Бесплатная горячая линия

Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях

Причины сиротства в современном обществе

Достаточно большое количество исследований направлены на классификацию сиротства, а также на выявление основных причин данного явлений. Например, современные авторы выделяют различные категории детей-сирот:

  • Прямые сироты – те дети, которые лишились опеки родителей в результате смерти одного из родителей, или сразу обоих;
  • Условные сироты – тот тип детей, которые имеют одного или обоих живых родителей, которые документально известны органам социальной защиты. При этом родители не выполняют свои обязанности в связи с лишением родительских прав, или из-за отказа от своих собственных детей;
  • Временные сироты – дети, которые были переданы самими родителями на попечение государству. Основная причина – наличие документально подтвержденных материальных трудностей. При этом родительские права сохраняются за родителями, и они могут в любой момент забрать ребенка обратно;
  • Социальные сироты – это особая категория сиротства. В ней дети находятся полностью на попечении государства. Это происходит в связи с тем, что оба биологических родителя здоровы и обладают материальными благами, но по определенным причинам не занимаются ребенком, его социализацией и воспитанием. При этом юридически они не лишены родительских прав, но по факту о детях не заботятся, в связи с чем заботу о ребенке берет на себя государство и различные общественные системы.

Спектр причин сиротства достаточно широк. К ключевым мы можем отнести следующие причины и факторы: кризисные ситуации и проявления в семье. К ним относится нарушение структуры семьи, ее функционального назначения, рост числа разводов и количества неполных семей (один родитель, или отец, или мать).

Замечание 1

Также к причинам можно отнести асоциальный, девиантный образ жизни родителей, падение материального и духовного жизненного уровня, ухудшения условий проживания и содержания детей, нарастание психического и эмоционального конфликта между родителями, а также между родителями и детьми.

Сиротство как проблема современного социума

В русском языке слово «сирота» означает ребенка, которые лишился одного или сразу двух родителей. В обыденной речи, а также в большинстве теоретических исследований используются два ключевых понятия: сирота (сиротство) и социальная сирота (социальное сиротство).

Чаще во многих современных исследованиях сиротство принято рассматривать как особое социальное явление, которое обусловлено наличием в современном обществе таких детей, родители которых умерли, а также детей, которые остались без попечения родителей по различным причинам. Такие дети имеют право на особую защиту со стороны социальных работников, а также со стороны государства.

Проблема сиротства является одной из актуальных в современном мире, и особенно в нашей стране. Специалисты по-разному оценивают количество сирот, но в среднем на сегодняшний день это число составляет более полумиллиона человек. Причем, как отмечают ученые, всего 10% от этого числа – настоящие сироты, которые лишились родителей. Остальные – это так называемые «социальные сироты». Это дети, которые лишены семьи при живых родителях. Например, родители лишены родительских прав по причинам жестокого обращения с ребенком, а также из-за присутствия вредных привычек (алкоголизм, наркотическая зависимость), криминализация.

Когда ребенок остается без попечения

С точки зрения закона детьми, оставшимся без попечения, являются несовершеннолетние, чьи родители живы, но по разным причинам не могут или не хотят заботиться о них:

  • лишены родительских прав или ограничены в них
  • признаны безвестно отсутствующими или умершими;
  • признаны недееспособными
  • отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей в связи с подозрением в преступлении;
  • злостно уклоняются от воспитания;
  • отказываются забирать их из образовательных или медицинских учреждений;
  • установить родителей невозможно (подкидыши или потерявшиеся дети);
  • пребывание с родителями несет угрозу жизни и здоровью ребенка и вынуждает изъять его из семьи;
  • иные случаи (например, тяжелая болезнь, длительные командировки или работа в другом городе и т.п.).

Иногда возможна комбинация этих причин. Например, один из родителей недееспособен, а второй попал в места лишения свободы.

Родителей, которые не заботятся о ребенке, могут заменить другие родственники: бабушки или дедушки, тети или дяди по материнской (отцовской) линии, совершеннолетние братья и сестры. В этом случае они в короткие сроки оформляют опекунство (попечительство), и ребенок официально переходит под их ответственность. Если же таких взрослых не нашлось, ответственность за несовершеннолетнего несут государственные органы. Ребенка помещают в специальные учреждения, где заботятся о нем и обеспечивают всем необходимым до совершеннолетия.

Надо отметить, что формально ребенок, которого родители отправили пожить на пару недель к бабушке, также считается оставленным без попечения родителей. Однако если этот срок не превышает 30 дней, органы опеки не обязаны принимать активное участие в его судьбе, если к этому нет объективных причин. К ним прежде всего относится угроза жизни и здоровью, а также сомнения в легитимности прав взрослого. Но когда ребенок находится без родителей (даже под присмотром других взрослых) больше месяца, социальным службам придется принять меры. Они должны будут либо призвать родителей более добросовестно исполнять свои обязанности, либо официально оформить опекунство на ухаживающего за ребенком взрослого (постоянно или временно), либо поместить ребенка в социальные учреждения.

Куда помещаются дети, оставшиеся без попечения

Приоритетным считается воспитание детей в семье. Поэтому органы опеки стараются в кратчайшие сроки найти тех, кто мог бы взять на себя заботу о детях, оставшихся без попечения: найти им усыновителей или опекунов. Если это сделать не удается, детей помещают в государственные социальные учреждения, на сотрудников которых ложатся соответствующие функции.

Дети до 3 лет помещаются в дома ребенка. После этого их переводят в детские дома или приюты. Дети школьного возраста также могут воспитываться в школах-интернатах. При этом внутри каждого типа учреждения также существует дифференциация. Например, есть отдельные интернаты, куда помещают детей с умственной отсталостью. Временно дети могут размещаться в социально-реабилитационных центрах и других аналогичных учреждениях. Например, туда привозят тех, кто сбежал из дома.

При этом как только появится возможность устроить ребенка в семью (или вернуть биологическим родителям), это должно быть сделано незамедлительно.

Кто является законным представителем ребенка

В тот момент, когда ребенок утрачивает родительское попечение, обязанность защищать его права и интересы переходит к органам опеки. Это не требует какого-то специального подтверждения: издания приказа, распоряжения и т.п. Достаточно самого факта, что родители в данный момент не выполняют свои обязанности, и за ребенком некому присматривать. До тех пор, пока они не устроят его дальнейшую судьбу, законными представителями становятся сотрудники органов опеки. Впоследствии эта функция переходит к взрослым, которым ребенка передали – усыновители, опекуны либо администрация социального учреждения.

Начиная с 10 лет, ребенок может решать, хочет ли он быть усыновленным, вернуться к биологическим родителям и т.п. Если он на это не согласен, его мнение будет решающим и органу опеки нужно будет искать другой вариант устройства.

При этом в ряде случаев органы опеки продолжают отслеживать дальнейшую судьбу ребенка. Например, при оформлении опеки они регулярно проверяют условия проживания несовершеннолетнего, а опекун предоставляет ежегодный отчет о расходовании средств, выделенных на подопечного.

Цель и задачи социальной работы с детьми

Все интернаты для детей сирот обязаны проводить социальную работу с детьми. Комплекс мероприятий направлен на достижение следующих задач:

  • развитие детей как творческих личностей;
  • формирование базовых навыков, которые можно будет использовать в дальнейшем;
  • развитие навыков самодисциплины, уверенности, мотивированности на достижение тех или иных целей;
  • формирование навыков самостоятельности, решения сложных задач без сторонней помощи.

Меры социальной поддержки

Комплексная социальная поддержка детей сирот предусматривается российским законодательством. Сюда входит ряд привилегий, особенности которых будут рассмотрены ниже.

Обеспечение жильем

Право на получение жилья является гарантированным, обеспечиваемым местными органами власти. Расходы на реализацию проекта ложатся на субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством, снятие ребенка с учета является невозможным без соответствующего разрешения органов опеки.

Если сирота имеет закрепленное за собой жилье любой формы собственности, сохранение прав возможно на момент пребывания в любых образовательных учреждениях, на территории ВС или мест лишения свободы. При отсутствии закрепленного жилья, после завершения обучения, службы или отбывания наказания муниципалитет обязан оформить жилплощадь в порядке вне очереди.

Государственная социальная стипендия

Для студентов, которые обучаются по программе среднего профессионального образования, государство предусматривает стипендию в размере 809 рублей. Тем, кто желает получить высшее образование на магистратуре, стать бакалавром, стипендия составляет 2227 рублей.

Государственная социальная стипендия выплачивается раз в месяц на период обучения. Ее могут приостановить, если по результатам сдачи сессии возникли задолженности. Возобновление происходит с момента, когда все они будут ликвидированы.

Льготы и выплаты

Система государственных учреждений, которая включает в себя детские дома школы интернаты, предусматривает ряд дополнительных льгот:

  • получение высшего образования за государственный счет;
  • получение 2-го среднего образования на бесплатной основе;
  • зачисление на полное гособеспечение до момента окончания обучения;
  • бесплатное проживание и питание на период нахождения в образовательных учреждениях;
  • один раз сироты обеспечиваются мягким инвентарем, обувью, одеждой. На их счета начисляются денежные пособия;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте (за исключением такси).

Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

Татьяна Ивановна Сенченкова
Технологии в социальной работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

1. Теоретические основы технологии социальной работы с детьми-сиротами

Понятие и проблемы детей сирот

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами:

отсутствием таковых или лишением их родительских прав,

ограничением их в родительских правах,

признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными,

отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей,

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов,

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Воспитание и образование детей-сирот является актуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов, таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение, наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества для детей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др.

Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей применяются различные технологии и программы. Каждая из них имеет свою специфику, но у них у всех одна конечная цель.

Основными целями социальной работы с данной категорией являются:

— создание системы социального обслуживания детей как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

— выявление факторов, обусловливающих развитие социального поведения несовершеннолетних и молодёжи;

— оказание экстренной помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

— создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих;

— достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети.

Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам, может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:

— дети, оставшиеся без попечения родителей;

— дети, проживающие в малоимущих семьях;

— дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

— дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

— дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;

— дети – жертвы стихийных бедствий; дети – инвалиды;

— дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

— дети с отклонениями в поведении;

— дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

— дети – жертвы насилия;

— дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

— дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

У воспитанников масса проблем, так как в государственном учреждении у них нет чувства постоянного дома. Некоторым детям приходилось менять до шести населенных пунктов, включая место рождения и обучения после окончания школы, четыре или пять детских учреждений.

В 15–18 лет подростки вынуждены уходить из реабилитационного центра в неизвестность, решать проблему жилья, прописки.

Как минимум, она заключает в себе изменение места жительства и разрушение домашних связей. Домашние связи у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, разрушаются несколько раз:

1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение – домом, а воспитателей и детей – родственниками. Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь. Переезд из одного учреждения в другое для одних воспитанников – ожидание чего-то нового, для других – страх перед будущим. Те, кого обижали в реабилитационном центре, ждут, что жизнь переменится к лучшему.

У детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на протяжении истории призрения была возможность повысить свой статус в государственном учреждении относительно беспризорного. Это реализуется за счет государства и за счет образования или профессии, которые обязательно стараются дать ребенку в воспитательном учреждении. На этом пути ребенка часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители.

Ограничения с получением специальности и работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения.

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые не общались с родителями во время пребывания в детском учреждении, или ничего не знают о своих родителях, начинают наводить о них справки. Некоторые молодые люди это делают после окончания школы, другого учебного заведения, после службы в армии. Когда приходится устраиваться на работу и заново решать проблему прописки и жилья. Одни молодые люди могут узнать только о том, что родители были, но теперь их больше нет, другим удается получить сведения и о своей бывшей прописке или месте проживания, а значит – претендовать на жилье.

Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. Можно говорить о негативной социализации.

Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита – это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.

В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой. Стать бомжами, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.

До окончания школы (9 или 11 классов) дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации находятся в одном пространстве – детском учреждении, разной степени открытости/ закрытости и представляют собой определенную группу детей, подростков, связанных территориальным единством.

Дети каждой группы (детского учреждения) живут в одинаковых условиях, получают одинаковое воспитание и образование, имеют один социальный статус – воспитанника. Причина того, что дети объединены в группировку «воспитанники реабилитационного центра», заключается в опеке государства и в отсутствии родительской заботы. Коллективное единство – детское учреждение. Новый коллектив, как и все общество вне детского учреждения – чужие. Если социализация проходит успешно, то чужак становится своим, «вписывается» в группу.

В качестве основных показателей социализации можно отметить:

– насколько успешно воспитанник сумел дальше продолжить свое образование, получить профессиональную подготовку;

– насколько успешно воспитанник сумел устроиться на работу;

– насколько успешно он сумел создать свою семью, воспитать своих детей;

– развитие социальной активности, самостоятельности, ответственности;

– отсутствие девиантного поведения.

Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей ребенка.

Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т. д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социализацию такой личности.

Таким образом, социальная работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию широко развита и имеет различные направления, но ориентированы они в основном не на профилактику кризисных ситуаций, а на «борьбу» с последствиями попадания ребёнка в данную категорию граждан.

Невозможно разработать универсальный метод социальной помощи, технологию или программу способную одновременно эффективно решать различные проблемы данной категории детей.

Поскольку характер проблем попадающих под классификацию дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию очень широк и разнообразен. В структуру комплекса входит ряд подразделений:

служба социальной работы с семьей, которая занимается выявлением дезадаптированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей. Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.

юридическая служба, которая консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.

психологическая служба, которая проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.

Основные направления работы с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей

Учитывая особенности контингента детей, попадающих в ЦССВ необходимо продумать содержание работы с детьми, хотя довольно разумной является мысль о разделении на временные этапы нахождения ребенка в каждом конкретном учреждении. Пребывание ребенка в Центре имеет четко выраженную конечную цель, которой предшествует конкретная промежуточная.

Выделение целей облегчает воспитателю, педагогу и самому ребенку прослеживать его жизненный путь, позволяет добиваться конечных целей, постепенно усложнять требования к ребенку. Такое содержание работы позволяет увидеть и почувствовать изменения в самом себе, в своем поведении, в образе жизни, быть активным участником всей работы.

Время пребывания ребенка в центре, помогает воспитателю сосредоточить внимание на развитии именно тех навыков, которые необходимы в данный момент. Овладение навыками, необходимыми для нормальной жизни на каждом временном этапе, легко увидеть, они облегчают адаптацию ребенка к жизни как в учреждении, так и выживании вообще.

Время пребывания ребенка в ЦССВ будет разным по длительности, но условно оно делится на несколько этапов:

Первый этап условно называется этапом формирования чувства безопасности, который, может охватывать время от начала работы по устройства ребенка в конкретное учреждение до 5-6 недель пребывания в нем.

Второй этап направлен на организацию жизни ребенка в центре. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка в конкретном учреждении и по длительности продолжатся от трех месяцев до самостоятельного выхода в жизнь.

Третий этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационной работы с детьми. На данном этапе предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течении всего времени пребывания в центре.

Четвертый этап предполагает самоопределение воспитанников центра, в том числе и профессиональные. Данный этап охватывает все время пребывания ребенка в данном учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребенка.

Пятый этап связан со временем, когда воспитанник покидает центр и его готовят к выходу в самостоятельную жизнь. Время его прохождения очень индивидуально, зависит от конкретной цели, которую реализует воспитанник учреждения.

Сроки прохождения этапов по времени будут зависеть от многих причин и определяться следующими факторами:

— возможностями территорий по оказанию социальной помощи детям и подросткам;

— возрастом ребенка и конечной целью его пребывания в данном учреждении;

— профессиональным самоопределением воспитанника;

— целью его самостоятельной жизни.

Таким образом, разделение времени пребывания ребенка в центре на этапы позволяет четко разграничить функции, которые при этом выполняют все специалисты, имеющие отношение к ребенку.

2. Особенности социальной работы с детьми-сиротами. Анализ деятельности ЦССВ

Жизнь ребенка в условиях центра, ограниченных социальных влияний, обуславливает особое психоэмоциональное развитие ребенка.

Поэтому психолого-педагогическое сопровождение — важная часть в становлении и социализации личности воспитанника.

Модель работы в Центре выстроена таким образом, что ребенок получает всестороннюю помощь и защиту силами того или иного подразделения учреждения.

Отделение воспитательно-реабилитационной работы оказывает воспитательные функции, в него помимо педагогов входят также психологи и учителя, оказывающие репетиторскую помощь.

В отделение социально-правового сопровождения входят социальные педагоги и юрист, которые отвечают за защиту прав и интересов ребенка, представление его интересов в различных учреждениях, сохранность его жилья и т. д.

Отделение постинтернатного сопровождения – это инновационный метод работы, направленный на поддержку детей, из числа детей-сирот, а также выпускников детских домов различного возраста. Им оказывается консультативная психологическая, социальная, юридическая и иная помощь по необходимости. Проводятся занятия по адаптации, занятия с семьями и детьми самих выпускников.

Отделение дополнительного образования обеспечивает организацию досуга ребенка, развитие его творческих способностей и сохранность физической формы и здоровья.

Отделение медицинских услуг помимо оказания ежедневной круглосуточной медицинской помощи отвечает также за проведение ежегодной диспансеризации воспитанников.

Педагогам ЦССВ известен метод проектирования, который является актуальным и имеет ряд положительных сторон: возможность использовать разнообразные методы и приемы, формирование важных социальных навыков, обучение детей самостоятельности и инициативности, возможность практически применить полученные знания, умения, навыки, развивать творческие способности детей. Работа ведется по следующим направлениям: образовательно-воспитательная, коррекционно-развивающая, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. На каждого ребенка составляется индивидуальный план развития и дальнейшего жизнеустройства воспитанника ЦССВ.

3. Рекомендации педагогам ЦССВ по работе с детьми-сиротами, детьми оставшимися без попечения родителей.

Одна из важнейших проблем в центре – потребность детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности воспитанников.

Учитывая потребность у воспитанников центра в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социализации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения.

Мероприятия, применяемые на практике в центре имеют свою направленность, и все они ведут к положительным результатам и нужны в нашем обществе.

Однако, идеальную социальную программу создать невозможно, поскольку невозможно подобрать универсальный метод решения, подходящий для всех проблем одновременно.

Можно рекомендовать педагогическому составу центра:

– создавать эмоционально – комфортную обстановку для воспитанников;

– удовлетворять важнейшие потребности – в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;

– включать воспитанников в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;

– в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала каждого ребенка;

Место сиротства в системе социальной работы

Практика социальной работы с детьми-сиротами, а также практика помощи им в России имеет достаточно глубокие культурные и исторические традиции. До 1917 года социальная помощь была напрямую связана с милосердием и благотворительностью. После 1917 года социальную защиту детей-сирот взяло на себя государство.

Замечание 2

С течением времени, после большого количества изменений, преобразований и реформ в России была создана система социально-правовой защиты несовершеннолетних (СПОН). Ее задача – воспитание и перевоспитание детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации и остались без попечения родителей.

Со временем возникли органы опеки и попечительства. Их основные направления следующие:

  1. Выявление, строгий учет и дальнейшее устройство сирот в семьи, а также обеспечение приоритета семейных форм воспитания. В данном случае Орган опеки и попечительства взаимодействует с такими организациями, как службы ОВД, детские поликлиники, общеобразовательные учреждения;
  2. Осуществление четкого надзора за нормами условий проживания, а также за воспитанием детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. В данном случае проводится тщательная работа с опекунами (попечителями), а также с подопечными детьми; ведется контроль за взаимоотношениями между попечителем и ребенком и оказывается необходимая помощь в преодолении возникших проблем;
  3. Осуществление надзора за условиями проживания и воспитания усыновленных детей. Органами опеки и попечительства ведется журнал учета граждан, которые изъявили желание усыновить ребенка. С кандидатом проводится тщательная психологическая работа, и только после окончательной проверки ребенок передается в новую семью;
  4. Участие в судебных заседаниях судов, которые связаны с делами ребенка, его воспитанием, защитой прав, свобод и интересов.

Сфера ответственности органов опеки и попечительства также достаточно широка. Сюда входит усыновление детей, оформление опеки и попечительства, вопросы так называемого патронажа и патронатного воспитания, оформление детей в детские учреждения и на временное пребывание в социальных приютах, изменение фамилии и имени несовершеннолетних, разрешение на регистрацию брака между несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет, разрешение на отчуждение собственности, в которой несовершеннолетний является собственником (обмен, продажа, покупка, процессы дарения). Сюда же входит разрешение актуальных и спорных вопросов в воспитании детей, которые раздельно проживают от своих родителей или опекунов.

Вывод

Воспитание детей – это сложный комплекс мер, направленный на интеллектуальное, нравственное, эстетическое, физическое развитие ребенка и вхождение его в социум. Обычно эта задача ложится на родителей, а государство вмешивается лишь в критических ситуациях. Однако если родители детей не желают выполнять свои обязанности или не могут этого делать по объективным причинам, воспитательные функции берет на себя государство.

Источники

  • https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rabota_kak_nauka/sirotstvo_v_socialnoy_rabote/
  • https://lawinfo24.ru/family/opeka/socialnaya-rabota-s-detmi-ostavshimisya-bez-popecheniya-roditelej
  • https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/nad-detmi/sotsialnaya-rabota-s-sirotami
  • https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologi-v-socialnoi-rabote-s-detmi-sirotami-detmi-ostavshimisja-bez-popechenija-roditelei.html
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант