Бесплатная горячая линия

Виды уголовных наказаний: классификация, основные и дополнительные

Содержание

Система наказаний и ее значение

Система наказаний и ее значение. Указанные в ст. 44 и 88 УК РФ виды наказаний уголовной ответственности образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничение использования своих профессиональных возможностей в будущем.

По действующему УК РФ система видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс различных средств воздействия на осужденного, который индивидуализируется судом при вынесении приговора, а органами исполнения наказаний неуклонно реализуется в соответствии с законом. Предписания о видах наказания в данной статье представляют собой действующее право, т.е. легитимную волю государства. Они подлежат неуклонному исполнению при сохранении возможности научной критики. Мнение о мягкости или жесткости существующей системы наказания не может оправдывать попытки принятия незаконных решений.

Суд и органы, исполняющие наказание, обязаны считаться с волей законодателя и принимать все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.

Теоретическое обоснование наказания[править | править код]

Право государства карать и наказывать лиц, преступивших закон, с давних пор является предметом внимания философов. Было разработано достаточно много философских теорий, посвящённых наказанию: его природе, целям и воздействию.

Исторически первой является теория, согласно которой наказание выступает воздаянием, возмездием за совершённое преступление. Более поздние теории акцентируют внимание на утилитарной роли наказания как выражения государственной воли и инструмента устрашения, а также как общественного механизма, призванного уменьшать число совершаемых преступлений за счёт лишения преступников возможности совершать новые преступления, а также их исправления.

Функции наказания

Наказание имеет как правовую, так и социальную функцию. Правовая функция наказания выражается в том, что оно выступает в качестве меры реализации уголовной ответственности. Социальная функция наказания выражается в том, что оно представляет собой средство борьбы с преступностью, защиты общества от посягательств на основные его ценности. По утверждению Карла Маркса, наказание есть «средство самозащиты общества против нарушения условий его существования, каковы бы ни были эти условия». Применение наказания за совершенное преступление не только позволяет в определенной мере возместить ущерб, причиненный преступлением и восстановить общественный порядок, но и укрепить социальный климат посредством создания у граждан уверенности, что посягательства на права, свободы и общественные интересы не остаются без внимания государства, которое применяет к нарушителям карательные меры воздействия.

Эти функции всегда выступают как единое целое, поскольку неоправданным выступает применение социально необоснованной меры наказания по формально-правовым основаниям; точно так же недопустимо социально обоснованное применение наказания без соответствующей правовой формы (суды Линча, кровная месть, иные формы самочинной расправы).

Цели наказания

Цели наказания — это «конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе».

Вопрос о целях наказания в науке всегда являлся и является дискуссионным. Составители первых памятников права исходили из того, что наказание должно служить возмездием за совершённое злодеяние, и потому многие наказания в них основывались на принципе талиона («око за око»). Позже на первый план вышла компенсация ущерба, причинённого преступлением. Так, во многих средневековых актах основной применяемой мерой наказания служит денежный штраф («вира»), а телесные наказания и смертная казнь практически не упоминаются. В наше время, во всех странах телесные наказания и любые вмешательства в организм человека отменены (в т.ч. инъекции и приём лекарств и препаратов, веществ — вызывающих боль). Применение их запрещено многими международными конвенциями.

Классическая школа уголовного права предложила следующий взгляд на цели наказания: «Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека и не в том, чтобы сделать несуществующим уже совершенное преступление… Цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же». Позже, на основе достижений социологического направления в криминологии, появились теории, в которых в качестве основной цели наказания называлось исправление преступника.

В настоящее время считается, что ни одна из этих целей не является единственной или доминирующей в наказании. В современной российской правовой литературе на основе действующего УК РФ 1996 года выделяется три цели наказания:

  • Восстановление социальной справедливости.
  • Исправление осуждённого.
  • Предупреждение совершения новых преступлений.

В англоязычной литературе данные цели конкретизируются: выделяются такие цели наказания, как возмездие и восстановление нарушенных прав (российскими авторами они рассматриваются как составляющие восстановления социальной справедливости); а предупреждение совершения новых преступлений рассматривается как совокупность трёх составляющих: удержание самого преступника от совершения новых преступлений из-за страха перед наказанием; удержание преступника от совершения новых преступлений за счёт изоляции его от общества или применения к нему иных мер, исключающих повторение преступного деяния; удержание других лиц от совершения преступления путём создания у них уверенности, что за совершенное преступление с большой вероятностью может последовать возмездие.

Возмездие

Исторически именно необходимость осуществить возмездие за совершенное преступление обусловила появление уголовного наказания. Первоначально наказание базировалось на принципе талиона («око за око, зуб за зуб»), согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением. Позже возмездие стало выражаться в причинении преступнику физических и нравственных страданий: стали применяться телесные наказания, а также различного рода позорящие меры.

Хотя современные системы наказаний далеко отошли от принципа талиона, а причинение лицу физических и нравственных страданий в процессе исполнения наказания прямо запрещено в законодательстве многих стран, элементы возмездия продолжают сохраняться в наказании. Применение к преступнику таких мер наказания, как, например, многолетние сроки заключения в местах лишения свободы, позволяет обществу получить моральное удовлетворение, почувствовать, что государство адекватным образом прореагировало на совершенное преступление. Применение мер возмездия со стороны государства к преступнику утоляет негодование, возникающее у людей в связи с совершением преступления, возвращает уверенность в том, что государство является способным защитить их от преступников.

При этом необходимо отметить, что само по себе подобное карательное воздействие мало способствует предотвращению совершения преступлений: многие преступники, отбыв наказание, снова и снова совершают преступления.

Следует также указать, что некоторые специалисты, признавая, что одной из целей наказания является удовлетворение потребности общества в применении к преступнику «справедливых» мер воздействия за совершённое преступление, отрицают наличие в наказании элемента возмездия, воздаяния преступнику со стороны государства.

Восстановление нарушенных прав

Хотя некоторые социальные блага, нарушенные преступлением, никак нельзя восстановить применением каких-либо мер к преступнику (например, смерть человека, причинение вреда здоровью, моральный вред), однако во многих случаях применение наказания позволяет частично компенсировать ущерб, причинённый обществу совершённым преступлением.

В частности, имущественный ущерб, причинённый потерпевшему и обществу в целом, может быть компенсирован наложенными на преступника штрафами или привлечением его к общественно-полезным работам.

Исправление осуждённого

Мнение о том, что наказание должно быть направлено в первую очередь на то, чтобы «исправить» преступника, вновь сделать его законопослушным членом общества, является достаточно новым. Первоначально оно было связана с деятельностью религиозных организаций, которые добивались того, чтобы преступник признал свои грехи и раскаялся в них.

В XX веке во многих государствах исправление преступника стало считаться основной или одной из основных целей наказания. Основным средством исправления стало привлечение осуждённых к труду, а также предоставление им образования.

Минимально достаточным при этом признаётся «юридическое» исправление осуждённого, которое выражается в том, что лицо после отбытия наказания больше не совершает новых преступлений; вопрос о том, способно ли наказание каким-либо образом перевоспитать преступника, исправив его не только юридически, но и фактически, является спорным в уголовно-правовой теории.

Достаточным числом специалистов принципиальная возможность исправления осуждённых подвергается сомнению. Они считают, что реабилитационные меры, применяемые в учреждениях, исполняющих наказание, не позволяют предотвратить рецидив преступлений, поскольку несмотря на все предпринимаемые меры число преступлений, совершаемых бывшими заключёнными, остаётся высоким.

Специальная превенция

Специальная превенция — это предотвращение совершения новых преступлений лицом, которое было ранее осуждено за совершение преступления. Данная цель наказания может достигаться различными способами.

Во-первых, сама по себе наложенная мера наказания может затруднять или даже вовсе исключать совершение новых преступлений лицом. Так, наиболее распространённое наказание — лишение свободы — заключается в помещении преступника в специализированное учреждение, в котором его жизнь строго регламентирована и находится под строгим контролем представителей государства. В ходе пребывания лица в местах лишения свободы практически исключается возможность совершения им новых преступлений, причиняющих ущерб обществу. Менее строгие меры наказания также могут выполнять данную функцию: так, эту цель преследует лишение преступника права занимать определённые должности или заниматься определёнными видами деятельности.

Наиболее радикальным проявлением специальной превенции является применение смертной казни и пожизненного лишения свободы к лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления. Аналогичную цель преследовало применение к преступникам лоботомии, а также кастрация лиц, совершивших половые преступления.

Во-вторых, применение к преступнику мер возмездия направлено на создание у него страха перед возможным наказанием в случае совершения нового преступления.

Наконец, в-третьих, исправительное воздействие, осуществляемое в ходе отбывания уголовного наказания, способствует формированию у преступника положительных социальных установок, что предотвращает совершение им новых преступлений.

Как было отмечено выше, имеется спор относительно того, какие способы специальной превенции являются наиболее эффективными. Сторонники одной позиции настаивают на ужесточении наказаний, считая, что только путём продолжительной изоляции преступников от общества (или широкого применения смертной казни) можно защитить законопослушных граждан от преступлений. Сторонники другой считают, что жестокость наказания не способствует улучшению социального климата, и что приоритет следует отдавать исправительным мерам.

Общая превенция

Общая превенция — это предупреждение совершения преступлений гражданами, склонными к противоправным поступкам. Основную роль в общей превенции играет страх преступника перед наказанием, которое с высокой вероятностью может последовать за совершением преступления. Кроме того, существенное значение имеет отношение общества в целом к преступлению и преступникам: если оно является негативным, преступлений совершается меньше.

Цель общей превенции достигается информированием общества о совершённых преступлениях и наказаниях, применённых к преступникам, а также проведением со стороны государства информационной политики, направленной на создание отрицательного образа преступника, непримиримого отношения к совершенным преступлениям.

Сторонники ужесточения мер наказания, применяемых к преступникам, зачастую утверждают, что такое ужесточение позволит более эффективно достичь цели общей превенции, однако история и практика показывают, что чрезмерно жестокие наказания, напротив, уменьшают эффект общей превенции, поскольку в обществе возникает симпатия к преступникам и антипатия к государству, которое причиняет им страдания; также преступность ужесточается (за счёт того, что риск наказания перестаёт удерживать преступника от совершения более тяжких преступлений) и профессионализуется. Поэтому предлагается уделять основное внимание не тяжести наказания, а его неотвратимости: чем ниже процент лиц, которые оказываются способными избежать наказания, тем выше эффективность общей превенции.

Классификация уголовных наказаний

При наличии высокого разнообразия свойств уголовных наказаний, действующих на территории Российской Федерации, их можно квалифицировать по различным основаниям. Основные виды наказания в уголовном праве:

  1. ст. 44 УК РФ делит наказания на виды по степени их строгости – определяют 12 полноценных наказаний (13, если считать такой вид наказаний, как смертная казнь);
  2. ст. 45 УК РФ определяет наказания по потенциальным возможностям – делятся на три группы: основные, дополнительные и смешанные (как основные, так и дополнительные);
  3. ст. 45 УК РФ также распределяет наказания по выполняемой ими нагрузке и роли в вопросах реализации целей наказания, так есть основные, выполняющие главную роль, и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции.

Штраф

Штраф представляет собой денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК, в размере, соответствующем определенной денежной сумме либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (ч. 1, 2 ст. 46 УК).

Сущность штрафа состоит в ущемлении имущественных интересов лица, виновного в совершении преступления. Определение размера штрафа предусмотрено двумя способами: 1) в виде определенной денежной суммы; 2) в виде заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Такой подход имеет важное практическое значение, поскольку обеспечивает одинаковую репрессивность наказания в виде штрафа для различных слоев населения.

При первом способе исчисления штраф устанавливается в размере от 2500 до 1 млн. рублей. При таком способе исчисления штраф предназначен в основном для лиц, имеющих относительно небольшие доходы, а также преступников, не имеющих постоянного заработка или дохода.

При втором способе штраф определяется в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет. Этот штраф рассчитан, как правило, на хорошо обеспеченные слои населения, имеющие достаточно высокие заработки или иные доходы.

В соответствии с принципом справедливости размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Штраф в размере от 500 тыс. рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие или особо тяжкие преступления. При учете имущественного положения во внимание принимается не только наличие у осужденного определенного имущества, получение заработной платы, но и иные доходы. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» под иным доходом следует понимать любой помимо заработной платы подлежащий налогообложению доход, полученный осужденным в денежной (в том числе в виде иностранной валюты) или натуральной форме. С учетом сложившихся обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 3 лет.

Штраф может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного: 1) в соответствии с санкцией, 2) на основании ст. 64 УК. Как дополнительный вид наказания штраф назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» подчеркивается, что размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

В случае неуплаты осужденным штрафа в установленный срок взыскание производится судебным исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется судом в пределах, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК санкции (ч. 5 ст. 46 УК).

Понятие злостного уклонения от уплаты штрафа определено уголовно-исполнительным законом: злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный срок (ст. 32 УИК РФ).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Под лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью понимается запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).

Рассматриваемое наказание состоит, таким образом, из двух разновидностей: 1) запрета занимать должности на государственной службе или в муниципальных органах; 2) запрета заниматься профессиональной или иной деятельностью. При применении к несовершеннолетним преступникам используется только вторая разновидность наказания — лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК).

Запрещение занимать должности на государственной службе или в муниципальных органах предполагает точное указание в приговоре, о каких именно должностях идет речь.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает: 1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ; 2) государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

Функции государственной службы реализуют государственные служащие. Ими признаются граждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» профессиональная деятельность граждан может осуществляться на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст. 2). Вместе с тем должности в системе муниципальной службы запрещено занимать лицам в возрасте старше 65 лет (ст. 13)1.

Таким образом, запрещение занимать должности на государственной службе или в муниципальных органах состоит в запрете занимать конкретные должности государственных или муниципальных служащих.

Запрещение заниматься профессиональной (врачебной, педагогической и др.) или иной (торговля, шоу-бизнес и т.п.) деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо связанной с государственной или муниципальной службой.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может использоваться в качестве основного или дополнительного наказания. Если оно применяется как основное наказание, то его продолжительность составляет от одного года до 5 лет, а при использовании в качестве дополнительного — от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2 ст. 47 УК).

Особенностью рассматриваемого наказания является то, что оно может назначаться как дополнительное и в тех случаях, когда не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве санкции за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК).

В качестве основного или дополнительного это наказание применяется за такие преступления, которые совершаются с использованием должностного положения, профессиональной или иной деятельности. Цель — лишить осужденного возможности заниматься деятельностью, которая в той либо иной мере способствовала совершению им преступного деяния.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью касается конкретных должностей и конкретных видов деятельности. Следовательно, осужденные могут продолжать работать в той же организации, в той же сфере, где трудились ранее, не занимая при этом указанных в приговоре должностей и не занимаясь запрещенными им видами деятельности.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» отмечается, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве основного либо дополнительного наказания. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно и в качестве основного, и в качестве дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, а также указать срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Законом предусмотрено два способа исчисления сроков при назначении этого наказания в качестве дополнительного (ч. 4 ст. 47 УК).

Если это наказание назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Таким образом, сроки основного и дополнительного наказания начинают исчисляться одновременно.

Иной порядок предусмотрен, если рассматриваемое наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы. В этом случае оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания. Такой подход существенно повышает репрессивный эффект дополнительного наказания.

В срок этого наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью (ст. 36 УИК РФ).

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства (работы) осужденного, исправительный центр, исправительное учреждение или дисциплинарную воинскую часть (ст. 16 УИК РФ). Требования приговора исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, и органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК).

Обязательными условиями назначения этого наказания являются: 1) совершение виновным тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) учет личности виновного.

К тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальная санкция, установленная УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (пожизненное лишение свободы, смертная казнь).

Учет личности виновного включает анализ его социально-демографической (пол, возраст, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства, социальное и семейное положение и т. п.), уголовно-правовой (привлекался ли ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то наличие не снятой и не погашенной судимости, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т.д.) и уголовно-исполнительной (если отбывал наказание, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.) характеристик.

По своему содержанию это наказание состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого перед обществом и государством, поскольку суд установит, что совершением тяжкого или особо тяжкого преступления (с учетом личности виновного) могут быть дискредитированы соответствующее звание, чин либо награда. Одновременно осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые связывались с ними.

Специальные звания устанавливаются в различных ведомствах, реализующих свои полномочия в рамках государственной службы (например, в системе органов внутренних дел, таможенной, налоговой, дипломатической службы). Так, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 42020-I1, в органах внутренних дел устанавливаются специальные звания лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник милиции или внутренней службы, а также иные звания младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

Воинские звания устанавливаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и других войсках, органах внешней разведки, службах безопасности и других государственных органах. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлены воинские звания: ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, а также иные воинские звания.

Почетные звания установлены Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации». Почетные звания присваиваются за большие заслуги в искусстве, науке и иных сферах социально полезной деятельности, например, народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации и т.д.

К почетным или специальным званиям, которых может лишить суд в качестве наказания, не относятся звания, полученные как обычное подтверждение профессиональной квалификации в различных областях деятельности: ученые степени и звания, спортивные звания и разряды, иные профессионально-квалификационные степени, разряды и звания.

Классные чины устанавливаются в соответствии с Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. 2 Они присваиваются государственным служащим, занимающим государственные должности Российской Федерации. Например, государственный советник первого, второго или третьего класса. Кроме того, классные чины (младший советник юстиции, советник юстиции, старший советник юстиции и др.) установлены в различных государственных ведомствах (Министерство юстиции, прокуратура). Так, система классных чинов установлена в прокуратуре Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 января 1992 г. № 2202-I (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации».

Государственные награды установлены Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 (в ред. от 1 июня 1995 г.).

К разряду государственных наград относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена «За заслуги перед Отечеством», Жукова, Мужества, «За военные заслуги», Почета, Дружбы, военные ордена Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, а также другие ордена, медали и знаки отличия.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительного наказания. Причем в отличие от иных наказаний этот вид наказания не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно опасное деяние. Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения этого наказания как дополнительного. Однако применить это наказание — не обязанность, а право суда, которое он реализует с учетом обстоятельств дела и личности виновного.

Суд вправе лишить одновременно всех либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды. Решение принимается исходя из характера и тяжести совершенного преступления, совокупности обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, характеристики личности виновного.

Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами РФ (ст. 16 УИК РФ). Суд, вынесший приговор, после вступления его в законную силу направляет копию приговора такому должностному лицу, которое в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание, чин или награду (ст. 61 УИК РФ). Должностное лицо в пределах месяца со дня получения копии приговора обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

Обязательные работы

Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ст. 49 УК).

Обязательные работы — новый для уголовного закона России вид наказания. Он появился в УК 1996 г. после изучения зарубежной практики применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, в Великобритании аналогичным наказанием является приказ суда о предоставлении услуг обществу (выполнение бесплатных полезных работ), во Франции — неоплачиваемые работы в общественных интересах.

Особенностями рассматриваемого вида наказания являются: 1) обязательность работ; 2) выполнение их только в свободное от основной работы или учебы время; 3) бесплатность работ; 4) определение вида этих работ и объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательность работ предполагает их принудительность у осужденного, нет возможности выбора — он обязан выполнить именно тот вид работы, который ему будет предоставлен.

Работы должны выполняться только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права выполнять их в рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда он должен находиться на учебе (если осужденный является студентом лицея, колледжа, института, университета).

Бесплатность предполагает, что за обязательные работы осужденному не полагается денежного или иного вознаграждения.

Вид обязательных работ и места, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Следовательно, работы будут носить, как правило, неквалифицированный характер (использование осужденных в сфере обслуживания населения, уборка территории населенных пунктов, ремонтно-строительные и т.п.).

Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. Такой порядок не дает возможности концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это существенно повышает репрессивность наказания, делает его весьма эффективным в смысле восстановления социальной справедливости, предупреждения новых преступлений и исправления осужденных (ч. 2 ст. 49 УК).

Обязательные работы применяются только в качестве основного наказания. Они предусматриваются, как правило, за преступления небольшой тяжести.

Учитывая возможный характер и тяжесть обязательных работ, они не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК).

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК). При определении срока ограничения свободы, ареста или лишение свободы замена осуществляется из расчета 8 часов неотбытого срока обязательных работ за один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:

  1. более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
  2. более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину
  3. скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ).

В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 46 УК.

Исправительные работы

Исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы, на определенный приговором суда срок с удержанием в доход государства установленной судом доли заработка, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим исправительные работы, но в районе места жительства осужденного (ст. 50 УК).

По своему содержанию исправительные работы включают следующие основные элементы: 1) принудительность; 2) привлечение к труду лиц, не имеющих основного места работы; 3) привлечение к труду на определенный срок; 4) удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.

Принудительность состоит в том, что осужденный в период отбывания исправительных работ независимо от его желания обязан трудиться, ему запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, исполняющей этот вид наказания. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы (ст. 40 УИК РФ).

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (ст. 39 УИК РФ) исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Правоограничения, связанные с исправительными работами, распространяются только на определенное ему место работы и не касаются совместительства и иных видов работ, выполняемых осужденным в период отбывания наказания.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Между тем они могут быть назначены и на срок менее двух месяцев — в порядке замены штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты исправительными работами. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал (ст. 42 УИК РФ) и из его заработка производились удержания. В срок отбывания исправительных работ не засчитывается время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, перечисленных в ч. 7 ст. 42 УИК РФ.

Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% (ч. 3 ст. 50 УК).

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания, предусмотренного уголовным законом за преступления небольшой и средней тяжести.

Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В случае злостного уклонения от исправительных работ суд может заменить неотбытую часть этого наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста — за два дня исправительных работ, один день лишения свободы — за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК).

Злостно уклоняющимся признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за предыдущее нарушение, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ст. 46 УИК РФ).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» отмечается, что исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, при этом суд должен выяснять трудоспособность подсудимого, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания.

Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе состоит в лишении возможности повышения в должности и воинском звании осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с одновременным удержанием в доход государства установленной приговором суда части их денежного довольствия (ст. 51 УК).

Рассматриваемый вид наказания включает следующие основные элементы: 1) применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; 2) исключает возможность повышения их во время отбывания наказания в должности и воинском звании; 3) предусматривает удержание в доход государства установленной приговором суда части денежного довольствия осужденного.

Ограничение по военной службе применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.

Это наказание назначается, как правило, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных гл. 33 УК, поскольку санкции в виде ограничения по военной службе установлены только за совершение указанных преступлений. Вместе с тем уголовным законом (ч. 1 ст. 51 УК) предусмотрено, что ограничение по военной службе может назначаться военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и в том случае, когда они совершили иные преступления — вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Это преступления небольшой или средней тяжести, так как за более опасные преступления санкции в виде исправительных работ уголовным законом не установлены.

Во время отбывания ограничения по военной службе осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК). Ограничение по военной службе назначается на срок от 3 месяцев до 2 лет, а при замене военнослужащему исправительных работ, назначенных за совершение преступлений, не связанных с военной службой, ограничением по военной службе на срок от 2 месяцев до 2 лет.

Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. Установленный приговором размер удержаний из денежного довольствия осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (ст. 144 УИК РФ).

Ограничение по военной службе применяется только в качестве основного наказания.

Если до истечения установленного приговором суда срока ограничения по службе осужденный увольняется с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, командир воинской части (ст. 148 УИК РФ) направляет представление в суд о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.

Уголовное наказание – ограничение свободы

Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) представляет собой содержание осужденного в условиях контроля без изоляции от общества. Ограничение свободы подразумевает:

  • невозможность посещения осужденным определенных мест;
  • невозможность отсутствия его по адресу постоянного места жительства в определенное время суток;
  • невозможность выезда осужденного за пределы определенного муниципального образования без разрешения на то контролирующего инспектора;
  • невозможность изменить место жительства, работы или учебы без согласия контролирующего инспектора.

Ограничение свободы назначается осужденным в качестве основного наказания на срок от 2-х месяцев до 4-х лет за преступления небольшой и средней тяжести, в качестве дополнительного на срок от 6-ти месяцев до 2-х лет к лишению свободы или принудительным работам. Кроме того, на осужденного при назначении наказания судом возлагается обязанность по регистрации в специализированном органе в срок от 1 до 4-х месяцев после вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от отбытия наказания, оно может быть заменено на наказание в виде лишение свободы на весь срок ограничения свободы.

Уголовное наказание – принудительные работы

Данный вид наказания регламентирует ст. 53.1 УК РФ, его назначают в качестве альтернативы лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкого преступления, совершенного впервые. Принудительные работы назначаются судом тогда, когда есть основания полагать, что осужденный имеет возможность исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.

Важно! Принудительные работы не могут быть назначены осужденному, которому назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.

Принудительные работы назначаются судом на срок от 2-х месяцев до 5-ти лет. Место осуществления наказания определяется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. При злостном уклонении отбытия наказания работы заменяются лишением свободы из расчета — один день принудительных работ равен одному дню лишения свободы.

Этот вид наказания не применяется к инвалидам, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, к женщинам и мужчинам, достигшим 50-ти и 60-ти лет, соответственно, а также к военнослужащим.

Уголовное наказание – арест

Такой вид уголовного наказания, как арест, есть заключение осужденного в строгую изоляцию от общества. Во время ареста осужденному не предоставляется свиданий, кроме свиданий с лицами, имеющими право на оказание юридической помощи и не допускается передача посылок, за исключением предметов первой необходимости. Арест устанавливается на срок от 1-го и до 6-ти месяцев. При замене обязательных или исправительных работ на арест, наказание может быть назначено судом на срок менее 1-го месяца.

Важно! Арест не может быть назначен судом, как уголовное наказание лицам, чей возраст не достиг 16-ти лет к моменту вынесения приговора суда, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14-ти лет.

Уголовное наказание – содержание в дисциплинарной воинской части

Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), как вид уголовного наказания, назначается военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву или по контракту, касаемо должностей рядового и сержантского состава, при условии, что на момент вынесения приговора, срок его службы не окончен. Данный вид наказания устанавливается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет за преступление против военной службы.

Уголовное наказание – лишение свободы

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) являет собой наказание в виде заключения осужденного под контроль с изоляцией от общества, осуществляется путем направления виновного лица в исправительное учреждение общего, строгого или особого режима, а также в тюрьму, колонию поселение, воспитательную колонию или лечебно-исправительное учреждение. Указанный вид наказания назначается судом на срок от 2-х месяцев до 20 лет. При полном или частичном сложении сроков наказания, назначенного по совокупности преступления, максимальный срок лишения свободы не может быть более 25-ти лет, а по совокупности приговоров – 30-ти лет. Для несовершеннолетних срок наказания по совокупности всех преступлений и приговоров не должен превышать 10 лет.

Уголовное наказание – пожизненное лишение свободы

Данный вид наказания назначается судом только за преступления особой тяжести, посягающих на жизнь человека, либо направленных против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ) назначается только за оконченное преступление. Уголовный кодекс РФ содержит в себе шесть статей, ка которые предусмотрен данный вид наказания — это ст.105, 205, 277, 295, 317, 357 УК РФ.

Данный вид наказания не назначается женщинам, а также мужчинам, которые в момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, либо к моменту вынесения приговора достигли возраста 65 лет.

Уголовное наказание – смертная казнь

Смертная казнь (ст. 58 УК РФ) является исключительной мерой наказания, которое может быть назначено только за особо тяжкие преступления. Данный вид наказания осуществляется непублично путем расстрела, в присутствии прокурора, представителя учреждения исполняющего приговор суда и врача, который впоследствии констатирует смерть осужденного. По факту исполнения приговора, администрация учреждения обязана поставить в известность об этом суд и одного из близких родственников осужденного. С 1999 г. на территории Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь, данный вид наказания заменен на пожизненное лишение свободы.

Что называется условным сроком

Лица, совершившие преступления не всегда отправляются отбывать наказание в места лишения свободы. Окончательное решение по этим моментам принимает суд, учитывая характер совершенного преступления и личностные качества обвиняемого.

В случаях, когда суд приходит к обоснованному заключению, что наибольшая эффективность исправления будет достигнута без фактической изоляции осужденного, предусмотренное наказание заменяется условным, с испытательным сроком.

Тяжесть совершенного злодеяния учитывается, но не становится существенным препятствием для условного наказания. Однако, на практике, такой порядок применяется к гражданам, впервые совершившим противоправное действие, которое не представляет существенной опасности для общества. При этом обвиняемый полностью раскаивается в содеянном и положительно характеризуется по месту проживания, или основной занятости.

Суть таких карательных мер сводится к оказанному судом доверию в отношении осужденного. Если такой гражданин в период обозначенного срока будет неукоснительно соблюдать возложенные на него обязательства и твердо встанет на путь исправления, определенное судом наказание не применяется.

Важно! Условное осуждение считается правовой, но не обязательной нормой решения суда, поэтому даже впервые совершившие преступление вполне могут отправиться в исправительную колонию.

Кому назначается и на каких основаниях?

При решении вопроса о возможности применения условной санкции суд учитывает личностные качества обвиняемого, в частности:

  • поведение человека до совершения преступления и после него (искреннее раскаяние или безразличие, содействие в раскрытии дела или сокрытие улик, и т.д.);
  • наличие нетрудоспособных членов семьи: малолетних детей, больного супруга, родителей-пенсионеров;
  • характеристика от участкового, соседей, с места работы, учебы;
  • наличие приводов в полицию;
  • физическое и психическое здоровье;
  • возраст.

Если в целом человек характеризуется положительно, судья может назначить условный срок, но только при следующих условиях:

  • проступок имеет легкую или среднюю тяжесть (максимальная санкция — не более 8 лет тюрьмы);
  • обвиняемый нарушил уголовный закон впервые;
  • человек по-настоящему раскаялся и попытался загладить свою вину (например, возместил материальный ущерб пострадавшим).

Виды и сроки условного осуждения

Порядок применения осуждения без фактического лишения свободы описан в ст. 73 УК РФ. «Условкой» можно заменить:

  • исправительные работы;
  • ограничения прохождения военной службы по контракту;
  • содержание в дисциплинарной воинской части (используется для контрактников и срочников);
  • тюремное заключение сроком до 8 лет.

Другие карательные меры заменить условным осуждением нельзя.

Испытательный срок при условном осуждении

Согласно ст. 73 УК РФ, вместе с «условкой» суд одновременно назначает осужденному испытательный срок, в течение которого он должен доказать свое исправление. Его минимальная длительность — 6 месяцев. Максимум назначается по схеме:

  • 3 года — если условное осуждение заменяет исправительные работы или лишение свободы длительностью менее 12 месяцев;
  • 5 лет — если заменяется лишение свободы более, чем на 1 год.

Для военных, приговоренных к содержанию в дисциплинарной воинской части, испытательный срок устанавливается до окончания службы.

Порядок применения практики условных наказаний

Основные положения применения таких карательных мер подробно изложены в положениях статьи 73 УК РФ. Здесь подробно изложено, какие виды наказаний могут заменяться условным осуждением, и случаи, когда такая практика недопустима.

В частности, замена уголовного наказания условным сроком используется в случаях:

  • назначения работ исправительного характера;
  • наложения ограничений по воинской службе (применяется к контрактникам и офицерскому составу);
  • назначение лишения свободы, сроком, не превышающим 8 лет.

Условное осуждение неприменимо к злодеяниям:

  • направленных на половую неприкосновенность лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • попадающих под действие статей УК: 205.1 (части 1 и 2), 205.2, 205.4 (часть 2), 206 (части 1-3), 360;
  • признанными тяжкими и особо тяжкими, совершенными при условном осуждении, УДО, в период неотбытой части наказания;
  • признанных тяжкими и особо тяжкими, сопряженными с рецидивом.

Необходимо отметить, что в применении такой практики, к условному сроку могут присовокупиться и дополнительные карательные санкции, однако, условное осуждение распространяется только на основные виды наказаний.

Например, гражданин управлял автомобилем в пьяном виде, сбил пешехода, причинив здоровью последнего тяжкий вред. Суд определил ему наказание в виде 2-х лет лишения свободы условно, и наложил запрет на управление транспортными средствами в течение 3-х лет.

Здесь главным наказанием считается лишение свободы, которое заменено условным осуждением. Запрет на управление транспортными средствами — дополнительная карательная мера, к которой не применима условность, поэтому такое наказание всегда исполняется реально.

Важно! Если суд назначает дополнительную меру наказания условно, это может послужить основанием для отмены приговора.

Различия между условным сроком и освобождением от уголовного наказания

Несмотря на некоторую тождественность, это разные определения с точки зрения уголовно-процессуального права. Мы выяснили, что условное осуждение — это степень доверия, оказанная судом, дающая шанс избежать реального наказания.

Освобождение возможно в следующих случаях:

  • назначенный судом срок истек;
  • приговор отменен по решению суда;
  • назначенное наказание заменяется более мягким;
  • помилования либо амнистии;
  • условно-досрочного освобождения;
  • прерывание наказания ввиду тяжкого заболевания.

Здесь просматривается одна общая особенность: виновный начал отбывать назначенное наказание, но по объективным причинам был от него освобожден. Побуждающим фактором к изменению меры пресечения обычно становится примерное поведение осужденного.

Чем грозит условное осуждение

При выборе такого вида наказания, на осужденного возлагаются определённые обязанности, которые он должен выполнять неукоснительно. Сюда относятся:

  • запрет на смену места жительства, учебы или работы без предварительного согласования с надзорными органами;
  • запрет на посещение определенных мест или мероприятий;
  • продолжать обучение или устроиться на работу;
  • пройти лечение в клинике, чтобы избавиться от наркотической, алкогольной и токсикологической зависимости, венерических заболеваний.

Контроль за выполнением этих обязательств возлагается на надзорные органы государственной власти. Если речь идет о военнослужащих, надзор осуществляется командованием частей и соединений.

Что нужно знать об испытательном сроке

Продолжительность испытательного срока определяется индивидуально в зависимости от назначенного судом наказания. Обычно применяется такая практика:

  • наказание сроком менее 12 месяцев или мягкие виды карательных мер — испытательный срок от полугода до 3-х лет;
  • наказание, превышающее 12 месяцев — период доверия увеличивается до 5-летнего срока.
Важно! Вердиктом суда, испытательный срок может быть меньше, аналогичен или превышать по длительности обозначенное наказание.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Уголовный кодекс Российской федерации (далее – УК РФ) устанавливает достаточно широкий спектр наказаний, которые могут быть назначены лицу за совершение того или иного преступления. Установленные в уголовном праве виды наказаний представляются как система, которой присуща следующая классификация:

  • Виды наказаний, которые назначаются судом лицу, совершившему преступление, в качестве основного наказания.
  • Предусмотренные в уголовном праве определенные меры воздействия на лица, совершившего преступления, которые могут быть назначены как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания.
  • Виды наказаний, которые суд может назначить лицу, совершившему преступление, только в качестве дополнительных.

Данная классификация видов наказаний содержится в ст. 45 УК РФ и является исчерпывающей для судебного органа, выносящего приговор лицу, совершившему преступление.

Органы власти, исполняющие уголовные наказания

В УИК РФ содержится не только закрепление всех видов УН, но и определение органов исполнительной власти, в компетенции которых находится их реализация.

Виды учреждений органов, исполняющих уголовные наказания, включают:

  • уголовно-исполнительную инспекцию;
  • исправительные учреждения;
  • дисциплинарные воинские части;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • суды.

Штрафами занимаются непосредственно судебные приставы.

Лишение права на занятие определённой деятельностью устанавливается судом, а контроль над выполнением этого запрета осуществляет уголовно-исполнительная инспекция, дисциплинарная воинская часть, а также администрации тех организаций, в которых работал/собирается работать осуждённый.

Лишение звания, чина или наград производит суд или должностное лицо, которое его присвоило, а также органы ВД (внутренних дел).

Если наряду со специальным званием на его обладателя распространялись определённые льготы, о факте лишения уведомляются соответствующие организации, предоставляющие их.

Обязательные и исправительные работы – прерогатива уголовно-исправительной инспекции.

Ограничения по военной службе входит в компетенцию непосредственного командования части, в которой служит осуждённый.

Ограничением свободы занимаются исправительные центры, а содержанием в дисциплинарной воинской части, соответственно, их руководство.Арест гражданских лиц осуществляют арестные дома, а военнослужащих – руководство гауптвахт или иные гарнизонные отделения.

Лишение свободы относится к компетенции исправительных учреждений исходя из тяжести преступления.

Это могут быть поселения, воспитательные колонии и иные колонии разных типов режима (для пожизненного заключения – особо строгого), тюрьмы.

Сюда же можно отнести следственные изоляторы. Официально они не входят в группу исправительных учреждений, но в силу того факта, что они служат местом закрытого содержания подследственных, условно их можно отнести к таковым.

В теории смертная казнь должна осуществляться специальными учреждениями УИС.

Источники

  • https://murkapravo.ru/klassifikaciya-nakazanij-v-ugolovnom-prave/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  • http://be5.biz/pravo/u009/14.html
  • https://PravoVedus.ru/practical-law/criminal/vidyi-ugolovnyih-nakazaniy/
  • https://PravoNarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/vidy/uslovnoe-osuzhdenie-v-rossii-usloviya-i-pravila-nakazaniya
  • https://www.cherlock.ru/articles/yslovnoe-osyjdenie
  • https://advokat-malov.ru/nakazanie/osnovnye-i-dopolnitelnye-vidy-nakazaniya.html
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант