Бесплатная горячая линия

Предмет и методы Российского конституционного права

I. Конституционное право как отрасль российского права.

1. Понятие конституционного права как отрасли российского права.

Конституционное право РФ — одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.

2. Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

— Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

— Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

— Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

— Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

— Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

3. Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.

Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

— Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

— Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

— Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

— Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

— Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.

— Другие особенности.

4. Методы конституционного права как отрасли российского права.

Метод конституционного права как отрасли российского права — совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов КП как отрасли:

Императивные методы:

— Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

— Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

— Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

Диспозитивные методы:

— Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

5. Источники конституционного права как отрасли российского права.

Источники конституционного права как отрасли российского права — это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

— Конституция РФ.

— Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

— Федеральные конституционные законы.

— Федеральные законы.

— Указы и распоряжения Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Законодательство субъектов РФ.

— Судебные решения.

— иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.

6. Система конституционного права как отрасли российского права.

Система конституционного права как отрасли российского права — это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

— Конституционно-правовые институты, такие как:

— Институт основ конституционного строя.

— Институт основ государственного устройства.

— Институт государственной власти.

— Институт местного самоуправления.

— Институт основ правового статуса личности.

— Институт гражданства РФ.

— Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

Понятие и предмет регулирования конституционного права.

Конституционное право – ведущая отрасль Российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Предметом Конституционного права выступают общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни (предметом трудового права являются трудовые отношения и т.д.).

Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни:

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества (суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации и т.д.)

2. Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3. Урегулирование отношений между Федерацией и ее субъектами составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

4. Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления, виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

  1. Нормы российского конституционного права.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся, прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются:

1) содержание норм, зависящее от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источники , в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, – в Конституции Российской Федерации;

3) своеобразие видов: среди конституционных норм значительно больше, чем в других отраслях, обще регулятивных норм.

4) учредительный характер содержащихся в них предписаний. Конституционно-правовые нормы устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особый механизм реализации;

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

7) структура конституционно-правовых норм. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.

8) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами

9) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в конституционном праве лишь при определении прав и свобод человека;

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделены и классифицированы по различным основаниям.

1. В зависимости от круга регулируемых ими общественных отношений

нормы связанные с основами конституционного строя,

нормы связанные с основами правового статуса человека и гражданина,

нормы связанные с федеративным устройством,

нормы связанные с органами государства, органами местного самоуправления.

2. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые содержатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обычном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответствовать конституции.

3. По характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть

императивными. В них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, безальтернативно.

диспозитивными. Правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения.

4. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на:

обязывающие. Закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами

запрещающие. Содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий.

Управомачивающие. Закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов.

5. По их назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на:

материальные. Отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется

процессуальные. Содержат формы и процедуры правового регулирования, тем самым, отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование.

6. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

постоянные, которые не ограничены сроком своего действия,

временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения).

7. По территориальным масштабам их действия конституционно-правовые нормы разделяются на

действующие по всей стране,

действующие на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных образований и др.

Определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм.

Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами.

Институты конституционного права — это совокупность (подсистема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства, местного самоуправления, институт избирательного права, институт референдума и др.

  1. Конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

  1. конституционно-правовые отношения имеют свое собственное содержание и возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;

  1. конституционно-правовым отношениям свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;

3) конституционно-правовые отношения характеризуются большим разнообразием.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, наделенные определенными правами и обязанностями в области конституционного права:

1) люди, индивиды, личности (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным и более гражданством);

2) социальные общности (народ страны, народы субъектов федерации, нации и иные этносоциальные общности, классы и иные социальные слои и группы, население административно-территориальных единиц (областей, провинций, городов, районов и т.д.);

3) государство и его составные части (субъекты федерации, автономии);

4) основные органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство, суды, органы конституционного контроля, региональные государственные органы, государственные органы местного управления;

5) органы местного самоуправления;

6) общественные объединения, организации и коллективы граждан публичного характера (партии, профсоюзы, религиозные объединения и иные массовые общественные организации, группы избирателей и др.);

7) депутаты представительных органов (парламентов, региональных законодательных органов, представительных учреждений местного самоуправления).

Виды конституционно-правовых отношений:

конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

правовые состояния. Характеризуются четкой определенностью субъектов правоотношения, но содержание их взаимных прав и обязанностей конкретно не определено, оно вытекает из установлений большого массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Российской Федерации в ее составе).

материальные правоотношения. В них реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения (правоустановительные отношения),

процессуальные правоотношения. В них реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов (правоохранительные отношении).

постоянные правоотношения. Срок их действия не определен, но они могут прекратить свое существование в конкретных условиях.

временные правоотношения. Прекращаются с выполнением определенной обязанности и осуществлением права

Предпосылкой любого правоотношения выступает юридический факт, т.е событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия в свою очередь могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки.

Конституционно-правовые нормы и институты

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

По определению Ю.А. Тихомирова «конституционная норма — это тоже вид правовой нормы, поэтому она обладает всеми признаками правовой нормы вообще.

Вместе с тем ей присущи особенности. Это прежде всего то ведущее место, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом, среди правовых норм.

По справедливому мнению В.О. Лучина, «все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения.

Это единство обусловлено их ролью и местом в механизме правового регулирования». Специфика конституционных норм характеризуется:

1. Своим содержанием, т.е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек (общество) и государство).

В этой связи выделяют нормы-дефиниции (например, ст. 1 Конституции РФ, дающая сущностное определение России как государства), нормы-начала (например, ст. 3 Конституции РФ, устанавливающая, что единственным источником власти является многонациональный народ России), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95, определяющая общий подход к формированию Совета Федерации Федерального Собрания РФ), нормы-принципы (например, ст. 10 Конституции РФ, называющая ведущий принцип осуществления государственной власти в РФ).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, — Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера.

Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (административно-правовых, гражданско-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т.е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей.

Нормы конституционного права определяют и саму систему российских органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Уточним, что реализацию права понимают как «соблюдение его норм государством и обществом в целом, государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями»; как социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм; как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей.

Верно подчеркивается также, что «без реализации право утрачивает свой социальный смысл». Реализация конституционных норм: — обусловлена тем, что они определяют весь уклад государственно-правовой и общественно-политической жизни общества; — не сводима лишь к правомерному (законопослушному) поведению; — требует социально-правовой активности; — осуществляется на нескольких уровнях, определяемых рамками конституционных отношений (органы государства либо непосредственно применяют нормы конституции, либо на основе конституционных норм принимаются соответствующие законы) и всех иных правоотношений (конституционные нормы действуют совместно с отраслевым законодательством); — обнаруживается в различных формах, связанных или нет с конкретными правоотношениями; — осуществляется разными способами (средствами), в числе которых соблюдение и исполнение, использование и применение конституции; — связана с функциями конституции (учредительной, правонаделительной, охранительной, иными); — зависит от волеизъявления субъектов конституционного права, деятельности государственных органов и волеизъявления третьих лиц.

Таким образом, реализация конституционных норм имеет много общего с аналогичным процессом отраслевых норм, но ей присущи и свои специфические черты, известная сложность, связанные с особым положением конституционного законодательства в национальной правовой системе, своеобразием содержания и формы его предписаний, комплексным характером конституционного воздействия на общественные отношения.

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены.

Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные.

Социальные субъекты в свою очередь делятся на индивидуальные (например, человек, гражданин) и коллективные (например, многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные малочисленные народы).

Организационные субъекты бывают публичные (например, государство, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные организации, профессиональные союзы, политические партии).

Вместе с тем, исходя из конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, в качестве главного субъекта выступает человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях — трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие — с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государства.

Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, от места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции.

Наиболее значимые нормы выражены в федеральных конституционных актах, принимаемых по предметам исключительного ведения Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в самой Конституции (например, ч. 2 ст. 56 устанавливает, что порядок ведения чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных ее местностях регулируется федеральным конституционным законом).

В соответствии с Конституцией РФ различают и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции РФ и конституционным законам.

На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.

От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание.

Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы.

Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий.

Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов.

К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-цели (например, ч. 1 ст. 7), нормы-задачи (например, ч. 2 ст. 55) и т.п.

Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в контексте предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям.

К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (например, ст. 57, 58, 59 (ч. 1)), и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, п. «а» ст. 84, ч. 1, 4 ст. 111).

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 55).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.

В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ)).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст, 67, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). 6. По назначению в механизме правового регулирования.

Различают процессуальные и материальные нормы.

Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах (например, ст. 93, ч. 2 ст. 108).

Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (например, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности.

Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений.

В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы самого различного вида с учетом их классификации.

В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

Конституционно-правовые отношения, их субъекты

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем: 1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права. 2. Им свойственен особый субъектный состав.

Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. 3. Обладают высоким политическим потенциалом.

По существу, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе. 4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и: обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Реализация таких видов норм, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели и т.п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния.

Их характерной чертой представляется четкая определенность субъектов правоотношения.

Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные.

Срок действия постоянных норм не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения гражданства).

Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения.

С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений — материальные и процессуальные.

В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные — порядок реализации правовых действий, т.е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Во-первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых — права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт.

Именно с него начинается реализация правовой нормы.

Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт — это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т.д.).

Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений в отдельных случаях могут выступать и иностранные граждане, и лица без гражданства (при подаче заявления о приобретении гражданства).

Источники конституционного права: понятие и виды

Различают понятие источника права в двух юридических смыслах: материальном и формальном.

В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.

Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых конкретизируются конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен особый порядок как их принятия, так и отмены.

После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации, занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли.

Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции РФ устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования.

Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2. Конституция РФ как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм.

Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить федеральной Конституции.

4. В Конституции РФ определяются многие другие виды источников отрасли права.

В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции России определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения воли народа; в ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция РФ — акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих исходные положения конституционного права, базу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации.

Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов (например, ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, п. «д» ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118 Конституции РФ) и федеральных законов (например, ч. 2 ст. 70, ч. 2 ст. 67, ч. 4 ст. 75, ч. 4 ст. 81 Конституции РФ).

Они различаются по юридической силе; предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; порядку принятия; возможности применения в отношении них Президентом РФ отлагательного вето.

В качестве источника конституционного права России выступают правовой акт в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ (ст. 2 Федерального закона от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»), а также законы, действовавшие в РФ до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., в части, ей не противоречащей (ч. 2 Заключительных и переходных положений Раздела второго Конституции РФ).

Таким образом, к источникам конституционного права относятся такие законы, как, например, Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и др.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом России (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), Советом Федерации (например, Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»), Государственной Думой (например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 января 2000 г. № 1-Ш ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), Правительством РФ (например, Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»).

Источником отрасли являются регламенты палат Федерального Собрания РФ, положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете от 12 июня 1992 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы, считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус конкретного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам, поскольку последние обладают более высокой юридической силой по отношению к другим правовым актам субъекта РФ.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, принятые его законодательным (представительным) органом, постановления, принятые органами исполнительной власти, иные нормативные акты.

К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры: внутригосударственные публично-правовые (в их числе Федеративный Договор, подписанный 31 марта 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти конкретного субъекта РФ, которые предусмотрены ч. 3 ст. 11 федеральной Конституции) и международные договоры, которые в качестве источников конституционного права определены самой Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 46, ч. 2 ст. 67 и др.) (например, Договор «О создании Союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 г.), Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Улан-Батор, 20 апреля 1999 г.) и др.).

Судебные решения также являются источниками конституционного права, особенно акты Конституционного Суда РФ, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом РФ от 26 июля 1994 г.

Решения (постановления, определения, заключения) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, вступают в силу немедленно и обжалованию не подлежат.

В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2006 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области», Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. № 145-0. «По жалобе гражданина Андреева Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

К источникам конституционного права относят также решения референдумов, проводимых в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

В частности, результаты референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, проведенных в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе; Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» послужили основанием образования таковых — Пермского и Красноярского краев соответственно.

Система конституционного права России и его место в системе национального права

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, само представляет собой сложную систему.

Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, устанавливаются основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, которые обладают признаками элемента системы, а также структуру последних.

В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: 1) основы конституционного строя (глава 1 Конституции РФчеловека и гражданина (глава 2 Конституции РФ); 3) федеративное устройство государства (глава 3 Конституции РФ); 4) систему государственной власти (главы 4-7 Конституции РФ); 5) систему местного самоуправления (глава 8 Конституции РФ).

Каждый элемент системы отрасли конституционного права, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых правовых черт, свойственных нормам данного института.

Признаки, по которым можно проводить различия, отражающие специфику каждого из институтов, многообразны.

К ним можно отнести различия по: 1) специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений: воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения и т.д.; 2) особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации: действие нормы может не порождать конкретных правоотношений или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера; 3) степени конкретной направленности правового регулирования: одни институты лишь устанавливают принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, другие — конкретно регулируют; 4) субъективному составу: нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам, других — ко всем субъектам праваотраслей права в реализацию целей, заложенных в содержание правовых норм: нормы отдельных правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках одного конституционно-правового регулирования; в остальных институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках; 9) целенаправленности правового регулирования: общая целенаправленность правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт; 10) функциям, присущим каждому институту: функции каждого правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования; 11) принципам каждого из институтов, соответствующим тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм.

Такие специфические особенности определяют характер каждого из институтов конституционного права России как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Так, институту, который объединяет нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», свойственно то, что его нормы: 1) воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления определенных начал устройства общества и государства; 2) как правило, не порождают конкретных правоотношений; 3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений; 4) адресованы всем субъектам права; 5) имеют преимущество по юридической силе по сравнению с нормами других институтов; 6) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции РФ; 7) устанавливаются в конституционной форме; 8) по своему виду являются нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями; 9) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства; 10) по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества.

Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права.

Институту «Основы правового статуса человека и гражданина», нормы которого концентрированно сгруппированы в главе 2 Конституции РФ, присущи свои особые черты.

Его нормы: 1) осуществляют правовое воздействие путем признания государством прав человекаличности

Институт, объединяющий нормы главы 3 Конституции РФ, которые регулируют федеративное устройство России, отличается характером субъектов возникающих на их основе конституционно-правовых отношений. Эти нормы имеют еще и договорной характер.

Для них предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий — через Конституционный Суд РФ.

Применительно к институтам, нормы которого определяют системы государственной власти и системы местного самоуправления, можно указать на следующие особенности: 1) это нормы прямого регулирующего действия, реализующиеся в конкретных правоотношениях; 2) в качестве субъектов выступают органы государства и местного самоуправления в их статусе народовластиятерритории каждого субъекта Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей придает определенной группе норм качество элемента отрасли.

Характеристика системы конституционного права предполагает обоснование соотношения элементов отрасли, места каждого из них в системе отрасли.

Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли. На следующем месте стоит институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности.

Нормы правового института закрепляют федеративное устройство, определяют необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти, определяют национально-государственные и государственно-территориальные образования в Российской Федерации.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о соотношении с системой Конституции.

Система отрасли предопределяется объективными факторами, но она формируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяющую роль в характеристике ее составных элементов.

Система конституции — категория субъективная, так как осуществляется законодательством.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции — лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли.

Как для системы отрасли, так и для Конституции исходным является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики общественных отношений.

Однако соотношение этих начал в Конституции и отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию.

В системе Конституции применяется более дробный принцип обобщения норм.

Система отрасли, как и система Конституции, не есть нечто застывшее.

Они постоянно развиваются, отражая свойственный каждому этапу развития общества уровень правового воздействия на общественные отношения.

Конституционное право России — ведущая отрасль права Российской Федерации.

Такая его роль обусловлена важным значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли.

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федерального устройства государства, разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами.

Все отрасли права основывают на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно ее нормами регулируется сам процесс создания права.

Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Основным источником конституционного права России является Конституция РФ — базовый закон государства, нормы которого считаются исходными для всех отраслей права.

Эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей.

Например, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права.

Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право устанавливает основы для гражданского и хозяйственного права.

Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической и экономической жизни общества.

Формирующееся конституционное право Российской Федерации в определенный период времени в значительном объеме включало в свой состав конституционно-правовые нормы бывшего союзного законодательства.

Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило постепенно и началось с принятия 12 июня 1990 г.

Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Если в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России, то можно выделить следующие направления:

1. Правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства.

2. Деидеологизация конституционно-правового законодательства: в Конституции отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя.

3. Гуманизация всех институтов общества и государства, перенос центра внимания на человека, на обеспечение его прав и свобод.

4. Реализация принципа разделения властей («по горизонтали»: законодательная, исполнительная и судебная ветви единой государственной власти и «по вертикали»: федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ).

Это выражено в тех положениях, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения полномочий между их различными уровнями.

5. Существенная реорганизация федеративного устройства России.

Россия, которая всегда определялась как федерация, являлась таковой преимущественно по способу организации территории, но не власти.

Поэтому законодательно закрепляются новые принципы федерализма, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет России в целом и одновременно — необходимый уровень самостоятельности ее субъектов.

Вместе с тем конституционная формула российского федерализма не избежала ряда недостатков, осложняющих процесс укрепления государственности.

6. Переход к рыночной системе хозяйствования.

Конституционно закреплено многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм, но сам рынок пока так и не сложился.

Наука конституционного права в системе общественных наук

Наука конституционного права — составная часть всей правовой, юридической науки, входящей в систему общественных наук. Она относится к числу отраслевых наук, основное отличие которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права.

Предмет науки соединяет знания о различных сторонах изучаемых явлений и процессов в целостную систему.

Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. С этой целью исследуется деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Все конституционно-правовые институты рассматриваются в их историческом развитии на общем фоне развития общества.

Исходя из содержания предмета отрасли, определяется и характер основных теоретических концепций науки.

К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как концепция народного представительства, сущность государственного, народного и национального суверенитета, вопросы формы государства, принципа, разделения властей, теория федерализма и др.

Важное место занимает исследование вопросов правового статуса личности, прав и свобод человека и гражданина и их гарантий, взаимной связи государства и личности и др.

Все эти проблемы составляют предмет науки, полученные в процессе их изучения выводы и теоретические положения — ее содержание.

Наука конституционного права, как и всякая иная, представляет собой систему знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, теорий, представляющих выводы, сделанные на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью общественных отношений. Эти теоретические комплексы находятся в определенном соподчинении.

Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, имеющих между собой логическую связь.

Основу данной системы составляет структурность самого предмета научного познания.

В связи с тем, что указанным предметом является одноименная отрасль права, каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории.

Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, ее источники, систему.

Совокупность теоретических выводов по всем перечисленным проблемам составляет первый раздел в системе науки, посвященной характеристике конституционного права и одноименной науки.

Без уяснения этого раздела нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными конституционно-правовыми институтами. Второй раздел системы науки составляют положения, обосновывающие теорию конституции и дающие анализ конституционного развития государства.

Следующая составная часть системы науки представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института «Основы конституционного строя». Она исследует сущность Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления.

Относительно самостоятельной частью науки становятся теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.

Поскольку Россия является федерацией, в науке выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и местного самоуправления.

Наука изучает принципы их построения, сущность и формы реализации, принципы разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему.

Таким образом, система науки в своей основе соответствует системе отрасли, но является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует также и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие теоретико-философские суждения по проблемам, относящимся к предмету конституционно-правовой науки.

Источниками науки конституционного права являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

Основополагающие позиции здесь, как уже отмечалось, занимает Конституция Российской Федерации.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания.

Они разнообразны: диалектический, системный, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, исторический, статистический, конкретно-социологический и др.

Привлечение диалектического метода позволяет исследовать проблемы конституционализма во взаимосвязи и взаимозависимости.

Наука исследует правовые процессы в их историческом развитии.

Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования.

Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм различных стран, регулирующих однородные сферы общественных отношений.

В сравнительном плане оцениваются нормативные акты различных стран мира, государств, входящих в состав бывшего Союза ССР.

В научных исследованиях необходим системный подход к объектам, составляющим предмет изучения.

Наука рассматривает саму отрасль конституционного права как систему, выявляет ее структуру, определяет составляющие ее элементы, их соотношение, линии взаимосвязи.

Подвергается анализу и система каждого правового института.

Опора на такой метод, как синтез, позволяет делать обоснованные обобщения и выводы.

Статистический метод помогает выявлять эффективность действия правовых норм, определять их влияние на общественные процессы.

Количественный фактор — важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами.

Поэтому наука анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений, и на их основе делает необходимые заключения.

Метод конкретно-социологических исследований предполагает обращение науки к изучению той социальной и политической сферы, в которой происходит реализация конституционно-правовых норм.

При этом обеспечивается выявление условий, воздействующих на развитие общественного сознания, формирование общественного мнения и определяющих поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных правовых норм.

В целом следует отметить, что трансформации современного многомерного мира требуют синтеза наук, междисциплинарных исследований, интеграции общественных, естественных и технических отраслей знаний.

Трудность исследования социально-политических объектов связана с многофакторностью и сложностью их организации.

Подытоживая отметим, что смысл развития социально- политической системы — достижение максимальной степени устойчивости.

Но чтобы развиваться направленно, система должна иметь информационную модель будущего.

Выявить и расшифровать информационные механизмы, обеспечивающие направленное развитие государственных, правовых, социальных систем, — это сверхзадача науки конституционного права.

Предмет Конституционного права

Под предметом конституционного права подразумеваются правоотношения возникающие во всех сферах жизни общества а именно: социальной, экономической, политической и другими. И регулируемые нормами данной отрасли права.
По своему содержанию и функциональному назначению выделяют четыре группы правоотношений.
1. Конституционное право включает нормы, которые регулируют социальные взаимоотношения характеризующие основы, на которых базируется система страны и социума. Эти взаимоотношения проявляется в первую очередь в целом высококачественная оценка страны: независимость, модель управления, модель правительственного аппарата, государственные субъекты власти, методы их осуществления, т.е. единые основные принципы функционирования целой общественно-политической концепции общества.
Социум кроме того никак не способен быть жизнестойкой системой без общих баз финансовой концепции: определения дозволяемых и оберегаемых страной форм имущества, залога охраны прав владельцев, методов хозяйственной деятельности, защиты труда, провозглашения конкретной концепции предоставления общественных нужд членов сообщества в сфере образования, защиты природы, культуры. Общепринятые мерки конституционного права регулируют социальные взаимоотношения выражающие ключевые основы сообщества и в данной сфере.
Основные социальные взаимоотношения, характеризующие устройство страны, сообщества и фиксирующие их мерки гл. 1 Конституции Российской Федерации, обобщаются определением «основы конституционного строя «.
2. Социум как одно целое, так же, как целое предприятие не может быть выполнена при отсутствии законного статуса членов сообщества, без установления норм связи между страной и гражданами.
Объектом конституционального полномочия считаются такие социальные взаимоотношения какие устанавливают основные принципы отношений людей с государством, т.е. основные правила, определяющие позицию человека в социуме и стране, гражданство, а кроме того ключевые нужные полномочия, независимости и прямые обязанности людей и граждан. Непосредственно данные взаимоотношения и считаются начальным абсолютно для всех других социальных взаимоотношений среди людей, устанавливают позиция человека в различных его социально принципиальных взаимосвязях. Конституционные правила стабилизируют данные взаимоотношения зафиксированы в гл. 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина».
3. Так как Россия считается федеративной страной в таком случае вполне целесообразна обширная область взаимоотношений страны и ее субъектов. Регулирование данных социальных взаимоотношений является важной составляющей, которая обеспечивает единство и целостность государства, аргументированном действительными нуждами разделения объектов ведения и возможностей Федерации с ее субъектами. Эти взаимоотношения также входят в объект конституционного права. Мерки стабилизирующие их, присутствуют в гл. 3 РФ «Федеративное устройство».
4. Ранее целостность сообщества поддерживаются не только лишь вяжущими все без исключения общественные взаимоотношения едиными правилами его аппарата, однако и надлежащим сферам управления общественным действиями через который осуществляются функции характерные этому окружению равно как созданной структуре. Подобным устройством считается концепция общегосударственной власти и концепция регионального самоуправления.

Метод конституционного права

Под методом конституционного права понимается – совокупность юридических средств воздействия, которые применяются государством в процессе правового регулирования общественных отношений.
Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:
1) императивный объединяет методы обязывания и запрещения (остается в конституции без изменений)
2) диспозитивный (предполагает наличие различных вариантов той или иной нормы)

Понятие метод в правовой науке

Прежде чем приступать к изучению методов, которые используются конституционным правом, следует рассмотреть само понятие метод и его особенности в рамках правовых наук.

Сам термин «метод» понимается как путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

В правовой науке применяется определенная система методов:

  1. Общенаучные методы.
  2. Всеобщие методы.
  3. Специальные методы.
  4. Частноправовые методы.

Современное конституционное право стремится расширить свой методологический аппарат путем использования все новых методов, направленных на трактовку правовых явлений.

Актуальная методология конституционного права в РФ

Особенность методов конституционного права основана на публично-правовом характере отрасли. По этой причине ключевой метод конституционного права имеет черты публично-правового метода регулирования общественных отношений, а именно: властный характер, императивность, директивность. Вышеупомянутые свойства метода конституционного регулирования отражаются в следующих средствах:

  1. он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений;
  2. содержит указание на конкретных субъектов, регулируемых отношений;
  3. вызывает определенные правовые последствия.

Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании учредительного метода регулирования. Особенность этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования он использует специфические способы средства правового воздействия, такие как общее установление и конституционное закрепление.

Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституционных федеральных законах или в федеральных законах.

Специфика общего установления и конституционного закрепления заключается в том, что они не требуют специфически юридических средств обеспечения закрепляемых норм права, т.е. юридических санкций и имеют статутный характер. Используемые конституционные средства регуляции проявляются как непосредственно, так и опосредованно, через конкретизацию нормативных положений в конкретизирующих законах и иных нормативных правовых актах.

Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании, наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции, так называемых «мягких» средств регулирования. Это проявляется в привлечении договорных нормативных регуляторов, использовании конституционных обычных норм и конституционного прецедентного права. Отмеченную особенность метода конституционного регулирования следует дополнить указанием на присутствие в системе конституционного права значительного числа диспозитивных норм, что не характерно для публично-правового метода регулирования.

Это обстоятельство дало основание академику О.Е. Кутафину сделать вывод о том, что в системе российского права конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права. При этом преобладают черты публичного права, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих, государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных и групповых. Исходя из того, что нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, О.Е. Кутафин делает вывод о том, что конституционное право является публично-правовым. В выборе средств правового регулирования важное значение имеет предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования:

  • отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования;
  • регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования.

Исходя из вышесказанного, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы поведения, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.

Отдельно обратимся к методу государственно-правового регулирования. Он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Обычно государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью сопутствующих методов, а именно:

  • метод централизованного, императивного регулирования
  • метод субординации, при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах.
  • метод координации.

Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания.

Методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания

Теперь нужно рассмотреть каждый из отраженных на рисунке методов подробнее. Начать следует с управомочивающего метода.

Управомочивающий метод конституционного права представляет собой наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правами.

Метод обязывания представляет собой по большей части позитивное обязывание, которое является способом правового воздействия, при котором в соответствующей правовой норме содержится предписание на совершение определенных обязательных и юридически значимых действий.

Метод дозволения базируется на дозволении.

Дозволение – это способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенного действия или бездействия, которые имеют или могут иметь юридические последствия.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот метод тесно связан с управомочивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

Метод запрещения содержит в себе запрет.

Запрет – это способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий.

Так, в соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В завершении следует отметить, что с помощью конституционного регулирования реализуется следующее:

  • закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
  • обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
  • закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

Что представляет собой государственное (конституционное) право России?

Система конституционного (государственного) права России

Данная отрасль права является главной, ведущей, на которую обязаны опираться иные правовые отрасли Российской Федерации. Ее нормы касаются таких понятий, как государственное устройство, права и свободы граждан, их интересы, процесс формирования государственных органов власти (законодательных, исполнительных, судебных).

Единым источником является Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов РФ. Они содержат базовые, основополагающие принципы регулирования в стране.

Предмет Конституционного права

Конституционное право содержит в себе предмет. В этом случае предметом являются все общественные отношения, которые могут быть урегулированы при возникшей необходимости именно этой отраслью государственного права.

Цель и задачи государственного права

Целей здесь можно выделить несколько. Это реализация существующих интересов государства, гражданина в отдельности, общества в целом. Здесь также подразумевается разрешение конфликтов таких интересов, их обособленность, сглаживание по мере возможностей.

Также цели могут выражаться в консервации правовых отношений, в подталкивании развития моральных ценностей, культуры, стимулировании к переходу к новым отношениям. Подобные цели тесно связаны с идеями, идеологией. Это может быть идея консерватизма или абсолютизма, демократии, превращения в европейское государство.

Есть и технические, правовые цели, заключающиеся в установлении правопорядка, законности. В создании специальных законных рамок для них. Все они сходятся к урегулированию отношений (к примеру, захват власти, монополизм).

Главная, важная задача заключается в установлении основных принципов общественно-политической сферы, тенденций развития, правовых институтов, в исследовании существующих проблем, поиске решений. Общей же задачей науки является исследование.

Оно может касаться государственного суверенитета, отношений между обществом, властными структурами, отдельными гражданами. Также выделяют задачу, касающуюся оценки существующего положения, накопленного опыта, сравнительного анализа на основе международного опыта.

Это осмысление правоприменительной практики, осознание реалий, поиск новых теоретических положений и концепций. Роль, сущность данной отрасли также раскрывается в функциях.

Среди множества их разновидностей можно выделить следующие:

  1. Политическая (регулирование деятельности властных структур и другое).
  2. Идеологическая (исследование проблем, поиск решений, новых положений и концепций).
  3. Прогностическая (анализ, оценка правоприменительной практики, накопленного опыта, составление прогноза на будущее).
  4. Коммуникативная (взаимоотношения со СМИ, предоставление обществу открытой, правдивой информации, статистических данных).
  5. Интегративная (внедрение новых технологий).
  6. Практико-прикладная (применение новых методов, способов, идей).

Это главные, важные функции в рамках государственного права. Они раскрывают суть правотворческой деятельности, правоприменительной деятельности. Именно подобное функциональное разделение помогает реализовывать конституционные (государственные) начала.

Методы государственного права

Единого метода регулирования здесь не существует. Используются несколько общепринятых методов. Это императивный, диспозитивный.

Первый является методом обязывания и запрещения. Это сразу видно в тексте статьи. К примеру, в статье 58 конституции РФ говорится об обязанности по сохранению окружающей среды. Такое требование относится ко всем категориям граждан, властным структурам.

Подобных статей очень много. Обязывающие же нормы содержат призыв совершить определенные действия. Такие действия регулируются законом. Требование подразумевает юридическую ответственность (санкции) за их несоблюдение.

Второй является методом дозволения. Отсюда появляется некий выбор – использовать норму или не использовать.

Система, институт права

Любая система представляет собой совокупность отличительных особенностей, состава. Здесь подразумевается выражение согласованности, единства всех действующих конституционных норм. Такая система носит обособленный от других характер.

Ее основным, внутренним элементом является институт. Их может быть несколько (основы конституционного строя, основы правового статуса гражданина РФ, институт государственного устройства, государственной власти и местного самоуправления).

Иные взаимосвязанные нормы данной отрасли образуют другие институты. Все они исследуют, содержат однородные отношения. Их специфика основывается на Конституции Российской Федерации.

Институты делятся на унитарные, комплексные, подотраслевые, федерального значения. Все они различаются по своему объему.

Источники

  • http://allstatepravo.ru/mpkp/mkp1/mkp11.html
  • https://studfile.net/preview/5998927/
  • http://be5.biz/pravo/k019/1.html
  • https://nstuleaks.org/660-ponyatie-predmet-i-metod-konstitucionnogo-prava.html
  • http://odiplom.ru/lab/metody-konstitucionnogo-prava.html
  • https://JuristPomog.com/civil/ponyatie-predmet-i-metod-konstitutsionnogo-prava.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_konstitucionnoe_pravo/predmet_konstitucionnogo_prava/
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант