Бесплатная горячая линия

Ресоциализация осужденных: понятие, практическое значение и отграничения от смежных понятий

Содержание

Что такое ресоциализация осуждённых?

Ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания; это система реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности.

То, что в России называют ресоциализацией, в зарубежной практике определяют как социальная терапия, к основным направлениям которой относят:

  • обучение осуждённых;
  • трудовую деятельность;
  • занятия спортом;
  • приобщение к культурно-просветительским мероприятиям.

Десоциализация и ресоциализация: различия

Десоциализация – это утрата усвоенных ценностей, норм, социального статуса, привычного образа жизни или сознательный отказ от них.

Она может проходить в течение короткого или длительного периода, быть более или менее интенсивной, добровольной или принудительной.

В результате десоциализации люди теряют человеческий облик и ранее усвоенные ценности, личность нивелируется, растворяется в агрессивной массе. Теряют значение статусные различия, а также нормы и табу, действующие в обычных условиях.

Если десоциализация наступает в результате добровольного отказа от прежних ценностей (например, уход в монастырь), то этот процесс не приводит к нравственной деградации личности, а, наоборот, может даже духовно обогатить её.

В случае вынужденной десоциализации (потеря работы, лишение свободы) личность оказывается неспособной выдержать давление социальных обстоятельств, что толкает её к иллюзорному уходу от реальности (бродяжничество, алкоголизм, наркомания).

Один из примеров десоциализации — совершение преступления, что означает нарушение общественных, законодательных норм и посягательство на охраняемые ценности.

Совершение преступного деяния свидетельствует о десоциализации субъекта: тем самым он демонстрирует свой отказ от ключевых ценностей общества.

Десоциализации осуждённых обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, таких как:

     

  • принудительная изоляция от общества;
  • включение осуждённых в однополые группы;
  • жёсткая регламентация поведения на всех уровнях;
  • облачение в спецформу;
  • замена имени на «номер», старой обстановки на обезличенную;
  • отвыкание от прежних ценностей, обычаев и привыкание к новым;
  • утрата свободы действий.

При тюремной десоциализации осуждённый морально опускается и отчуждается от мира в такой степени, что возвращение его в социум зачастую невозможно.

Показателем десоциализации в данном случае служат рецидивы и, как следствие, возвращение к тюремным нормам и привычкам.

Ресоциализация, напротив, означает усвоение новых ценностей; это процесс повторного прохождения социализации. Главная цель уголовного наказания — ресоциализация преступников, направленная на профилактику рецидивной преступности.

Чтобы снизить вероятность рецидива преступления, важно нейтрализовать негативные последствия лишения свободы, облегчить адаптацию освобождённых к условиям жизни на свободе.

Оказывая помощь освободившимся в трудовом устройстве, восстановлении социальных связей, госорганы и общественные организации способствуют их ресоциализации.

При нормальном протекании процесса ресоциализации вероятность рецидива преступлений в разы снижается.

Таким образом, десоциализация и ресоциализация – это 2 формы проявления социализации. И та, и другая могут быть глубокими и поверхностными.

Ресоциализация осуждённых к лишению свободы

Сегодня ресоциализация осуждённых является приоритетной задачей, которую необходимо решать на уровне госструктур.

Процесс ресоциализации направлен на возвращение освободившихся к жизни в социуме, приобретение ими нужных умений для жизни в обществе, соблюдение принятых норм и законодательства.

Осуждённый, не прошедший процесс ресоциализации, опасен для общества.

Деятельность исправительных учреждений должна быть направлена на разрешение 2 основных проблем:

  • исполнение наказания;
  • ресоциализация осуждённого, формирование у него набора качеств, необходимых для адаптированного поведения в социуме.

Ресоциализация включает в себя:

  • профилактику;
  • коррекцию;
  • восстановление.

Профилактика направлена на устранение, сглаживание причин, условий и факторов, вызвавших отклонения в развитии личности. Зачастую она ориентирована на социальное окружение человека.

Специальная профилактика позволяет создать климат в обществе, позволяющий исключить совершение преступлений. Общая профилактика направлена на формирование антикриминогенных мотивов поведения и понимание неотвратимости наказания за совершённое преступление.

Коррекция предусматривает работу с конкретными отклонениями, имеющимися у осуждённого, и коррекцию поведения.

При длительном занятии преступной деятельностью у человека вырабатываются определённые привычки и навыки, составляющие преступный стереотип. Он теряет нормальные трудовые навыки, приобретая взамен преступные.

Прежде чем адаптировать преступника к жизни в адекватной социальной среде, нужно разрушить в нём стереотип преступника и заменить трудовым стереотипом.

Восстановление в правах предусматривает учёт ключевых положений Конвенции ООН, касающихся прав человека на:

  • жизнь;
  • достойное существование;
  • получение образование;
  • труд и пр.

Подготовка осуждённых к освобождению — важный этап деятельности исправительных учреждений. С этой целью осуществляется комплекс мероприятий, направленных на поддержку освобождаемых в последующем трудовом и бытовом устройстве, подготовку к их жизни в условиях полной свободы, что и является ресоциализацией осуждённых.

Социальная ресоциализация

Успешная ресоциализация осуждённых невозможна без изменения к ним отношения окружающих: на уровне общества, социальных институтов, производственных коллективов, общественных организаций, семьи и родственников.

К бывшим осуждённым общество должно проявлять гуманность, понимая, что кара за наказание не должна продолжаться всю жизнь.

Гуманное общество не мстит, а проявляет терпимость, лояльность и сострадание к освободившимся, признаёт их права, обеспечивает социальную поддержку, защиту, гарантии.

К сожалению, в нашем обществе пока не наблюдается такой гуманности, даже со стороны государства. Нам ещё необходимо научиться поддерживать оступившихся, давать им жизненный шанс.

Бывшие заключённые не должны чувствовать себя изгоями общества, иначе тюрьма станет их единственным пристанищем до конца жизни.

Социальная ресоциализация осуждённых должна иметь также и юридическую основу, а именно:

  • закон о социальной адаптации осуждённых;
  • правовые нормы на сохранение жилья, трудовое устройство после освобождения;
  • ответственность местных органов власти.

Что такое психологическая ресоциализация?

Важным моментом процесса ресоциализации является психологическая поддержка осуждённого во время и после отбывания срока.

Психологическая ресоциализация связана с преодолением социальной дискриминации, а также изменением представления осуждённого о самом себе.

Квалифицированный специалист способен повлиять не только на самого осуждённого, но и на его родственников, сформировать у них гуманное отношение к оступившемуся.

В рамках ресоциализации перед воспитателями исправительных учреждений, психологами стоит очень сложная задача: планирование нового человека и формирование у них стойкого стремления к перестройке собственной личности.

Психологическая ресоциализация базируется на психодиагностике и включает:

  • психопрофилактику;
  • психокоррекцию;
  • психотерапию в кризисных и критических ситуациях.

Результатом психологической ресоциализации осуждённых являются:

  • раскаяние;
  • осознание вины, очищение;
  • выработка социального иммунитета.

Такие результаты возможны, если психологическая установка осуждённого на новый образ жизни подкреплена комплексом социальных условий для её реализации. В ином случае общество получит рецидив преступного поведения.

Механизм десоциализации

Почему же человеком выбирается антиобщественный путь? На первоначальном этапе это происходит неосознанно. Дети и подростки перенимают манеры поведения тех взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни. При этом они удовлетворяют свое желание получить одобрение от этой отрицательной микросреды. К тому же так, по их понятиям, они быстрее становятся взрослыми. В таком случае негативной микросредой над личностью осуществляется социальный контроль. При этом подростки или дети получают похвалу, одобрение и поддержку, если встали на путь антиобщественного поведения. Трудолюбие, милосердие и доброта в такой среде попросту высмеиваются.

Весь процесс десоциализации иногда осуществляется стихийно. Однако в некоторых случаях его проводят целенаправленно. Примером тому может служить воспитание у подростков преступного поведения для вовлечения их в незаконную деятельность. При этом широко используется механизм наказаний и поощрений.

Что такое ресоциализация осуждённых?

Ресоциализация осуждённых подразумевает процесс адаптации и восстановления навыков вхождения в социум после освобождения от наказания; это система реабилитационных мероприятий по восстановлению ослабленных или утраченных социальных функций за время отбывания уголовного наказания и статуса личности.

То, что в России называют ресоциализацией, в зарубежной практике определяют как социальная терапия, к основным направлениям которой относят:

  • обучение осуждённых;
  • трудовую деятельность;
  • занятия спортом;
  • приобщение к культурно-просветительским мероприятиям.

Путь исправления

К личности, которая встала на антиобщественный путь поведения, различными государственными институтами социального контроля применяется ресоциализация. Это понятие означает определенный вид изменений, происходящих в человеке, которые позволяют принять тип поведения, кардинально отличающийся от прежнего. В этом случае приставка «ре-» означает разрушение и демонтаж негативных ценностей и норм, которые были усвоены личностью. В ходе этого процесса происходит принятие человеком тех позитивных понятий, которые одобряются обществом.

Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.

Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.

Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

  • диагностика особенностей личности каждого заключенного;
  • выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
  • выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
  • обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий;
  • восстановление разрушенных социальных связей;
  • формирование позитивной сферы целеполагания;
  • восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
  • использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.

Использование термина

Понятие «ресоциализация» достаточно широко используется не только представителями социальной психологии и социологии. Упоминают этот термин также юристы и педагоги. Касается он социальных мер, которые применяются обществом к людям, вставшим на криминальный путь.

В педагогике ресоциализация – это усвоение новых навыков и ценностей, которые должны заменить прежние устаревшие или недостаточно усвоенные. Весь этот процесс направляется на лиц, имеющих различные виды отклоняющегося поведения. Цель, которую преследует ресоциализация, — это восстановление утраченного социального статуса, а также переориентация негативных установок. Решение данной задачи кроется в позитивном отношении педагогически ориентированной среды к личности. «Ресоциализация осужденных» – это термин, который используют юристы при решении проблем уголовно-исполнительной политики. Применяется он к молодежи. При этом отмечается, что у субъектов молодого возраста способность к ресоциализации выше, чем у представителей старшего поколения. Для молодежи этот термин может означать не сам процесс, а его результат.

Ресоциализация личности

За гармоничную повторную социализацию вначале несет ответственность семья индивида, затем школа и учебные группы, потом различные организации социального предназначения. В роли профилактических структур выступают правоохранительные органы.

Ресоциализация означает трансформации, при которых зрелая личность перенимает поведение, которое разительно отличается от принятого ранее. Она происходит в течение всей жизни индивида и связана с видоизменениями его направленностей, моральностей и ценностей, норм и правил. Это своеобразная замена человеком некоторых образцов жизненного поведения, новыми навыками и умениями, которые соответствуют условиям, изменившимся вследствие технологических и социальных трансформаций. Модификация ценностей, которые стали неадекватными согласно новым предписанием общества, в котором он обитает. Так, например, все бывшие заключенные проходят данный процесс, который заключается во вживании индивида в существующую систему представлений и ценностей. Процесс ресоциализации проходят эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду. Они проходят через отвыкание от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, что компенсируется за счет приобретения нового опыта.

Свойства личности индивидов, формирующиеся в процессе их жизнедеятельности, не являются бесспорными. Ресоциализация может охватывать множество видов деятельности. Своеобразной вторичной социализацией является и психотерапия. С ее помощью люди стараются понять и разобраться со своими проблемами, конфликтами, изменить обычное поведение.

Процесс ресоциализации происходит в различных сферах жизни и на разных ее этапах. Решением проблемы повторной социализации занимаются чиновники на государственном уровне, разрабатывается определенный комплекс мер. Выделяют такие понятия, как ресоциализация бездомных, социальная ресоциализация, ресоциализация инвалидов, подростков, бывших заключенных.

Ресоциализация бездомных – это комплекс мероприятий, которые направлены на устранение бездомности, обеспечение бесприютных жильем, организация соответствующих условий для осуществления ими прав и свобод человека (например, право на труд).

Социальная ресоциализация может быть связана с восстановлением ранее осужденных в их дееспособности и статусе, т.е. их возрождение в качестве субъектов социума. Основой такой повторной социализации является изменение отношения к ним общества на всех уровнях от чиновников и до семьи.

Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, помощь в трансформации ранее обычных для них норм и правил поведения, активное их включение в жизнь социума.

Кем осуществляется ресоциализация?

Вступление личности на путь антиобщественного развития фиксируется институтами, которые осуществляют социальный контроль. При этом ими же и могут быть приняты соответствующие меры ресоциализации. В этом процессе участвуют учебные, воинские и трудовые коллективы, школа и семья, общественные организации, а также правоохранительные органы в лице своих профилактических структур. Зачастую ресоциализация личности проводится без лишения свободы. Однако при совершении человеком социально опасного деяния к нему могут быть приняты более жесткие меры. В таком случае по приговору суда он отправляется в места лишения свободы. При этом ресоциализация – это определенный этап, призванный восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей. Специальными институтами, которые осуществляют процесс ресоциализации в данном случае, являются следующие:

— воспитательно-трудовые колонии, где содержатся несовершеннолетние;

— исправительно-трудовые колонии;

— тюрьмы.

Основная задача, которую призваны решать данные социальные институты,это перевоспитание и исправление осужденных, то есть ресоциализация.

Острота проблемы

Тему ресоциализации связывают не только с теми, кто совершил уголовно наказуемые деяния. Она касается и других категорий людей. Так, большое значение для общества имеет ресоциализация наркозависимых, больных, а также тех, кто пережил стресс во время природных бедствий, боевых действий или аварий.

Таким людям нужна не только социальная помощь. Для проведения нормального процесса ресоциализации понадобится психотерапия, психокоррекция (аутотренинг и пр.). Социальной адаптации таких людей ожидать не следует, если не будет снята эмоциональная напряженность личности.

Работа по ресоциализации

Социальной реабилитацией в странах Западной Европы занимаются общества милосердия и различные фонды, Армия спасения, Церковь и т. п. Аналогичная работа в России проводится реабилитационными центрами. В связи с этим возникает необходимость ускоренного развития такой гуманистической психологии, которая была бы ориентирована на нужды данной социальной практики.

Стоит сказать о том, что необходимость в социальной адаптации существует практически у каждого человека. При этом положительные результаты появляются только при снятии эмоционального напряжения.

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии – это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.

Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.

Ресоциализация в семье

Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи. Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме. Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.

Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.

От стиля и методов воспитания, которые используются родителями, непосредственно зависят процессы социализации, ресоциализации и десоциализации личности индивидов. Так, например, ребенок, воспитанный американскими родителями, будет разительно отличаться, от детей, воспитанных японскими родителями.

Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей. Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.

Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.

Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки. Однако самой важной и наиболее существенной причиной нарушений повторной социализации является несовместимость моральных качеств и нравственных установок родителей, несогласованность их мнений по поводу долга, чести, морали, обязанностей и т.д. Часто такая несогласованность может вступать в конфликт, если супруги имеют диаметрально противоположные взгляды на систему ценностей и моральные качества.

Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.

Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.

Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.

Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

  • диагностика особенностей личности каждого заключенного;
  • выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
  • выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
  • обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, психопатий
  • восстановление разрушенных социальных связей;
  • формирование позитивной сферы целеполагания;
  • восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
  • использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.

Ресоциализация детей

Процесс социализации характеризуется бесконечностью, а большей интенсивностью данный процесс обладает в детстве и юности. Тогда как процесс вторичной ресоциализации большей интенсивностью начинает обладать в старшем возрасте.

Существуют определенные различия между процессами ресоциализации в детстве и в более взрослом возрасте. Во-первых – вторичная социализация взрослых людей заключается в изменении их внешнего проявления поведения, вторичная детская социализация лежит в корректировке ценностных ориентиров. Во-вторых – взрослые люди могут дать оценку нормам, дети же могут только усвоить их. Взрослый возраст характеризуется пониманием, что кроме белого и черного есть еще множество оттенков. Дети же должны усваивать то, что им говорят родители, учителя и другие. Они должны повиноваться старшим и беспрекословно выполнять их требования и установленные правила. Тогда как взрослые индивиды будут приспосабливаться к требованиям начальства и различных социальных ролей.

Ресоциализация подростков заключается в организованном педагогическом и социальном процессе возрождения у них социального статуса, несформированных или утраченных ранее социальных умений, навыков, ценностных и моральных ориентаций, опыта общения, поведения, взаимодействия и жизнедеятельности.

Процесс вторичной социализации у подростков происходит, основываясь на повторной адаптации и возрождении приспособительного потенциала детей к уже существующим правилам, нормам, конкретным социальным обстоятельствам и условиям. Дети, находящиеся в процессе ресоциализации остро нуждаются в участии, внимании, оказании помощи, поддержки со стороны значимых для него людей и взрослых, которые являются их близким окружением.

Ресоциализация подростков По Э.Гидденсу – это определенный вид изменений личности, при которых достаточно зрелый ребенок перенимает образ поведения, который отличается от прежнего. Крайним проявлением ее может быть своеобразное преображение, когда индивид полностью переключился с одного «мира» на другой.

Важным в процессах вторичной социализации детей является воспитание в учебных заведениях. Процесс повторной социализации в них должен строиться, главным образом, учитывая индивидуальность подростков, обстоятельства их воспитания, которые содействовали формированию у них ценностных ориентиров и возможных асоциальных проявлений. Важнейшим принципом в процессах ресоциализации подростков является опора на их позитивные качества.

Также, существенным в профилактической и воспитательной деятельности является вырабатывание будущих жизненно-важных принципов, стремлений, которые, прежде всего, связаны с его профессиональным ориентированием, с предпочтением и освоением будущей специальности. Неприспособленные (дезадаптированные) подростки, в дальнейшем, характеризуются не только анормальным (плохим) поведением, но и неуспеваемостью по всем школьным предметам. Такие дети склоны к разочарованиям, неуверенности в своих силах. Они не видят себя в дальнейшем будущем и как бы «живут одним днем», сиюминутными желаниями, удовольствиями и развлечениями. Это в дальнейшем может привести к серьезным предпосылкам для десоциализации и криминализации личности несовершеннолетнего подростка.

Процессы ресоциализации подростков должны включать в себя восстановительную функцию, т.е. восстановление позитивных связей и качеств, компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у детей стремлений к компенсированию недостатков другими видами деятельности, их усилению (например, в той области, которой увлекается), стимулирующую функцию, которая должна быть направлена на усиление и активизацию позитивной полезной общественной деятельности учеников, осуществляемая посредством одобрения или осуждения, т.е. неравнодушное эмоциональное отношение к личности детей и их поступкам.

Конечной целью ресоциализации является достижение такого уровня и качества культурности личности, которое нужно для бесконфликтной и полноценной жизнедеятельности в социуме.

Понятие ресоциализации

Под ресоциализацией понимают процесс, во время которого человек осваивает социальные нормы и культурные ценности, если ранее он почему-то не смог этого сделать. Или же если в его жизни изменились обстоятельства, и он должен к ним адаптироваться. Ресоциализация может заключаться, например, в проведении профориентации для учащихся. Или в перепрофилировании профессиональной переподготовке взрослых людей, потерявших работу.

Ресоциализация часто следует за десоциализацией. Последняя происходит, когда человек попадает под влияние антиобщественных норм и ценностей. В результате у него начинает проявляться антисоциальное поведение. Человек превращается в изгоя. Результатом могут стать правонарушения и преступления.

Также десоциализация может возникать из-за длительного отсутствия контактов с людьми. Например, человек несколько месяцев провел на больничном и вышел на работу в прежний коллектив. Ему может оказаться довольно сложно влиться в общение с коллегами. Поэтому первое время такой сотрудник может проводить в одиночестве.

Возникает десоциализация и как следствие привычки общаться с людьми только в интернете. Человеку со временем может стать сложно комфортно чувствовать себя в “реальном мире”.

Десоциализация может стать следствием неправильного воспитания в семье. Потворство родителей, желание оградить ребенка от трудностей — все это может привить ему неправильные ценности. Кроме того, десоциализация может стать последствием перенесенного стресса. Например, во время теракта, из-за потери близкого человека или работы. Развивается она также и под влиянием психических расстройств.

Во всех перечисленных выше случаях человеку требуется коррекция поведения. Это и будет ресоциализация. Если десоциализация заключается в отказе от общепринятых правил, то во время ресоциализации, напротив, происходит их возвращение. Интересным примером одновременного сочетания этих двух процессов может стать уход человека в монастырь. При этом личность отказывается от общепринятых правил, т.е. налицо десоциализация. Однако одновременно этот человек совершенствуется и обогащается духовно.

Ресоциализацию осуществляют педагоги, психологи, социологи и юристы. Их основная задача — привить индивидууму новые жизненные ценности. У этого процесса есть разные формы, которые зависят от того, на кого он направлен. Например, ресоциализация бездомных помогает обеспечить их жильем, адаптироваться в обществе, найти работу, защитить их права и свободы. Ресоциализация инвалидов помогает таким людям приспособиться к жизни в окружающем мире.

Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания, и меры по ее обеспечению

Социальная адаптация есть приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих бывшему осужденному нормально жить в обществе свободных людей.

Имеется ряд факторов, объективно осложняющих адаптацию этих граждан. Эти факторы внутренне противоречивы. С одной стороны, они должны оказывать положительное воздействие на осужденного, поскольку весь карательно-воспитательный процесс способствует созданию контрмотива преступной деятельности, показывая, что преступление влечет целый ряд неблагоприятных последствий. С другой стороны, лишение свободы неизбежно связано с рядом отрицательных социальных последствий как для осужденного, так и для общества в целом.

Одно из таких последствий — разрыв многих социально полезных связей — с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т.д. Для того чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера — не ограничена переписка осужденных, они получают посылки, передачи, свидания. Однако эти меры полностью заменить постоянное общение, конечно, не могут.

Вторым последствием является помещение осужденного в отрицательную среду таких же лиц, как он сам, т.е. преступников. Естественно, что такая среда не может не оказать отрицательного влияния на осужденного, особенно, если он впервые осужден и характеризуется небольшой степенью социально-нравственной запущенности.

Компенсационные меры выражаются в раздельном содержании впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Однако такая классификация не учитывает индивидуальных особенностей разных осужденных. Известно, что иногда одну судимость может иметь опасный преступник, имеющий за плечами десятки преступлений, и две — человек, совершивший преступления под влиянием ситуации и т.п. Первый может оказывать куда более отрицательное влияние на других отбывающих наказание, чем второй.

Следующая трудность, осложняющая адаптацию, связана с тем, что осужденные отучаются принимать самостоятельные решения. Весь порядок их жизни определяет администрация учреждения: они не планируют свой бюджет, у них нет наличных денег, они не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания. Они становятся пассивными, им трудно решать бытовые проблемы, с которыми они столкнутся после освобождения.

В 1963 г. были созданы колонии-поселения, в которых установлен режим полусвободы, направленный на постепенное приобщение осужденного к условиям, максимально приближенным к свободе. Однако этот этап проходят лишь положительно характеризующиеся осужденные, хотя ступенчатое освобождение с точки зрения облегчения адаптации особенно важно как раз для отрицательно характеризующихся, ибо рецидив среди них значительно выше. Подавляющее большинство осужденных освобождается непосредственно из колоний закрытого типа (общего, строгого и особого режима), а также из тюрем.

Немаловажное значение с точки зрения осложнения адаптации имеет и тот отрицательный прием, с которым сталкиваются многие освобожденные с первых шагов на свободе. Особенно сильное влияние этот фактор оказывает на тех, кто не был подготовлен к нему в колонии.

Для облегчения социальной адаптации предусмотрена специальная система норм, призванных, с одной стороны, помочь освобожденному в решении наиболее важных проблем, которые он в целом ряде случаев сам решить не может (трудовое, бытовое, жилищное устройство), а с другой — установить социальный контроль за теми освобожденными, от которых можно ждать каких-либо антиобщественных проявлений, в том числе совершения новых преступлений.

Наблюдение за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания имеет свои особенности. С одной стороны, оно касается лиц, представляющих меньшую опасность, так как данный институт применяется лишь к тем, кто, по мнению суда, не нуждается для своего исправления в полном отбывании назначенного судом наказания, т.е. к положительно характеризующимся осужденным. Вероятность рецидива с их стороны значительно меньшая. С другой стороны, эти лица освобождены досрочно, вследствие чего подготовка их освобождения могла не проводиться. Это значит, что все вопросы трудового и бытового устройства они должны решать после освобождения самостоятельно.

С другой стороны, суд, применяя условно-досрочное освобождение, может возложить на осужденного исполнение определенных обязанностей (о них говорилось ранее).

Наблюдение за условно-досрочно освобожденными организуют органы внутренних дел (подразделения по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные милиции), они же проводят с ними воспитательную работу, направленную на закрепление результатов их исправления. В зависимости от поведения лица, условно-досрочно освобожденного от наказания, органы внутренних дел могут ставить перед судом вопрос о полной или частичной отмене таких обязанностей или о дополнении ранее установленных обязанностей. К сожалению, на практике загрузка сотрудников милиции не позволяет им целенаправленно заниматься контролем за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания. Внимание обращается главным образом на лиц, характеризующихся отрицательным поведением. Остальные остаются вне поля зрения. Поэтому необходимо создание специализированного государственного органа по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных.

Главная цель наблюдения и проведения воспитательной работы — помочь освобожденному адаптироваться в новых для него условиях, оказывать содействие в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего наблюдается в первое время после освобождения.

Если на данное лицо распространяется законодательство об административном надзоре, то при безуспешности мер общественного воздействия перед органами внутренних дел может быть поставлен вопрос об установлении такого надзора.

Если осужденный совершит нарушение общественного порядка, за которое на него будет наложено административное взыскание, или злостно уклонится от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания. При совершении осужденным преступления по неосторожности вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом. Если новое преступление является умышленным, суд назначает ему наказание по правилам о совокупности приговоров, предусмотренным ст. 70 УК РФ. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Административный надзор представляет собой профилактическую меру, применяемую к тем освобожденным, поведение которых дает основание опасаться рецидива преступлений с их стороны. Цель надзора — предупреждение новых преступлений со стороны освобожденных и оказание на них воспитательного воздействия. Он не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы или жительства.

Институт административного надзора регламентирован Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утв. указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1966 № 5364-VI. В соответствии с названным Положением административный надзор может быть установлен за некоторыми категориями освобожденных.

В ст. 2 Положения, регламентирующей эти категории, первой названы особо опасные рецидивисты. УК РФ не знает такой категории. Однако ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» содержит норму об отбывании лицами, признанных особо опасными рецидивистами в соответствии со ст. 241 УК РСФСР 1960 г., в исправительных колониях особого режима. В этих же колониях в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывают наказание лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве. Это дает основание сделать вывод, что законодатель приравнивает эти категории. Отсюда следует, что административный надзор может устанавливаться за лицами, совершившими преступления при особо опасном рецидиве.

За лицами, судимыми за тяжкие преступления или судимыми два или более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленное преступление в течение неотбытой части наказания, административный надзор устанавливается в том случае, если их поведение в период отбывания наказания свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни. Основанием для установления надзора за этой категорией лиц является приговор суда.

Пленум Верховного Суда СССР, обобщивший в постановлении от 05.07.1974 практику применения судами законодательства об ответственности за нарушение правил административного надзора, указал, что под упорным нежеланием встать на путь исправления и приобщиться к честной трудовой жизни следует понимать, в частности, систематические нарушения требований режима отбывания наказания, за которые лицо подвергалось взысканиям, если эти взыскания не сняты и не погашены к моменту освобождения. Систематическими должны признаваться нарушения, совершенные три раза и более при условии, что за каждое из них лицо было подвергнуто взысканию.

В соответствии с указанным Положением административный надзор устанавливается мотивированным постановлением начальника исправительного учреждения. В этом документе определяются основания установления надзора и его срок. В постановлении определяется, когда осужденный должен прибыть к избранному им месту жительства.

При освобождении постановление об установлении надзора объявляется осужденному под расписку, ему разъясняются правила надзора, его обязанность прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и явиться в орган внутренних дел, а также соблюдать те ограничения, которые будут установлены в соответствии с постановлением об административном надзоре.

Помимо обычных для всех граждан обязанностей вести честный образ жизни, не нарушать общественный порядок, лица, находящиеся под административным надзором, должны являться в орган милиции по вызову и давать объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил надзора; уведомлять работников милиции о перемене места работы и жительства, о выездах в командировки; при выезде в другой населенный пункт по личным делам с разрешения органов милиции и нахождении там более суток — зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.

К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома (квартиры) в определенное время; запрещения пребывания в определенных пунктах района, города (например, на вокзалах); запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города. Эти лица могут быть обязаны являться в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Конкретные ограничения применительно к каждому лицу устанавливаются начальником органа внутренних дел в полном объеме либо частично в зависимости от поведения поднадзорного, его семейного положения, места и графика работы и других обстоятельств. Ограничения могут изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы и т.д.

Постановление об установлении ограничений или их изменении объявляются поднадзорному под расписку.

В том случае, если административный надзор за осужденным не был установлен при освобождении из мест лишения свободы, это может быть сделано органом внутренних дел по месту его жительства, если он систематически нарушает общественный порядок несмотря на предупреждение органов внутренних дел.

Такое предупреждение должно быть составлено в письменном виде. О нем сообщается лицу под расписку. В предупреждении должно быть указано, какие правонарушения допускает лицо (например, мелкое хулиганство, появление в общественном месте в пьяном виде, прогулы по месту работы и т.п.). Лицу объявляется, что если оно будет продолжать вести себя подобным образом, то за ним может быть установлен административный надзор. Лишь после такого официального предупреждения, если оно не возымело действия, начальником органа внутренних дел может быть вынесено постановление об установлении административного надзора. Это постановление должно быть санкционировано прокурором.

Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. При необходимости он может быть каждый раз продлен еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, установленных для погашения или снятия судимости.

Административный надзор прекращается по истечении срока, на который он установлен, если не вынесено постановление о его продлении, либо досрочно, если будет установлено, что поднадзорный твердо встал на путь честной жизни, положительно характеризуется в быту и на работе и не нуждается в надзоре, а также в случае погашения или снятия с него судимости.

В соответствии со ст. 19.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом. Эта норма сформулирована по типу бланкетной, в связи с чем под ее действие, в принципе, подпадают любые нарушения правил административного надзора.

Законом РФ от 29.04.1993 № 4901-1 была отменена уголовная ответственность за злостное нарушение правил административного надзора (ст. 1982 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.). В УК РФ также нет такой нормы. В связи с этим следует признать, что под действие ст. 19.24 КоАП РФ подпадают следующие нарушения: 1) неприбытие поднадзорного без уважительных причин в установленный срок к указанному месту жительства; 2) самовольное оставление поднадзорным места жительства с целью уклонения от административного надзора; 3) невыполнение поднадзорным возложенных на него обязанностей; 4) несоблюдение ограничений, установленных для данного лица.

В заключение необходимо отметить, что хотя институт административного надзора отменен не был, на практике он практически не применяется. В связи с этим в Государственную Думу внесен проект федерального закона «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». В значительной степени административный контроль повторяет правовую регламентацию административного надзора, но есть и различия.

Административный контроль предлагается установить в отношении совершеннолетних лиц: 1) судимых за особо тяжкие преступления; 2) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два раза и более к лишению свободы за любые умышленные преступления, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления и их опасности для обществаправа других граждан, совершают другие правонарушения, несмотря на предупреждения органов внутренних дел; судимых к лишению свободы за тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Административный контроль должен устанавливаться судом по месту отбывания наказания по представлению начальника исправительного учреждения или судом по месту жительства по представлению начальника органа внутренних дел по месту жительства освобожденного.

К подконтрольным лицам предлагается применять следующие ограничения: 1) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время, которое не может превышать восьми часов в сутки; 2) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); 3) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); 4) явка в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

По представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности подконтрольного, его образа жизни и поведения суд может изменять (ослаблять или усиливать) указанные выше ограничения. Принятие данного закона усилит эффективность профилактической деятельности органов внутренних дел, что должно снизить уровень рецидива среди освобожденных от наказания.

Контроль за поведением условно осужденных

Анализ судебной статистики показывает, что более половины всех осужденных приговаривается к условной мере наказания. К сожалению, далеко не все они оправдывают доверие. Часть этих лиц совершает новые преступления еще до истечения испытательного срока. Исходя из этого ясна позиция законодателя, установившего контроль за всеми лицами, осужденными условно.

Осуществление контроля за условно осужденными возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России по месту жительства этих лиц. Условно осужденных военнослужащих контролирует командование воинских частей, в которых они служат.

Закон устанавливает, что к осуществлению контроля за условно осужденными привлекаются сотрудники различных служб органов внутренних дел. Информация в эти службы должна поступать от уголовно-исполнительных инспекций. Вопрос о том, какие именно службы следует привлекать к контролю за осужденными, решается в зависимости от характера совершенного преступления. Так, если лицо осуждено за нарушение правил дорожного движения — целесообразно привлечь к контролю органы ГИБДД, тем более, если осужденный одновременно лишен права управления автомобилем. Если лицо совершило экономическое преступление, не лишней будет помощь подразделений, занятых борьбой с этими преступлениями. Если лицо виновно в хулиганстве, преступлениях против личности, может понадобиться помощь уголовного розыска, милиции общественной безопасности. Во всех случаях для контроля за поведением осужденных в быту должны быть привлечены участковые инспектора милиции.

По получении из суда копии приговора, вступившего в законную силу, уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного, ставит его на учет и заводит личное дело, в котором сосредоточивается вся документация, касающаяся поведения осужденного, допущенных им нарушений и, наоборот, о поощрениях, например, по месту работы. Эти положительные данные также необходимы, ибо они могут служить доводом для постановки перед судом вопроса о полной или частичной отмене возложенных на осужденного обязанностях. Кроме того, если осужденный до истечения испытательного срока доказал свое исправление, уголовно-исполнительная инспекция может поставить перед судом вопрос об отмене условного осуждения и о снятии с лица судимости.

Самостоятельно и с помощью различных служб органов внутренних дел инспекция должна в первую очередь организовать контроль за соблюдением условно осужденным общественного порядка. Для этого следует проинформировать службы, ведущие соответствующий учет административных правонарушений, с тем чтобы до инспекции доводились сведения о привлечении условно осужденного к административной ответственности, доставлении в медицинский вытрезвитель. Участковый инспектор должен сообщать в инспекцию о нарушении лицом общественного порядка в быту по месту жительства, другие службы — о других нарушениях.

Важным направлением работы с условно осужденным является контроль за выполнением им обязанностей, которые возложены на него судом при вынесении приговора или позднее по представлению уголовно-исполнительной инспекции.

Источники

  • http://ugolovnyi-expert.com/resocializaciya-osuzhdennyx/
  • https://gudi1991.ru/otnosheniya/desocializaciya-i-resocializaciya.html
  • https://FB.ru/article/145424/resotsializatsiya—eto-chto-kak-prohodit-protsess-resotsializatsii-lichnosti
  • https://psihomed.com/resotsializatsiya/
  • https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-resotsializatsiya/
  • http://be5.biz/pravo/u015/21.html
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант