Бесплатная горячая линия

Публичная собственность в Российской Федерации: понятие и формы – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы

Понятие публичной собственности

Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д. (касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования. Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.
 

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

Содержание права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

  • государственное;
  • муниципальное.
 Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
  • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).
 Каждое из этих оснований обязательно должно находиться в соответствии с требованиями законодательства (преимущественно гражданского).
  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.
 Очевидно, что данные основания являются практически идентичными, лишь в некоторых случаях существуют свои особенности. Стоит учесть, что для отдельных видов земельных наделов законом допускается только публичная форма собственности, в частной они находиться не могут.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.
 Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому федеральными и региональными законами РФ могут быть определены и другие дополнительные основания для нахождения земли только в государственной собственности.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

 Например, если земля предназначена для сельского хозяйства, но не допускает возможности строительства жилых зданий, то возвести их законным путем не получится. Поэтому основной обязанностью каждого владельца является использование предоставленной ему публичной земли только в рамках целевого назначения.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Ценные бумаги как объект публичного права

Ценные бумаги являются объектами публичного права в тех случаях, когда их эмитентами не являются публично-правовые образования. В других случаях ценные бумаги представляют определенные обязательства публично-правовых образований перед держателями (государственные, муниципальные облигации).

Ценные бумаги являются имуществом публично-правового образования, если оно приобретает ценные бумаги, выданные другими субъектами (акции акционерных обществ). Отличительная особенность акций как объекта публичного права является то, что они выступают одновременно средством управления АО и предметом управления публичным имуществом.

Земля как объект публичного права

Земля как публичная собственность обладает особым правовым режимом. Порядок определения земельных объектов устанавливается нормативными актами. В настоящее время законодательно закреплен дуализм земельной публичной собственности.

Все публичные земли можно разграничить на земли, которые находятся в собственности какого-то определенного публичного собственника и земли, находящиеся в неразграниченной публичной бессубъектной собственности.

ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепил перечень земельных участков, подлежащих разграничению на основе права собственности. Это земельные участки, которые предоставили органам власти публичного образования, казенным предприятиям, некоммерческим организациям и унитарным предприятиям; земельные участки, занятые строениями, зданиями, сооружениями, которые находятся в собственности публичного образования и другие земли, и участки, предусмотренные федеральными законами.

Субъекты публичного права

Для публично-правовых образований характерна множественность субъектов. К субъектам публичного права относятся: Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. РФ и субъекты РФ являются государственными образованиями. Их представляют органы, которые входят в систему органов государственной власти.

Субъектом публичного права является публично-правовое образование, для которого характерен двойной статус: обладает властными полномочиями и является равноправным и самостоятельным участником гражданско-правовых отношений.

В современном мире рассматривается подход, при котором происходит разграничение одноименных лиц: в гражданских отношениях действует хозяйственная публичная организация, а в публично-правовых публично-властная организация. Это два различных субъекта, носящих одно название (к примеру, Российская Федерация).

В субъектном составе публичного права выделяют:

  • собственность государственных органов в качестве обособленных хозяйствующих субъектов;
  • меновая собственность (при которой государство рассматривается в качестве частного собственника товара);
  • фидуциарная собственность;
  • товарная собственность государства (государство выступает особым юридическим лицом, которое признается формальным собственником);
  • разделенная собственность (одно имущество является одновременно собственностью государственного органа и государства).
 

Теория многоуровневого характера публичной собственности представляет собой этап перехода к рыночным отношениям от монополистической собственности. Государство при этом сохраняет статус собственника первого уровня, субъекты РФ – собственники второго уровня, включенные в систему единой государственной власти.

Осуществление права публичной собственности

Казна. Существует два основных способа реализации права публичной собственности. Первый состоит в непосредственном осуществлении правомочий собственника публично-правовым образованием, когда он выступает в гражданском обороте от своего имени через уполномоченные органы и лица. Такая реализация возможна только в отношении имущества, составляющего казну публично-правового образования, т.е. нераспределенного между иными субъектами права. Второй способ заключается в передаче публичной собственности специально созданным для этой цели лицам, чтобы они, выступая в обороте от собственного имени, осуществляли все правомочия права собственности. Собственником такого имущества остается публично-правовое образование, а юридическим лицам, которым имущество передается, предоставляются ограниченные вещные права на него — право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Казна — это форма объединения имущества публично-правового образования. В соответствии со ст. 214, 215 ГК казну публично-правового образования составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями.

В литературе предлагается выделять три составные части казны:

  1. денежные средства (бюджет);
  2. объекты специального назначения, используемые в публичных целях, не подлежащие отчуждению;
  3. иное имущество, не закрепленное на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Особенности правового режима такой части казны, как средства бюджета, устанавливаются нормами бюджетного законодательства. Согласно ст. 6 БК бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В России действует казначейская система исполнения бюджета, при которой все операции с бюджетными средствами осуществляет Федеральное казначейство на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Казначейства. Для исполнения бюджета органы Федерального казначейства открывают единый счет федерального бюджета в Банке России, а в некоторых случаях — в иных кредитных организациях. Казначейская система позволяет соблюсти принципы достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств и гарантировать права получателей бюджетных средств.

При этом необходимо учитывать, что денежные средства на расчетном счете банка — это не имущество, а имущественное право требования клиента к банку. Поэтому средства бюджетов не являются объектами права собственности публично-правовых образований.

К объектам специального назначения можно отнести следующие виды имущества:

  • Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней — совокупность драгоценных металлов (золота, серебра, платины и металлов платиновой группы) и драгоценных камней (природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, александритов, природного жемчуга, уникальных янтарных образований), составляющих часть золотовалютных резервов Российской Федерации, предназначенная для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Данный фонд состоит из Алмазного фонда (неделимого и неотчуждаемого) и Золотого запаса (используемого для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей при чрезвычайных ситуациях). По согласованию с Правительством РФ может создаваться также соответствующий государственный фонд субъекта Федерации;
  • Государственный резерв — особый федеральный общероссийский запас материальных ценностей, предназначенный для использования на цели, предусмотренные законом (для мобилизационных нужд Российской Федерации, обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, запасы стратегических материалов и товаров);
  • государственная часть музейного фонда — музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Федерации;
  • публично-правовая часть Архивного фонда РФ — архивные документы (юридические акты, градостроительная документация, кино-, фото-, видеодокументы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, мемуары и др.), включенные в состав Архивного фонда РФ на основании экспертизы ценности документов. Архивный фонд может находиться в федеральной, муниципальной собственности и собственности субъектов Федерации.

Как правило, для управления вышеперечисленным имуществом создаются специальные организации, которые наделяются имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которым передаются объекты специального назначения для хранения. Но права оперативного управления на объекты специального назначения у таких организаций не возникает. Эти предметы являются неотчуждаемыми.

Что касается «иного незакрепленного имущества», составляющего казну, то к нему относятся земля и иные природные ресурсы, ценные бумаги, иные вещи, не распределенные конкретным владельцам на условиях ограниченных вещных прав.

Все имущество, составляющее казну, обеспечивает государственный долг. Публично-правовое образование отвечает по своим обязательствам всем своим казенным имуществом (кроме объектов исключительной собственности, изъятой из оборота), т.е. не закрепленным за определенными юридическими лицами (абз. 5 п. 2 ст. 113, абз. 1 п. 1 ст. 126 ГК).

Особенности осуществления права собственности на акции. Особенности осуществления права собственности установлены в законодательстве относительно управления акциями. Осуществление права собственности публично-правовым образованием на акции проводится двумя способами:
через назначение представителей государства в открытом акционером обществечерез передачу акций в доверительное управление.

Первый способ регламентируется постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. Права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое назначает представителей и выдает им доверенности на участие в общем собрании акционеров и совете директоров акционерного общества. Позиция акционера отражается в письменных директивах, выдаваемых представителю вместе с доверенностью. В совете директоров интересы Российской Федерации представляют лица, избранные из числа кандидатов, выдвинутых акционером — Российской Федерацией.

Если принято решение об использовании специального права — «золотой акции», представители в совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества назначаются Правительством РФ по представлению Минэкономразвития России, подготовленному Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по согласованию с федеральными агентствами или федеральным органом.

Передача акций публично-правовых образований в доверительное управление осуществляется на основании Указов Президента РФ и в соответствии с гражданским законодательством. Передача акций в управление юридическим и физическим лицам осуществляется на принципах публичности и гласности по итогам конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями, который проводится по решению Правительства РФ. Обязательными условиями такого договора должны быть: запрет для доверительного управляющего распоряжаться акциями, а также обязательное согласование с уполномоченным органом позиции при голосовании на общем собрании акционеров по ряду вопросов (например, при реорганизации и ликвидации общества, эмиссии ценных бумаг, утверждении годовой отчетности, заключении крупной сделки).

Особые права предоставляет так называемая «золотая акция». Термин «золотая акция» в законодательстве используется в кавычках, поскольку данный инструмент не обладает признаками ценной бумаги (в частности, он неотчуждаем, не имеет признака публичной достоверности и др.). Это — специальное право, позволяющее управлять собственностью, которая ранее была публичной, чтобы сохранить ее назначение и контролировать использование. Таким образом, сама «золотая акция» — это не имущество и не объект права собственности.

«Золотая акция» позволяет государству сохранить контроль над предприятием после преобразования унитарного предприятия в акционерное общество. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» «золотая акция» предоставляет ее держателю (Российской Федерации или ее субъекту) право вето при принятии собранием акционеров некоторых решений (например, об изменении устава, реорганизации и ликвидации общества, заключении крупной сделки или сделки с заинтересованностью и др.).

Решение о выпуске «золотой акции» может быть принято Правительством РФ или органом субъекта Федерации при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или принятии решения об исключении открытых акционерных обществ из перечня стратегических организаций независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности. Принявший решение о выпуске «золотой акции» орган назначает представителя в совет директоров и ревизионную комиссию общества и утверждает Положение, на основании которого действует представитель. Последний может вносить предложения в повестку дня годового общего собрания, требовать созыва внеочередного общего собрания и участвовать в общем собрании акционеров с правом вето. Места представителей государства в совете директоров и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов этих органов общества. «Золотая акция» используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций открытого акционерного общества и действует до принятия решения о его прекращении.

Осуществление права собственности на имущество, обособленное от казны и закрепленное за юридическими лицами. Часть публичной собственности обособляется от казны и передается созданным государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также некоммерческим организациям — учреждениям. Кроме того, некоторые государственные органы имеют статус юридических лиц-учреждений. Названные организации обладают имуществом на ограниченном вещном праве, а собственником его остается публично-правовое образование, создавшее юридическое лицо. Создаваться они могут только в случаях, указанных в законе (например, основания учреждения унитарного предприятия названы в п. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Значение и перспективы ограниченных вещных прав, на которых передается юридическим лицам закрепленное имущество, не получили однозначную оценку в современной науке. Ряд авторов считает права хозяйственного ведения и оперативного управления искусственными конструкциями, придуманными в практике социалистической экономики, от использования которых необходимо отказаться в современных условиях. Другие исследователи полагают, что несвойственная нормальному товарному обороту ситуация, при которой юридическое лицо не является собственником имущества, — следствие переходного периода российской экономики. Они предлагают заменить неэффективные унитарные предприятия на иную форму хозяйствования — на акционерные общества. Но их противники утверждают, что неэффективность унитарных предприятий вызвана не недостатками права хозяйственного ведения, а неумением публично-правовых образований и их представителей управлять имуществом, отсутствием действенных механизмов соблюдения общественных интересов в стране. Поэтому право хозяйственного ведения и право оперативного управления могут стать эффективным орудием управления публичной собственностью, а сторонники обратного подхода опираются не на доказательства, а на идеологические предпосылки.

Согласно ст. 126 ГК юридические лица, созданные публично-правовым образованием, не отвечают по его обязательствам, а публично-правовое образование не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Такие случаи предусмотрены Гражданским кодексом, а также нормативными актами об отдельных юридических лицах.

Поскольку публично-правовое образование остается собственником переданного имущества, для его сохранности и использования в публичных интересах законом предусмотрены особые механизмы. Так, унитарное предприятие обладает, в отличие от иных коммерческих организаций, специальной правоспособностью. В силу этого сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, указанными в уставе, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя или государственного органа, если другая сторона в сделке знала о ее незаконности (ст. 173 ГК). Таким образом, публичное имущество передается юридическому лицу с условием сохранения его назначения. Получение прибыли хотя и является основной целью деятельности коммерческой организации, но в отношении унитарных предприятий может рассматриваться только как средство для достижения других целей — общенациональных. В силу этого многие исследователи ставят вопрос о спорности отнесения унитарных предприятий к числу коммерческих организаций.

Кроме того, у собственника остаются некоторые правомочия в отношении переданного и закрепленного имущества, объем которых определен законом. Правомочия собственника проявляются двояко:

1) ряд действий, влекущих правовые последствия для юридического лица, может совершать только сам собственник (принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации, утверждение и изменение устава, назначение на должность руководителя, утверждение бухгалтерской отчетности и др.);

2) ряд действий совершается только с согласия собственника (крупные сделки, сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, иными обременениями, участие в юридических лицах и в объединениях юридических лиц, создание филиалов и представительств и др.).

Кроме того, собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, а также истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Поскольку в вышеперечисленных случаях публично-правовое образование выступает в качестве носителя публичной власти, а не собственника, названные действия следует квалифицировать как односторонние сделки, хотя они и облекаются в форму распорядительного акта (например, распоряжение органа по управлению имуществом о закреплении на праве оперативного управления за учреждением того или иного объекта). Такой распорядительный акт не может рассматриваться как акт государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренный в подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК в качестве самостоятельного основания возникновения гражданских прав и обязанностей; он является только предусмотренной формой волеизъявления уполномоченного органа.

В то же время унитарные предприятия и учреждения являются самостоятельными юридическими лицами. Собственник не может произвольно ограничивать правомочия обладателей ограниченных вещных прав на имущество, например изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться закрепленным имуществом. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению таким имуществом должны признаваться недействительными по требованиям юридических лиц.

От имени публично-правового образования полномочия собственника осуществляют:
федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении унитарных предприятий по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (утверждение устава, назначение руководителя, согласование приема на работу главного бухгалтера, утверждение программы деятельности предприятия, согласование заключения некоторых сделок, утверждение отчетов и др.);

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:
а) утверждает аудитора, формирует уставный капитал, утверждает передаточный акт или разделительный баланс в отношении всех унитарных предприятий;
б) осуществляет иные полномочия в отношении субъектов, не находящихся в ведении федеральных органов.

Согласование сделок производится также Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Решение о согласовании сделки принимается в течение месяца с момента внесения предложения унитарным предприятием в Агентство с обоснованием и необходимыми документами для заключения сделки. Сделки по продаже имущества осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или по договору с ним другое лицо.

Закрепление части публичного имущества за юридическими лицами позволяет публично-правовым образованиям, сохраняя целевое назначение имущества и контроль за его использованием, переложить бремя содержания на других субъектов. Кроме освобождения публично-правового образования от издержек по управлению имуществом, обособление от казны части имущества уменьшает ту часть публичной собственности, на которую может быть наложено взыскание по долгам публичного собственника.

Как взять в аренду участок, находящийся в публичной собственности

По общему правилу, взять в аренду публичный участок можно только через торги.

Но есть исключения. Без торгов землю взять в аренду могут (п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ):

  1. Собственники расположенных на участке строений.
  2. Собственники недостроенных объектов, но только единожды и для окончания строительства.
  3. Льготные категории, имеющие право на внеочередное получение участков (многодетные семьи, военнослужащие, герои труда, ветераны боевых действий, инвалиды).
  4. Граждане, претендующие на участки определенного назначения: для ИЖС, ЛПХ, садоводства.
  5. Лица, у которых участки были изъяты для государственных нужд, и др.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, существует перечень участков, которые не могут участвовать в обороте:

  1. Участки с неуточненными границами.
  2. Не имеющие категории и установленного вида разрешенного использования.
  3. Предоставленные на праве постоянного бессрочного пользования, аренды и на других видах права.
  4. Изъятые из оборота и зарезервированные участки и др.

Порядок действий заявителя при желании взять участок в аренду:

  1. Выбор участка.
  • Уже существующие участки. Чтобы самостоятельно не проводить кадастровый учет и не нести связанные с этим расходы, можно выбирать из уже сформированных участков. Для этого необходимо отслеживать информацию об аукционах в местных газетах, либо на сайте уполномоченного органа. Также можно воспользоваться официальным сайтом РФ о проведении торгов.
  • Неразграниченный участок. Вы инициируете проведение кадастровых работ, сначала подготовив схему расположения на КПТ (кадастровом плане территории) для утверждения органом власти, а затем межевой план для постановки участка на учет.
  1. Подача заявления в уполномоченную госструктуру. Орган, уполномоченный на проведение торгов, осуществляет подготовку к нему: делает публикацию в СМИ, проверяет документы участников, назначает время и место его проведения.
  2. Участие в аукционе. Здесь действует принцип, характерный для любого аукциона: кто предложит большую ставку, тот и будет пользоваться участком.
  3. Оформление договора аренды.

Вся процедура займет около 3 месяцев.

Ссылка на документ: Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ

Как выкупить участок у государства

Условия покупки участка у государства:

  1. Взять в аренду участок под ИЖС или ЛПХ, построить и ввести в эксплуатацию жилой дом (садоводство, ИЖС, ЛПХ – без торгов).
  2. Чтобы выкупить сельскохозяйственный участок, необходимо арендовать его не менее 3 лет.
  3. Выиграть аукцион по продаже участков.

Порядок проведения аукциона такой же, как и при аренде участка. Можно самостоятельно инициировать торги, можно выступить участником любого аукциона, проводимого уполномоченным органом власти. Документы на него необходимо подать не позднее чем за 5 дней до начала аукциона.

Земельные участки под коммерческое использование выкупить без проведения торгов нельзя.

Расходы по проведению торгов ложатся на граждан и юридических лиц. Для участия в аукционе заявитель обязан оплатить задаток.

  • Если вы выиграли аукцион, аванс засчитывается в счет оплаты выкупной стоимости земельного участка.
  • Всем проигравшим сторонам задаток возвращается.
  • Если ваша заявка оказалась единственной, или остальные участники были не допущены до аукциона, с вами заключат договор купли-продажи по самой выгодной начальной цене аукциона.

Особенности выбора участка

Если осуществлять самостоятельный поиск несформированных участков, пользуясь Публичной кадастровой картой, то можно просто не найти свободного места. В Москве найти незанятую площадь практически невозможно. В других крупных городах РФ ситуация схожая.

Если вы наметили несколько потенциальных мест на карте, необходимо осмотреть участок в натуре. На нем не должно быть строений, проведенных коммуникаций, даже остатков фундамента. Ведь может оказаться, что у участка есть правообладатели, которые просто не провели межевание, поэтому место на карте осталось пустым.

Пользоваться официальным сайтом РФ для проведения торгов удобно, можно сразу получить всю необходимую информацию о мероприятии, единственный минус – выбор объектов крайне невелик. Но и преимущества значительные: на аукцион выставляются сформированные участки. Сайты уполномоченных организаций тоже могут помочь: на них регулярно появляется информация о продаже имущества.

При выборе объекта из существующих участков, находящихся в публичной собственности, обращайте внимание на права и ограничения.

Нажмите для увеличения изображения

Откройте участок, который вы нашли с помощью карты, через справочную информацию об объектах недвижимости, вкладку «Права и ограничения».

Нажмите для увеличения изображения

Если ограничение зарегистрировано, то такой участок невозможно рассматривать в качестве предмета аукциона.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Преимущества и особенности

Как ни странно, публичная форма собственности несет яд положительных моментов. Они повышают привлекательность квартир или земельных участков при условии, что государство сдало их в аренду частному лицу:

  1. Нет обязательных отчислений в налоговую с объекта недвижимости (земельного участка). Денежный сбор оплачивается исключительно владелец объекта. Сумма варьируется от 0,3 до 2%.
  2. В случае стихийного бедствия или техногенной катастрофы государство обязуется предоставить новое жилье. Возможно лучшего качества при наличии квартир в новостройке.
  3. Широкие возможности для улучшения жилищных условий. При несоблюдении санитарных норм, ветхости жилья государство вправе предоставить абсолютно новое жилье. Часто улучшенной планировки и большей площадью.
  4. Полная прозрачность и отсутствие преступных махинаций. Государственную недвижимость очень сложно передать в сторонние руки. Множество разрешений, документов и отчетность исключает потерю квартиры.

Необходимые документы

Процедуру приватизации можно разделить на два этапа:

  • подготовка, оформление и сбор документации, необходимой для проведения процедуры приватизации в органах государственной власти или местного самоуправления;
  • регистрация перехода права собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Для проведения процедуры приватизации земельного участка потребуется подготовить и собрать следующую документацию:

  • заявление на проведение процедуры приватизации земельного участка;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, подавшего заявление;
  • предварительный акт согласования места размещения земельного участка;
  • правоустанавливающая документация на земельный участок. Это может быть договор аренды, постановление о передаче земельного участка в безвозмездное пользование и так далее;
  • межевой план земельного участка и акт согласования границ;
  • если гражданин обладает статусом, дающим льготы при получении земельного участка в собственность, потребуется предоставить документальное подтверждение этого статуса;
  • финансовая документация, подтверждающая факт отсутствия долгов по арендной плате.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о приватизации земельного участка:

Важно! Если процесс передачи принадлежащего государству земельного участка будет осуществляться через аукцион, потребуется предоставить:

  • заявку на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов состоявшегося аукциона;
  • финансовую документацию, подтверждающую факт полной оплаты выставленного на аукцион государственного или муниципального земельного участка.

Договор на приватизацию земельного участка оформляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о проведении приватизации и пакета необходимой документации. Передача в собственность земельного участка победителю аукциона осуществляется в течение 30 дней с момента подведения итогов аукциона и внесения оплаты.

После того как договор о приватизации или о передаче в собственность по итогам аукциона будет заключен, его необходимо передать в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии либо в многофункциональный центр по оказанию государственных услуг для проведения процедуры регистрации права собственности.

В случае если оформляемый в частную собственность земельный участок ранее не прошел процедуру постановки на учет, то эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрацией перехода права собственности.

Учтите! Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии или в многофункциональный центр по оказанию государственных услуг и предоставить пакет документации, в который включить:

  • заявление о проведении процедуры регистрации и при необходимости – о постановке на кадастровый учет;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, подающего заявление;
  • договор, на основании которого гражданин стал собственником земельного участка;
  • если гражданин стал собственником земельного участка по итогам проведения аукциона, потребуется предоставить финансовую документацию, подтверждающую факт внесения оплаты за земельный участок;
  • межевой план и акт согласования границ земельного участка;
  • финансовая документация, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.

Иногда гражданам приходится обращаться в суды для получения права собственности на земельный участок. В такой ситуации регистрация перехода права собственности будет осуществлена на основании вступившего в законную силу решения суда.

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии предоставляется 7 дней для проведения процедуры регистрации перехода права собственности. Если документация подавалась через многофункциональный центр по указанию государственных услуг, то этот срок увеличивается еще на 2 дня.

После завершения процедуры регистрации сведения о новом владельце земельного участка будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а собственник для подтверждения права собственности получит выписку из этого реестра.

С момента, когда будет зарегистрирован переход права собственности, земельный участок из государственной переходит в частную собственность, а гражданин становится полноправным владельцем этого участка.

Недостатки

Говоря о муниципальном жилье, нельзя не отметить также и минусы. Рассматриваемые квартиры обладают двумя существенными недостатками. Первый заключается в невозможности продать, подарить или передать по наследству жилье, так как собственником является государство. Таким образом, именно оно распоряжается дальнейшей судьбой недвижимости. Второй минус в том, что имеется риск лишения жилой площади. Если наниматель нарушает закон, то его вправе выселить без возможности предоставления другого жилья.

В случае же вынужденного выселения добросовестных граждан им предоставляется другая жилплощадь. Однако в случае с собственником выселение вообще не может осуществляться.

Для того чтобы обрести полные права на квартиру, ее необходимо приватизировать. Но если жилье является аварийным, то не стоит спешить, так как в этом случае ничего не будет предоставлено взамен него.

Заключение

Что значит «собственность публичных образований»? Это такой же объект гражданских отношений, что и частная недвижимость. Но в отдельных случаях она служит предметом публичных отношений. Это возможно при наличии соответствующих политических, социальных и экономических условий.

Публичная собственность имеет целый ряд ограничений, которые направлены на предотвращение злоупотреблений со стороны должностных лиц, а также на рациональное пользование землей или иных объектов. Она имеет как преимущества, так и недостатки. Поэтому при возможности выбора гражданин может взвесить все за и против, чтобы принять оптимальное для себя решение.

 
Источники

  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/publichnaya_sobstvennost_v_grazhdanskom_prave/
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/obekty_i_subekty_publichnogo_prava/
  • http://be5.biz/pravo/g014/22.html
  • https://urpomosh03.ru/land/zemlya/sobstvennost-publichno-pravovyx-obrazovanij
  • https://y-legal.ru/chto-oznachaet-forma-sobstvennosti-publichnaya.html
  • https://FB.ru/article/475436/publichnaya-sobstvennost—chto-eto-takoe
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Последние ответы

Бесплатная горячая линия 24/7
8 (800) 550-82-45
по всей России


+7 (499) 398-51-30
Для жителей Москвы и МО
+7 (812) 305-28-25
Для жителей Спб и области