Бесплатная горячая линия

Участники образовательного процесса

Содержание

Понятие и стороны образовательных отношений

Образовательное право как комплексная отрасль права имеет в качестве предмета регулирования совокупность взаимосвязанных общественных отношений, складывающихся в сфере образования.

Отношения, складывающиеся в сфере образования и урегулированные нормами права, образуют правоотношения в сфере образования. Правоотношения в сфере образования включают в себя отношения двух видов:

  • 1) непосредственно образовательные отношения;
  • 2) отношения, связанные с образовательными отношениями.

Образовательные отношения являются сложными и весьма специфическими отношениями, которые имеют место при получении человеком образования, которое выступает объектом данного отношения. Сама специфика таких отношений вытекает из специфики «образования», которое определяется в и. 1 ст. 2 Закона об образовании как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Образовательные отношения составляют отношения между субъектами процесса воспитания и обучения. Каждая из двух составляющих образования также раскрывается в понятийном аппарате Закона об образовании.

Воспитание представляет собой деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение является целенаправленным процессом организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Особенностью образовательных отношений является необходимость организации деятельности обучающихся, требующей от них не пассивного восприятия действий педагога, а активной работы по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и т.д. Степень и значение активности обучающихся отличается в зависимости от вида и уровня получаемого образования, а также от возраста обучающихся. Ведь участником образовательных отношений обучающийся может стать в самом раннем возрасте (получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев).

Научная дискуссия

В юридической науке понятие образовательных отношений относится к числу дискуссионных и подробно рассмотрено в работах В. И. Шкатуллы и В. М. Сырых.

В. И. Шкатулла рассматривает образовательные отношения как синоним педагогических отношений и выделяет 15 составных частей (блоков) таких отношений[1]:

  • 1) договор об образовании; 2) определение содержательного момента; 3) процесс обучения; 4) организация учебной работы; 5) оценка знаний, умений, навыков; 6) установление требований к обучающемуся; 7) процесс воспитания; 8) выдача документов об образовании; 9) определение результатов обучения; 10) определение условий обучения; 11) определение качества обучения; 12) дисциплина обучения; 13) определение времени обучения; 14) определение времени отдыха в процессе обучения;
  • 15) установление, изменение и применение государственных стандартов.

Однако автор не проводит разделения между непосредственно образовательными отношениями и отношениями, связанными с образовательными, обеспечивающими создание условий для получения образования. В частности, выделяется как элемент образовательных отношений отпуск продолжительностью до одного года, предоставляемый педагогическим работникам. Такой отпуск нельзя рассматривать как отношение, возникающее по поводу обучения, поскольку предоставление такого отпуска реализует право педагога как работника на отдых.

Представляется также, что перечень элементов образовательных отношений дан автором в последовательности, не отвечающей объективным критериям. Соглашаясь в целом с первоочередностью договора об образовании, с той оговоркой, что как таковой договор является обязательным только в ряде случаев возникновения образовательных отношений (подробнее — в параграфе 6.2 настоящей главы), нельзя не отметить, что выдача документа об образовании не всегда завершает образовательные отношения. А применение ФГОС не может быть заключительным элементом перечня образовательных отношений, поскольку именно в соответствии с указанными стандартами и должны строиться все образовательные отношения.

В. М. Сырых рассматривает образовательное отношение как единое длящееся отношение, которое возникает в момент приема в образовательную организацию и завершается окончанием обучения и выдачей документа об образовании. В этом контексте образовательное отношение имеет сложный многостадийный характер, «в котором совокупность конкретных прав и обязанностей участников меняется сообразно специфике образовательного процесса на той или иной стадии»[2].

В. М. Сырых предлагает определение образовательного отношения как отношения, «которое возникает между обучающимися, образовательными учреждениями, педагогическими работниками, иными лицами в процессе получения обучающимся общего или профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании и/или квалификации»[3].

Представляется, что данное определение с учетом использования терминологии утратившего силу Закона РФ «Об образовании» довольно полно отражает специфику образовательных отношений, возникающих при получении общего и профессионального образования. Однако совершенно нс учитывает получение дополнительного образования, которое в части подвида дополнительного образования детей и взрослых не подтверждается выдачей документа об образовании и (или) квалификации, а следовательно, выделение такого обязательного признака образовательных отношений, как получение документа об образовании и (или) квалификации, нс может быть признано обоснованным.

Действующий Закон об образовании содержит легальное определение образовательных отношений как общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (п. 30 ст. 2).

Данное определение в полной мере относится ко всем видам образования в Российской Федерации и устанавливает в качестве непременного признака образовательных отношений реализацию образовательных программ. Таким образом, образовательные отношения складываются только при реализации образовательной программы, а в случаях, когда такая программа не реализуется, нельзя говорить о наличии образовательных отношений (например, при проведении различного рода обучающих мероприятий, инструктажа, воспитания ребенка в семье и т.д.).

Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п. 31 ст. 2 Закона об образовании).

Однако образовательными отношениями не ограничивается весь спектр отношений в сфере образования. Согласно п. 30 ст. 2 Закона наряду с образовательными отношениями отношения в сфере образования включают в себя общественные отношения, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование. К числу таких отношений можно отнести, в частности, следующие виды отношений:

  • административные (управленческие) отношения, которые складываются по вопросам организации управления системой образования, разграничения полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, осуществлению государственной регламентации образовательной деятельности;
  • финансовые и экономические отношения, которые обеспечивают создание финансовых условий предоставления образования за счет средств бюджетных ассигнований, физических и юридических лиц, а также регламентирует использование имущества образовательных организаций и осуществление ими приносящей доход деятельности;
  • трудовые отношения, которые складываются по поводу приема на работу педагогических работников и выполнения ими своей трудовой функции.

Следует отметить, что субъектный состав отношений в сфере образования существенно шире состава образовательных отношений, к которым наряду с участниками образовательных отношений относятся также федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (п. 32 ст. 2 Закона). При этом массив правовых норм, регулирующих отношения, обеспечивающих создание условий для реализации права граждан на образование, превышает по своему объему правовые нормы, регламентирующие непосредственно образовательные отношения.

Какой документ определяет права учащихся образовательного учреждения

Правовые основы студенческой жизни определяет документ, действующий с декабря 2012 года № 273/Ф3. Документ содержит исчерпывающую информацию относительно порядка предоставления образования в стране, определяет, какие нормы, требования действуют.

Какие права учащихся определяет документ

  • Возможность отдать предпочтение учебному заведению.
  • Выбор специальности, форму получения знаний.
  • Посещение факультативных, дополнительных занятий, занятий по интересам в пределах заведения.
  • Использование условий образовательного процесса с учетом умственных, физических, психических особенностей.
  • Воспользоваться отсрочкой в случае призыва на прохождение срочной военной службы.
  • Познание дополнительных дисциплин, не являющихся профильными в выбранной профессии.
  • Уважительное отношение, сохранность жизни и здоровья в период получения знаний в стенах учреждения.
  • Право на информационную свободу, свободное выражение мыслей, взглядов, убеждений.
  • Смена коммерческой формы приобретения профессии на бюджетную с соблюдением правил.
  • Формирование организаций объединения движения и партий.
  • Смена факультета, специальности при желании.
  • Академический отпуск при возникновении показаний, установленных законом.
  • Использование библиотечных ресурсов безвозмездно при необходимости.
  • В случае прекращения деятельности образовательного заведения в связи с окончанием, не продлением лицензии, учащиеся с позволения родителей, или законных представителей переводятся в иные учреждения, осуществляющие обучение на аналогичных условиях.
  • Реализация творческого потенциала.
  • Информирование учащихся относительно обстановки на трудовом рынке.
  • Право на отдых от учебного процесса.
  • Использование в процессе обучения и воспитания учебных пособий.
  • Предоставление возможности для обучения практическим навыкам по выбранной специальности.
  • Создание условий для работников, совмещающих учебу и трудовую деятельность.
  • Предоставление условий для самообразования.
  • Учащиеся, блестяще завершившие учебу, вправе получить диплом об окончании учебного заведения с отличием, золотую медаль.
  • Участие в исследовательских, научных, экспериментальных процессах.

Кто является участниками образовательных отношений

Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений

СторонаКто входит
Сторона обучающихсяЧленами данной стороны образовательных отношений являются сами несовершеннолетние или совершеннолетние ученики, которые в дальнейшем получат знания, а также лица, являющиеся их законными представителями, то есть:

  • биологические и приемные родители;
  • усыновители;
  • опекуны и т.д.
  • Сторона обучающаяЧленами данной стороны являются сами образовательные учреждения, а также их представители и работники, которые непосредственно и осуществляют деятельность образовательного характера.

    Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав

    Права участников образовательных отношений

    Каждый представитель обозначенных категорий участников образовательных отношений при вступлении в оные получает ряд особенных прав, регулирующийся согласно Федеральному закону «Об образовании», действующему на территории нашей страны. Далее посмотрим, какие права характеризуют все обозначенные ранее группы.

    Какие права имеют учащиеся

    С момента получения статуса учащегося или студента, граждане, которые приступают к образовательному процессу, наделяются следующими правами.

     

    Академические права студентов

    В данную группу прав входит естественная возможность учащихся сделать выбор относительно:

    • организации, которая осуществляет образовательную деятельность, то есть ВУЗа, колледжа, техникума и т.д.;
    • формы обучения в образовательном учреждении, которая определяется уже после получения общего образования или по достижению совершеннолетнего возраста.

    Право на обеспечение требуемых для обучения условий

    Еще одно естественное право лиц, получающих образование, представлено в организации учебного процесса таким образом, чтобы учитывались особенности их развития и состояния здоровья:

    • на физическом уровне;
    • на психическом уровне.

    В перечень требуемых к организации условий входит, как правило, помощь:

    • психологического характера;
    • социально-педагогического плата;
    • безвозмездной коррекции различного характера.

    Участниками образовательных отношений являются: студенты, их официальные представители, педагоги, а также сама организация, на базе коей происходит обучение

    Обучение по индивидуальной системе

    Составление индивидуальных планов обучения – еще одно важное право учащихся, являющихся стороной образовательных отношений. Если они имеют способности к ускоренному освоению программы, то могут претендовать и на сокращенное время обучения, или активный прогресс и переход на следующие уровни программы в обгон остальных учеников.

    То же самое касается и отстающих, являющихся таковыми по причинам объективного характера.

    Самостоятельный выбор обязательных и необязательных образовательных дисциплин

    Учащиеся, при наличии подобной возможности, могут осуществлять самостоятельный выбор среди учебных предметов:

    • как факультативных, то есть для искомого направления подготовки обязательными не являющихся;
    • так и элективных, то есть обязательных.

    К основным дисциплинам также можно добавить дополнительные курсы и прочие модули из списка, предлагаемого для рассмотрения студентам образовательной организацией. Подобные дополнительные курсы чаще всего имеют место быть в организации в качестве своего рода:

    • меры социальной поддержки;
    • стимулирующего к работе фактора.

    Права и обязанности учителя и ученика

    В Российской Федерации основные права и обязанности человека отражены в главном законе – Конституции РФ. Помимо данного нормативно-правового акта, регулируют права ребенка международные акты, главным из которых является Конвенция о правах ребенка, закрепляющая фундаментальные основы, которые позволяют личности достойно развиваться.

    На основе Конвенции (1989 г.) и Конституции РФ (1993) разработан ФЗ «Об образовании», обеспечивающий полноценное функционирование образовательных организаций и взаимодействие субъектов образования.

    Предмет образовательного права

    Для разъяснения содержания и пределов образовательного права необходимо:

    • выделить понятие отношения в образовательном праве;
    • установить содержание и структуру отношения в образовательном праве, уделяя особое внимание оценке его особых признаков, которые отличают ϶ᴛᴏт вид отношений от других правоотношений;

    Понятие «правового отношения в сфере образовательного права» устанавливает содержание всех видов правовых отношений, которые существуют в образовательной сфере, которая носит комплексный характер, а свойственные ей отношения урегулированы нормами почти всех отраслей права. При рассмотрении ФЗ «Об образовании в РФ» можно отметить присутствие норм административного, конституционного и других отраслей права.

    Образовательное правоотношение применяется же для того, чтобы обозначить правоотношения, которые составляют сам предмет образовательного права, его основу, как самостоятельной отрасли права. Эти правовые отношения наиболее полно показывают специфику сферы образования, функции и место в гражданском обществе.

    Академические права обучающегося в соответствии со ст. 34 ч. 1.

    1. Право выбора образовательной организации. Обучающийся имеет право на выбор организации, осуществляющей образование (это могут быть образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, индивидуальные предприниматели), а также форм получения образования, форм обучения после получения основного…

    Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

    Защита прав обучающихся образовательных организаций, защита прав их родителей (законных представителей) осуществляется в рамках общих процедур, предусмотренных законодательством РФ, устанавливающим те или иные способы защиты прав и законных интересов, например обращение в суд. Наряду с этими общими способами…

    Участники образовательного процесса

    Участниками образовательного процесса ДОО являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники. При приеме детей в ДОО последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами,…

    Что запрещено ученикам в школе

    Существует ряд действий, категорически запрещенных в учебном заведении.

    В школе запрещено:

    1. Распивать спиртное, курить.
    2. Носить опасные для здоровья и жизни предметы.
    3. Играть в азартные игры.
    4. Выражаться с использованием нецензурной лексики.
    5. Портить чужое имущество.
    6. Унижать чужое достоинства и права.

    Права учителя в школе

    Учитель имеет право на следующее:

    1. Свободу преподавания, выбор образовательной программы, учебников.
    2. Свободное выражение мнений.
    3. Свободный выбор форм, методов и приемов обучения.
    4. Творческую деятельность, разработку авторских рабочих программ, курса или дисциплины.
    5. Осуществление научной, творческой, исследовательской деятельности.
    6. Бесплатное пользование информационными, библиотечными ресурсами.
    7. Доступ к учебным материалам, музейным фондам.
    8. Объединение в профсоюзы.
    9. Обсуждение вопросов, касающихся деятельности школы.
    10. Участие в управлении образовательной организацией.
    11. Защиту профессионального достоинства и чести.

    Зная права и обязанности, каждый может быть защищен от принижения собственного достоинства, от неправомерных действий. Ведя ребенка в первый класс, родители должны рассказать ему об основных правилах поведения.

    Права учащегося

    Ученик — субъект образования, который имеет целый ряд прав, признанных обеспечить полноценное развитие и становление личностных качеств, защитить от возможного произвола со стороны администрации и педагогов. Ученик имеет право на следующее:

    1. Получение бесплатного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
    2. Развитие талантов, физических и умственных возможностей.
    3. Обучение в рамках ФГОС по индивидуальным учебным планам, которые определены уставом образовательной организации.
    4. Свободное выражение мнений, убеждений и взглядов в корректной форме, которая не унижает права и достоинство других.
    5. Получение информации, которая соответствует возрасту, задачам и целям учебного процесса.
    6. Свободу совести, религии и мысли.
    7. Уважение своего человеческого достоинства.
    8. Получение дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, которые предусмотрены уставом школы.
    9. Информирование учителем о выставленных оценках за письменные работы и устные ответы.
    10. Заблаговременное предупреждение о контрольных работах.
    11. Участие в выступлениях на школьных конференциях, открытых микрофонах, внеклассных мероприятиях.
    12. Отдых во время каникул и между уроками.
    13. Перенесение контрольной работы после пропусков по болезни, которая подтверждена документами из медицинской организации.
    14. Перевод в другое образовательное учреждение при успешной аттестации.
    15. Неприкосновенность собственных вещей.

    Права ученика на уроке:

    1. Ученик может знать о выставленной оценке, балле за ответ.
    2. Имеет право знать текущие оценки за предмет.
    3. Может высказать собственную точку зрения, мнение на уроке.
    4. Вправе выйти в туалет, предупредив об этом учителя.
    5. Имеет возможность корректно указать на ошибку учителя, если тот ее совершил.
    6. Может поднять руку и ответить по содержанию темы.

    Предварительный просмотр

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Государство берёт на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путём создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

    Участниками образовательного процесса являются ученики, их родители (лица, их заменяющие), учителя и все другие работники Учреждения. Отношения Учреждения с обучающимися и их родителями регулируются Уставом образовательного учреждения.

    Устав – важнейший юридический документ образовательного учреждения, определяющий его статус, отношения с Учредителем и всеми участниками образовательного процесса.

    Права и обязанности обучающихся в Учреждении определяются законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения.

    В данной работе будут рассмотрены права и обязанности участников образовательных отношений на примере педагогических работников образовательного учреждения.

    1. Основные положения правового регулирования в области образования.

    Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе «Об образовании».

    Образование осуществляется в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребёнка, Декларации ООН о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

    Ниже представлены несколько примеров из законов, регулирующих вопросы в сфере защиты и охраны прав и интересов в образовательном процессе.

    Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путём законодательных и иных мер (Преамбула Декларации прав ребёнка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года).

    «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений». (Закон РФ ”Об образовании”, ст.50, п.4)

    «В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры её предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений» (п.5 ст. 5 Закон РФ ”Об образовании”).

    «Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребёнка, принимать участие в управлении образовательным учреждением» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 52, п. 1).

    «Ответственность за создание необходимых условий для учёбы труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской федерации и уставом данного образовательного учреждения» (Закон РФ ”Об образовании”, ст. 51, п. 7).

    2. Права и обязанности работников образовательного учреждения

    Права и обязанности работников образовательного учреждения (педагогических работников), ниже будут рассмотрены на примере ГКОУ МО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Непоседы».

    Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Непоседы» — это организация, созданная для достижения образовательных, социальных и культурных целей, способствующих удовлетворению духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании.

    Учреждение является государственной казенной общеобразовательной организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящейся в ведении Московской области, и осуществляющей реализацию программ начального общего, дошкольного и художественно-эстетического образовании образования.

    Деятельность данного учреждения строится на принципах обеспечения интересов детей, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования.

    Педагогическую деятельность в образовательном учреждении осуществляют лица, имеющие высшее профессиональное или среднее специальное образование. Данное образование должно быть подтверждено соответствующими документами государственного образца об уровне образования.

    Работники Учреждения имеют право на:

    — защиту чести, достоинства и деловой репутации;

    — получение необходимой базы для учебно-методического и материально-технического обеспечения своей профессиональной деятельности, пользование библиотеками, информационными ресурсами, услугами учебных, учебно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений.

    Не допускается применение методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанников образовательного учреждения.

    Кроме того, педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса и систематически заниматься повышением своей квалификации, проходить переподготовку, соответствующую должностям.

    Педагогические работники образовательного учреждения пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Что касается обязанностей работников образовательного учреждения:

    — соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, следование профессиональной этике, качественно выполнять возложенные на них функциональные обязанности;

    — систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать в образовательном процессе новые педагогические технологии;

    — соблюдение прав и интересов воспитанников;

    — поддерживать дисциплину в учреждении на основе уважения человеческого достоинства, не допускать применения к воспитанникам методов физического и психического насилия;

    — четко планировать свою учебно-методическую и воспитательную работу;

    — быть вежливым с коллегами и воспитанниками;

    — нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса;

    Заключение

    К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

    Среди обязанностей работников образовательных учреждений стоит выделить стремление к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы (п.70 Рекомендации ЮНЕСКО ”О положении учителей(п.4 ст.50 Закона РФ ”Об образовании”.

    За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

    Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.

    Возникновение образовательных отношений

    Основаниями возникновения образовательных правоотношений являются специальные юридические факты, предусмотренные Законом об образовании в качестве оснований для возникновения образовательных отношений. При этом возникновению образовательных отношений предшествуют отношения, возникающие между «будущими»…

    Обязанности

    Каждый обучающийся, кроме прав, имеет и обязанности. Ученик обязан:

    1. Добросовестно осваивать образовательную программу, посещать предусмотренные планом учебные занятия, выполнять индивидуальный план и задания, которые дал учитель.
    2. Стремиться к духовному развитию и нравственному совершенствованию.
    3. Соблюдать устав образовательной организации.
    4. Бережно относиться к школьному имуществу.
    5. Уважать достоинство и честь других участников образовательного процесса.
    6. Соблюдать правила внутреннего распорядка.
    7. Соблюдать правила техники безопасности.
    Источники

    • https://studme.org/219902/pravo/obrazovatelnye_otnosheniya
    • https://dokivse.ru/dokumenty-dlya-postupleniya/kakoj-dokument-opredelyaet-prava-uchashhihsya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
    • https://yr-expert.com/uchastniki-obrazovatelnyh-otnoshenij-eto/
    • https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/obrazovatelnii-process.html
    • https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/obrazovatelnoe_pravo_i_ego_zaschita/predmet_i_subekty_obrazovatelnogo_prava/
    • https://studme.org/219919/pravo/prava_obuchayuschihsya
    • https://bstudy.net/696497/pravo/uchastniki_obrazovatelnogo_protsessa
    • https://nsportal.ru/vuz/yuridicheskie-nauki/library/2016/08/10/prava-i-obyazannosti-uchastnikov-obrazovatelnyh
    [свернуть]
    Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
    300 рублей бесплатно

    Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

     

    Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

     
     
    Спасибо!
    Ваша заявка принята

    Юрист позвонит в течение 5 минут

     
    Анонимно
    Информация о вас не будет разглашена
    Быстро
    Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
     

    Добавить комментарий