла и анонимные, т. е. не содержащие подписи автора, сведений о его фамилии, имени, отчестве, а также данных о месте его жительства, работы или учебы. Иногородние посетители во всех случаях принимаются в день их обращения.

Если во время приема невозможно решить поставленные вопросы, от посетителя принимается заявление, которое после соответствующего оформления передается в отдел писем для регистрации и направления по принадлежности.

Если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию данного органа юстиции, ему разъясняется его право обратиться в соответствующие органы.
Обращения граждан, поступившие почтой, после проставления штампа с указанием даты поступления в тот же день передаются в подразделение органа юстиции, отвечающее за обращения граждан. Специалист подразделения после ознакомления и проверки обращения по картотеке производит его регистрацию. На обращение, поступившее впервые, заводится алфавитная учетная карточка и производство (специальный документ, в который подшиваются все документы и материалы, отражающие ход рассмотрения данного обращения и принятые по нему решения).

Не считаются повторными письма одного и того же автора, но по разным вопросам, а также многократные по одному и тому же вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы соответствующими компетентными органами.

Дубликатом обращения являются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в орган юстиции, или обращения этого же лица с одинаковым текстом.

Дубликаты обращений, поступившие в течение месяца со дня дачи заявителю исчерпывающего ответа, повторному рассмотрению не подлежат и списываются в наряд с согласия руководителя структурного подразделения или начальника (заместителя) отдела писем.

Основные положения

Гарантированность прав и свобод граждан это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах общественной жизни.

Гарантии конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях конституции РФ их предусматривающих, а так же в нормах отраслевого законодательства.

Наиболее эффективной гарантией прав и свобод личности является конституционное право на правосудие, цель которого, создание правовой возможности противостояния административному произволу должностных лиц государственного аппарата, общественных объединений и т. д.

В современных условиях постепенно складывается положение, что судебный контроль над деятельностью властных структур становится одним из важнейших способов обеспечения законности.

Правосудие является оптимальным способом осуществления судебной защиты прав и свобод граждан, и, в частности, один из его видов — оспаривание в суде действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, напрямую связанный с конституционным правом на обжалование.

Право на обжалование в суд действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, зафиксировано в статье 46 конституции РФ 1993 года и предоставляется каждому гражданину, права и свободы которого, по его мнению, нарушены. Таким образом, данное право становится субъективным правом гражданина, то есть мерой возможного его поведения, предоставленной ему и обеспеченной государством.

Части 1 и 2 статьи 46 Конституции РФ устанавливают:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Преимущество судебного порядка защиты нарушенных прав перед административным очевидно.

Суд независим и подчиняется только закону. Он не связан никакими узковедомственными интересами. Судьи, как правило, более сведущи в вопросах законодательства и, кроме того, их деятельность протекает в судебном заседании, а порядок его проведения четко регламентирован процессуальным законом, который обеспечивает гласность, публичность разбирательства, личное участие заинтересованных лиц.

Демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Обеспеченность государством данного конституционного права выражается в государственном признании судебной власти, в единстве всей судебной системы, в гарантиях независимости суда, а так же в признании обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Законодательное регулирование

Следует отметить, что законодательство, связанное с реализацией права на обжалование, в последнее время, к сожалению, усложнилось. Это, конечно же, не приведет к активизации его использования гражданами. Но если в нем разобраться, то оно явится незаменимым инструментом защиты нарушенных прав и свобод.
С 1 февраля 2003 г. вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ). ГПК РФ определяет порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то есть правоотношений, возникающих между властвующим субъектом и подвластным ему субъектом, встречающихся в самых разных областях общественной жизни.
К указанным делам, то есть вытекающим из публичных правоотношений, ГПК РФ относит дела:

  1. по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  2. по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  3. по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  4. иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КРФоАП).
В отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года ГПК РФ не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Из этого следует, что с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства как дела по спорам о защите субъективного права.

Таблица 1. Примерные критерии подразделения вариантов реализации в судах права на обжалование

Властвующие субъектыФорма документа применяемого для обжалования (оспаривания)Законодательство, регламентирующее порядок обжалования (оспаривания)
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащиезаявлениеГражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
Учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединенияисковое заявлениеЗакон Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года N 4866-1
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административные комиссии, иные коллегиальные органы, созданные в соответствии с законами субъектов Российской ФедерациижалобаКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ
Органы дознания, дознаватель, следователь, прокуроржалобаУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

Общая характеристика терминологии судебного оспаривания

Приведенная выше таблица содержит ориентировочные критерии подразделения вариантов реализации в судах права на обжалование.

Так как в рамках одной краткой работы подробно рассмотреть их все не представляется возможным, то нам бы хотелось более подробно обратиться только к одному порядку: предусмотренному новым ГПК РФ — оспариванию решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Сразу следует определиться с теми субъектами, чьи неправомерные действия и решения могут оспариваться в данном порядке.

Под органами государственной власти понимаются любые органы власти, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами.

К органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека возлагается в ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. Об основах государственной службы РФ и на государственных служащих, под которыми понимаются граждане России, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Под должностными лицами следует понимать всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах или органах местного самоуправления должности, связанные с выполнением оперативно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей или исполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в данном порядке относятся решения и действия (бездействие), в результате которых:

  1. нарушены права и свободы гражданина;
  2. созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Следует обратить внимание на неравнозначность понятий действие и решение.
Оспаривая в суде конкретное решение властвующего органа, гражданин заявляет о несогласии с ним, требует признать его незаконным. В этом случае в обжалуемом акте (решении) выражены действия органа, его принявшего, которые не удовлетворяют гражданина. Однако ставить знак равенства между действиями и решениями органа не всегда оправдано. На практике часто права гражданина нарушаются действиями органа, должностного лица, государственного служащего без издания ими какого-либо акта, принятия решения, а могут быть выражены и в бездействии или в молчаливом отказе издать акт. В любом из вышеперечисленных случаев, если нарушены права и свободы гражданина, он вправе обратиться в суд.
Следует учесть, что в рассматриваемом порядке не могут подаваться заявления об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами (Уголовнопроцессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом и т. д.) установлен иной порядок оспаривания (обжалования).

Административный порядок защиты прав

Каждый гражданин Российской Федерации имеет определенные права, предусмотренные Конституцией и законодательством. При нарушении прав со стороны физических или юридических лиц, а также органов государственного управления, любой гражданин может осуществлять их защиту и восстановление в тех формах, которые предусматривает гражданское законодательство. Среди наиболее распространенных форм используются самозащита, административная и судебная защита.

  1. Самозащита. В качестве самозащиты часто производятся действия, которые не имеют законодательного исчерпывающего урегулирования, но направлены на восстановление нарушенных прав. При этом очень важно, чтобы лицо, использующее самозащиту, само не нарушило закон, и не совершило административное или уголовное правонарушение.
  2. Административная защита правСудебная защита административных прав. Наиболее часто встречается судебный порядок восстановления или защиты нарушенных административных прав физического или юридического лица. Для этого существует строго определенная законодательством процедура, начало которой составляет юридически правильно оформленный иск к субъекту, нарушившему определенные права гражданина. Эта форма закреплена в Конституции и осуществляется судами различной юрисдикции. Если и суд первой инстанции не встал на защиту, то процедура обжалование решения суда поможет исправить судебную ошибку.
  3. Административная защита прав. В случае нарушения законных интересов граждан со стороны органов власти различных уровней используется административная защита прав, которая реализуется административными органами, вышестоящими по отношению к нарушителям, либо специальными надзорными органами власти. В этом случае вся процедура восстановления нарушенных прав происходит без участия судебных органов, однако у граждан имеется возможность оспаривания принятого решения в судебном порядке в случае неудовлетворенности принятым решением по конкретной жалобе.

Административная защита с помощью составления жалобы

Административная процедура инициируется гражданином посредством подачи жалобы в соответствующий орган, предусмотренный законодательством. Эта форма защиты используется только в предусмотренных законодателем случаях. При этом орган, получивший жалобу гражданина, обязан в четко регламентированный срок провести рассмотрение жалобы, принять решение и поставить гражданина в известность в письменной форме о его сути.

Гражданин, чьи права были нарушены должностным лицом, может обратиться с жалобой непосредственно к руководителю данного должностного лица для устранения нарушения.

В случае неудовлетворительного решения по жалобе, гражданину предоставляется возможность обжалования действий чиновников в вышестоящую инстанцию по подчиненности.

К вопросу о формах защиты частного права

Исследуются актуальные вопросы развития частного права. Рассматривается многообразие форм защиты в системе частного права России. Добавлено: 25.11.2019

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситкова Ольга Юрьевна

Статья посвящена исследованию вопроса о возможности применения мер защиты в случаях совершения семейных правонарушений, не влекущих за собой причинение вреда. Обосновывается мнение, что основная направленность мер защиты определяется необходимостью в устранении препятствий к осуществлению субъективных семейных прав.

Формы защиты семейных прав

В том случае, если права лица нарушаются, то оно может защищать их. Это касается и семейных прав. Для этого закон устанавливает определенные формы и способы защиты. Форма представляет собой внешнее выражение реализации конкретных действий, которые направлены на защиту прав.

В соответствии с этим выделяют две основные формы:

  1. юрисдикционную;
  2. неюрисдикционную.

В рамках первой формы можно выделить еще две: судебная и административная. Очевидно, что приоритетом обладает судебная форма защиты, поскольку она допускается во всех случаях.

Речь идет о рассмотрении судами различного рода заявлений: это и дела о расторжении брака, споры по разделу имущества, вопросы усыновления (удочерения) и установления отцовства, и многие другие.

Что касается административной формы защиты прав, то ее использование допустимо только тогда, когда на это прямо указывает Кодекс.

Способы защиты семейных прав

Способами защиты признаются конкретные меры, обладающие принудительным характером, с помощью которых восстанавливаются либо признаются нарушенные (оспариваемые) права и оказывается воздействие на нарушителя.

Полного перечня таких способов непосредственно в Семейном кодексе нет.

Однако анализ всех положений Кодекса позволяет назвать следующие способы защиты:

  1. Признание права;
  2. Пресечение тех действий, которые нарушают права либо создают угрозу их нарушения;
  3. Восстановление того положения, которое существовало до нарушения права;
  4. Признание недействительным решения соответствующего органа, оформленного в виде акта;
  5. Самозащита;
  6. Возмещение убытков;
  7. Прекращение/изменение существующего правоотношения.

На этом перечень не оканчивается, могут быть выделены и иные способы.

Таким образом, по вопросу осуществления и защиты семейных прав можно констатировать следующее:

  • осуществление возможно по собственному усмотрению граждан;
  • права должны осуществляться в строгом соответствии с их основным назначением;
  • форм защиты права три (судебная и административная входят в юрисдикционную, а самозащита – это неюрисдикционная форма);
  • исчерпывающего перечня способов защиты, т.е. конкретных мер воздействия, в Семейном кодексе нет.

Осуществление и защита семейных прав

В СК подтвержден вытекающий из требований ст. 2 и 17 Конституции РФ принцип свободного распоряжения (т.е. по собственному усмотрению) гражданами РФ принадлежащими им правами. Статья 7 СК устанавливает, что граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, СК предоставляет гражданам свободу в осуществлении и защите своих семейных прав. Свобода граждан в семейных отношениях обеспечивается, в частности, тем, что реализация многих прав, предоставленных им законом, зависит от их собственного волеизъявления (например, супруг, имеющий право на получение алиментов от другого супруга, часто это право не осуществляет). Однако распоряжение гражданами принадлежащими им семейными правами по своему усмотрению может быть ограничено законом. Это вызвано общественными (публичными) интересами, необходимостью защитить права нетрудоспособных или несовершеннолетних членов семьи.

По этой причине многие права членов семьи одновременно выступают в качестве их семейных обязанностей (речь идет, прежде всего, о сфере личных правоотношений между членами семьи). Так, например, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей. Аналогично решен вопрос в отношении опекунов (попечителей), приемных родителей. Поэтому осуществление или неосуществление права на воспитание не может быть в силу закона оставлено на усмотрение родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей).

В ряде случаев СК, наделяя членов семьи конкретными правами (правом супругов заключить брачный договор; правом родителей заключить соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, или об уплате алиментов на ребенка), определяет границы их реализации. Например, заключая брачный договор и устанавливая в нем имущественные права и обязанности, стороны обязаны руководствоваться основными началами семейного законодательства, а родители в соглашении об уплате алиментов на ребенка не вправе установить размер алиментов ниже предусмотренного законом.

Права и обязанности членов семьи (супругов, родителей и детей, других родственников и иных лиц) возникают из оснований, предусмотренных СК, а в ряде случаев — гражданским законодательством, а также международными договорами РФ.

Осуществление семейных прав (в том числе права на защиту этих прав) несовершеннолетними или недееспособными гражданами имеет свои особенности, так как во многом зависит от надлежащего исполнения обязанностей их законными представителями (у несовершеннолетних законные представители — родители, опекуны или попечители, у недееспособных — опекуны). Если за недееспособного гражданина его семейные права осуществляет, а обязанности исполняет опекун, то несовершеннолетние граждане ряд своих семейных прав могут реализовывать лично (право выражать свое мнение, право на общение с родителями, право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и др.).

Обладание семейными правами неразрывно связано с уважением прав других членов семьи, которые не должны нарушаться ни при каких обстоятельствах. В этой связи ст. 7 СК установлено, что осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Данное требование вытекает из ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и норм международного права (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах), подтверждает формально-юридическое равенство всех членов семьи перед законом и свидетельствует об отсутствии у любого члена семьи каких- либо привилегий и преимуществ перед другими членами семьи в сфере семейных отношений.

Оно также означает, что свобода выбора, предоставляемая лицу в осуществлении индивидуальных интересов в сфере семейных отношений, имеет определенные границы, направленные как на предотвращение эгоистического своеволия и анархизма, столкновений и конфликтов, так и на обеспечение прав и интересов других членов семьи. Так, ст. 17 СК запрещает мужу возбуждать дело о разводе без согласия жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка. Ограничение прав мужа введено законом с целью охраны здоровья женщины и ребенка.

Необходимой предпосылкой распоряжения гражданами принадлежащими им семейными правами является закрепленное СК право граждан на охрану своих семейных прав. Охрана семейных прав законом исключается только тогда, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Это правило имеет общий характер и относится к любым правам, вытекающим из семейных отношений, независимо от их содержания, а потому не требует детализации в отдельных нормах закона. Хотя в ряде случаев в законе прямо указываются конкретные проявления злоупотребления семейными правами и правовые последствия такого поведения субъектов семейных правоотношений.

Сроки в семейном праве

Срок в семейном праве – определенный момент или отрезок времени, с наступлением или истечением которого нормы семейного права связывают определенные правовые последствия. Срок является юридическим фактом и согласно классификации относится к событиям (рис. 5.11).

В семейном праве не закреплен порядок определения сроков, а также начало и окончание течения срока, определенного периодом времени. Поэтому в этом случае в порядке ст. 4 СК РФ применяются нормы гражданского права (гл. 11 ГК РФ) (рис. 5.12).

Исковая давность – срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). В течение этого срока лицо может защитить нарушенное субъективное семейное право в принудительном порядке.

По общему правилу на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен СК РФ (п. 1 ст. 9 СК РФ).

Рис. 5.11

Рис. 5.12

Исключениями являются:

  • 1) требование супруга признания сделки недействительной, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки (п. 3 ст. 35 СК РФ);
  • 2) к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности (п. 7 ст. 38 СК РФ);
  • 3) требование лица о признании брака недействительным, если другое лицо при вступлении в брак скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, в течение года со дня, когда супруг узнал или должен был узнать о наличии таких заболеваний (ст. 15 СК РФ);
  • 4) требование о признании брачного договора недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ для недействительности сделок, для оспоримых сделок срок исковой давности равен одному году, для ничтожных сделок – три года (п. 1 ст. 44 СК РФ, ст. 181 ГК РФ).

Алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты (п. 2 ст. 107 СК РФ).

При применении норм, устанавливающих исковую давность, суд руководствуется правилами гл. 12 ГК РФ.

 

  • Осуществление и защита семейных прав

    Понятие, основания возникновения и осуществление семейных прав и обязанностей Данная глава посвящена третьему элементу семейного правоотношения содержанию правоотношения (первым элементом его являются субъекты семейного правоотношения, вторым — объекты семейного правоотношения). Осуществлению…
    (Семейное право)

  • Осуществление и защита семейных прав

    Правовые положения, содержащиеся в гл. 2 СК РФ, определяются ст. 38 Конституции РФ, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Российская Федерация определяет вид и объем прав и свобод, условия их реализации, формы, способы, средства и гарантии их защиты. Обязанность…
    (Комментарий к судебной практике по семейным спорам)

  • Понятие, основания возникновения и осуществление семейных прав и обязанностей

    Данная глава посвящена третьему элементу семейного правоотношения содержанию правоотношения (первым элементом его являются субъекты семейного правоотношения, вторым — объекты семейного правоотношения). Осуществлению и защите семейных прав посвящена вторая глава СК РФ, состоящая из трех статей (ст. 7-9)….
    (Семейное право)

  • Осуществление семейных прав. Меры защиты и ответственности в семейном праве

    В соответствии со ст. 7 СК РФ граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться своими семейными правами, в том числе и правом на защиту этих прав, если иное не предусмотрено законом. Только в особых случаях, когда в защите семейных прав заинтересовано все общество, инициатива осуществления и защиты…
    (Семейное право)

  • Осуществление и защита семейных прав

    Понятие, основания возникновения и осуществление семейных прав и обязанностей Данная глава посвящена третьему элементу семейного правоотношения содержанию правоотношения (первым элементом его являются субъекты семейного правоотношения, вторым — объекты семейного правоотношения). Осуществлению…
    (Семейное право)

  • Формы, варианты, способы защиты семейных прав

    Защита участниками семейных правоотношений является одним из их правомочий. Защита семейных прав осуществляется посредством определенных форм и мер (способов) защиты. Формы защиты семейных прав Выделяют следующие формы защиты семейных прав: o юрисдикционная форма защиты — деятельность государственных…
    (Семейное право)

  • Формы защиты семейных прав

    Выделяют следующие формы защиты семейных прав: o юрисдикционная форма защиты — деятельность государственных органов по защите нарушенных или оспариваемых семейных прав. К таким государственным органам относятся суд, органы ЗАГС, органы опеки и попечительства, прокуратура, органы внутренних дел,…
    (Семейное право)

  • Сроки в семейном праве

    Четкость правового регулирования обеспечивается наличием сроков, установленных законом. Под сроком понимают определенный момент или отрезок времени, с наступлением или истечением которого закон связывает определенные правовые последствия (ст. 190 СК РФ). Срок по своей правовой природе — это юридический…
    (Семейное право)

  • Сроки в семейном праве

    Срок — определенный момент времени, с наступлением которого связывают возникновение, прекращение или изменение семейного правоотношения. По своей правовой природе срок является юридическим фактом. В правовой науке существует дискуссия о месте сроков в системе юридических фактов. Можно выделить…
    (Семейное право)

Ответственность

Семьей считается своеобразная официально созданная ячейка общества. Она как самостоятельная единица оказывает большое воздействие на личности субъектов отношений, особенно лиц, не достигших совершеннолетия.

Принимая законы, власти стараются не касаться личностных связей в ячейке общества. Закон устанавливает специальные положения, требуемые для осуществления прав и выполнение обязательств субъектов.

Законодательство регулирует юридически значимое взаимодействие в ячейках общества, связанное со следующими действиями:

  • регистрация брака;
  • появление на свет детишек;
  • и тому подобное.

Семейное законодательство включает различные виды ответственности за допущенные проступки при взаимодействии членов ячейки общества.

Принудительные меры ответственности выражаются в ограничении прав, а также возложении дополнительных обязательств на виновное лицо.

Есть несколько условий для использования мер ответственности:

  1. Присутствие факта нарушения. Предположим, отец не платит алименты, хотя по закону он обязан содержать своего отпрыска.
  2. Противоправность поступков, выраженная в действии либо бездействии виновного лица. На вышеуказанном примере явно присутствует бездействие. То есть, отец не желает исполнять обязательства.
  3. Непосредственная вина нарушителя, которая связана с неосторожностью либо умыслом. Исходя из нашего примера, здесь присутствует явный умысел. Нерадивый отец не желает самостоятельно платить, а так же юридически он считается отцом ребенка, это обозначено в свидетельстве о рождении малыша.

Кроме 3 выше перечисленных условий должны быть два основания для привлечения к ответственности нарушителя:

  1. Факт присутствия ущерба, то есть конкретный результат. Из примера понятно, что фактом является отсутствие денег на содержание малыша.
  2. Взаимосвязь результата и виновного лица.

Таким образом, к ответственности привлекаются члены семьи по причине нарушения права либо неисполнения обязательств. Но, должна быть доказана причастность субъекта к результату нарушения.

На основании примера можно сделать вывод, что нерадивый родитель причастен юридически к ребенку и целенаправленно не платит алименты. Поэтому, если мать ребенка подаст иск об истребовании неустойки, суд обяжет ее выплатить. Кроме того, при злостном уклонении от обязательств отца посадят под арест.

Определение меры защиты и ответственности

Согласно законодательство следует различать понятия меры защиты и ответственности в семейном праве.

Различия состоят в таких моментах:

  • второе понятие играет роль наказания, меры защиты в семейном праве призваны охранять интересы;
  • ответственность появляется после доказательства виновности, защита семейных прав в семейном праве используется при необходимости;
  • меры ответственности приводят к нехорошим последствиям, меры защиты принуждают виновника исполнить обязательства.

Мерами защиты выступают методы влияния, направленные на предотвращение правонарушений. Здесь не играет роли присутствие виновности. Защита семейных прав осуществляется методами, предусмотренными законом через судебные инстанции.

Меры ответственности используются относительно субъектов подобного взаимодействия. Подобная ответственность бывает:

  • законная;
  • договорная.

Во втором случае члены ячейки общества самостоятельно принимают решение об охране прав. Когда исполнение прав вступает в противоречие с их назначением, законом не встает на охрану.

Предположим, судья может освободить мужчину от обязательства содержать супругу, если с ее стороны присутствовало недостойное поведение.

Комментарии к ст. 8 СК РФ

1. Существующая редакция п. 1 ст. 8 СК РФ, императивно предусматривающего возможность защиты семейных прав либо судом, либо государственными органами, дает основание предположить, что возможность применения неюрисдикционных форм защиты семейных прав, в первую очередь допускаемых гражданским законодательством мер оперативного воздействия и самозащиты, исключается. Вместе с тем многие исследователи обращают внимание на то, что «использование судебной либо административной защиты не исключает самозащиты» <1>, «такая форма допустима в случаях, когда субъект семейного правоотношения располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя без помощи суда или государственных органов» <2>. Тем не менее необходимость прямого закрепления самозащиты в рассматриваемой статье комментируемого Кодекса представляется вполне обоснованной.

———————————

<1> Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2008. С. 50.

<2> Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 67.

Поскольку с 1 января 2008 г. органы опеки и попечительства получили статус государственных органов вместо статуса органов местного самоуправления, п. 1 комментируемой статьи претерпел соответствующие изменения.

В установленных случаях и пределах защита прав и законных интересов детей осуществляется консульскими учреждениями Российской Федерации (п. 3 ст. 165 СК РФ).

2. Необоснованному сужению права граждан на защиту семейных прав, в отличие от права на защиту гражданских прав, способствует формулировка п. 2 комментируемой статьи, предусматривающая закрытый перечень способов защиты семейных прав. При этом допустимые способы защиты могут быть установлены только нормами СК РФ.

В свете этого вполне обоснованно предложение расширить способы защиты имущественных прав супругов посредством предоставления им возможности защищать свои имущественные права и иными способами, не запрещенными семейным законодательством <1>.

———————————

<1> См.: Чефранова Е.А. Механизм семейно-правового регулирования имущественных отношений супругов: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2007. С. 11.

Вместе с тем вряд ли стоит ограничиваться расширением способов защиты только имущественных прав супругов. Целесообразно установить, аналогично правилу ст. 12 ГК РФ, возможность защиты как имущественных, так и личных неимущественных семейных прав граждан (не только супругов) способами, предусмотренными российским законодательством в целом и не противоречащими семейному законодательству и существу семейных отношений. Кроме того, право граждан на защиту, как и любое другое право, должно осуществляться без превышения его пределов.

Законодатель уделил отдельное внимание защите интересов детей в случае расторжения брака родителями, поставив под контроль суда ряд вопросов: определение места проживания несовершеннолетних детей после развода и того, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей (ст. ст. 23 и 24 СК РФ). На защиту имущественных прав несовершеннолетних детей направлено исключение из имущества, подлежащего разделу между супругами, вещей, приобретенных для удовлетворения потребностей детей, и вкладов, внесенных на имя общих детей (п. 5 ст. 38 СК РФ), взыскание с родителей в судебном порядке средств на содержание несовершеннолетних детей (алиментов) (п. 2 ст. 80 СК РФ).

Особыми способами защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, являются действия органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (гл. 18 — 22 СК РФ).

Кроме того, в судебном порядке возможна защита имущественных прав супругов и бывших супругов: раздел имущества, находящегося в совместной собственности, и определение размера содержания по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга (ст. 20, п. 2 ст. 24, п. 3 ст. 38 СК РФ); признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью (ст. 37 СК РФ); признание имущества, нажитого каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них (п. 4 ст. 38 СК РФ); определение долей при разделе общего имущества супругов (ст. 39 СК РФ) <1>; признание брачного договора недействительным (ст. 44 СК РФ).

———————————

<1> Особо следует отметить возможность отступления от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов (п. 2 ст. 39 СК РФ).

Важными способами защиты семейных имущественных прав являются обращение в суд с иском об изменении или о расторжении соглашения об уплате алиментов в случае существенного изменения материального или семейного положения сторон (п. 4 ст. 101 СК РФ); признание недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102 СК РФ); взыскание алиментов по решению суда (ст. 106 СК РФ); определение судом задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 комментируемого Кодекса, в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (п. 4 ст. 113 СК РФ); освобождение от уплаты задолженности по алиментам (ст. 114 СК РФ); взыскание неустойки в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки и всех причиненных просрочкой исполнения алиментных обязательств убытков в части, не покрытой неустойкой (п. 2 ст. 115 СК РФ); изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от уплаты алиментов (ст. 119 СК РФ). Отдельно следует отметить возмещение убытков, причиненных расторжением договора о приемной семье, в случае существенного нарушения этого договора одной из сторон по ее вине (п. 3 ст. 153.2).

Заключение

Защита прав по семейному законодательству одна из главных целей, которые преследуют государственные власти. Особенно это актуально, когда требуется защита прав детей в семейном праве.

За нарушение прав и неисполнение обязанностей членам семьи грозит наказание, которое осуществляется различными способами.

Проблемы защиты семейных прав ребенка находятся в преимущественном положении по сравнению с другими членами ячейки общества. Основная масса дел относительно охраны интересов подобного уровня проходит через судебные инстанции. Но, некоторые вопросы решают регистрирующие органы.

Источники
  • https://aupam.ru/pages/zakonodatelstvo/administrativnihyj_i_sudebnihyj_poryadok_zathitih_prav_grazhdan/oglavlenie.html
  • https://katsaylidi.ru/article/administrativnaya-zaschita-prav
  • https://www.SovremennoePravo.ru/m/articles/view/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%8B-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2-%D0%BF%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
  • https://cyberleninka.ru/article/n/16872311
  • https://lawyer-consult.ru/semejnoe-pravo/zashhita-prav/osushchestvleniye-i-zashchita-semeynykh-prav.html
  • https://isfic.info/fam/sems08.htm
  • https://studme.org/34311/pravo/osuschestvlenie_zaschita_semeynyh_prav
  • https://zakonsovet.com/semejnoe/pravootnoshenija/zashhita-prav.html
  • https://RuLaws.ru/Semeynyy-kodeks/Razdel-I/Glava-2/Statya-8/
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Последние ответы

Бесплатная горячая линия 24/7
8 (800) 550-82-45
по всей России


+7 (499) 398-51-30
Для жителей Москвы и МО
+7 (812) 305-28-25
Для жителей Спб и области