Бесплатная горячая линия

Понятие уголовно-исполнительного права и его место в системе российского права — Уголовно-исполнительное право (Зубарев С

Содержание

Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства

Уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Такой подход к определению рассматриваемого понятия получил официальное закрепление в УИК РФ, где ч. 1 ст. 2 устанавливает: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов».

Центральное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ. В нем впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказаний и иных мер, предусмотренных УК РФ. УИК РФ как законодательный акт сводного характера охватывает всю важнейшую часть нормативного материала уголовно-исполнительного законодательства и на основе единых принципов достаточно детально, непосредственно и полно регулирует общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. УИК РФ – это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде конкретные правовые нормы, определяющие общие положения реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголовных наказаний. По сути дела, для регламентации каждого их отдельного вида, закрепленного в УИК РФ, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальными законами в УИК РФ доведена до такой степени совершенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами.

На сегодняшний день кроме УИК РФ в систему уголовно-исполнительных законов входят:

1) Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» – определяет принципы, задачи и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее организационную структуру, а также организационно-правовые основы деятельности учреждений, исполняющих наказания. Закон закрепляет права и обязанности персонала уголовно-исполнительной системы, их правовую и социальную защиту;

2) Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» – содержит отлагательные нормы об исполнении наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста

3) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» – в дополнение к УИК РФ устанавливает порядок исполнения уголовного наказания в виде штрафа

4) Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» – обеспечил практическое исполнение с 1 января 2005 г. уголовного наказания в виде обязательных работ;

5) федеральные законодательные акты, принятие которых прямо предусмотрено УИК РФ, в том числе: об общественном контроле за обеспечением прав осужденных в учреждениях и органах, исполняющих наказания, и о содействии общественных объединений их деятельности; о социальной помощи лицам, отбывшим наказание, и контроле за их поведением; о помиловании и др.

В настоящее время в Государственной Думе обсуждается проект Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». Данный Закон призван урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействием общественных объединений их деятельности. Это, к сожалению, значительно сужает предмет Закона, распространяя его действие исключительно на учреждения, обеспечивающие изоляцию осужденных от общества. Тогда как ч. 2 ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает осуществление общественного контроля за всеми учреждениями и органами, исполняющими наказания. Вне общественного контроля остается исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и институт условного осуждения.

Следовательно, перечисленные законодательные акты и представляют собой собственно уголовно-исполнительное законодательство.

Особое положение в законодательстве, регламентирующем деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, занимает Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». С одной стороны, этот Закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Тем самым его предмет отличен от предмета уголовно-исполнительного законодательства. С другой стороны, на администрацию СИЗО наряду с реализацией мер уголовно-процессуального принуждения возложены функции исправительных учреждений по исполнению лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО (ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), а также в отношении лиц, осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ч. 1 ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Указанные обстоятельства позволяют условно отнести рассматриваемый Закон к уголовно-исполнительному законодательству в узком смысле.

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Цели уголовно-исполнительного законодательства определены в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Ими являются: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

В отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства (ст. 1 ИТК РСФСР), которое практически дословно воспроизводило формулировку ст. 20 УК РСФСР, определяющей цели наказания, современные цели уголовно-исполнительного законодательства несколько отличаются от целей наказания, закрепленных в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Отсутствие в ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ цели восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). В науке уголовно-исполнительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека (нравственное исправление). Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальная, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь – изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обусловливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

Цель предупреждения совершения новых преступлений реализуется по двум направлениям. Первое – недопущение преступлений со стороны осужденных во время отбывания ими уголовного наказания (специальное предупреждение) осуществляется путем применения к этим лицам системы предусмотренных УИК РФ профилактических мероприятий. Они особенно разнообразны, когда исполняются такие виды наказаний, как лишение свободы, арест (вооруженная охрана, надзор, контроль, применение специальных средств и другие меры по обеспечению режима). При исполнении других наказаний применяется иная система предупредительных мер, основное место в которой занимает контроль за поведением осужденного и соблюдением им порядка и условий отбывания назначенного наказания со стороны администрации учреждения или органа, исполняющего данный вид уголовного наказания.

Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.

Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере. Причем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения

Под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.

Норма уголовно-исполнительного права – исходный структурный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы, и др. Объединение норм и институтов образовывает систему уголовно-исполнительного права.

Нормы уголовно-исполнительного права можно подразделить на виды по различным основаниям (рис. 3). По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на исходные нормы (нормы-принципы (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ)) и нормы-правила поведения, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.

Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.

Рис. 3.Классификация норм уголовно-исполнительного права

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-правовых отношений. Они делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112УИКРФидр.). Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных (ст. 57, ч. 5 ст. 104, ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные (ст. 11, 12, 74, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и процессуальные (ст. 15, 78, 114, 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) и ссылочным (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51, 85, 96, 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), применяются за нарушения (добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).

Уголовно-исполнительные правоотношения урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. В структуре уголовно-исполнительных правоотношений различают следующие элементы.

1. Субъекты правоотношений – физические и юридические лица – обладатели определенных субъективных прав и обязанностей, установленных нормами уголовно-исполнительного права. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются учреждения и органы, исполняющие наказания, их должностные лица и осужденный. К участникам (в отличие от субъектов обладают меньшим объемом прав и обязанностей) этих правоотношений относятся органы государственной власти и местного самоуправления, судьи, прокуроры, депутаты, представители общественных объединений, родственники осужденных и др.

2. Содержание уголовно-исполнительных правоотношений образуют фактическое поведение субъектов и совокупность их субъективных прав и обязанностей. Эти права и обязанности принадлежат обоим субъектам. Праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Если один субъект имеет какую-то обязанность, то другой имеет встречное обязанности право. Например, осужденный имеет право на личную безопасность, которое в свою очередь порождает обязанность должностного лица учреждения, исполняющего наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы, принять меры по обеспечению личной безопасности этого осужденного (ст. 13 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Права и корреспондирующие обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют содержание уголовно-исполнительных правоотношений.

3. Объект уголовно-исполнительных правоотношений – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. В качестве объектов конкретных уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать отдельные блага (например, свидания осужденных к лишению свободы, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения и т.п.).

4. Юридические факты представляют собой конкретные жизненные обстоятельства (действия или события), в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Действия – обстоятельства, связанные с волей субъектов правоотношений (правомерные или неправомерные поступки осужденного), события – обстоятельства, не связанные с волей субъекта (например, истечение срока наказания, назначенного судом). Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (отбывание уголовного наказания, нахождение осужденного в браке, в розыске и др.). Главным юридическим фактом, порождающим отношения в сфере исполнения (отбывания) уголовного наказания, является вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Уголовно-исполнительные отношения прекращаются по отбытию осужденным назначенного ему уголовного наказания.

Возбуждение исполнительного производства и его правовая природа

В соответствии с принципом диспозитивности для возбуждения исполнительного производства необходимо, чтобы взыскатель обратился с исполнительным документом и заявлением в подразделение службы судебных приставов в соответствии с правилами территориальной компетенции. В соответствии со ст. 33 ФЗ «Об…
(Гражданский процесс)

Метод правового регулирования исполнительного права

Методом правового регулирования отрасли исполнительного права является совокупность юридических средств, правовых приемов и способов, посредством которых российское государство регламентирует и воздействует на общественные отношения, возникающие по поводу и в связи с исполнением юрисдикционных актов,…
(Исполнительное производство)

Источники уголовно-исполнительного права

Согласно ст. 71-72 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство (как и все законодательство в сфере воздействия на преступность) находится в ведении Российской Федерации.

А это означает, что постановления и другие решения субъектов Федерации по пенитенциарным вопросам не являются источниками уголовноисполнительного права, а могут рассматриваться лишь как акты о применении норм права.

Исходной базой законодательства об исполнении наказаний выступают общепризнанные принципы и нормы международного права (всего их более 201).

Другими важными источниками уголовно-исполнительного законодательства являются Конституция РФ, Уголовный (УК) и Уголовноисполнительный кодексы РФ (УИК РФ).

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из указанного кодекса и других федеральных законов.

В общей сложности в настоящее время имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного, а также комплексного, междисциплинарного характера.

В соответствии со ст. 4 УИК РФ к источникам уголовноисполнительного права относят также основанные на законе нормативные правовые акты высших федеральных органов исполнительной власти (подзаконные акты).

К их числу принадлежат указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в области борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере.

Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих (например, в дисциплинарных частях) осуществляется с помощью актов военно-административного характера, в том числе общевоинских уставов.

Все локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнительной системы, не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права.

Самостоятельность уголовно-исполнительного права как отрасли отечественного права определяется специфическим предметом регулирования, методами правового регулирования и самостоятельной, частично кодифицированной, иерархически выстроенной системой нормативных актов.

Классификация источников уголовно исполнительного права Применительно к уголовно-исполнительному праву РФ выделяют такие виды источников:

1. Международные правовые акты.

В ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные правовые акты и договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями.

Среди них наиболее важными являются следующие: принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Европейские тюремные правила (1987); Основные принципы обращения с заключенными (1990) и др.

2. Конституция Российской Федерации — основной, фундаментальный источник уголовно-исполнительного права обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы.

ФКЗ «0 судебной системе Российской Федерации» раскрывает обязательность судебных постановлений, на основании которых в соответствии со ст. 7 УИК РФ исполняется наказание.

4. Федеральные законы.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ — основной правовой акт, регулирующий исполнение всех видов уголовных наказаний.

Остальные нормативные акты только дополняют и развивают его отдельные положения.

5. Указы Президента РФ.

Например, «О реформировании уголовно-исполнительной системы» от 13.10.2004 г.

6. Постановления Правительства РФ.

7. Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

8. Постановления высших судов.

Данные акты не являются нормативными и направлены на толкование и разъяснение смысла уголовно-исполнительного законодательства, но не на создание новых норм.

9. Судебная практика тоже не является источником уголовноисполнительного права.

Но она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения уголовно-исполнительного законодательства судебными органами.

Система уголовно-исполнительного законодательства, его понятие и содержание

Под уголовно-исполнительным законодательством понимают систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Согласно Конституции РФ (п. «о» ст. 71) уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 2 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса и других федеральных законов.

А это предполагает существование иных, не перечисленных в ч. 1 ст. 2 УИК РФ, законодательных актов, регулирующих исполнение уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство кроме законов, принятых на уровне Российской Федерации и относящихся к вопросам исполнения уголовных наказаний, включает иные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, уставы, положения, инструкции, наставления, приказы и другие предписания, издаваемые совместно рядом министерств и ведомств либо отдельными из них.

По своему объему это наиболее многочисленная нормативная правовая база, насчитывающая несколько тысяч актов.

Группу подзаконных нормативных актов условно подразделяют на две категории: постановления Правительства РФ и ведомственные акты.

Принятый УИК РФ и Закон «О введении его в действие» предоставил Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, других федеральных законов, а также нормативно-правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное законодательство должно быть: 1) подчинено международному праву (ст. 3 УИК РФ); 2) многоступенчатым, включая в себя не только законы, но и подзаконные нормативные акты.

Формы уголовно-исполнительного законодательства

в соответствии с Конституцией РФ исключительно федеральным. 4) К формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция Российской Федерации, Уголовно исполнительный кодекс РФ и другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты, принятые на основании и во исполнение законов.

Наиболее важным среди источников уголовно-исполнительного права является вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовноисполнительного законодательства с международно-правовыми актами.

Именно в ст. 3 УИК РФ он впервые нашел законодательное решение.

В ней говорится, что уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах человека и гражданина и об обращении с осужденными.

Согласно ч. 3 ст. 3 УИК РФ «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего обращения с осужденными».

Международный договор РФ становится приоритетным перед уголовно-исполнительным законодательством, если в нем установлены иные правила исполнения уголовных наказаний.

Это двусторонние договоры России с иностранными государствами об обращении с осужденными гражданами этих государств.

Так, ч. 2 ст. 3 УИК РФ определяется, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством России, то применяются правила международного договора.

При оценке уголовно-исполнительным законодательством рекомендаций (деклараций) международных организаций и международных договоров РФ учитываются положения, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, а также наличие необходимых экономических и социальных возможностей.

Это положение закреплено в ч. 1,4 ст. 3 УИК РФ.

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

Основная цель уголовно-исполнительного законодательства — исправление осужденных.

Впервые данное понятие закреплено в УИК РФ (ч. 1 ст. 9).

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к ним предусмотренных УИК РФ профилактических мер (охрана и надзор за осужденными, применение мер поощрения и взыскания и т. д.), а также проведения с ними воспитательной работы.

Цели уголовно-исполнительного законодательства осуществляются путем постановки и реализации определенных задач: регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказанияправ, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказания выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения наказания.

Задача определения средств исправления осужденных закреплена в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.

В ней определены основные средства исправления осужденных: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Механизм реализации этих средств описан в Особенной части УИК РФ.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, их специального статуса к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации.

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации заключается в предупреждении рецидива преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания.

Она реализуется путем оказания помощи осужденным, освобожденным от отбывания наказания (глава 22 УИК РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство определяет систему задач данной отрасли, их взаимосвязь между собой и взаимозависимость.

Эти задачи находят закрепление и развитие в институтах и нормах УИК РФ и других нормативных правовых актах.

Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ

В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового ха­рактера относят принудительные меры воспитательного воздейст­вия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуж­дение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.

Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового ха­рактера в уголовно-исполнительном праве понимаются

    1. принуди­тельные меры воспитательного воздействия на несовершеннолет­них;
    2. принудительные меры медицинского характера;
    3. условное осуждение;
    4. отсрочка отбывания наказания беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей.

УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудитель­ных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.

Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правово­го характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-до­срочное освобождение от наказания, замена неотбытой части на­казания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.

По мнению других авторов, в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществле­ния контроля за условно-досрочно освобожденными должны вхо­дить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в пер­спективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений.

Профессор В.А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожден­ных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполни­тельными и представляют собой предмет формирующегося в Рос­сии социального законодательства.

Однако отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания, и иные меры уголовно-правового харак­тера, скорей всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым. Отдельные же про­цедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнитель­ного права.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных

В юридической литературе указывается, что в предмет регулирова­ния уголовно-исполнительного права входят общественные отноше­ния, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний .

Однако, как справедливо отмечает А.А. Рябинин, общественные от­ношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполне­ния наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу ис­полнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права.

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнитель­ного права, как порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоя­тельная отрасль права есть система установленных органами госу­дарственной власти юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-ис­полнительного права входят общественные отношения, направ­ленные на реализацию соответствующих материальных норм уго­ловного права в соответствии с приговором (определением, поста­новлением) суда. В сущности, указанные общественные отноше­ния являются процедурными.

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права вхо­дят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупре­дительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, ис­правительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, пере­воспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и преду­предительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспита­тельное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как вос­питательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нару­шением, преступлением.

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответ­ствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Метод уголовно-исполнительного права

Под методом правового регулирования в теории права традици­онно понимается система юридических средств и способов воздей­ствия на общественные отношения.

По мнению О.В. Филимонова, «правовое регулирование обще­ственных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивно­го (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Блан­ков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. — М.: Былина, 2003. — С. 13.).

В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполни­тельного права:

    1. императивный — по способу правового регулирования
    2. запрещающий — по способу воздействия на поведение лю­дей;
    3. карательный — по характеру воздействия;
    4. метод санкций — по способу реализации;
    5. метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.

Наиболее правильное мнение — правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения,
    • метода взы­скания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование при­казов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта сво­их действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации пре­доставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благо­приятных условий для сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-испол­нительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одоб­ряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании макси­мально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужден­ным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголов­но-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполни­тельного права предусматривают целый ряд конкретных форм взы­сканий.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но 1 октября 2019 года).

Источники

  • http://be5.biz/pravo/u005/4.html
  • https://studme.org/84748/pravo/ponyatie_sistema_ispolnitelnogo_prava
  • http://be5.biz/pravo/u016/4.html
  • https://jurkom74.ru/ucheba/priznaki-ugolovno-ispolnitelnogo-prava-kak-samostoyatelnoy-otrasli-prava-mneniya-uchenich-po-etoy-probleme
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Добавить комментарий