Бесплатная горячая линия

Система уголовно процессуального права: раскрытие

Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства

В теории и практике понятие «уголовно-процессуальный закон» используется неоднозначно. Под ним часто подразумевают как форму правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, так и сами эти нормы, содержание и система которых образуют уголовно-процессуальное право. При таком подходе понятием «уголовно-процессуальный закон» обозначаются форма и содержание уголовно-процессуального права, взятые в органическом единстве. Например, говорят: уголовно-процессуальный закон устанавливает права участников процесса, полномочия следователя, условия судебного разбирательства, имея в виду как УПК в целом в качестве основного законодательного акта, определяющего порядок судопроизводства, так и конкретную норму УПК, содержащую, в частности, права обвиняемого и обязанности следователя по разъяснению обвиняемому его прав и обеспечению их реализации.

Понятие «уголовно-процессуальный закон» применяется для обозначения нормативных правовых актов, в которых закрепляются процессуальные нормы. В этом смысле закон как акт высшей юридической силы, принятый законодательным органом Российской Федерации, является единственным источником уголовно-процессуального права. Это означает, что уголовно-процессуальные нормы могут содержаться только в федеральных законах, т. е. в нормативных правовых актах, принимаемых высшим законодательным органом. Конституция РФ отнесла к ведению Российской Федерации судоустройство, прокуратуру, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

«Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации», — сказано в ч. 1 ст. 1 УПК. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России (ст. 15 Конституции РФ), поэтому и в уголовном процессе конституционные нормы могут применяться непосредственно как нормативные акты высшей юридической силы.

Признание того, что нормы уголовно-процессуального права могут содержаться только в федеральном законе, обусловлено тем, что в сфере уголовного судопроизводства могут быть ограничены или так или иначе затронуты действиями и решениями государственных органов и должностных лиц конституционные права и свободы человека и гражданина. Очевидно, что основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав могут регулироваться только федеральным законом, а не ведомственным или иным актом органов управления. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», — сказано в ст. 2 Конституции РФ. Эту обязанность государство реализует в первую очередь путем законодательной деятельности. Законы, устанавливающие порядок уголовного судопроизводства, указаны в ст. 1 УПК. При этом надо иметь в виду следующее. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений признал, что федеральный законодатель, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет УПК перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений. В случае коллизии законов закрепленный положением ст. 7 УПК приоритет УПК действует при условии, что речь идет о правовом регулировании именно уголовно-процессуальных отношений, поскольку уголовное судопроизводство представляет собой самостоятельную сферу правового регулирования. Установление новых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения, по самой сути и природе уголовно-процессуального закона должно быть согласовано в УПК. Конституционный Суд РФ также подчеркнул, что приоритет УПК перед другими федеральными законами не является безусловным, поскольку он может быть ограничен установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных и обычных федеральных законов (УПК). В случае коллизии между различными законами равной силы приоритетным признается последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Безусловный приоритет имеют те законы, которые устанавливают дополнительные гарантии прав и свобод (например, при сравнении с УПК).

Порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 1 УПК). Законы РФ, устанавливающие правила производства по уголовным делам и принятые после введения УПК РФ, должны включаться в УПК путем изменения, дополнения его норм или в виде самостоятельных глав, разделов УПК.

В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации явились важным источником нормативного регулирования при подготовке нового УПК. Многие изменения, внесенные в УПК, были результатом признания нашим государством важности этих международных норм для защиты прав и свобод человека и возможности их защиты в Европейском Суде по правам человека.

Трудно переоценить роль Конституционного Суда РФ в приведении уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Решения Конституционного Суда РФ по вопросам особых полномочий суда в уголовном судопроизводстве, гарантий прав на защиту обвиняемого, потерпевшего, расширения возможности обжалования действий и решений должностных лиц и органов в уголовном процессе и др. повлекли за собой отмену или изменение норм УПК РСФСР, затем были учтены при подготовке УПК РФ и в дальнейшем его совершенствовании.

В связи с жалобами граждан и запросами депутатов Государственной Думы, судей Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях дал важные для применения УПК разъяснения, касающиеся полномочий суда в уголовном судопроизводстве, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого на защиту, прав потерпевшего на доступ к правосудию. Некоторые нормы УПК были признаны не соответствующими Конституции РФ. Конституционный Суд РФ принял решения по важным для теории уголовного судопроизводства, законодательной и правоприменительной деятельности вопросам.

Для законотворческой и правоприменительной деятельности важное значение имеют постановления Конституционного Суда РФ по вопросам, возникающим в судебной практике.

Основным источником уголовно-процессуального права является УПК, так как он специально предназначен для регулирования уголовно-процессуальных отношений. Это, однако, предполагает обращение к другим федеральным законам, а именно к федеральным конституционным законам от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Закону РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»; федеральным законам от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»; от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельностиадвокатуре в Российской Федерации»; от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»; от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; УК и др., которые имеют важное значение для правильного понимания и применения норм УПК. Например, обращение к Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» при решении вопроса обоснованиях отвода судей, к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» при решении вопроса о том, требуется ли судебное решение для производства обыска в служебном помещении адвоката, к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении вопроса о допустимости доказательств и др. Так, в определении Конституционного Суда РФ записано, что «положения статей 7, 29 и 182 УПК Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании, вытекающем из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, и в системном единстве с положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” не предполагают возможность производства обыска в служебном помещении адвоката или адвокатского образования без принятия об этом специального судебного решения».

Общая характеристика и структура Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

УПК как систематизированный свод правовых норм, во взаимосвязи и содержательном единстве регулирующих уголовное судопроизводство в целом и отдельные его части, этапы, стадии, институты — с учетом их общих свойств, черт и проявлений, призван обеспечить единообразие и согласованность нормативно-правовых установлений и складывающейся на их основе правоприменительной практики, чем и обусловливается значение данного Кодекса в качестве закона, регулирующего производство по уголовным делам.

Характеризуя УПК 2001 г., следует выделить закрепленные в нем принципиально новые черты уголовного судопроизводства:

1) УПК создал такую систему, процедуру уголовного судопроизводства, которая имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений, защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства. В УПК определен такой порядок уголовного преследования и обвинения, который направлен на обеспечение неотвратимости наказания при доказанной вине обвиняемого и в тоже время на ограждение личности от незаконных и необоснованных обвинений, ограничений ее прав и свобод. «Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию» (ст. 6 УПК);

2) в соответствии с назначением уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК) определены его принципы. Выделение в УПК специальной главы «Принципы уголовного судопроизводства» (этого не было в УПК РСФСР) подчеркивает, какие именно нормы УПК, основанные на Конституции РФ, определяют положение человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, обеспечивают его конституционные права и свободы. В УПК воплощены положения Конституции РФ о презумпции невиновности, об обеспечении права на защиту каждого гражданина, о судебном порядке применения наиболее строгих мер пресечения, о производстве ряда следственных действий только с разрешения суда, ведение судебного разбирательства на началах равенства сторон и состязательности;

3) в УПК проведено четкое и последовательное разделение процессуальных функций. В разд. II «Участники уголовного судопроизводства» определены полномочия суда (гл. 5), полномочия государственных органов и должностных лиц и права граждан — участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения (гл. 6) и со стороны защиты (гл. 7). Это разделение полномочий суда и сторон проведено последовательно через весь УПК и особенно ярко выражено в правилах, процедуре судебного разбирательства;

4) функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на одного и того же субъекта. Суд занимает в процессе особое место как орган судебной власти, на который возложена обязанность разрешения дела, не выступая при этом на стороне обвинения или защиты. Поэтому суд лишен права возвращать прокурору дела для дополнительного расследования;

5) значительно расширены диспозитивные права граждан, поскольку ряд решений зависит от их желания и согласия, например возбуждение дела частного обвинения и его прекращение, прекращение дел публичного обвинения о преступлениях небольшой и средней тяжести за примирением сторон, вследствие деятельного раскаяния и возмещения вреда подозреваемым или обвиняемым;

6) разд. V «Ходатайства и жалобы» содержит важнейшие положения, касающиеся прав лиц, чьи права и интересы могут быть реализованы путем обращения с ходатайствами или защищены путем обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство;

7) к основным положениям относится гл. 18 «Реабилитация», регламентирующая основания возникновения права на реабилитацию и порядок реализации этого права;

8) в УПК предусмотрен ранее неизвестный российскому законодательству особый порядок судебного разбирательства (разд. X), когда при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением или при заключении им досудебного соглашения о сотрудничестве приговор постановляется без проведения судебного разбирательства. Закон указывает основания и порядок заявления обвиняемым такого ходатайства, порядок заключения соглашения и порядок вынесения решения по делу, что расширяет диспозитивные права обвиняемого;

9) в УПК проведена дифференциация производства в суде первой инстанции, касающаяся как состава судей (единоличный судья, трое профессиональных судей, судья и присяжные заседатели), так и порядка производства по делу в суде первой инстанции общей юрисдикции (разд. IX); у мирового судьи (разд. XI); в суде с участием присяжных заседателей (разд. XII);

10) закреплено производство в суде второй инстанции, включавшее до 1 января 2013 г. «апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу» (гл. 43), устанавливавшее их общие черты и различия, а с 1 января 2013 г. введение для всех приговоров, не вступивших в законную силу, возможности апелляционной формы проверки;

11) урегулирован пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда (разд. XV), включавший до 1 января 2013 г. производство в надзорной инстанции (гл. 48) и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49), а с 1 января 2013 г. охватывающий и пересмотр приговоров, вступивших в законную силу, в порядке кассации при сохранении надзорной проверки только в исключительных случаях и только Президиумом Верховного Суда РФ.

Виды пересмотра, предусмотренные в УПК РСФСР, претерпели существенные изменения в самом порядке пересмотра и возможностях для осужденного использовать их для отмены или изменения неправосудного приговора, определения, постановления;

12) дифференциация процедуры судопроизводства предусмотрена и по отдельным категориям дел: это производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (гл. 50); производство о применении принудительных мер медицинского характера (гл. 51);

13) имеется специальный раздел, регулирующий особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (разд. XVII). Здесь речь идет о лицах, статус которых дает право на дополнительные гарантии при решении вопроса о возбуждении против них уголовного дела, задержании, избрании мер пресечения, подсудности и др.;

14) разд. XVIII УПК посвящен порядку взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

Изложенная выше краткая характеристика содержания УПК свидетельствует о том, что он представляет собой кодифицированный акт, в котором на основе Конституции РФ определены общие положения, относящиеся ко всему судопроизводству, и конкретизирован порядок производства в каждой из стадий процесса, в том числе производства отдельных действий и принятия решений как по делу в целом, так и по отдельным вопросам.

В целом характеризуя уголовное судопроизводство по УПК, следует отметить в нем черты так называемого смешанного процесса, поскольку в досудебном производстве главенствующая роль принадлежит государственным органам и должностным лицам, наделенным полномочиями по проведению следственных и иных процессуальных действий, в том числе принятию мер процессуального принуждения. Участники процесса со стороны защиты не наделены равными процессуальными правами по собиранию доказательств со стороной обвинения, удовлетворение их ходатайств о проведении следственных действий или участии в них зависит от решения должностных лиц, ведущих расследование.

Судебное разбирательство основывается на принципе равенства сторон и состязательности, где стороны обвинения и защиты обладают равными правами на предоставление доказательств, участие в их исследовании, заявление ходатайств суду и др.

Отмечая различие в правилах досудебного и судебного производства, следует подчеркнуть, что одной из существенных черт нового УПК является реализация конституционных норм о защите прав и свобод человека и гражданина, в результате чего меры пресечения и иные меры принуждения, существенно ограничивающие права и свободы, на досудебном производстве могут применяться только по решению суда, что дает гарантии законности их применения. Домашний арест, заключение под стражу, залог возможны только по решению суда (ст. 29, 106—108 УПК).

В случаях, предусмотренных п. 4—9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК, следственные действия могут производиться только на основе судебного решения: обыск, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в соответствующих учреждениях и др. Кроме того, действия (бездействие) и решения должностных лиц на досудебном производстве могут быть обжалованы в суде. Таким образом, по УПК суд и на досудебном производстве выступает гарантом прав и свобод граждан — участников процесса.

УПК состоит из 6 частей: «Общие положения», «Досудебное производство», «Судебное производство», «Особый порядок уголовного судопроизводства», «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», «Бланки процессуальных документов», 19 разделов, 57 глав, 513 действующих статей.

При применении норм, регулирующих полномочия, права, производство, в отдельных стадиях необходимо обращение к «Общим положениям» (часть первая), которые в сочетании с конкретными нормами должны обеспечивать соответствие правоприменительной деятельности закону. При изучении и применении УПК следует учитывать раскрытие в ст. 5 содержащихся в нем основных понятий.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

Производство по уголовным делам на территории России независимо от места совершения преступления во всех случаях ведется в соответствии с УПК, если международным договором Российской Федерации не установлено иное (ч. 1 ст. 2).

Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на воздушном, морском или речном судне (корабле), находящемся вне пределов Российской Федерации под флагом или с опознавательным знаком Российской Федерации, если судно приписано к порту в Российской Федерации, осуществляется также в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК).

При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4).

Если производство по уголовному делу начато до вступления в силу нового УПК, все действия и решения, принятые до этого момента, сохраняют свою силу, а дальнейшее производство со дня введения в действие УПК (или какой-либо его нормы) производится в соответствии с новым УПК.

Так, 28 июня 2002 г. обвиняемые К. и М. заявили ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, однако судья назначил на 20 июля заседание суда в составе судьи и двух заседателей, в то время как с 1 июля 2002 г. действовали ст. 217, 325 УПК и дело надлежало рассматривать судом присяжных.

Система уголовно-процессуального права изначально разделена на две части – особенную и общую.

В общую часть вошли основные понятия, которые касаются всего уголовного процесса в целом, либо большинства его стадий и институтов. В ней устанавливается территория действия процессуального законодательства, круг субъектов и объектов, права и обязанности участников, полномочия властных органов, институт доказательства, правила их сбора, проверки и оценки, меры процессуального принуждения и многие другие, наиболее общие институты.

В особенную часть входят отдельные стадии уголовного процесса и порядок их осуществления. Так же в ней устанавливаются нормы, регулирующие правила проведения отдельных процессуальных действий. Особенную часть можно разделить на четыре относительно самостоятельных института, регулирующих схожие группы право отношений

Систематизация существенно упрощает правоприменителю поиск нужной нормы права для каждого, отдельно взятого случая.

Уголовный процесс как деятельность

Под уголовно-процессуальной деятельностью понимается урегулированная законом совокупность активных действий и решений участников уголовного процесса. Уголовный процесс осуществляется при широком усмотрении правоприменителей – дознавателей, следователей, прокуроров, суда и пр. Отношения, возникающие между участниками в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, называются уголовно-процессуальными.

Уголовный процесс как отрасль права

Будучи совокупностью правовых норм, уголовный процесс также характеризуется предметом и методом регулирования.

В качестве предмета регулирования выступают однородные по своей природе общественные отношения, возникающие в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности (как по рассмотрению обвинения, так и по частным вопросам судопроизводства). Следовательно, предмет отрасли уголовно-процессуального права – уголовно-процессуальные отношения между участниками процесса, в рамках которых субъекты имеют права и обязанности и несут уголовно-процессуальную ответственность.

В рамках отрасли уголовного процесса используются методы дозволения, обязывания и запрещения:

  • метод дозволения – когда участники процесса вправе по своему усмотрению совершать определенные действия и принимать решения. Дозволение для властных участников процесса также именуется дискрецией, или усмотрением;
  • метод обязывания – когда участники процесса обязаны совершить определенные законом действия или принять решения. К примеру, суд, в который дело направлено по подсудности, обязан принять его к рассмотрению; при производстве обыска следователь обязан предъявить судебное решение, санкционирующее это следственное действие;
  • метод запрещения – когда участники не вправе совершать определенных действий. Так, закон не допускает в ходе допроса задавать наводящие вопросы, допрашивать лиц, обладающих свидетельским иммунитетом.

Сочетание императивных и диспозитивных методов в нормах уголовно-процессуального права позволяет сделать вывод, что данная отрасль является публичной, т. е. в ней преобладают властные предписания, а не усмотрение сторон.

Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина

Уголовный процесс как наука и учебная дисциплина направлен на научное осмысление уголовно-процессуальной деятельности и регулирующих ее уголовно-процессуальных норм, он представляет собой совокупность теорий, доктрин, школ, концепций, научных взглядов на сущность процесса в целом и отдельных его институтов.

В рамках науки уголовного процесса используется широкий арсенал методов:

  • мировоззренческие (метафизика и диалектика, материализм и идеализм
  • общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, эксперимент);
  • частнонаучные (исторический, системный);
  • собственно-юридические (методы толкования, формально-юридический, сравнительно-правовой).

Понятие предмета

Действия гражданина могут принести пользу или нанести ущерб. Последние представляют опасность как для отдельного человека, так и для общества в целом.

Именно этими деяниями (преступными, т. е. преступившими закон) и занимается уголовное право. Основное назначение (социальное) уголовного права – защищать отношения в обществе, в первую очередь наиболее значимые. Защита осуществляется присущими ему специфическими средствами, к которым относится пресечение преступления и наказание лица, его совершившего.

Основные задачи права – охранительная, а также регулятивная. Если кратко, предмет уголовного права – любые преступные действия и отношения.

Сначала о том, как в этой юридической дисциплине определяется само право. Общество характеризуется системой правоотношений. Регулируются они правовыми нормами и нравственными установками.

В системе действующего в России права существует отрасль, которая регламентирует вопросы определения ответственности за уголовные деяния и меру их пресечения.Права каждого из лиц, принимающих участие в уголовном деле, – это и есть уголовно-процессуальное право.

Состоит право из совокупности законодательных норм, определяющих:

  • возбуждение уголовного дела;
  • процесс расследования;
  • процесс судопроизводства;
  • определение наказания.

Все нормы, относящиеся к этому процессу, содержатся в УПК РФ.

Обычно при его рассмотрении выделяют 3 группы, требующие регулирования отношений:

  • отношения, образующие систему (системообразующие);
  • производные;
  • отношения сопутствующие.

Пресечение преступления и определение меры наказания за него – уголовно-процессуальное право.

Предмет регулирования содержит в себе:

  1. Отношения системообразующие. Они связаны с необходимостью установить, существует или нет уголовная ответственность того или иного лица. Если есть, то она возлагается на гражданина, совершившего преступное деяние. Если отсутствует, то человек освобождается от уголовного преследования и ответственности.
  2. Отношения, которые являются производными от основных. Возникают одновременно с появляющейся у участников процесса уголовного судопроизводства необходимостью реализовать свои права, возникшие в связи с ним обязанности. В ряде случаев отношения служат для предупреждения преступных деяний (причин, а также и условий их), возмещения вреда, нанесённого преступным деянием.

Отношения участников дела, включая расследование, регулирование их – это предмет уголовно-процессуального права.

Источники

В области науки, занимающейся изучением государства и права, действует теория, в которой выделяются два вида источников:

  1. Материальные.
  2. Формальные.

Против такой классификации не возражает большинство юристов. Рассмотрим каждый из источников подробно.

К материальным относят все силы, которые творят, питают, создают закон. В принципе – это само общество, определяющее направления, а исполнитель – государство, которое и создаёт правовые нормы и законодательные акты.

Первым материальным источником является государственная власть, обладающая правом, возможностью и волей заниматься законотворчеством. Кроме этого, она обладает и силой, способной принуждать к соблюдению и выполнению действующего законодательства.

Второй источник – это правосознание. Совокупность идей, чувств, представлений общества о праве, отношение к нему граждан, которое важно для законодателей.

Только правильное понимание значения законодательной деятельности, сущности принимаемых законов, потребностей как личности, так и общества, а также и государства, закономерностей их развития способно обеспечить создание такого правового механизма, который сохранит и приумножит благосостояние общества, каждого члена его, государства и обеспечит их развитие.

Формальные источники – это формы проявления и существования уголовно-процессуального права, внешний образ, который принимают законодательные нормы.

Принято считать, что формальными источниками являются:

  1. Конституция России. Отметим статью 15, которая устанавливает верховенство российского законодательства и его применение на всей территории России.
  2. Международные законодательные нормы и акты, договоры. Они признаются частью российской правовой системы.
  3. УПК. Он представляет собой систематизацию всех норм, касающихся каждого из этапов процесса, включая и судебное следствие, и вынесение судом решения, а также иных стадий судопроизводства.
  4. Иные законы, которые касаются процесса с момента возбуждения дела до его разрешения в суде.

Всё вышеперечисленное – официально признанные источники. Перечень, по мнению части юристов, не отвечает сегодняшним реалиям.

Они считают, что к формальным источникам необходимо добавить:

  • решения, а также и постановления, принимаемые Конституционным судом;
  • подзаконные акты. Главенство у правительственных постановлений, затем ведомств, а также министерств в той их части, которая касается уголовно права;
  • неформальные источники. Официального признания они не получили, но в повседневной юридической практике присутствуют. Стоит включить в структуру рассматриваемого нами права, их судебную практику и правовой обычай.

К источникам относятся государственная власть и правосознание (материальные), нормы, принятые законодателем, государственными органами (формальные), практика судов и обычай (неформальные, требующие включения).

Нормы, санкции, структура, виды

Нормы подразделяются на следующие виды:

  • правоустанавливающие, то есть устанавливающие отношения (уголовно-правовые) и причины, породившие их;
  • регулятивные, то есть реализующие правоохранительные функции.

Общепринятая структура нормы состоит из трёх составляющих:

  1. Гипотеза. Под ней понимается правило, которое содержится в норме. Различают три вида гипотезы: смешанная, абсолютно определённая, определённая относительно.
  2. Диспозиция. Она представляет собой правило, которое установлено для участников процесса.
  3. Санкция. Это взыскание, которое налагается на участника дела в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения или иного нарушения установленной диспозиции правовой нормы.

Источники – внешняя часть рассматриваемого права, нормы – внутренняя. Содержание последних – правила, которые установлены для всех участников процесса. Они являются обязательными и общими для всех граждан, принимающих в процессе участия.

Остановимся подробней на санкциях.

К ним относятся:

  • процессуально-принудительные, то есть применяемые меры принудительного характера;
  • штрафные. Любое денежное взыскание, включая штраф или обращение в пользу государства, внесённого участником процесса залога.
  • восстановительные санкции:
  • отмена решения, принятого ранее;
  • изменение ранее принятого решения;
  • возврат на доследование;
  • предупредительные. Это отвод участника процесса как обвинением, так и со стороны защиты.

Нормы – внутренняя составляющая права. Значение их нельзя недооценивать, поскольку нормы являются правилами, обязательными для исполнения всеми участниками процесса.

Функции уголовно-процессуального права

Социальная значимость уголовно-процессуального права заключается в выполняемых им функциях. Данная отрасль российской правовой системы:

  1. обеспечивает применение уголовно-правовых норм, ограждающих личность, общество, государство от преступных посягательств;
  2. устанавливает основания, условия и виды применения мер принуждения;
  3. содержит гарантии прав личности, обеспечивает обвиняемому его конституционное право на защиту;
  4. определяет порядок судебной защиты граждан от посягательств на их жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, честь и достоинство;
  5. защищает права лиц, которым был причинен моральный, физический или имущественный вред;
  6. ограждает невиновного от привлечения к уголовной ответственности и наказания;
  7. обеспечивает реабилитацию лица, необоснованно привлеченного к ответственности;
  8. содержит правовосстановительные и карательные санкции, гарантирующие соблюдение нормативных предписаний.

Уголовно-процессуальное право устанавливает последовательность и условия перехода дела из одной стадии судопроизводства в другую, порядок производства судебных действий, содержание и форму решений, которые могут быть вынесены.

Особенностью уголовно-процессуального правоотношения является то, что одним из его субъектов всегда выступает орган государственной власти или должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

В силу особенностей предмета регулирования нормы уголовно-процессуального права, обращенные к компетентным органам, содержат предписания поступать при наличии указанных в законе юридических фактов определенным образом: возбудить дело, привлечь гражданина в качестве обвиняемого, избрать меру наказания, вынести приговор, прекратить уголовное дело и т.д.

Выполнение таких предписаний является обязанностью должностных лиц: следователей или дознавателей. Но в некоторых случаях закон предоставляет им право поступить определенным образом, выбрать одно из возможных решений. Например, в связи с деятельным раскаянием обвиняемого можно прекратить его уголовное преследование или, наоборот, направить дело для рассмотрения в суд.

Процессуально-правовые гарантии

Ценность уголовно-процессуального права в значительной мере определяется тем, какие нормы гарантируют выполнение назначения уголовного судопроизводства.

Уголовно-процессуальные гарантии — это содержащиеся в нормах права правовые средства, обеспечивающие всем субъектам уголовно-процессуальной деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права.

Государственным органам (должностным лицам) правовые гарантии обеспечивают возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для выполнения назначения уголовного судопроизводства, а гражданам — реально использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты и охраны прав и законных интересов. Права, предоставленные органу государства (должностному лицу) в уголовном процессе, гарантированы обязанностью соответствующих лиц выполнять обращенные к ним требования и установленными законом санкциями за невыполнение этих обязанностей.

Поскольку одной из сторон процессуально-правового отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в уголовном процессе приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права на судебную защиту. Реальное обеспечение права личности, в первую очередь подозреваемого и обвиняемого, является критерием оценки демократизма, гуманизма уголовного судопроизводства.

Основу гарантий прав личности в сфере уголовного процесса составляют закрепленные и обеспечиваемые Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина. Эти основополагающие нормы конкретизируются в уголовно-процессуальном законе применительно к стадиям процесса и правам, предоставленным участникам и иным субъектам уголовно-процессуальных правовых отношений.

Подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный) могут защищать свои права как лично, так и при помощи защитника, представителей. Законом гарантированы права потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и иных участников процесса (свидетелей, экспертов, специалистов, понятых, переводчиков и др.).

Процессуальными гарантиями прав личности являются те средства, которые обеспечивают фактическую реализацию этих прав. Например, право обвиняемого иметь защитника гарантируется разъяснением ему этого права, предоставлением права избрать защитника, предоставлением ему, в указанных законом случаях, бесплатно помощи защитника и др. Гарантии прав граждан в уголовном судопроизводстве существенно усилены тем, что решение о задержании подозреваемого свыше 48 часов, избрание в качестве меры пресечения содержания под стражей возможно только по решению суда. Суд дает разрешение на производство тех следственных действий, которые лишают или ограничивают конституционные права и свободы граждан (см. ч. 2 ст. 29 УПК). В суд могут быть обжалованы действия и решения должностных лиц, ведущих досудебное производство по делу.

Обязанность по обеспечению прав граждан — участников процесса возложена на лиц, ведущих судопроизводство (следователь, прокурор, суд и др.). Они обязаны разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав, принимать меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, не перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; выносить законные, обоснованные и мотивированные решения; отменять решения, нарушающие права граждан, и восстанавливать нарушенную законность, обеспечить реализацию прав потерпевших от преступления.

На органах дознания, следствия, прокуроре и суде лежит обязанность принять меры к возмещению вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, и к восстановлению иных прав реабилитированных.

Обязанность государственных органов, ведущих процесс, обеспечивать его участникам (обвиняемому, потерпевшему и др.) возможность реализовать свои права обусловлена тем, что фактическое использование прав участников процесса — одно из важнейших условий объективного, непредвзятого исследования дела, защиты законных интересов личности в процессе. Эти органы обязаны соблюдать процессуальные права граждан. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы участники процесса знали свои права и использовали их, так как только при этом условии может быть исключен обвинительный уклон, вынесено законное и обоснованное судебное решение. Поэтому, в частности, отказ подозреваемого, обвиняемого от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда (ч. 2 ст. 52 УПК).

Право, в том числе уголовно-процессуальное, может рассматриваться не только как совокупность норм, но и как деятельность субъектов права, соблюдающих, применяющих и исполняющих правовые предписания, т. е. право в действии. Право в действии представляет собой предмет социологического изучения. При этом расширяется предмет изучения — он включает не только правовые нормы, но и весь механизм правового регулирования, в том числе различные объективные и субъективные факторы. К ним, например, относятся социальные условия, в которых реализуются нормы уголовно-процессуального права; организация деятельности государственных органов в уголовном процессе; порядок замещения должностей в правоохранительных органахсудьям, следователям, прокурорам; показатели, принятые в качестве критериев их пригодности к профессии или оценки эффективности деятельности. Исследование процессуального права в действии включает и изучение профессиональной подготовленности к выполнению тех или иных обязанностей; социально-психологические условия деятельности, личностные качества правоприменителей и др.

Уголовно-процессуальные документы, их виды и значение

Одним из требований процессуальной формы является правило о том, чтобы все процессуальные действия и принятые решения были письменно закреплены в определенных процессуальных документах. Закон устанавливает такую форму этих документов, которая дает возможность полно отразить в них ход и результаты проведения следственных и судебных действий, принятое решение, с тем чтобы в дальнейшем использовать полученные данные при расследовании, рассмотрении, разрешении уголовного дела, проверке законности и обоснованности проведенных действий и принятых решений.

Одну группу процессуальных документов составляют протоколы следственных действий и судебного заседания (ст. 83 УПК), в которых удостоверяется факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий, которые допускаются в качестве доказательств (протокол осмотра, протокол допроса, протокол судебного заседания).

Другую группу составляют решения (п. 33 ст. 5 УПК). Это правоприменительные акты, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, властные предписания о правовых действиях. Процессуальные решения как акты применения уголовно-процессуального права характеризуются рядом признаков: 1) выносятся только уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами, присяжными заседателями в пределах их компетенции; 2) выражают властное веление: подтверждают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные отношения; подтверждают наличие или устанавливают отсутствие материально-правовых отношений; 3) принимаются в установленном порядке и выражаются в определенной законом форме.

Решения могут быть выражены в форме постановления, определения, вердикта, приговора. Они различаются по органам, лицам, их принимающим, по кругу вопросов, по процессуальному порядку принятия и форме изложения (п. 5, 23, 25, 28 ст. 5 УПК).

Решение в уголовном судопроизводстве — это облеченный в установленную форму правовой документ, в котором орган дознания, следователь, прокурор, судья или суд в пределах своей компетенции в предусмотренном законом порядке делают вывод об установленных фактических обстоятельствах и на основе этих обстоятельств и закона дают ответы на правовые вопросы и выражают властное волеизъявление о действиях, вытекающих из установленных обстоятельств и предписаний закона. В законе указаны такие требования к содержанию и форме решения, которые дают возможность судить о том, соблюдены ли правила процессуальной формы при производстве того или иного действия, правильно ли решен конкретный вопрос или все дело, соответствует ли решение обстоятельствам дела (фактическому основанию) и правовым нормам (юридическому основанию).

Решение является законным тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права (уголовного права, гражданского права при решении гражданского иска и др.).

Решение является обоснованным тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела обстоятельства, подтвержденные доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, а также тогда, когда правовые выводы и предписания, содержащиеся в решении, вытекают из установленных фактов. Обоснование решения находит свое выражение в его мотивировке. Законность и обоснованность — взаимообусловленные свойства решения.

Справедливость решения означает его оценку и с правовой, и с нравственной стороны. Так, признание справедливости приговора означает признание того, что дело рассмотрено объективным и беспристрастным судом, что были обеспечены права обвиняемого, вынесено законное и обоснованное решение о виновности (невиновности) обвиняемого, виновному назначено справедливое наказание. В п. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

Уголовно-процессуальные решения выражаются в документе, имеющем определенную форму, которая включает вводную, описательную (описательно/мотивировочную) и резолютивную части. Форма решения как документа находится в неразрывной связи с теми правовыми и нравственными требованиями, которым должно отвечать содержание решения. В документе-решении должны отражаться фактические и юридические основания, мотивы решения.

Источники

  • http://be5.biz/pravo/u001/2.html
  • https://ponyatie-prava.ru/sistema-ugolovno-processualnogo-prava.html
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/predmet_i_metody_ugolovnogo_processa/
  • https://ugolovnoe.com/pravo/protsess/predmet
  • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovno-processualnoe_pravo/ponyatie_ugolovno-processualnogo_prava/
  • http://be5.biz/pravo/u001/3.html
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Добавить комментарий