Бесплатная горячая линия

Создание аварийной ситуации на дороге: штраф по ПДД

Ответ­ствен­ность за пло­хое состо­я­ние дорож­ного покрытия

Если авто­мо­билю нане­сен ущерб из-за пло­хой дороги, дорож­ных ям или про­ва­лов по вине дорожно-эксплуатационных служб, вла­де­лец авто имеет право взыс­кать ком­пен­са­цию ущерба с госу­дар­ства. Води­тель может про­ко­лоть колесо, нае­хав на выбо­ину, выле­теть в кювет из-за неуб­ран­ных снеж­ных куч или пре­ду­пре­жда­ю­щих ограж­де­ний. В этих и подоб­ных слу­чаях по вине дорож­ных служб согласно зако­но­да­тель­ству РФ при­чи­нен­ный вред дол­жен воз­ме­щаться води­телю этими служ­бами в пол­ном объ­еме. Эта ответ­ствен­ность каса­ется также раз­лич­ных орга­ни­за­ций, рабо­та­ю­щих на дороге или рядом с доро­гой, вклю­чая сотруд­ни­ков ГИБДД.

Действия в случае ДТП по вине дорожных служб

Автомобилисту необходимо знать, что делать при ДТП по вине дорожных служб. Если Ваш автомобиль попал в аварию из-за присутствующего на дороге дефекта, Вам необходимо выполнить ряд обязательных действий, которые существенно упростят последующее разбирательство:

  • Оставьте автомобиль в том положении, в котором он находился при ДТП.
  • Вызовите на место происшествия сотрудников ГИБДД.
  • До их приезда зафиксируйте на фото или видео состояние дорожного покрытия, тот дефект, по причине которого произошла авария, положение своего автомобиля относительно дефекта. Обязательно следует замерить площадь ямы, ее глубину – это позволит доказать, что состояние дороги на конкретном участке не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597–93, следовательно, дорожное хозяйство не в полной мере исполняет свои обязанности.
  • Фотографирование дорожной обстановки следует выполнять с привязкой к тем или иным ориентирам – окружающим зданиям, геолокационным координатам и т.д. Это в дальнейшем поможет доказать, что предъявляемые Вами фото сделаны именно на месте происшествия.
  • После прибытия сотрудников ГИБДД обратите их внимание на состояние дороги в месте аварии, укажите на то, что именно оно стало причиной аварии и получения повреждений. Все это должно быть зафиксировано в составляемом протоколе. Очень важно, чтобы инспекторы отметили в нем отсутствие ограждений и/или предупреждающих знаков о наличии серьезной дорожной неровности.
  • Перед подписанием протокола его содержание необходимо внимательно изучить, чтобы удостовериться, что все существенные детали отражены в нем в правильной форме.
  • Полезным будет вызвать на место происшествия представителя организации, обслуживающей дорогу. Полномочиями сделать это обладает инспектор ГИБДД, поэтому обратитесь к нему с соответствующим требованием. После прибытия представитель эксплуатирующей организации должен зафиксировать наличие дефекта, ставшего причиной ДТП.
  • Настоятельно рекомендуется заручиться показаниями свидетелей, которые впоследствии смогут подтвердить Ваши доводы. Также потребуется составление схемы ДТП в присутствии 2 понятых.

Нередко в нашей практике случаются ситуации, когда коммунальные службы стараются скрыть дорожный дефект тем или иным способом: засыпать его щебнем или песком, вернуть на место открытую крышку канализационного люка, установить требуемые знаки и ограждения. Поэтому очень важно зафиксировать действительное состояние дорожного полотна сразу же после аварии.

Если сведения об организации, ответственной за содержание дороги, на которой произошло ДТП, не были получены, Вы имеете право подавать соответствующее заявление в полицию или прокуратуру. В противном случае процесс взыскания компенсации понесенного ущерба существенно усложняется, потому как для этого необходимо доказать отсутствие Вашей вины в происшествии. Если же в протоколе, составленном сотрудниками ГИБДД, указана Ваша виновность, то данное решение потребуется оспаривать. И здесь как раз пригодятся все собранные на месте происшествия доказательства.

УслугаЧто получаетеЦена
Консультация автоюристаЗа 30 минут своего времени вы получите подробную бесплатную консультацию, правовой анализ вашей ситуации, оценку рисков и перспективности вашего дела, разработанный алгоритм действий.Бесплатно
Возмещение ущерба вследствие ДТП по вине дорожных службМы корректно составим для вас заявление о возмещении вреда при ДТП, подготовим пакет необходимых документов для подачи иска в суд и дадим юридическую защиту.от 14 000 рублей
Нарушение правил движения через железнодорожные путиВы будете юридически защищены от любых непредвиденных обстоятельств, ведь мы хорошо знаем подводные камни рассмотрения административных дел по статье 12.10 ПДД.от 6 300 рублей
Оставление места ДТПМы найдем способы помочь водителю на любом этапе — сразу после аварии или в процессе судебных разбирательств.от 9 000 рублей
Адвокат по ДТПМы выберем верную стратегию, поможем собрать документы, защитим интересы во время процессуальных процедур.от 9 000 рублей
Возмещение вреда в связи с ДТПМы детально проанализируем Вашу ситуацию, составим индивидуальный план действий, поможем собрать документы, составить претензию.от 7 000 рублей

Как действовать при возникновении опасности?

Ответ на данный вопрос дается во втором абзаце пункта 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Все довольно просто. Если на своем пути Вы видите другого участника дорожного движения или иной объект, то просто нажмите на педаль тормоза. Тормозите вплоть до полной остановки. Иных действий водитель предпринимать не должен.

Штраф за опасное вождение

Штраф за создание аварийной ситуации (именно за опасное вождение) в данный момент составляет 5000 р.

Интересно, что наказание за опасную езду долго не могли утвердить на законодательном уровне. Сначала учреждался достаточно высокий штраф, затем – низкий. И даже сейчас, когда закон об опасном вождении вступил в силу, наказание или условия для его предъявления могут меняться. Вследствие этого рекомендуется регулярно ознакомляться с обновлениями той или иной статьи КоАП России. Это поможет избежать нарушения ПДД.

Кстати, до сих пор рассматривается иное наказание за опасное вождение:

  • лишение водительского удостоверения;
  • привлечение к уголовной ответственности.

Кто знает, возможно, вскоре подобное наказание будет узаконено.

Как только действие штрафа вступает в силу, в течение одного месяца его можно погасить в размере только половины от общей суммы. При этом штрафы за отдельные правонарушения (опасная езда – скорее, комплексное) значительно меньше (за перестроение с нарушением ПДД штрафуют лишь на 500 р.).

Но даже несмотря на это нельзя никогда нарушать ПДД: хорошо, если неправильные действия водителя не приведут к ДТП; не так плохо, если в ДТП пострадают только транспортные средства или другие материальные объекты; ужасно, если в результате ДТП пострадают или даже погибнут люди.

Штраф за опасную езду можно оспорить. Сделать это нужно не позднее, чем через 10 дней после вступления обвинения в силу. Сложно ли это сделать? Да, если ситуация объективно бесспорная: вина очевидна и зафиксирована. Нет, если умышленное нарушение ПДД создание аварийной ситуации не так очевидно (важно обзавестись хорошим адвокатом).

На руку может сыграть и тот факт, что толкование закона об опасной езде ещё не до конца устоялось. Поэтому, если у сотрудников ГИБДД недостаточно фактов для вынесения обвинения, можно смело оспаривать их вердикт.

Права граждан в подобных вопросах защищаются в судебном учреждении.

ДТП из-за плохого состояния дороги, что делать?

Если уж вы столкнулись с проблемной ситуацией, когда повреждения вашему автомобилю были нанесены из-за отвратительного качества дорог, то в такой ситуации необходимо первым делом покинуть уютный салон своего «железного друга», и заняться поисками свидетелей, которые смогут подтвердить факт того, что именно качество дорог стало причиной для ДТП. Не лишним также будет заcнять на видео или фотокамеру все нюансы, которые стали причиной для повреждения машины. Ну и конечно же, не стоит забывать о вызове сотрудников ГИБДД на место происшествия. Они должны зафиксировать произошедшее событие и составить схему ДТП, на которой должны быть отмечены дефектные части дорожного покрытия и их размеры.

Поэтому, стоит особое внимание уделить тому, как именно заполняют документацию сотрудники дорожной полиции. Убедитесь в том, что в тексте протокола отмечено, что аварийная обстановка сложилась из-за плохого качества дороги, а также не подписывайте схему ДТП до того момента, как на ней не будут отмечены проблемные участки дороги, которые и стали главным катализатором для создания опасной ситуации. Кроме того, на схеме должны быть отображены все дорожные знаки, которые имеются в месте происшествия.

Довольно много опасных ситуаций происходит зимой, когда наши дороги покрыты слоем льда. Несмотря на то, что многие водители уверены, что в этом ничего особенного нет, на деле это грубое нарушение со стороны дорожных компаний, которые поддерживают качество дорог, и обязаны очищать ее своевременно. Если случилось так, что вы попали в ДТП, и причиной этому стал гололед, то это стоит зафиксировать. В обязательном случае отметьте время, когда произошло ДТП. Это поможет в дальнейшем установить нарушения со стороны дорожных работников по невыполнению принятых на себя обязательств.

Важно! При аварийной ситуации из-за плохих дорог, на осмотре места происшествия должны присутствовать сотрудники дорожной службы, эксплуатирующей дорожное полотно. Такой осмотр должен быть проведен в течении 24 часов.

Стоит отметить, что обычным осмотром дорог дело не заканчивается. По итогам обследования должен быть составлен акт обследования дорожных условий при ДТП, который должен быть подписан всеми сторонами конфликта. А это представители компании-подрядчика, пострадавший и представители ГИБДД. Особенно важно установить, какая именно организация обслуживает данный участок трассы. Поэтому для начала необходимо узнать ее название, а также адрес и месторасположение главного офиса. Если произошло так, что на осмотре не было сотрудников подрядчика, то установить данные о компании можно при помощи службы ДИиОД — составляющей части ГИБДД.

Если вы желаете привлечь компанию-подрядчика к ответственности, то необходимо подать в суд иск о привлечении организации к ответственности, основываясь на ст.13.34 КоАП РФ. Но перед этим необходимо обратится за независимо оценкой ущерба, который был нанесен вашему транспортному средству из-за ненадлежащего обслуживания дороги. Таким образом, вы получите точную сумму ущерба, который должна будет выплатить вам компания. Не забудьте также скопировать все документы ГИБДД, которые касаются данного случая, а также приложить к ним копию досудебной претензии, которые необходимо направить в офис компании, которая отвечает за данный участок дороги. Убедитесь в том, что при получении документов, вам выдадут расписку об их получении. С этой же целью можно направить документацию заказным письмом с уведомлением, если у вас нет свободного времени посетить организацию лично.

Если вас позовут для беседы с руководителем, то что бы он вам не говорил, настаивайте на письменном ответе или незамедлительной выплате компенсации. При попытках затянуть процесс, смело отправляйтесь в суд со всеми собранными документами.

Как правило, основным владельцем дорог в нашей стране являются муниципалитеты и администрации регионов. Если при судебном разбирательстве будет выявлено, что на поддержание данного участка дороги было выделено недостаточное количество денег, то владелец (администрация) будет привлечен к ответственности наравне с подрядчиком. Это произойдет на основании ст.1068 ГК, которая гласит, что владелец должен возместить ущерб, который возник из-за его бездеятельности.

Если же будет установлено, что по документам данный участок трассы никем не обслуживается, ответчиком выступит местная администрация. Суд примет решение о выплате пострадавшему полной суммы компенсации, а также выдаст предписание властным структурам незамедлительно поставить участок трассы на баланс и назначить за него ответственного.

Нор­ма­тив­ная база и фик­са­ция сле­дов ДТП

Одним из глав­ных усло­вий взыс­ка­ния ком­пен­са­ции ущерба из-за пло­хой дороги будет гра­мот­ный под­ход к этому вопросу.

Согласно зако­но­да­тель­ству ответ­ствен­ность за состо­я­ние и повре­жде­ния про­ез­жей части дороги несут долж­ност­ные лица дорожно-эксплуатационных орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих ремонт или рекон­струк­цию опре­де­лен­ных участ­ков дорог по дол­го­сроч­ным или разо­вым договорам.

В гл. 28 НК РФ «Транс­порт­ный налог» зако­но­да­те­лем ука­заны нормы, в соот­вет­ствии с кото­рыми каж­дый вла­де­лец авто­транс­порт­ного сред­ства (нало­го­пла­тель­щик) обя­зан упла­чи­вать транс­порт­ный налог. Денеж­ные сред­ства, полу­чен­ные как оплата налога, направ­ля­ются далее на стро­и­тель­ство, содер­жа­ние, ремонт, а также рекон­струк­цию дорог. Таким обра­зом, если авто­вла­де­лец обя­зан упла­тить транс­порт­ный налог, то он имеет право на долж­ное обес­пе­че­ние состо­я­ния дорог кото­рыми он пользуется.

Ст. 28 ФЗ РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об авто­мо­биль­ных доро­гах и о дорож­ной дея­тель­но­сти в РФ» опре­де­ляет ответ­ствен­ность дорож­ных служб за ДТП, вызван­ные нека­че­ствен­ным ремон­том или рекон­струк­цией дороги: «Поль­зо­ва­тели авто­мо­биль­ными доро­гами имеют право полу­чать ком­пен­са­цию вреда, при­чи­нен­ного их жизни, здо­ро­вью или иму­ще­ству в слу­чае стро­и­тель­ства, рекон­струк­ции, капи­таль­ного ремонта, ремонта и содер­жа­ния авто­мо­биль­ных дорог, вслед­ствие нару­ше­ний тех­ни­че­ских регла­мен­тов лицами, осу­ществ­ля­ю­щими стро­и­тель­ство, рекон­струк­цию, капи­таль­ный ремонт, ремонт и содер­жа­ние авто­мо­биль­ных дорог».

Тре­бо­ва­ния к состо­я­нию дорог опре­де­лены ГОСТ Р 50597–93 «Авто­мо­биль­ные дороги и улицы. Тре­бо­ва­ния к экс­плу­а­та­ци­он­ному состо­я­нию, допу­сти­мому по усло­виям обес­пе­че­ния без­опас­но­сти дорож­ного дви­же­ния». ГОСТом преду­смот­рено, что дорога должна быть обо­зна­чена соот­вет­ству­ю­щими дорож­ными зна­ками, в усло­виях пло­хой види­мо­сти – допол­ни­тельно сиг­наль­ными огнями. Глу­бина дорож­ных ям не должна пре­вы­шать 5 см, ширина – 60 см, длина – 15 см. Все осталь­ные неров­но­сти, впа­дины и т.п. должны быть отме­чены дорож­ными зна­ками или све­то­от­ра­жа­ю­щими заграждениями.

ГОСТом 50597–93 также уста­нов­лены сроки устра­не­ния ям и тре­щин: от 5 до 10 суток. На феде­раль­ных ско­рост­ных трас­сах этот срок состав­ляет не более 5 суток.

Любое из откло­не­ний от тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства явля­ется пово­дом для того, чтобы при­влечь дорож­ные службы к юри­ди­че­ской ответственности.

После попа­да­ния авто­мо­биля в яму (откры­тый люк), столк­но­ве­ния с пре­пят­ствием вслед­ствие ненад­ле­жа­щего испол­не­ния своих обя­зан­но­стей дорож­ными служ­бами, необ­хо­димо неза­мед­ли­тельно вызы­вать ГИБДД для фик­са­ции места ДТП с исполь­зо­ва­нием тех­ни­че­ских средств, про­ве­де­нием фото и видео съемки, уста­нов­ле­нием сви­де­те­лей и оче­вид­цев ДТП и их опро­сом, а также состав­ле­нием про­цес­су­аль­ных документов.

Причинно-следственная связь между ДТП и неисполнением обязательств

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Содержание и ремонт дорог осуществляют коммерческие организации на основании государственного или муниципального контракта. Таким образом, органы власти делегируют обязанности по содержанию дорог дорожным службам.

Состояние дорог должно соответствовать ГОСТ Р 50597-93. Если дорожное покрытие не соответствует ГОСТу, то безопасность дорожного движения не обеспечивается. Если безопасность не обеспечивается, то возможны ДТП. Так как за состоянием дорог следят дорожные службы, то в таком случае они и будут являться виновниками.

Помимо ГОСТ Р 50597-93 уполномоченными органами приняты другие нормативные документы:

  • приказ Минтранса от 16.11.2012 № 402;
  • распоряжение Минтранса от 16.06.2003 № ОС-548-р.

Органами власти субъекта, города, местной администрации могут устанавливаться дополнительные требования и правила.

Неправильные действия водителей при опасности

На практике нередко можно встретить водителя, который вместо торможения начинает маневрировать, т.е. поворачивает руль и пытается уйти от столкновения. В некоторых случаях это позволяет избежать столкновения, однако гораздо чаще это приводит к более серьезным последствиям ДТП.

Посмотрите на приведенный рисунок. Водитель оранжевого автомобиля выполняет перестроение и не уступает дорогу зеленому.

Зеленый, в свою очередь, пытается избежать столкновения, поворачивает руль налево и оказывается на встречной полосе. Там происходит столкновение с пассажирским автобусом, виновником которого становится водитель зеленого автомобиля.

Напомню, что за причинение вреда жизни и здоровью водитель может получить до 7 лет тюрьмы (если он не находится в состоянии опьянения).

Предлагаю Вам посмотреть видео, в котором рассматривается похожая ситуация при перестроении (без ДТП):

Обратите внимание, когда передняя часть автомобиля поравнялась с задней частью автобуса, они оба были уже у правой стороны проезжей части. Т.е. если бы водитель автомобиля просто тормозил, то он смог бы проехать слева от автобуса.

Тем не менее в данном случае могут быть 2 причины повернуть руль:

1. Тяжело заставить себя вести автомобиль в сторону неожиданно появившегося многотонного препятствия.

2. Водителю заранее неизвестно, что будет делать автобус. Если бы он перестроился только на 1 полосу и сразу же остановился, то простое торможение не позволило бы полностью избежать столкновения.

В рассматриваемом примере перестроение не привело к негативным последствиям. Однако на практике может сложиться и по-другому.

Порядок оформления акта обследования дорожных условий в месте совершения ДТП: бланк

При аварийных ситуациях на дороге, вызванных ненадлежащим качеством дорожного покрытия, в обязательном порядке должен быть оформлен акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, образец которого можно посмотреть на нашем сайте.

Важно! Акт обследования должен быть оформлен в четком соответствии с законодательными нормативами и не содержать никаких ошибок, в том числе и грамматических.

Процедура осмотра дороги регулируется «Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации». Этот документ официально вступил в силу 29.05.1998 года после того, как прошел согласование с ГУ ГАИ МВД РФ. До сих пор эти правила являются действительными, и это один из немногих документов, который дошел к нам без огромного количества правок и изменений.

В п.1.4-1.5 указано, что на месте осмотра должны присутствовать представители дорожной структуры, которая обслуживает данный участок дороги. При этом, тут же отмечено, что необязательно плохое качество покрытия могло стать причиной ДТП. Вполне вероятно, что имеющиеся недостатки вкупе могли сопутствовать дорожным происшествиям. Это является ключевым моментом, поскольку иногда ДТП происходят из-за отсутствия дорожных знаков, плохого уличного освещения и т.д.

Чаще всего можно встретить ситуацию, при которой сотрудники ГИБДД не пытаются разобраться в произошедшем, и потому списывают всю ответственность на участников аварийной ситуации. Если вы столкнулись с подобным отношением, то необходимо настаивать на вызове к месту аварии дорожников, и проведении в их присутствии обследования, результаты которого должны быть внесены в специальный акт.
Помните, что, не имея на руках оформленного бланка с перечнем всех действий по обследованию дорожного покрытия, вы не сможет ничего и никому доказать. И, следовательно, выплачивать вам компенсацию никто не будет, что приведет к дополнительным затратам.

Важно! Согласно с текущей законодательной базой, акт осмотра должен быть оформлен в течении 24 часов с момента аварийной ситуации.

Самостоятельно привлечь к обследованию представителей дорожных служб невозможно. Необходимо, чтобы вызов их на место аварии следовал от представителей ГИБДД. Если полицейские отказывают вам в вашем праве на проведение процедуры обследования, необходимо позвонить в УВД (РОВД) и сообщить дежурному об этом факте, указав имена полицейских, которые вам отказали, а также номерной знак их машины и приблизительное время отказа.

Кто ответит за повреждения авто

Для начала предлагаю представить ситуацию, что Вы повредили машину на плохо убранной от снега дороге. Кому предъявлять претензии? Ответственность за своевременность и качество уборки несет местная администрация. Но в ее штате нет соответствующих сотрудников и автопарка необходимой техники. Для этого они проводят тендер и нанимают подрядчика. Именно победившая компания и окажется ответчиком в случае подачи иска. Обычно список таких организаций публикуется на сайте администрации. Здесь можно найти:

  • точное название;
  • юридический адрес;
  • фамилию руководителя;
  • номера контактных телефонов.

Если по какой-либо причине воспользоваться сайтом нет возможности, можно посетить городскую (районную) администрацию или связаться с ее сотрудниками по телефону.

Порядок оформления

Для того, чтобы добиться возмещения ущерба по вине дорожных служб, необходимо со всей ответственностью подойти к оформлению происшествия. Здесь должны быть составлены следующие документы, которые впоследствии можно будет использовать как доказательство виновности дорожников:

  • протокол осмотра места происшествия – должен составляться на спецбланке сотрудником ГИБДД в присутствии участников ДТП и понятных. Здесь описывается процедура осмотра, дорожная ситуация, замеры дефектов дорожного полотна. Дополнительно прикладываются фото- и видеоматериалы;
  • схема места ДТП – также составляется сотрудником ГИБДД, в ней схематично изображается место происшествия, положение автомобилей-участников аварии, следы на дороге и прочие предметы, имеющие прямое или косвенное отношение к происшествию;
  • акт обследования дорожных условий – в этом документе отражаются фактические дорожные условия на месте аварии. Составляется представителем организации, обслуживающей данную автодорогу, который прибывает на место ДТП после получения соответствующего уведомления из органов ГИБДД;
  • Объяснения участников ДТП, свидетелей, представителя ответственной коммунальной службы.
  • Протокол по факту нарушения ст. 12.48 КоАП – составляется в отношении должностных лиц или организаций, допустивших образование на дороге дефекта, который стал причиной аварии.

После рассмотрения составленного протокола выносится постановление об административном правонарушении. Рассматривать такие дела уполномочены руководящие должности отделения ГИБДД, старшие инспектора и ряд других лиц.

При наличии всех упомянутых документов процесс привлечения дорожников к ответственности существенно упрощается. Однако здесь очень важно проконтролировать, чтобы были соблюдены все нюансы и требования к заполнению, в противном случае суд может не счесть их достаточными доказательствами вины коммунальной службы. Поэтому, чтобы быть уверенным в том, что все бумаги составлены соответствующим образом и имеют действительную юридическую силу, рекомендуется заручиться помощью квалифицированного юриста.

Пове­де­ние води­теля на месте ДТП

От дей­ствий води­теля в момент подоб­ного ДТП во мно­гом зави­сит воз­мож­ность ком­пен­си­ро­вать ущерб. Прежде всего, сле­дует очень серьезно отне­стись к сле­ду­ю­щим моментам:

  1. Сразу же обра­тить вни­ма­ние сотруд­ника ГИБДД на пло­хое состо­я­ние дороги, ука­зав при этом при­чину, по кото­рой авто­мо­биль полу­чил повре­жде­ния. В про­то­коле осмотра места про­ис­ше­ствия должны быть ука­заны все детали, кото­рые спро­во­ци­ро­вали ДТП: опи­са­ние состо­я­ния дорож­ного полотна, име­ю­щихся повре­жде­ний авто­мо­биля, а также факт отсут­ствия пре­ду­пре­жда­ю­щих дорож­ных зна­ков и ограж­де­ний. Содер­жа­ние про­то­кола необ­хо­димо изу­чить вни­ма­тельно, поскольку суще­ствует риск отра­же­ния в нем иной дорож­ной обста­новки, отлич­ной от фактической.
  2. Если ука­зан­ное дей­ствие не угро­жает жизни или здо­ро­вью авто­вла­дель­цам, пас­са­жи­рам, иным участ­ни­кам дви­же­ния, необ­хо­димо обес­пе­чить сохран­ность сле­дов ДТП, не пере­ме­щать авто­мо­биль, сохра­нив все дока­за­тель­ства ДТП до момента фик­са­ции дан­ных. Необ­хо­димо опре­де­лить раз­меры ямы, куда уго­дил авто­мо­биль. Ука­зан­ные харак­те­ри­стики, раз­меры как раз и будут слу­жить даль­ней­шим осно­ва­нием несо­от­вет­ствия ГОСТу и сле­до­ва­тельно несо­блю­де­ние стан­дарта ста­нет осно­ва­нием для при­зна­ния вины дорожно-эксплуатационной орга­ни­за­ции, кото­рая ответ­ственна за обслу­жи­ва­ния опре­де­лен­ного участка дороги.Важным фак­то­ром явля­ется само­сто­я­тель­ная фик­са­ция сле­дов ДТП, про­ве­де­ние осмотра места ДТП, при этом необ­хо­димо сфо­то­гра­фи­ро­вать или снять на видео с ука­за­нием даты и вре­мени съемки все ука­зан­ные нару­ше­ния (раз­меры ям, форму, рас­по­ло­же­ние и пр.). Съемка должна про­из­во­диться таким обра­зом, чтобы на фото (видео) был виден кон­крет­ный уча­сток дороги, где про­изо­шла ава­рия, опо­зна­ва­тель­ные знаки этого участка дороги: осу­ще­ствить при­вязку к опре­де­лен­ному ста­ци­о­нар­ному объ­екту к углу дома, зда­нию, столбу, с ука­за­нием точ­ного адреса, номера этого дома, назва­нием улицы, ука­за­нием коор­ди­нат GPS и т.д. После этого сле­дует соста­вить свой неза­ви­си­мый акт с опи­са­нием при­ло­жен­ных фото или видео мате­ри­а­лов и под­пи­сать его вме­сте со свидетелями.Имеет смысл вызвать на место пред­ста­ви­теля стра­хо­вой ком­па­нии и потре­бо­вать от него про­из­вод­ства ана­ло­гич­ных действий.
  3. Потре­бо­вать у сотруд­ника ГИБДД, чтобы он вызвал на место ава­рии долж­ност­ное лицо, пред­став­ля­ю­щее экс­плу­а­ти­ру­ю­щую ука­зан­ный уча­сток дороги орга­ни­за­цию. Ему также сле­дует зафик­си­ро­вать состо­я­ние опре­де­лен­ного участка дороги в целом. При рас­смот­ре­нии дела эти дан­ные будут слу­жить вес­ким аргу­мен­том и дока­за­тель­ством того, что ава­рия про­изо­шла по вине дорож­ных служб, в связи с их непра­виль­ными дей­стви­ями или бездействием.
  4. Попро­сить сви­де­те­лей под­твер­дить слова води­теля в пись­мен­ном виде и взять их кон­такт­ные дан­ные. В соот­вет­ствии со ст. 25.6 КоАП сви­де­те­лем может являться любое лицо, кото­рому стали известны обсто­я­тель­ства по делу. Сви­де­те­лями ава­рии могут быть пас­са­жиры, про­ез­жа­ю­щие мимо води­тели или пеше­ходы, нахо­дя­щи­еся на месте про­ис­ше­ствия. К про­то­колу ГИБДД должна при­ла­гаться схема ДТП с отра­же­нием всех обсто­я­тельств дела. Эта схема должна состав­ляться в при­сут­ствии двух поня­тых. Води­телю сле­дует оста­вить себе копию протокола.
  5. Быть пре­дельно вни­ма­тель­ным, поскольку сотруд­ники дорож­ных служб, научен­ные горь­ким опы­том, до при­езда сотруд­ни­ков ГИБДД могут поста­раться быстро убрать или скрыть следы своей вины: напри­мер, засы­пать яму щебен­кой, уста­но­вить крышку люка, посы­пать дорогу пес­ком или уста­но­вить все необ­хо­ди­мые знаки. В таком слу­чае помо­гут фото­ап­па­рат или видео­ка­мера с фик­са­цией всех дей­ствий дорож­ных служб после ДТП и пока­за­ния сви­де­те­лей, также сле­дует ука­зать пред­ста­ви­те­лям дорож­ных служб о про­изо­шед­шем ДТП и необ­хо­ди­мо­сти фик­са­ции сле­дов, в связи с чем необ­хо­ди­мость обес­пе­чить их сохранность.

В том слу­чае, если не уда­лось добиться дан­ных о ком­па­нии, ответ­ствен­ной за состо­я­ние дороги, можно обра­титься с заяв­ле­нием в пра­во­охра­ни­тель­ные органы, вклю­чая про­ку­ра­туру. В любом слу­чае, полу­чить ком­пен­са­цию смо­жет тот авто­мо­би­лист, вины кото­рого в слу­чив­шемся ДТП нет. Если сотруд­ники ГИБДД обви­нили в ДТП води­теля, это реше­ние при нали­чии осно­ва­ний может быть обжа­ло­вано в порядке дей­ству­ю­щего зако­но­да­тель­ства. Для этого при­го­дятся все выше­пе­ре­чис­лен­ные дока­за­тель­ства, полу­чен­ные непо­сред­ственно на месте ДТП и в последствии.

Классификация видов ответственности

К ответственности может быть призван один участник ДТП или сразу несколько. От тяжести аварии идет четкое разделение мер наказания. Существует классификация не только аварийных случаев, но также ответственности за правонарушение.

  1. Гражданская ответственность регламентируется статьей№1064 ГК РФ и подразумевает покрытие нанесенного ущерба собственности другого участника процесса. То есть, если произошло столкновение, но без жертв и серьезных травм. Возмещением занимается виновник через своего страхового агента, но уже комиссия решает, будет ли страховщик выплачивать денежные средства или это ляжет на плечи человека, который спровоцировал аварию.
  2. Административная ответственность прописана в главе №12 КоАП и мера пресечения зависит от масштабов трагедии. Виновнику может быть инкриминирован штраф до 30 000 рублей, лишение управлять любым ТС сроком до двух лет или 15-дневным арестом. Решение принимается в судебном порядке. В случае, если у водителя нет возможности выплачивать штраф, ему могут назначить наказание в виде 200 часов общественных работ.
  3. Уголовная ответственность накладывается в случае, если человек был за рулем в нетрезвом состоянии или нанесен серьезный вред здоровью человека. Даже если нет погибших, виновник может сесть в тюрьму сроком до девяти лет. Помимо этого не отменяется штрафная санкция в размере 30 000 рублей.
На заметку! Гражданские и уголовные дела по ДТП рассматриваются в судах по месту происшествия. Даже если виновник или пострадавший проживает в другом городе.

Порядок оформления акта обследования дорожных условий

Документом, устанавливающим процедуру составления акта дорожных условий, является Распоряжение Росавтодора от 12.05.2015 N 853-р (ред. от 31.01.2017) «Об издании и применении ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации» (вместе с «ОДМ 218.6.015-2015. Отраслевой дорожный методический документ…»).

В соответствии с требованиями, установленными пунктами 5.1 – 5.3 Распоряжения документ — «АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП» (далее — АКТ) составляется представителями дорожных служб, ответственных за безопасную эксплуатацию дороги (владельцы дорог). Основанием для составления Акта являются сведения о дорожно-транспортном происшествии, причиной которому стали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети (УДС) в месте происшествия.

При этом не обязательно, чтобы имеющиеся недостатки дороги являлись причиной аварии.

Достаточно, чтобы имеющиеся дорожные условия сопутствовали совершению дорожной аварии.

Данная формулировка имеет ключевое значение.

Часто сотрудники ГИБДД, не желая привлекать представителя дорожной организации к осмотру и составлению акта, ссылаются на то, что во всем виновен водитель, а плохая дорога это всего лишь имеющийся факт.

В такой ситуации всегда настаивайте на вызове к месту аварии дорожников, а разбираться в причинно-следственной связи при необходимости будет эксперт.

Если ДТП произошло из-за неудовлетворительного состояния дороги, то сотрудник ДПС при документировании его обстоятельств, составляет акт ГИБДД, который содержит выводы о выявленных недостатках УДС.

Этот акт приобщается к материалам ГИБДД о ДТП. Далее, сведения о таком происшествии безотлагательно сообщаются в эксплуатационную дорожную организацию.

После получения информации представитель владельца дороги в срок не превышающий 6 часов обязан прибыть на место происшествия и составить свой ведомственный «АКТ обследования дорожных условий в месте совершения ДТП» (далее — АКТ).

Один экземпляр ведомственного Акта направляется в ГИБДД в срок не превышающий 18 часов с момента его изготовления.

Таким образом в материале о ДТП должно быть два акта обследования дорожных условий – один первичный (акт ГИБДД) и второй – ведомственный Акт.

Помните, без акта обследования дорожных условий в месте совершения ДТП вам никогда не доказать вину дорожных служб и не взыскать с них причиненный ущерб.

Акт о дорожных условиях составляется непосредственно при осмотре места происшествия или не позднее 6 часов после его совершения.

Обязанность участия представителей соответствующих организаций в осмотре и фиксации недостатков дороги не может быть реализована без их привлечения сотрудниками ГАИ.

Для того, чтобы не стать заложниками волеизъявления и усмотрения инспекторов ДПС, при игнорировании ваших законных требований, безотлагательно звоните с места происшествия дежурному по УВД (РОВД), телефонам доверия и требуйте принятия мер к оформлению акта.

Досудебное урегулирование конфликта

Во многих ситуациях решение конфликта до направления дела в суд является более выгодным и эффективным. Однако для этого необходимо точно знать, кому следует предъявлять претензии, — другими словами, кто ответственен за содержание дороги, на которой произошло ДТП. Установить это можно различными способами, в том числе и через юридическую компанию.

Когда ответчик определен, ему направляется претензия о компенсации полученного материального ущерба с предложением мирного разрешения спора. Чтобы добиться успеха на этом этапе, необходимо юридически грамотно составить текст претензии, обосновать в ней с точки зрения закона свою позицию, указываемую сумму возмещения и преимущества досудебного урегулирования. Сделать это проще всего с помощью опытного правозащитника.

Досу­деб­ное урегулирование

Если изве­стен ответ­чик, имеет смысл раз­ре­ше­ния сло­жив­шейся ситу­а­ции с помо­щью авто­ю­ри­стов нашей ком­па­нии в досу­деб­ном порядке. Для этого необ­хо­димо напра­вить винов­нику ДТП пре­тен­зию о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда о воз­ме­ще­нии мате­ри­аль­ного вреда с пред­ло­же­нием доб­ро­воль­ного уре­гу­ли­ро­ва­ния ситу­а­ции. В слу­чае отказа, сле­дует напра­вить в суд иско­вое заяв­ле­ние и ини­ци­и­ро­вать судеб­ный про­цесс. Сумму мате­ри­аль­ного ущерба при этом лучше под­твер­дить соот­вет­ству­ю­щим доку­мен­том – заклю­че­нием неза­ви­си­мой экспертизы.

Если суд на осно­ва­нии всех доку­мен­тов уста­но­вит, что води­тель пытался раз­ре­шить спор в досу­деб­ном порядке с дорож­ной орга­ни­за­цией, это может быть поло­жи­тельно рас­це­нено в его пользу. К тому же, доб­ро­воль­ное воз­ме­ще­ние ущерба винов­ни­ком (дорож­ной орга­ни­за­цией) – вполне веро­ятно, если пре­тен­зия состав­лена гра­мотно и с обос­но­ва­нием рас­чета суммы мате­ри­аль­ного ущерба.

Наказание за провоцирование ДТП

Если всё же авария переросла в ДТП, то виноватой стороне случившегося грозит три вида ответственности:

  1. Гражданская.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Первая наступает всегда, так как она имеет материальный характер: виновник аварии всегда обязан возместить материальный урон, которого нельзя не причинять при любой аварии с участием даже одного транспортного средства. Причём суд может возложить на виновника ДТП и допкомпенсации пострадавшим. Например, если утрачен определённый вид заработка пострадавшей стороны (пострадавший зарабатывал на жизнь вождением, а в результате ДТП больше не может управлять ТС).

Вторая наступает, если виновник смог причинить пострадавшей стороне незначительный ущерб здоровью. Тогда могут лишить удостоверения (до трёх лет), или арестовать (до пятнадцати суток), или отправить на обязательные работы (до двухсот часов), или выписать штраф, размер которого варьируется.

Третий вид ответственности грозит виновнику ДТП, если в результате аварии кому-либо из участников был нанесён тяжкий вред здоровью или не удалось избежать смертельного (летального) исхода. Тогда суд имеет право отправить виновника ДТП на обязательные работы (до пяти лет), ограничить свободу (до трёх лет), лишить свободы (до девяти лет), лишить прав (до трёх лет).

Если виновник ДТП уехал или ушёл с места аварии, то его лишают прав на год – полтора. Также его могут арестовать на 15 суток. Если он пытается дать взятку работнику ГАИ, то обязан будет выплатить штраф пятнадцати – семидесяти размеров взятки, а также лишится свободы на семь-двенадцать лет. Если виновник аварии не оказал первую медпомощь пострадавшим, то либо получит штраф не менее 40 000 р., либо лишится свободы на срок до года. Если ДТП было совершено в результате опьянения – любого – то к его виновнику применят следующую санкцию: оштрафуют на сумму до 30 000 р. и лишат водительских прав сроком на несколько лет.

Создание аварийной ситуации, повлёкшей ДТП, строго наказывается.

Второй и третий виды ответственности применяются только к виновнику ДТП. Первый вид может применяться ко всем сторонам-участницам ДТП.

Источники

  • https://FedAvto.ru/uslygi/predstavitelstvo/vozmeshhenie-ushherba-vsledstvie-viny-dorozhnyx-sluzhb
  • https://autopravo.spb.ru/services/47-vozmeschenie-uscherba-vsledstvie-viny-dorozhnyh-sluzhb.html
  • https://pddmaster.ru/dtp/vozniknovenie-opasnosti.html
  • https://avtoved.com/shtraf/narusheniya/sozdanie-avariynoy-situatsii
  • http://1avtourist.ru/dtp-po-vine-dorozhnyx-sluzhb/akt-obsledovanslovij-pri-dtp.html
  • https://yurist.club/avtomobilnoe-pravo/dtp-po-vine-dorozhnyx-sluzhb-vozmeshhenie-vreda.html
  • https://www.avtojurist.su/vozmeschenie-uscherba-po-vine-dorozhnyh-sluzhb/
  • https://auto-pravda.online/dtp/138-otvetstvennost-i-shtraf-za-dtp.html
  • https://dtp-avtostrahovanie.ru/akt-obsledovanija-dorozhnyh-uslovij-v-meste-sovershenija-dtp
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Последние ответы

Бесплатная горячая линия 24/7
8 (800) 550-82-45
по всей России


+7 (499) 398-51-30
Для жителей Москвы и МО
+7 (812) 305-28-25
Для жителей Спб и области