Содержание
- Что представляет собой резервирование участка
- Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов
- Основания для изъятия земель у населения
- Вступление в силу
- Уполномоченные органы
- Для чего государство резервирует землю
- Цели создания ОЭЗ
- Права владельцев участков
- Типы ОЭЗ
- О правилах застройки и использования земель
- Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
- Порядок принятия решения о резервировании, его содержание
- Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель
- Прекращение резервирования
- Процедура изъятия наделов для государственных и муниципальных нужд
- Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
- Что такое свободная экономическая зона
- Сроки резервирования
- Ограничение прав собственников
- Реквизиция земли
- Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- Заключение
Что представляет собой резервирование участка
Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.
Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна.
Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.
Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.
Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:
- начнется процедура выкупа участка;
- исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.
При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.
Резервирование земель. Понятие и особенности проведения резервирования земель для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов
Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.
Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:
- необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
- необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
- необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
- необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
- необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
- необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.
Основания для изъятия земель у населения
Основания для изъятия уже предоставленных гражданам и юрлицам земельных наделов определяются Земельного кодекса. Это:
- Выполнение Россией международных обязательств, взятых на себя по договору.
- Строительство либо реконструкция объектов, имеющих государственное, региональное или местное значение (при отсутствии иных вариантов решения проблемы):
- объекты энергетической и атомной промышленности;
- оборонные и служащие для повышения безопасности объекты (сюда входят также линейные объекты, сооружения, линии связи и коммуникации, проложенные вдоль линий границ);
- объекты космической отрасли;
- транспортные объекты;
- железная дорога со всей её инфраструктурой;
- автомобильные дороги;
- объекты связи, системы газо‑, электро‑, тепло- и водоснабжения, водоотведения и другие линейные объекты государственного, регионального или местного значения;
- Иные законные основания.
Вступление в силу
Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.
Уполномоченные органы
Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.
Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:
- федеральный транспорт;
- оборона страны и безопасность государства;
- энергетика;
- высшее образование;
- здравоохранение,
решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.
При размещении объектов регионального значения, таких как:
- транспорт;
- предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- образование;
- здравоохранение;
- энергетика;
- физическая культура и спорт,
решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.
При размещении объектов муниципального значения, таких как:
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- автомобильные дороги местного значения;
- образование;
- здравоохранение;
- физическая культура и массовый спорт;
- обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,
решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.
Для чего государство резервирует землю
Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:
- Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
- инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
- линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
- объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
- объектов безопасности государства и обороны страны;
- энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
- Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.
Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).
Цели создания ОЭЗ
ОЭЗ создаются с целями:
- развития обрабатывающей промышленности и высоких технологий;
- строительство транспортных объектов и создание инфраструктуры, с ними связанной;
- развитие санаторно-курортного бизнеса и туризма;
- производство новой продукции.
Права владельцев участков
Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.
Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:
- приватизировать зарезервированные земли нельзя;
- не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
- запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.
В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.
Типы ОЭЗ
В связи с родом деятельности свободные экономические зоны можно разделить на такие типы:
- промышленно-производственные;
- туристические рекреационные;
- технико-внедренческие;
- портовые.
Объединить между собой в кластер можно ОЭЗ одного типа или различных типов по решению правительства РФ.
О правилах застройки и использования земель
В контексте рассматриваемого вопроса полезно ознакомиться с Правилами застройки и землепользования (далее ПЗЗ). Согласно Градостроительному Кодексу, ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, утверждаемый органом местного самоуправления. Он устанавливает:
- градостроительные регламенты;
- территориальные зоны;
- порядок применения и внесения в документ дополнений и изменений.
Территория муниципального образования, в соответствии с ПЗЗ, подразделяется на зоны различного предназначения:
- жилые,
- производственные,
- общественно-деловые и так далее.
Для любой из зон определяются виды разрешенного использования объектов капстроительства и земельных участков. Например, территория может вообще не подлежать застройке.
Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
Изъяты могут быть не только уже распределенные земельные участки, но и те, которые находятся в государственных и муниципальных фондах. Основания такие же, как и в статье 49 ЗК РФ, но добавляются ещё:
- строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- создание природных охраняемых зон, водохранилищ и водоемов;
- создание особых экономических зон (ОЭЗ) и объектов инфраструктуры, предназначенных для обустройства, оснащения техникой и другими материальными ресурсами ОЭЗ и территории, прилегающие к ним;
- разработка и использование недр.
Порядок принятия решения о резервировании, его содержание
Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.
Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:
- цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
- реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
- полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
- сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
- полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.
В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.
Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель
На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:
- имеющих федеральное значение;
- имеющих региональное значение;
- имеющих муниципальное значение.
При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.
Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:
- развитие обрабатывающих отраслей экономики;
- развитие высокотехнических отраслей экономики;
- развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
- развитие транспортной инфраструктуры.
Прекращение резервирования
Прекращение резервирование а соответственно и действие ограничений возможно в одном из следующих случаях:
- Окончание срока резервирования, указанного в решении о резервировании;
- Предоставление ЗУ для целей установленных решением о резервировании земель;
- Отмена решения о резервированием, органом, принявшим решение о резервировании;
- Изъятие земельного участка, путем выкупа;
- По решению суда.
Орган, принявший решение о резервировании, в течение 30 дней с момента прекращения резервирования обязан направить заявление о снятии ограничений на резервированные земельные участки в Управление Росреестра РФ.
Процедура изъятия наделов для государственных и муниципальных нужд
Земельные участки могут изыматься в принудительном или добровольном порядке. Последний вариант предусматривает заключение соглашения о выкупе надела между уполномоченным представителем муниципалитета и собственником.
При определении стоимости участка в учет принимается:
- рыночная цена;
- сумма понесенных владельцем убытков по причине переезда на другое место;
- стоимость расположенного на земле имущества.
Срок, в течение которого орган местной власти обязан уведомить правообладателя об изъятии, не превышает 1 неделю с момента принятия решения по этому вопросу. В проекте договора о выкупе участка должна быть указана предполагаемая стоимость.
На изучение нюансов владельцу земли отводится 3 месяца. Передача надела муниципалитету или государству раньше указанного промежутка времени может осуществляться только с согласия собственника.
Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.
Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.
Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.
Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:
- документ о планировании территорий;
- документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
- программы по проведению геологического изучения недр.
К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.
Что такое свободная экономическая зона
Правила создания ОЭЗ установлены Федеральным законом N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.
По решению правительства РФ или местных региональных органов на части территории может быть образована зона с особым режимом: на неё распространяются правила свободной таможенной торговли и возможно осуществление предпринимательской деятельности.
Несколько подобных ОЭЗ могут объединяться по характеру деятельности в единое свободную экономическую зону — кластер, и управляться одной УК.
В роли управляющей компании (УК), участвующей в создании и управлении ОЭЗ, могут выступать:
- открытое акционерное общество (ОАО), полностью контролируемое государством (100% акций ОАО принадлежат ему);
- коммерческая хозяйственная организация, сотрудничающая с ОАО и заключившая договор с правительством РФ о совместном управлении ОЭЗ ( закона N 116-ФЗ).
Сроки резервирования
Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:
- Резервирование частных земельных участков — не более чем 3 года.
Информация: на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до 01.04.2015 не распространяется 3-летний срок, установленный п. 3 ст. 70.1. (ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ).
То есть, если решение принято, до 01.04.2015 г., то срок резервирования установлен — не более чем 7 лет.
- Резервирование государственных и муниципальных земель на создание особой экономической зоны – не более 2 лет.
- Резервирование государственных и муниципальных земель на строительство и реконструкцию объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного транспорта, иных линейных объектов, метрополитена – не более 20 лет.
Ограничение прав собственников
Статьей 40 Земельного Кодекса РФ предусмотрены права собственников земельных участках. В соответствии со ст. 56.1, указанного кодекса, права собственников могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения прав собственников устанавливаются в Решении о резервировании. Обычно устанавливаются следующие виды ограничения:
- оформление в частную собственность земельных участков;
- строительство новых зданий, сооружений;
- реконструкция существующих объектов.
Данные ограничения создаются в целях ограничения повышения выкупной стоимости объектов недвижимости, в случае их изъятия.
Данные ограничения подлежат государственной регистрации в Управлении Росреестра РФ. В дальнейшем, после регистрации, в выписке из ЕГРН в графе «Ограничения» будут указаны реквизиты решения о резервировании.
Важно: В том случае, если собственник самостоятельно построит новый объект недвижимости или произведет реконструкцию существующего в период резервирования, то в случае изъятия земельного участка, собственнику будет возмещена стоимость лишь за те объекты, которые были созданы и зарегистрированы до резервирования.
Реквизиция земли
Реквизиция выступает в качестве одного из оснований для изъятия у собственника имущества. От конфискации она отличается тем, что:
- применяется в принудительном порядке не как картельная мера, а только по причине возникновения острой необходимости;
- процедуре присущ возмездный и временный характер.
Реквизиция земельного надела производится на основании опубликованного Правительством РФ заявления о возникновении в конкретном регионе страны чрезвычайных ситуаций или решения, принятого уполномоченным органом.
Цель проведения процедуры – защита людей, общества и государства от негативных последствий бедствий. Понесенные человеком расходы компенсируются из госбюджета.
Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- Промышленно-производственные ОЭЗ могут быть созданы на территории, площадь которой не превышает 40 км2.
- Технико-внедренческие — на земельных участках не более 4 км2.
- Создание туристических рекреационных зон возможно на одном или нескольких земельных участках (Основание: федеральный законы N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
- Портовые ОЭЗ можно создавать на территориях, не превышающих 50 км2, прилегающих к портам (морским, речным, аэропортам) международного значения, на землях промышленной и транспортной категории, которые предназначены для строительства объектов портовой инфраструктуры. Они могут включать в себя часть акваторий и территорий портов. В их пределах возможно нахождение объектов инфраструктуры, кроме имущественных комплексов (зданий морских, речных и аэровокзалов), осуществляющих обслуживание пассажиров, их посадку и высадку.
- ОЭЗ может занимать территорию одного или нескольких муниципальных образований или субъектов РФ. Превышение допустимой площади территории ОЭЗ разрешается только при соответствующем правительственном постановлении.
Запрещается в особых экономических зонах:
- размещение ОЭЗ в зонах территориального развития мун. образований;
- строительство жилых помещений (за исключением туристических рекреационных зон);
- разработка недр и добыча полезных ископаемых (кроме природной минеральной воды);
- производство (либо переработка) алкогольной, табачной продукции, бензина, различных видов топлива, масел и других подакцизных товаров (кроме легкового автомобильного транспорта и мотоциклов).
Правительство РФ вправе дополнять список ограничений деятельности в ОЭЗ по своему усмотрению. Разрешать или запрещать определенные виды деятельности в свободных экономических зонах Таможенного Союза имеет право комиссия ТС.
- Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд — факт, доказывающий, что в конечном счёте земле принадлежит государству. Если в интересах государственных органов, субъектов, муниципальных образований будет создание стратегически важных, оборонных, инженерных, транспортных объектов на землях, принадлежащих населению, то данные земельные участки могут быть изъяты из пользования и зарезервированы на определенный или неопределенный срок (определен до 3 лет при резервировании после 1.04.2015 г.).
- Резервирование земель для создания особых экономических зон, заповедников, социально значимых объектов, разработки недр должно вестись из земель, принадлежащих не гражданам, а государственным и муниципальным фондам.
- Срок резервирования земель под особые экономические зоны обозначен законом до 2 лет, однако если в ОЭЗ планируется создание или реконструкция транспортных объектов, то срок может быть увеличен до 20 лет.
Особые экономические зоны предназначены для осуществления коммерческих проектов. Однако резервирование земель под них не должно происходить в ущерб территориальному развитию регионов страны.
Заключение
Согласно отечественному законодательству, процедура резервирования может производится только по отношению к землям, которые расположены в специально выделенных зонах, имеющих муниципальное, региональное и федеральное значение. Обязательное изъятие надела в данном случае не предусмотрено. Решение о резервировании вступает в силу только после его публикации в СМИ.
- https://pravovdom.ru/zemlya/rezervirovanie-zemelnyx-uchastkov.html
- https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html
- https://moezhile.ru/novostrojki/rezervirovanie-zemel.html
- https://zemsovet.ru/gos-regulirovanie/izyatie-zemelnih-uchastkov/rezervirovanie-zemel
Добавить комментарий