Содержание
- Фабула статьи 20 ФЗ-196 «О БДД»
- Допуск за руль других водителей и иностранцев.
- Наказание за отсутствие прав и вождение в состоянии опьянения.
- Изменения в категориях водительских прав.
- Комментарии Российской Газеты
- Судебная практика и законодательство — 196-ФЗ О безопасности дорожного движения
- ИТОГ. Мнение
Фабула статьи 20 ФЗ-196 «О БДД»
Итак, сама фабула звучит так, цитирую:
- Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств.
Понятно, что все требования (с пункта 1 по пункт 3) предъявляются к:
— юридическим лицам,
— индивидуальным предпринимателям,
— физическим лицам.
Вопросы возникают немного другого плана.
Например, а если у нас всего один авто…, а если у нас нет штатного водителя…, а если мы отдали авто в аренду…, а если мы взяли авто в аренду у собственного сотрудника…
Этих вопросов поступает очень много.
Здесь я дам простой и очень понятный комментарий.
…Для того чтобы эти требования стали вашими, необходимо чтобы одновременно выполнялись два условия:
1. Юридическое лицо или ИП владеет хотя бы одним транспортным средством (на праве собственности, аренды или финансовой аренды);
2. Транспортное средство должно эксплуатироваться, а не стоять у забора для продажи или перепродажи.
Как только эти два условия выполняются, то вы уверенно можете сказать, что статья 20 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» ваша.
Комментарий к федеральному закону от 10 декабря 1995 Г
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1995 Г. N 196-ФЗ «О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (Постатейный) Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2010 года Н.К. НАУМЕНКОВ В книге дан постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с учетом последних изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ и от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ. В Комментарии подробно рассмотрены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения, программы и основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, государственный надзор и контроль в этой области, ответственность за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения.Нормы Закона проанализированы в их взаимосвязи с нормами иных законодательных актов, а также нормативных правовых актов, изданных во исполнение данного Федерального закона. Издание предназначено прежде всего для участников дорожного движения, должностных лиц и работников органов государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения. ВВЕДЕНИЕ Законопроект, принятый в качестве Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — комментируемый Закон), внесен Правительством Российской Федерации. В пояснительной записке к нему среди прочего отмечалось следующее: необходимость разработки и принятия специального Федерального закона «О безопасности дорожного движения» диктуется сохраняющейся критической обстановкой с аварийностью на автомобильном транспорте. В 1994 г. число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составило более 225 тысяч человек, из которых свыше 35,5 тысячи погибли; 1//ежедневно в России погибают свыше 100 человек и около 600 человек получают ранения различной тяжести. Ежегодно армию инвалидов пополняют порядка 3 тысяч человек, получивших тяжелые увечья в ДТП, при этом около 60% пострадавших приходится на наиболее активную и трудоспособную часть общества — людей в возрасте от 17 до 40 лет. Из общего числа пострадавших каждый десятый погибший и каждый восьмой раненый — ребенок в возрасте до 16 лет; только за три дня в дорожно-транспортных происшествиях гибнет людей больше, чем в течение года на всех других видах транспорта вместе взятых; в целом количество пострадавших на дорогах многократно превышает число жертв межнациональных конфликтов, катастроф, землетрясений и других стихийных бедствий. Однако до сих пор ни государством, ни обществом не осознаны масштабы этого, по сути, национального бедствия, вызванного своего рода необъявленной войной на дорогах России; критическое состояние с аварийностью в России является результатом накопившихся проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения и следствием отсутствия действенных правовых механизмов и системы государственного управления безопасностью движения; аналогичная ситуация возникла в 60-х годах во всех экономически развитых странах мира. Переход к государственному подходу в решении проблемы, к созданию государственной системы управления безопасностью движения, принятие основных законодательных актов в этой области, введение механизма целевого планирования и управления позволили в странах с развитой автомобилизацией добиться с 70-х годов устойчивого снижения числа пострадавших людей в дорожно-транспортных происшествиях. Так, в США за 12 лет было спасено 150 900 человеческих жизней, а в Японии и Финляндии при росте автомобильного парка в два раза число погибших в ДТП было вдвое снижено; в связи с отсутствием соответствующей законодательной базы Минтрансом России с участием МВД России и других заинтересованных министерств и научных учреждений разработан проект Закона РФ «О безопасности дорожного движения», который должен стать основой программы развития и упорядочения законодательства в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения; настоятельная необходимость разработки и скорейшего принятия такого Закона обусловлена тем, что автомобильный транспорт первым из отраслей народного хозяйства перешел на новые экономические условия хозяйствования, к многообразию форм собственности. Создалась ситуация, когда продлевается действие старых нормативов, утвержденных уже ликвидированными министерствами и ведомствами, сохраняющих старые методы управления государственностью; некоторые новые рычаги управления и экономического стимулирования деятельности в данной сфере уже подключены. В первую очередь к ним относятся: лицензирование перевозочной и другой деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, учебных заведений по подготовке водительских кадров и др.; сертификация автотранспортных средств, услуг по техническому обслуживанию и ремонту и других видов сервисного обслуживания. Разрабатываются нормативы, обеспечивающие создание новой политики страхования на транспорте; вместе с тем несоответствие старой нормативной базы рыночным условиям хозяйствования требует не только переработки отдельных правил, нормативов и стандартов, но и создания новой концепции законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; законопроект предусматривает основные положения создания государственной системы управления безопасностью движения в России, включающие ее организационную и функциональную структуры; в развитие Закона будет подготовлен комплекс подзаконных нормативных актов, которые составят единую эффективную систему законодательства по безопасности дорожного движения в Республике; принятие Закона позволит регламентировать основные права, обязанности и ответственность всех субъектов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, участников дорожного движения, органов исполнительной и законодательной власти, установить программно-целевое планирование и управление обеспечением безопасности дорожного движения, перейти от ведомственного регулирования правоотношений в данной сфере к государственному нормативному строительству. Перед рассмотрением на заседании Правительства РФ законопроект прошел экспертизу ведущих юристов, специалистов научных и практических организаций различных направлений в области обеспечения безопасности дорожного движения, Главного правового управления Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Следует отметить, что комментируемый Закон претерпел множественные изменения. Последние изменения и дополнения были внесены Федеральными законами от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ («О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ) и от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ). Все они очень подробно рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям Закона. ——————————— СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4000. СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4196. 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ |
Допуск за руль других водителей и иностранцев.
МВД также намерено поменять правила допуска за руль водителей автобусов и грузовиков.
С учетом международного опыта предлагается допускать к вождению транспортных средств, предусмотренных категорией D, только водителей, у которых уже есть опыт (не менее года) вождения. А иностранцам с национальными удостоверениями категории С или D потребуется обменять их на российские, предъявив «документ о квалификации», подтверждающий прохождение экзамена после «освоения» основной программы обучения. Законопроект позволяет это сделать самостоятельно, не посещая автошколу.
Ужесточаются требования к водителям-иностранцам, получившим вид на жительство в РФ, или гражданам РФ, приехавшим из-за рубежа: сегодня они могут ездить с иностранными правами, срок действия которых часто не ограничен. В результате такие водители не проходят регулярного медосвидетельствования (остальные получают медсправку раз в десять лет), поясняют в МВД.
Предполагается, что через полгода с момента получения вида на жительство или российского паспорта иностранными правами пользоваться будет нельзя. На обмен прав дадут 180 дней с момента принятия закона.
Исключение сделают для граждан стран Евразийского экономического союза: они смогут пользоваться ранее выданными национальными правами до окончания срока их действия или в течение десяти лет после выдачи. Граждане РФ, проживающие за пределами РФ (в том числе в Луганске и Донецке, приводится пример в пояснительной записке), смогут пользоваться иностранными правами при наличии документов, подтверждающих «такое проживание».
Наказание за отсутствие прав и вождение в состоянии опьянения.
Водитель, который ехал без прав (или права у него закончились) или попался на пьяном вождении, согласно действующему законодательству может быть оштрафован судом или подвергнут административному аресту. При этом, после отбытия срока наказания, ему ничто не мешает пойти в ГИБДД и получить новые права, сдав экзамен.
МВД предлагает не выдавать удостоверения в течение года после «исполнения наказания» (уплаты штрафа или отбытия ареста), в течение которого лицо считается наказанным за пьяное вождение или отказ от освидетельствования.
Изменения в категориях водительских прав.
Уточняется состав категории А: помимо мотоциклов, к ней будут относиться мотоциклы с коляской, различные виды трициклов, рабочий объем двигателя которых превышает 50 куб. см, а максимальная скорость выше 50 км/ч. К категории М, помимо мопедов, припишут квадроциклы массой до 350 кг с максимальной скоростью до 50 км/ч, двигателем внутреннего сгорания объемом менее 50 куб. см и максимальной мощностью 4 кВт либо с электродвигателем такой же мощности. Квадроциклы весом до 400 кг (до 550 кг, если они предназначены для перевозки грузов) и мощностью до 15 кВт будут относиться к категории B1. Уточнения взяты МВД из техрегламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева обращает внимание на норму, позволяющую иностранцам при обмене иностранных прав категорий С и D учиться самостоятельно. «Самоподготовка для водителей всех категорий была отменена в 2014 году, потому что такие водители аварийнее в два раза, — говорит она. — Введение так называемого экстерната для иностранных водителей и допуска их к управлению “тяжелыми” категориями — полная профанация».
Создаются предпосылки для нового вида коррупции, когда иностранец покупает документ об окончании автошколы, на основании которого ему поменяют права, говорит главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию Александр Лыткин.
«Качество подготовки для “тяжелых” категорий в странах СНГ низкое, все это знают, так что к улучшению безопасности движения эти поправки точно не приведут», — поясняет он.
Комментарии Российской Газеты
Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 15 июля 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5553; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3582; 2010, N 45, ст. 5753; 2011, N 15, ст. 2041; N 17, ст. 2310; N 30, ст. 4590; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 29, ст. 4374; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 74; N 7, ст. 914; N 27, ст. 4190; 2019, N 31, ст. 4429; 2020, N 9, ст. 1131) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить пунктами 24 и 25 следующего содержания:
«24) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств — участок автомобильной дороги, который обозначен техническими средствами организации дорожного движения и в границах которого устанавливается автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств;
25) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств — расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме. В состав этого комплекса входят в том числе работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи.»;
2) в пункте 132 статьи 11 слова «(в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля)» исключить;
3) статью 29 дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Требования пунктов 2 — 4 части 1 настоящей статьи не применяются к пользователям частными автомобильными дорогами необщего пользования при осуществлении движения на тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средствах, в том числе для перевозки грузов, не являющихся неделимыми, по автомобильным дорогам, принадлежащим им на праве собственности в соответствии с частью 12 статьи 6 настоящего Федерального закона.»;
4) в статье 31:
а) в абзаце первом части 6 слова «в части 1 или 2» заменить словами «в части 1,11 или 2″;
б) в части 7 слова «в части 1 или 2» заменить словами «в части 1, 11 или 2″;
в) в части 8 слова «в части 1 или 2» заменить словами «в части 1, 11 или 2″;
г) в части 9:
слова «в части 1 или 2» заменить словами «в части 1, 11 или 2″;
слова «(в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля)» исключить, слова «уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства»;
д) дополнить частью 91 следующего содержания:
«91. Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств должен содержать в том числе:
1) порядок организации стационарных, передвижных и автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств;
2) требования к площадкам для размещения стационарных и передвижных пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, а также к участкам автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются автоматические и передвижные пункты весового и габаритного контроля;
3) требования к размещению оборудования, осуществляющего измерение весовых и габаритных параметров транспортных средств;
4) требования к оборудованию, обеспечивающему визуальное информирование водителя тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства о превышении допустимых весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства, зафиксированных автоматическим пунктом весового и габаритного контроля;
5) перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении весового и габаритного контроля, и обязательных метрологических требований к ним, а также показателей точности таких измерений, утверждаемый по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.»;
е) в части 10:
в абзаце первом:
слова «в части 1 или 2» заменить словами «в части 1,11 или 2″;
после слова «статьи,» дополнить словами «на бумажном носителе»;
пункт 1 признать утратившим силу;
ж) дополнить частями 101 и 102 следующего содержания:
«101. Выдача специального разрешения, указанного в части 11 настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта.
102. Выдача специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, в электронной форме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченное им подведомственное учреждение.»;
з) в части 11 :
слова «пунктами 1 — 6 части 10» заменить словами «пунктами 2 — 6 части 10, частями 101 и 102