Бесплатная горячая линия

Порядок применения амнистии

Амнистия, помилование и судимость: взаимосвязь

Судимость – это последствие обвинительного приговора суда, которое учитывается во многих жизненных ситуациях. Так, например, наличие судимости является препятствием к замещению ряда должностей, а в некоторых случаях – к оформлению опекунства или усыновлению ребенка.

Кроме того, судимость в случае повторного совершения преступления может стать основанием для признания виновного рецидивистом, а это неизбежно скажется на тяжести наказания. К тому же рецидив учитывается при определении вида исправительного учреждения – «опытные» преступники, как правило, отбывают наказание в колониях строгого и особого режимов, тогда как на первый раз есть шанс отделаться колонией-поселением.

Закон предусматривает 2 способа прекращения судимости и, как следствие, аннулирование всех связанных с нею правовых последствий – погашение или снятие. Первое происходит автоматически по прошествии определенного времени после отбытия наказания, второе возможно до наступления этого момента, то есть досрочно, на основании судебного решения, а также вследствие актов амнистии и помилования.

Амнистия, помилование, судимость не случайно объединены в одной главе Уголовного кодекса. Несмотря на наличие принципиальных различий между амнистией и помилованием, оба действия направлены на достижение аналогичных целей. Амнистия и помилование являются актами гуманизма в отношении лиц, нарушивших нормы УК, и часто заключаются в освобождении последних от назначенного судом наказания, что, в силу части 3 статьи 86 УК РФ, аннулирует судимость.

Круг лиц, попадающих под действие амнистии и помилования

Амнистия – действует в отношении неопределенного круга лиц:

  • привлекающихся к уголовной ответственности за совершение преступления;
  • осужденных;
  • отбывших наказание.

Помилование – распространяется в отношении конкретного осужденного или уже отбывшего наказание лица.

Субъекты актов амнистии и помилования

Амнистия – правом издания акта наделена Государственная Дума России.

Помилование – исключительная прерогатива Президента России.

Условия применения актов амнистии и помилования

Амнистия – применяется независимо от воли и желания лица, попавшего под ее действие. Исключение предусмотрено для граждан, привлекаемых к уголовной ответственности – прекращение дел вследствие акта амнистии допускается только с их согласия.

Помилование – осуществляется по ходатайству лица, в отношении которого издается соответствующий акт.

Последствия амнистии и помилования

Амнистия: в результате ее применения возможно наступление следующих последствий:

  • освобождение от уголовной ответственности лиц, привлекаемых к ней на стадии предварительного следствия и судебного разбирательства по существу дела;
  • освобождение от наказания, в том числе от дополнительного, приговоренных к нему лиц,
  • снятие судимости с лиц, отбывших наказание;
  • замена установленного судом наказания более мягким или сокращение срока лишения свободы, исправительных или обязательных работ, снижение размера штрафа и пр.

Помилование – порождает аналогичные последствия, за исключением освобождения от уголовной ответственности.

Судимость, амнистия, помилование: Видео

Амнистия

Амнистия применяется на основании нормативно-правового акта и предполагает для индивидуально-неопределённого круга лиц, совершивших преступление, следующие положения:

Обратите внимание
Разница между ограничением свободы и ее лишением — в правах, которые имеют осужденные. Так, ограничение свободы предполагает нахождение гражданина по месту постоянного жительства на территории РФ, без возможности выезда за пределы страны. Наказание в виде лишеня свободы гражданин отбывает в тюрьме или колонии. Подробнее читайте тут
  1. Освобождение от уголовной ответственности. Может применяться, если акт об амнистии вступил в силу до того, как суд начал рассматривать дело обвиняемого. Если это произошло уже во время судебного разбирательства, то суд рассматривает дело до конца, а после обвинительного приговора освобождает лицо от наказания.
  2. Освобождение осуждённых от отбытия наказания (лица, которые уже отбывают наказание и попадают под действие амнистии, освобождаются от оставшейся части наказания).
  3. Уменьшение срока наказания. В данном случае возможно назначение наказания ниже минимального срока, предусмотренного статьёй УК за конкретное преступление.
  4. Изменение вида наказания на более мягкое, например, тюремное заключение заменяется ограничением свободы. Определить какое наказание более мягкое можно в соответствии со ст.44 УК, там перечислены все виды уголовных наказаний, начиная с самого мягкого (штрафа).
  5. Освобождение осуждённых от дополнительного наказания, например, лишение права выполнять определённую работу. При этом основное наказание может остаться для отбытия в полной мере.
  6. Досрочное снятие судимости.

В акте об амнистии чётко указывается, на какие категории граждан он распространяет действие, например, женщины, несовершеннолетние, инвалиды и т.д. Кроме этого в акте всегда перечисляются лица, к которым амнистия не может применяться, даже если они попадают в первую группу. Как правило, это осужденные, грубо нарушающие порядок отбывания наказания, преступники, виновные в совершении особо тяжких преступлений.

Понятие амнистии

Амнистия представляет собой правовой институт, единая нормативная основа которого образуется, с одной стороны, уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными нормами, рассматривающими амнистию в качестве основания освобождения от уголовной ответственности и ее последствий, а с другой — соответствующим постановлением Государственной Думы, которое определяет предпосылки такого освобождения и без которого, следовательно, не могут применяться указанные нормы; это единый комплекс норм, юридическая сила которых реализуется только путем их применения в совокупности (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД «О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан»).
Толкованию вопросов, связанных с понятием, правовой природой, особенностями применения амнистии, посвящена значительная доля решений Конституционного Суда РФ, поскольку возникающие у лиц, вовлеченных в систему уголовно-процессуальных отношений, вопросы не исчерпываются имеющимися в УК РФ и УПК РФ положениями, посвященными рассматриваемому институту.
Так, Конституционный Суд РФ высказался о том, что по своему политико-правовому смыслу амнистия является актом милосердия, проявлением гуманизма, великодушия государства по отношению к гражданам, преступившим уголовный закон, и предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и от наказания (Определение Конституционного Суда РФ от 18.09.2014 N 1828-О «По жалобе гражданки Зубилевич Алеси Игоревны на нарушение ее конституционных прав статьей 84 Уголовного кодекса Российской Федерации, Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» и Постановлением Государственной Думы от 2 июля 2013 года N 2562-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» (далее — Определение КС РФ N 1828-О)).
Ссылку на то, что при амнистии руководствуются принципом гуманизма, содержат и преамбулы постановлений ГД ФС РФ об объявлении амнистии (Постановление ГД ФС РФ от 24.12.1997 N 2038-II ГД «Об объявлении амнистии», Постановление ГД ФС РФ от 26.05.2000 N 398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», Постановление ГД ФС РФ от 18.12.2013 N 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (далее — Постановление ГД N 6576-6 ГД)).
Амнистия представляет собой межотраслевой институт, поскольку включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
Полномочие объявлять амнистию в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ возложено на Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, которые могут быть освобождены от уголовной ответственности, от наказания, как основного, так и дополнительного, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Примером амнистии, применение определенных пунктов которой влечет снятие с осужденных судимости, является п. 12 Постановления ГД N 6576-6 ГД, согласно которому снимается судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании п. п. 1 — 4 и 7 — 9 Постановления об амнистии.
В соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью.
Постановления об амнистии начинаются с перечисления оснований для освобождения разных категорий лиц от ответственности или от наказания и заканчиваются ограничениями на применение амнистии.
Постановления о порядке применения амнистии определяют полномочия учреждений на применение амнистии, разъяснения о том, какие лица подпадают под действие определенных пунктов, указанных в амнистии, а также подпадают под ограничения, раскрывают суть используемых в амнистии понятий, например каких лиц следует считать злостными нарушителями порядка отбывания наказания (п. 19 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»), срок, в течение которого амнистия подлежит применению.

Информация об актуальных амнистиях

Амнистия не применяется к преступлениям, совершенным после вступления ее в законную силу.
Например, как следует из п. 6 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 18.12.2013 N 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации», подлежат прекращению находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу постановления об амнистии.
Санкт-Петербургским городским судом по представлению прокурора отменено постановление районного суда о прекращении уголовного дела вследствие акта об амнистии, поскольку преступление совершено после вступления в законную силу постановления об амнистии (Кассационное постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 11.03.2015 N 44у-18/2015).
 
Постановлением о порядке применения амнистии может быть предусмотрен срок, в течение которого она подлежит исполнению.
 
Так, п. 12 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 18.12.2013 N 3500-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации» содержит положение о том, что оно подлежит исполнению в течение шести месяцев.
 
Аналогичное положение содержат и п. 14 Постановления ГД N 6576-6 ГД, п. 8 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 02.07.2013 N 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии».
Вместе с тем срок действия акта об амнистии не является пресекательным.
 
Если инкриминируемое преступление совершено до вступления акта об амнистии в силу и лицо подпадает под действие акта об амнистии, тогда препятствий для применения амнистии к конкретному лицу не имеется (Апелляционное постановление Московского городского суда от 23.05.2016 N 10-7339/2016, Апелляционное постановление Свердловского областного суда от 06.09.2016 по делу N 22-7307/2016).
Кроме того, в соответствии с п. 22 Постановления Государственной Думы ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в случае, если вопрос о применении акта амнистии возникнет по истечении шести месяцев со дня вступления его в силу, он исполняется в порядке, предусмотренном п. 1 Постановления о порядке его применения, то есть в общем порядке.
С этой точки зрения любая амнистия является актуальной для лица, привлекаемого к уголовной ответственности, подсудимого, осужденного при соблюдении указанных выше условий.
За последние 10 лет Государственной Думой ФС РФ были приняты три упомянутые Постановления об амнистии.
В заключение необходимо отметить, что Государственная Дума ФС РФ, принимая постановление об амнистии, фактически реализует государственную политику в сфере взаимоотношений с личностью, поскольку из содержания каждого Постановления видно, какие преступления снизили степень общественной опасности, какая категория лиц достойна прощения, а какая имеет потенциальную возможность к исправлению в условиях сокращения срока неотбытого наказания.

Порядок применения к осужденному акта об амнистии

Амнистия применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности — досудебной, судебной, стадии исполнения судебного решения.
Применение акта об амнистии в зависимости от такой стадии возложено на органы дознания и органы предварительного следствия, суды, исправительные учреждения и следственные изоляторы, уголовно-исполнительные инспекции, судебных приставов-исполнителей.
Порядок применения отдельного акта об амнистии в каждом конкретном случае регламентируется Государственной Думой ФС РФ в соответствующих постановлениях. При этом основной особенностью применения амнистии является то, что постановления об амнистии и постановления о порядке применения амнистии одновременно вступают в законную силу и не могут быть применены раздельно.
Амнистия применяется к преступлениям, совершенным до ее вступления в законную силу.
Применение амнистии может быть закреплено по признаку половой принадлежности, по возрасту (например, несовершеннолетние, мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), по медицинскому критерию (инвалиды определенных групп, лица, страдающие определенными заболеваниями, например онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы (Постановление ГД N 6576-6 ГД)), по наличию государственных наград и др.

Кто решает вопросы освобождения?

Акт амнистии составляется и утверждается правомочным органом – Государственной Думой РФ. Законная сила решения начинается со дня официальной публикации или сразу после его принятия. Выполнение акта полностью перекладывается на плечи органов исполнительной власти и судов. Все зависит от стадии делопроизводства рассматриваемых лиц, подходящих под условия амнистии. Полномочные органы тщательно изучают материалы дела и при необходимости обращаются за дополнительными документами, решение при этом откладывается до того момента, пока они не будут получены.

После принятия решения Государственная Дума выпускает постановление числом публикации акта. К лицу применяются все перечисленные в содержании амнистии пункты. Решение является окончательным и не подлежит обжалованию.

Правовые последствия амнистии

Заранее установленное решение о прекращении уголовного преследования, подробно указанное в акте, – еще одно отличие амнистии от помилования. Правовые последствия ее четко прописаны и не могут быть изменены. Например, амнистия предусматривает только смягчение наказания путем сокращения его срока или изменения режима или же полное освобождения от заключения и уголовной ответственности. Если акт предусматривает несколько вариантов, то окончательное решение о применении того или иного метода прощения принимается судом или другим органом исполнительной власти.

Как правило, правовые последствия амнистии сводятся:

  • к освобождению от наказания или уголовной ответственности;
  • сокращению срока заключения под стражу;
  • снятию судимости;
  • смягчению наказания;
  • освобождению от дополнительного наказания.

При этом лицо остается виновным, но становится прощенным государством вследствие амнистии. Акт может предполагать применение для виновного одного из перечисленных пунктов или нескольких сразу.

Правовая реабилитация в уголовном процессе

Согласно конституционным правам граждан, каждый имеет право возместить вред, который был нанесен ему государством в связи с незаконным действием или бездействием, исходящим от органов исполнительной власти или иных должностных лиц. УПК РФ создал институт реабилитации, который занимается восстановлением прав незаконно обвиненных и заключенных граждан. Главное отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации – доказанный факт невиновности. Прекращение уголовного преследования в этом случае происходит вследствие оправдательного приговора или прекращения дела в связи с отсутствием состава преступления и прочих причин, доказывающих непричастность лица к уголовному деянию.

После признания права на реабилитацию и уведомления об этом невиновного он вправе подать обращение с требованием возместить ущерб, нанесенный несправедливым решением, в судебном порядке. Это еще одно отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации: последняя полностью восстанавливает права гражданина, признавая факт невиновности и несправедливого обвинения, а также позволяет добиться материально-имущественной компенсации нанесенного вреда. Амнистия и помилование же являются формами проявления гуманизма по отношению к преступникам, чья виновность не ставится под вопрос.

Помилование

В рамках помилования осуждённый также может быть либо освобождён от наказания полностью либо его положение улучшается путём снижения срока или изменения вида наказания. Помилование осуществляется только лично главой государства. Для этого Президент в соответствии со ст.85 УК издаёт акт в отношении конкретного человека.

Помилован может быть любой человек, независимо от степени общественной опасности преступления, которое он совершил. Вместе с тем принимая соответствующее решение, комиссия по помилованию учитывает следующие факторы:

  1. Как вёл себя человек в момент совершения преступления, во время следствия и при отбывании наказания.
  2. Время, которое уже зачтено осуждённому в отбытие наказания.
  3. Применялась ли раньше к осуждённому амнистия или условно-досрочное освобождение (если после их применения лицо снова совершает преступление, это свидетельствует о не использовании шанса, которое предоставило государство осуждённому).
  4. Возмещён ли материальный и моральный вред от преступления.
  5. Характеристика личности претендента на помилование: возраст, состояние здоровья, наличие на иждивении детей и т.д.
  6. Обстоятельства совершения преступления и другие факторы, которые, по мнению комиссии, имеют важность.

Для того чтобы претендовать на помилование осуждённый должен лично написать главе государства ходатайство. Строгого образца ходатайства президенту о помиловании не существует, но в нём следует указать:

  1. Сведения об отправителе (ФИО, адрес, статья, по которой лицо осуждено, и место отбывания наказания, если оно связано с ограничением свободы)
  2. Краткие обстоятельства совершения преступления и назначенное наказание.
  3. Обстоятельства, которые могут послужить основанием для помилования (например, наличие на иждивении осуждённого малолетних детей и престарелых родителей, совершение преступления в связи с тяжёлым семейным и материальным положением и т.д.).
  4. Просьба применить помилование, дата и подпись.

Рассматривать ходатайство будет сначала специальная комиссия в регионе, затем она направляет его в администрацию президента. Только после одобрения его Высшей комиссией, оно попадает на стол Президенту.

Как правило, рассчитывать на помилование не стоит осуждённым, которые совершили свои злодеяния:

  • во время условного срока наказания за предыдущее преступление;
  • после УДО
  • после применения к ним амнистии;
  • после замены наказания на более мягкое за предыдущее преступление.

Осуждённые, не соблюдающие порядок отбывания назначенного им наказания, также редко бывают помилованы.

Кто уполномочен помиловать?

Принимать решение о прекращении отбывания наказания, его смягчении или снятии непокрытой судимости, согласно Конституции, имеет право лишь президент РФ. Расследует обстоятельства дела и личные характеристики заключенного специальная комиссия, которая регулирует вопросы помилования в каждом из субъектов. После тщательного ознакомления с документами их передают президенту, который издает указ о помиловании в виде досрочного освобождения или смягчения наказания. В случае отрицательного решения лицо, направившее прошение, письменно уведомляют об отказе.

Перед тем как попасть к президенту, документы проделывают путь от территориальных органов юстиции до высшего должностного лица субъекта РФ, который докладывает о целесообразности помилования. Решение направляется в полномочные органы, после чего приводится в исполнение. В случае отказа заключенный имеет право обратиться за актом помилования лишь по прошествии года.

Как получить акт помилования?

Еще одно характерное отличие амнистии от помилования РБ и РФ заключается в причастности к процессу заключенных лиц. Амнистия – инициатива государства, до принятия решения о ее применении заключенный никак не взаимодействует с исполнительными органами власти. О помиловании же, напротив, ходатайствует сам преступник.

Для рассмотрения прошения необходимо составить его в письменном виде и направить на имя президента РФ через орган, исполняющий наказание. К ходатайству прилагается пакет документов, содержащих информацию о заключенном:

  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • копии судебных документов.

Следует понимать, что на помилование могут рассчитывать лишь некоторые лица, поведение которых свидетельствует об их раскаянии о содеянном и исправлении. На положительное решение не стоит рассчитывать злостным нарушителям порядка мест заключения, а также тем, кто уже пользовался привилегией амнистии или смягчения приговора. В остальном акт помилования может быть применен, независимо от тяжести преступления.

Основные отличия амнистии от помилования

  1. Первая отличительная черта – это те лица, кто осуществляет амнистию и помилование в РФ. В первом случае это Государственная дума, а во втором – Президент.
  2. Решение о помиловании может быть принято в любое время, а акт амнистии принимается, как правило, не чаще 1 раза в год и приурочен к важной дате либо связан с политической обстановкой.
  3. Для применения амнистии не нужно волеизъявление осуждённого, а для помилования необходимо его индивидуальное ходатайство.
  4. Амнистия распространяет действие на широкий круг лиц, а помилование – на конкретного человека.

Амнистия и помилование не являются реабилитирующими факторами и не устраняют факт совершения лицом преступления.

 

Критерии, по которым амнистия отличается от помилования

Первый критерий – круг лиц, на который распространяется амнистия и помилование.

В соответствии с ч. 1 ст. 85 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) помилование осуществляется Президентом России в отношении конкретного лица.

В то же время, как следует из содержания ч. 1 ст. 84 УК РФ, амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении неопределенного круга лиц.

Например, по амнистии, объявленной в связи с 70-летием победы в Великой Отечественной войне на основании постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года №6576-6 ГД, были освобождены от дальнейшего отбывания наказания лица впервые осужденные к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, относящиеся к перечисленным в документе категориям.

Например, участвовавшие в боевых действиях в Афганистане и других горячих точках, награжденные государственными наградами и т.д.

Второй критерий – субъект принятия решения.

Как было отмечено выше, акт помилования находится в исключительном ведении Президента России. Для приема обращений осужденных в каждом регионе созданы соответствующие комиссии по помилованию. Кроме того, в эту работу вовлечены органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

На этот счет даже приняты специальные подзаконные нормативно-правовые акты, например, приказ Минюста России от 08.04.2015 года № 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании».

Решение об амнистии принимается только Государственной Думой и не требует наличия каких-либо специальных органов государственной власти наподобие региональных комиссий по помилованию.

Третий критерий – правовые последствия применения амнистии и помилования.

В решении о помиловании может содержаться распоряжение об освобождении от дальнейшего отбывания наказания, о сокращении срока назначенного наказания, о замене наказания более мягким видом наказания, о снятии судимости.

При амнистии дополнительно к указанным выше последствиям добавляется также освобождение от уголовной ответственности (касается лиц, еще не осужденных судом) и от дополнительных наказаний.

Таким образом, амнистия предполагает большее количество вариантов смягчения положения граждан, вовлеченных в сферу уголовного правосудия.

Четвертый критерий – процедура.

Амнистия обычно объявляется в связи с какими-либо значимыми общественно-политическими событиями в стране и не привязана к волеизъявлению отдельных лиц. Конкретный осужденный не может повлиять на объявление амнистии, как и отказаться от правовых последствий амнистии применительно к нему.

Совершенно другой порядок устанавливается для помилования. В соответствии со ст. 176 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденному необходимо обратиться к Президенту России с ходатайством о помиловании, которое подается через учреждения уголовно-исполнительной системы.

Детально процедура урегулирована указом Президента РФ от 28.12.2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»).

Тем самым осужденный получает возможность быть помилованным только при условии проявления своей личной воли – прошение о помиловании.

Ходатайство о помиловании должно обязательно сопровождаться предъявлением следующих документов: копия приговора, справка о состоянии здоровья, решения по обжалованиям приговора, анкета на осужденного, справка о применении ранее амнистии или помилования, представление администрации исправительного учреждения (своего рода характеристика) и т.д.

Помимо обязательных документов к прошению можно приложить и другие документы, которые, по мнению осужденного, могут повлиять на итоговое решение.

Пятый критерий – правообразование.

Амнистия 2020 в случае принятия соответствующего решения сама по себе будет являться документом, имеющим силу закона. Амнистия всегда связана с принятием новых правовых норм, которых раньше не было.

При помиловании же не принимается никакой новый закон или подобный документ, не создаются нормы права. Тут только происходит реализация уже существующих правовых норм, которые содержатся в описанных выше нормативно-правовых актах.

Определение

Помилование – это акт должностного лица государства (в России — президента), который частично либо полностью освобождает лицо от наказания, заменяет его более мягким, снимает судимость. К примеру, в Беларуси, где есть смертная казнь, президент страны имеет право заменить её пожизненным заключением. В России, где высшей меры наказания уже нет, акты помилования всё равно используются. Президент может, в том числе и без согласия лица, помиловать по своему усмотрению любого преступника, как минимум, заменив ему наказание более мягким, как максимум – полностью освободив от него.

Амнистия – это акт многократного применения, который полностью либо частично освобождает от наказания определённую категорию преступников (как осужденных, так и обвиняемых, подозреваемых). Данный акт также может снимать с лица судимость, изменять режим отбытия наказания, являться основанием для прекращения уголовного преследования. В России акты амнистии подготавливаются и Госдумой и, как правило, приурочены к определённому событию.

Сравнение

Таким образом, помилование – это однократный акт гуманизма к определённому лицу, вызванный причинами личностного характера (почтенный возраст, милосердие, тяжёлое заболевание и т.д.). Амнистия же распространяется на широкий круг преступников (к примеру, все несовершеннолетние, отбывающие наказания за кражи) в определённый период времени. Помилование является актом правоприменительной практики, в то время как амнистия носит нормативный характер.

Амнистия, как и любой другой закон, нуждается в реализации конкретным государственным органом. Помилование подлежит исполнению после того, как оно обнародовано должностным лицом. Амнистировать определённый круг лиц невозможно: это относится к злоумышленникам, отбывающим наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но их можно помиловать: если на то будет соответствующая воля должностного лица.

Источники

  • https://nsovetnik.ru/ugolovnaya_otvetstvennost/v_chem_otlichie_amnistii_ot_pomilovaniya/
  • https://legalquest.ru/ugolovnoe-pravo/amnistiya-i-pomilovanie-poryadok-primeneniya.html
  • https://lexconsult.online/8485-amnistiya-i-pomilovanie
  • https://pravo163.ru/amnistiya-ponyatie-i-poryaddok-primeneniya/
  • https://BusinessMan.ru/new-v-chem-otlichie-amnistii-ot-pomilovaniya.html
  • https://fsin.ru/articles/amnistiya-i-pomilovanie-osobennosti-i-razlichiya
  • https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-pomilovanie-i-amnistiya/
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант