Бесплатная горячая линия

Закон о жилищных отношениях: нюансы и комментарии

Содержание

Общая система жилищного законодательства

Конституцией РФ создание и ведение законодательной базы жилищной сферы закрепляется за Российской Федерацией совместно с ее субъектами. В то же время гражданское законодательство находится исключительно в ведении РФ, а жилищная сфера относится к гражданско-правовым отношениям. Соответственно, правоотношения жилищного характера, помимо профильного Кодекса, регулируются нормами гражданского законодательства.

Систему правовых источников жилищного законодательства от гражданского отличает то, что она основывается не исключительно на законах, но и на различных нормативных документах, подзаконных актах. К данной области относится совокупность федеральных, региональных законов, президентских указов, правительственных постановлений, решений и документов, утвержденных исполнительной властью, местным самоуправлением. Среди основных международных соглашений, закрепляющих права граждан на жилище, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека от 1948 года, а также Пакт об экономических, социальных и культурных правах граждан от 1966 года.

К такому законодательству относится не только Жилищный кодекс, но и различные нормативные документы, подзаконные акты

Внутригосударственное региональное законодательство дает возможность субъектам РФ следующим образом реализовывать свои полномочные обязательства в жилищной сфере:

  • предоставлять жилье различным категориям граждан;
  • определять порядок, размер оплаты жилья, стоимости коммунальных услуг;
  • проводить ремонт объектов недвижимости жилого фонда;
  • определять круг прав и обязанностей органов управления ЖКХ, осуществлять контроль их деятельности.

Важно! В законодательство такого типа, помимо специализированных законов, входят также правовые акты, регулирующие в меру своей компетенции отдельные проблемы данной сферы. В пример можно привести закон, определяющий статус малоимущих граждан. В нем закрепляется порядок учета такой категории, возможность предоставления жилья по договорам социального найма.

Субъекты РФ имеют право на установление стоимости коммунальных услуг, выделение жилья гражданам и проч.

Жилищное право и Конституция

Российская Конституция является основополагающим правовым документом, закрепляющим главные принципы гражданских правоотношений и государственного устройства РФ. При этом высшим приоритетом провозглашаются гарантии прав и свобод человека. Согласно конституционным положениям, определяется структура, функции, полномочия государственной власти, устанавливаются формы взаимодействия органов управления, общества и гражданина.

В качестве основного закона государства Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории страны. Вся законодательная база, источники правоотношений, различные нормы и правила, разработанные и утвержденные органами законодательной, исполнительной власти РФ и ее субъектов, должны соответствовать конституционным положениям.

Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории РФ

Среди установленных российской Конституцией прав и норм, непосредственно регулирующих отношения жилищного характера, можно выделить следующие статьи:

  • 40-я статья – провозглашает защиту прав каждого человека на жилье, гарантирует реализацию данного права;
  • 27-я статья – гарантирует право на свободный выбор гражданином своего места жительства;
  • 25-я статья – закрепляет нормы о неприкосновенности и защите жилищ.

Статьей 71 регулирование гражданских правоотношений, к которым по своей сути относится жилищная сфера (право каждого на жилье, владение жилой недвижимостью, возможность ею распоряжаться, условия договоров по найму помещений, порядок организации объединений собственников жилья, правил их деятельности), закреплено исключительно за Российской Федерацией.

В Конституции указаны права граждан на жилье, выбор места жительства и проч.

Вместе с тем в 72-й статье предусматривается совместное ведение законодательства в области жилищных отношений как федеративными субъектами, так и РФ. При этом законы федерального значения имеют приоритет над региональными правовыми актами. Если законы или нормативные документы субъекта РФ противоречат федеральному законодательству, необходимо руководствоваться положениями соответствующего федерального закона. Это правило в полной мере действует по отношению к жилищному праву.

Важно! Помимо положений, прямо регулирующих жилищные вопросы, Конституция содержит статьи, которые затрагивают некоторые аспекты этой отрасли права. К примеру, 35-й статьей утверждается неприкосновенность частной собственности, к которой по логике относятся различные объекты жилой недвижимости.

Конституцией утверждена неприкосновенность частной собственности

Виды жилищных отношений

Ключевым подходом к организации жилищных отношений является широкий семантический ряд понятия, ведь на сегодня среди практикующих юристов и ученых нет общей концепции в трактовании понятия жилищного права. На сегодняшний день предлагают обозначать понятие, как непосредственно институт и отдельную отрасль права.

Для первой дефиниции характерно наличие управляющего сегмента, например, компании по организации быта или отдельного лица, предоставляющие такие услуги.

Владельцы недвижимости отдают помещение в пользование на основе договоров, в том числе и социального найма, и гарантируют сохранность объекта в установленном законодательством порядке. Отношения на основе равенства прав типично оформлены в виде кооперативов или в виде использования помещения на основе найма.

При этом участники жилищных отношений входят в процесс в одной из двух предложенных ролей:

  • на основе социального найма (взимается плата за пользование жилищным фондом);
  • неимущественные права, стандартным проявлением которых являются семейные связи между участниками, проживающими на одной территории.

Рассматривая виды жилищных отношений, важно остановить внимание на их организации, учитывая принцип взаимозависимости общественных отношений:

  • обозначенные на основе равенства прав участников процесса (имущественный и неимущественный типы);
  • на основе подчинения и управления.

Жилищные права и обязанности граждан

Жилищные права и обязанности граждан Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Они свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных

Особенности управления многоквартирными жилыми домами

Общие помещения, а также прилегающие к многоквартирным домам территории находятся в общей собственности владельцев жилищ в долях, пропорциональных площадям их квартир. Соответственно, они несут ответственность за их функциональное состояние. С целью управления такими домами, помещениями и территориями собственники квартир делегируют соответствующие полномочия управляющим организациям. Для поддержания комфортных условий проживания эти компании осуществляют сбор коммунальных платежей, необходимых для хозяйственных нужд или ремонта средств.

Отдельным 9-м разделом ЖК устанавливаются правила проведения капитального ремонта многоквартирных жилых сооружений. Здесь дается определение такой процедуры, условия, нормы ее осуществления, предусмотрено формирование соответствующего фонда.

Существуют определенные правила проведения капитального ремонта

Развитие жилищного права и законодательства

После событий 1917 г. в России (РСФСР) кардинально стала меняться жилищная политика: государство перераспределяло жилые помещения, отбирая их у «богатых» и передавая «бедным»1, дробя отдельные квартиры, создавая небывалое количество коммунальных квартир. При этом первоначально создавались многочисленные жилтоварищества, затем, избавляясь от частной собственности на жилье, власти стимулировали заключение договоров найма.

Нового строительства практически не велось. В условиях быстрого роста городского населения за счет крестьян страна испытывала острый жилищный кризис. Стало очевидно, что бесконечно заниматься переделом жилищного фонда царской России нельзя.

В рамках нэпа Постановлением НКВД от 8 августа 1921 г. была объявлена и новая жилищная политика, которая «требует… предоставления коллективам жильцов, арендаторам и домовладельцам определенной самостоятельности в эксплуатации помещений… освобождения населения от излишних стеснений и регламентаций в занятии жилищ».

Главный признак новой жилищной политики заключался в том, что в жилищное хозяйство возвращались частная инициатива, личные денежные средства и частная собственность. Был дан старт процессу возвращения отобранного частного жилища его бывшим владельцам (а также проживающим в домовладениях коллективам жильцов) — демуниципализации.

В конце 1921 г. был издан Декрет о демуниципализации небольших жилых зданий. Декрет предписывал следующее: «Обязать коммунальные отделы в двухмесячный срок пересмотреть списки муниципализированных домов и представить в Народный комиссариат внутренних дел утвержденные списки тех домов, которые… могут быть переданы коллективам и отдельным лицам…». Коммунальным отделам НКВД было дано поручение выделить категорию ненужных местным исполкомам строений и передать их обратно владельцам или коллективам жильцов: «Дома могут быть возвращены бывшим владельцам лишь при условии производства в годичный срок полного ремонта дома».

Демуниципализации подлежали строения, не занятые государственными и коммунальными учреждениями, общежитиями рабочих или коллективами жильцов, небольшие — размером в одну-две квартиры с общей площадью до 25 кв. саженей (113, 75 кв. м) в провинции и чуть больше — до пяти квартир — в Москве и Ленинграде (за исключением барских особняков). Часть жилья была возвращена прежним либо передана новым владельцам.

14 августа 1922 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК «О праве застройки», в котором устанавливалась возможность заключения договоров о предоставлении городских участков под застройку, в том числе жилищную. Впоследствии текст этого Декрета практически целиком, лишь с некоторыми изменениями, был включен в раздел «Вещное право» Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. (ст. 71-84). В 1924 г. 72% вновь построенного жилья было возведено частным путем.

Государство подробно регламентировало выселение граждан из занимаемых ими помещений. В Инструкции, утвержденной 9 января 1924 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (далее — ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (далее — СНК), устанавливалось, что дела о выселении граждан рассматриваются в суде по предъявлении соответствующего иска. Наряду с общими основаниями, предусмотренными для расторжения договора имущественного найма, а также для договора найма жилого помещения, Инструкция указывала на такое основание, как «хищническое отношение к жилищу». При этом таковым признавались действия, влекущие за собой порчу жилища, пользование помещением и общими частями дома вопреки их назначению и с нарушением установленных правил (колка дров в помещении, загрязнение канализационных труб и т.п.). В некоторых случаях предусматривалось внесудебное — административное — выселение. Через полгода, 14 июня 1926 г., ВЦИК и СНК РСФСР было принято постановление, название которого говорит о сути данного документа: «Об условиях и порядке административного выселения граждан из занимаемых ими помещений».

Вместе с тем через два месяца политика опять изменилась и был принят документ, значительно сужающий пределы вмешательства государства в жилищные права граждан. Принятием 16 августа 1926 г. постановления ВЦИК и СНК РСФСР «Об ограничении принудительных уплотнений и переселений в квартирах»2 по существу был закончен период «великого передела» (перераспределения) жилищного фонда.

Интересно, что еще в 1923-1930 гг. предпринимались попытки подготовки Жилищного кодекса, однако они закончились неудачей.

Было подготовлено два проекта Жилищного кодекса РСФСР. Первый был разработан в Главном управлении коммунального хозяйства НКВД РСФСР под руководством Д.И. Шейниса и опубликован в 1926 г.4 Данный проект стал жертвой очередной административной реформы, поскольку лишился главного «двигателя» — НКВД РСФСР: 15 декабря 1930 г. ЦИК и СНК приняли постановление «О ликвидации наркоматов внутренних союзных и автономных республик».

Второй, проект Центрожилсоюза (объединения жилищных кооперативов) был создан в 1930 г. с учетом проекта НКВД, но поскольку большим административным ресурсом не обладал, шансов практически не имел.

Оба проекта без властной поддержки и при наличии серьезных юридико-технических изъянов были подвергнуты резкой критике как с правовой, так и с идеологической стороны. Так, профессор права С.И. Раевич подготовил две разгромные статьи: одну в правовой журнал, другую в отраслевой, в которых указывал: «Выработанный комиссией СНК проект, как и проект Центрожилсоюза (последний, впрочем, в несколько меньшей мере) представляет довольно типичный пример творчества хотя бы и одушевленных лучшими намерениями буржуазных идеологов-юристов. Несмотря на то, что для выработки проекта авторы его имели более чем достаточно времени, он вышел не удовлетворяющим тем требованиям, какие мы должны к нему предъявить. Он не способен служить орудием пропаганды советской жилищной политики, не отражает перспектив социалистического строительства, дает случайное, на-глазок, без сколько-нибудь твердого обоснования, разрешение ряда важнейших вопросов, сохраняет в действующем законодательстве немало таких наследий буржуазного права, которые не имеют в нынешних условиях разумного оправдания, делает ряд важнейших политических ошибок правоуклонистского и отчасти «левацкого» типа, оставляет недоделанной даже задачу внешнего объединения всех важнейших норм в области жилищного права и злоупотребляет никому не нужной фразой». Дальше — больше: «… равным образом, неверие в перспективы социалистического строительства сквозит у авторов проекта также и в полном игнорировании перспектив расширения ресурсов жилплощади. На неопределенное количество лет вперед проектом фиксируются нормы в 6 и 8 кв. метров, наличие которых не только идет в разрез с указанными выше задачами пропаганды наших достижений и перспектив среди рабочего класса других стран, но и не отражает даже тех возможностей, которые намечены нынешней пятилеткой».

В Украинской ССР уже действовал жилищный закон, который состоял из трех разделов, включающих 37 статей, однако в середине 1920-х гг. в УССР также стал готовиться проект ЖК. Особенностями этого проекта являлось то, что он, кроме прочего, предусматривал главу, посвященную уплотнению помещений; главу, регулирующую пользование мебелью, а также главу, регламентирующую создание и деятельность жилищных конфликтных комиссий. Этот проект был раскритикован.

После таких негативных примеров дискуссии о Жилищном кодексе на некоторое время прекратились. К необходимости кодификации жилищного законодательства вернулись только в начале 1980-х гг.

Окончательное закрепление главенства административных начал в жилищном праве произошло в 1925 г. Декретом СНК РСФСР от 25 апреля 1925 г. «О прописке граждан в городских поселениях».

Этот институт разрешительной регистрации граждан по месту жительства пережил СССР и был отменен только в 1993 г. Многие наши современники, даже не жившие в Советском Союзе, до сих пор регистрацию называют пропиской.

Справедливости ради необходимо отметить, что работа над проектом Жилищного кодекса не пропала даром и была использована при подготовке к принятию постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах»2, где были подробно урегулированы вопросы применения договора найма жилого помещения. Постановление не действовало в сельской местности, что было подтверждено Верховным Судом СССР: «… жилищные отношения между колхозом и съемщиками, проживающими в домах колхоза, расположенных в сельских местностях, должны определяться соглашением сторон, а не правилами постановления от 17 октября 1937 г.».

Что касается жилищной кооперации, то первый нормативный акт Советского Союза, посвященный жилищной кооперации, был утвержден постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 августа 1924 г. «О жилищной кооперации»4, где предусматривалось несколько видов жилищных кооперативов (жилищно-кооперативных товариществ).

В 1937 г. значительная часть кооперативного жилья была передана в государственный жилищный фонд, а оставшаяся реорганизована в жилищно-строительные кооперативы.

В военный период жилищное строительство по понятным причинам почти было прервано. Сразу после окончания Великой Отечественной войны восстановление разрушенного жилищного фонда и строительство нового жилья производились государством. Индивидуальное жилищное строительство осуществлялось преимущественно в сельской местности, жилищная кооперация не развивалась.

Важное значение для развития индивидуального жилищного строительства имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». Этот Указ предоставил гражданам право купить или построить для себя на праве личной собственности дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города. Отвод участков для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование. Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 1 февраля 1949 г. признал утратившими силу статьи Гражданского кодекса РСФСР, регулировавшие право застройки. После издания этих указов жилые строения, ранее возведенные гражданами на праве застройки, считаются принадлежащими им на праве личной собственности.

Послевоенная социалистическая жилищная кооперация получила широкое развитие после ХХ съезда КПСС. Совет Министров СССР 20 марта 1958 г. принял постановление № 320 «О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации». Предприятия и учреждения получили возможность создавать кооперативы для своих работников, также обеспечивалось финансирование и порядок осуществления взносов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1962 г. «Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве»3 предусматривалось включение в государственные плановые задания индивидуального и кооперативного строительства.

Очевидна была и необходимость регулирования отношений по жилищному найму. До кодификации жилищного права было еще далеко.

Было решено подготовить для Основ специальную главу, посвященную найму жилья. Вопрос состоял лишь в том, самостоятелен ли институт жилищного найма или речь идет о разновидности договора имущественного найма. Эта дискуссия не имела принципиального значения с точки зрения перспектив развития законодательства. Практика применения гражданских кодексов убедительно продемонстрировала невозможность регулирования жилищных отношений нормами, относящимися к имущественному найму. Поэтому вряд ли могла родиться мысль об отказе от установления в Основах гражданского законодательства 1961 г. обособленного комплекса жилищно-правовых норм:

Основы посвятили жилищному найму отдельную главу.

Упоминание в ст. 50 Основ гражданского законодательства 1961 г. тех органов, по решению которых предоставляются жилые помещения, конечно, не могло заменить регулирования отношений по учету граждан, нуждающихся в жилье, а также по предоставлению жилых помещений. Регулированию жилищных отношений в Основах было отведено восемь статей (ст. 56-63). На основании данных норм в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. содержалась специальная глава (гл. 28) «Договор найма жилого помещения», в которой регулировались отношения, связанные с договором найма жилого помещения. Данная глава действовала до принятия Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 24 июня 1981 г.

Решение о необходимости кодификации жилищного законодательства было принято после вступления в силу Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., где появилось право на жилище (соответственно ст. 44 и ст. 58). Как всегда, точно и популярно объяснил необходимость такой кодификации В.Ф. Яковлев: «Причины разработки Основ жилищного законодательства и жилищных кодексов очевидны.

Это, во-первых, большое экономическое и социально-политическое значение отношений по распределению и использованию жилья, поскольку в рамках анализируемых отношений происходит удовлетворение одной из основных потребностей граждан. Во-вторых, это закрепление в Конституции СССР одного из величайших завоеваний развитого социализма — права граждан на жилище — и необходимость создания надежных правовых гарантий, обеспечивающих его реализацию. Отмеченное требует не просто более развернутого правового регулирования жилищных отношений, но замену подзаконных актов законами, закрепления основных положений жилищных отношений в основах законодательства и кодексах. В-третьих, это необходимость законодательного закрепления правил управления и эксплуатации всенародного достояния — жилищного фонда — в целях его наиболее эффективного использования и сохранения».

В Верховном Совете СССР совместно с Министерством юстиции СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом советского законодательства была создана рабочая группа по подготовке Основ жилищного законодательства Союза ССР, куда входили такие известные специалисты по гражданскому и жилищному праву, как В.А. Дозорцев, В.Н. Литовкин и П.И. Седугин. Основы и «базовый» вариант кодекса для республик готовились одновременно. После принятия Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, по словам П.И. Седугина, было принято решение первый Жилищный кодекс принимать в Азербайджанской ССР. Текст был доработан с коллегами из Баку и после обсуждений и консультаций этот Кодекс был принят. «Так что первый ЖК на территории СССР был принят в Азербайджане», — констатировал П.И. Седугин.

С учетом обсуждений, прошедших в Верховном Совете Азербайджанской ССР, были доработаны тексты проектов ЖК других республик, и кодексы были приняты в 1983 г., в том числе в РСФСР.

В ЖК РСФСР наряду с общими положениями содержалось более 70 статей (из 158), непосредственно посвященных договору найма жилого помещения. Постепенное выделение правовых норм из договора имущественного найма, где объектом выступает жилье, не только оформляется в виде отдельного специального закона: происходит кодификация норм, прежде содержавшихся в ГК РСФСР и подзаконных актах, например в постановлении Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье». В ЖК РСФСР также были кодифицированы положения, посвященные управлению жилищным фондом, организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов, и ряд других. Этот Жилищный кодекс действовал чуть больше 20 лет, однако конечно же не решил жилищную проблему.

Очевидно, что закон может быть инструментом решения той или иной проблемы, но будет он эффективным или нет — это уже другой вопрос.

Последний Верховный Совет РСФСР был избран в 1990 г. Хотя РСФСР еще входила в состав Союза ССР, но необходимость перемен уже была очевидна. В этих условиях началась война законов СССР и РСФСР и одновременно шла подготовка новой Конституции новой России. Всегда актуальный жилищный вопрос приобрел мощный политический импульс.

В Верховном Совете РСФСР была создана рабочая группа по подготовке нового кодифицированного акта, которую возглавлял председатель Комитета по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Е.В. Басин, однако после принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в 1991 г. было решено подготовить закон о жилищной политике, который в итоге был принят Верховным Советом РФ 24 декабря 1992 г. под названием «Об основах федеральной жилищной политики».

Названный Закон содержал в основном нормы переходного характера, посвященные праву собственности, договору найма жилого помещения, управлению жилищным фондом и ряд других. Несмотря на очевидную переходность положений названного акта, этот Закон и анализ практики его применения во многом стали источниками для подготовки соответствующих положений современного Жилищного кодекса РФ и отдельных норм Гражданского кодекса РФ.

Данный законодательный акт применялся наряду с другими актами жилищного законодательства, но имел приоритет перед предыдущими актами (в основном советского периода) и сразу заявлялся как акт переходного периода до принятия соответствующего кодекса. Это был акт, в развитие которого готовились Основы жилищного законодательства. Дело в том, что до принятия Конституции 1993 г. шла подготовка кодифицированного акта под названием «Основы жилищного законодательства Российской Федерации», что соответствовало действовавшему тогда Федеративному договору. После расстрела Белого дома в октябре 1993 г. архив в виде стенограмм заседаний рабочей группы, заключений и предложений сгорел, однако многие участники подготовки проекта Основ впоследствии участвовали в работе над проектом ЖК РФ первоначально (в 1993 г.) в Госстрое России, а затем (в 1993-1996 гг.) в Минюсте России. Впоследствии, уже в начале ХХI в. (в 2000-2004 гг.), работа над Кодексом велась в Государственной Думе, которая в результате привела к принятию ЖК РФ в декабре 2004 г., а с марта 2005 г. — к его вступлению в силу.

Особенности взаимодействия международного и отечественного жилищного права

В соответствии с общепринятыми международными принципами права Россия самостоятельно устанавливает внутригосударственные нормы, правила социально-экономической, культурной политики, если они не наносят ущерб мировой безопасности. Это также относится к сфере жилищных правоотношений, которые относятся к ведению РФ и регулируются отечественным законодательством.

РФ имеет право самостоятельно устанавливать внутригосударственные нормы относительно жилищных отношений

При этом данная сфера жизнедеятельности отвечает всем международным соглашениям и принципам, среди которых можно назвать следующие постулаты, утвержденные в Конституции РФ.

  1. Не допускается безосновательное лишение граждан жилья. Этот принцип утверждается 40-й статьей, закрепляющей право каждого на жилище и запрет на его лишение жилья без законного обоснования.
  2. Статья 25 провозглашает неприкосновенность жилищ и государственную защиту от противоправных посягательств на права собственности.
  3. Гарантия демократического равенства пред законом всех владельцев и нанимателей жилья.

Все это в полной мере соответствует международным принципам уважения и защиты гражданских свобод, равенства всех лиц в своих правах и обязанностях.

Граждане не могут быть лишены жилья безосновательно

Среди международных договоров, затрагивающих проблемы жилищных отношений и признанных Россией, можно назвать такие соглашения.

СоглашениеОписание
«Всеобщая декларация прав человека»Рекомендованна ООН к выполнению всеми странами. В Декларации провозглашается неприкосновенность жилища, право каждого человека на достойный уровень жизни, включая жилье, обязанность каждого государства обеспечивать своим гражданам необходимые для жилищных правоотношений условий.
«Пакт о гражданских и политических правах»Утверждает право на неприкосновенность жилищ. Принят к обязательному исполнению каждым членом ООН.
«Пакт об экономических, социальных и культурных правах»Предусматривает право каждого на достойный уровень жизни.
«Конвенция о защите прав человека и основных свобод»Принятая Советом Европы и одобренная Россией Конвенция, в которой устанавливается право людей на мирное пользование собственностью и провозглашается принцип уважения к жилищу каждого человека.
Существуют определенные международные договоры, в которых оговариваются нюансы жилищных отношений

Согласно 15 статьи Конституции РФ, международные договора и соглашения являются одним из элементов отечественной правовой системы. К ней также относятся общепризнанные международные принципы права. В соответствии с этой нормой основного закона Российская Федерация обязана соблюдать правовые положения о жилищных отношениях, гарантиях социального обеспечения граждан жильем, защите собственности, которые относятся международным правом к обязательным для исполнения.

Жилищным кодексом РФ подтверждается верховенство международного права на территории России. Это означает, что в случае противоречия российских жилищных законов международным договорам данной сферы граждане имеют право действовать согласно международным правилам. Такая норма также позволяет оспаривать в соответствующих судебных инстанциях отдельные положения отечественного законодательства, отстаивать свои жилищные права при различных нарушениях и противоправных действиях со стороны государственных органов власти.

Следует учесть, что, несмотря на приоритетное значение признанных Россией международных договоров, представители компетентных государственных органов не имеют права заключать соглашения, изначально вступающие в противоречие с положениями отечественной Конституции. Подобные договора несут потенциальную угрозу суверенитету и безопасности Российской Федерации. В то же время конституционные положения, российские законы не должны содержать нормы, которые явно противоречат международным правовым и демократическим принципам.

Изменения ЖК РФ от 01.01.2019

Изменения, вступающие в силу в январе:

  1. уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так, предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться поводом для прекращения его прав на улучшение жилья;
  2. дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей, находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав;
  3. расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).

Действие жилищного законодательства

Определение действия того или иного закона позволяет установить, какой закон в конкретном случае подлежит применению, тем самым позволяет правильно его применить. При этом следует определить временные и пространственные границы (действие во времени и в пространстве) применения закона.

Федеральные правовые акты жилищной сферы

К основным правовым источникам, регламентирующим различные аспекты области жилищных отношений, относятся следующие законы и нормативные акты федерального значения.

  1. Жилищный кодекс от 2004 года (в ред. 2019 г.).
  2. Положения Гражданского кодекса, регулирующие имущественные права собственности граждан на жилье, порядок оформления сделок по купле, продаже, получение в дар или наследство жилых помещений, условия договорных отношений по аренде жилья. Статьи ГК, определяющие понятие квартиры в качестве объекта собственности, а также регламентируют права на владение помещениями многоквартирных жилых домов, деятельность различных объединений собственников жилой недвижимости.
  3. Различные нормы Земельного кодекса о земельных участках, используемых или предназначенных к застройке объектами жилищного фонда.
    Главным правовым источником, который затрагивает аспекты жилищных отношений, является Жилищный кодекс
  4. Правила и нормы Градостроительного кодекса, обеспечивающие реализацию прав граждан на качественное жилье, инфраструктуру, благоприятную среду места жительства, другие аспекты, связанные со строительством объектов жилой недвижимости.
  5. Статьи КоАП, устанавливающие виды и меру ответственности за совершение различных нарушений правил использования жилья или охраны жилой недвижимости.
  6. Положения закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 1991 года, определяющие принципы, порядок осуществления приватизации жилой недвижимости государственного или муниципального фонда, права граждан при проведении приватизации.
  7. Нормы закона «О государственной регистрации недвижимости» от 2015 года, закрепляющие процедуру проведения обязательной регистрации прав собственности на жилую недвижимость.
В различных законах можно узнать аспекты жилищных отношений

Помимо этого, различные федеральные законы могут прямо или косвенно регулировать отдельные моменты правоотношений жилищного характера.

Структура ЖК РФ

Основной документ, регулирующий жилищные правоотношения, состоит из десяти разделов и девятнадцати глав, которые содержат более двухсот статей.

Раздел I:

  • закрепляет основные термины и положения;
  • очерчивает рамки прав и обязанностей субъектов жилищного права;
  • дает разъяснения определениям «жилой фонд», «жилое помещение»;
  • регламентирует процесс присвоения статуса помещению: жилое/нежилое, переустройства.

Раздел II:

  • закрепляет право собственности и прочие вещные права на жилище: пользования, сдачи в наем;
  • определяет круг прав лиц, не являющихся владельцами (членов семьи, проживающих вместе и т. п.).

Третий раздел описывает порядок передачи и эксплуатации жилья по договору социального найма: заключение, дополнение, прекращение договора, а также права и обязанности сторон (например, ремонт за счет нанимателя).

Раздел IV рассматривает порядок предоставления сотрудникам служебных квартир и жилья из специализированного фонда.

Разделы пятый и шестой регулируют правила создания, деятельности, реорганизации и роспуска жил. товариществ, строительных кооперативов: права и обязанности участников; порядок набора членов организации, схемы распределения жилых помещений между участниками.

Раздел VII определяет обязанности, порядок и размер оплаты за жилье и коммунальные услуги.

Раздел VIII посвящен многоквартирным домам:

  • выбор способа управления домом;
  • требования к совету дома;
  • различия между управлением дома, находящегося в государственной или городской (сельской) собственности.

Девятый раздел определяет порядок выполнения капитального ремонта в многоквартирных домах: общие положения, формирование соответствующих фондов, порядок выполнения ремонта крыш, подвалов, коммуникаций.

Раздел X, добавленный в 2014 году и имеющий огромное значение для регулирования жилищных взаимоотношений, называется «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами». Теперь предприятия, желающие управлять активами и счетами многоквартирного фонда, обязаны пройти аттестацию и получить лицензию.

История ЖК РФ

Первым жестом заботы об удовлетворении жилищных потребностей простых граждан можно считать Программу партии, которая начала работать в 1917 году. Суть Программы была проста: забрать дома у богатых и отдать бедным. Возможно, сейчас такое решение выглядит примитивным и несправедливым, но по статистике 1913 года жилищное обеспечение равнялось приблизительно 4 м2 на человека. По факту эта средняя цифра была значительно меньше: ведь в статистику входил и метраж огромных квартир и особняков, в которых проживала лишь одна обеспеченная семья.

Справка. Как и любой другой нормативный акт, ЖК РФ регулярно изменяется и дополняется. Последние изменения вступят в силу 12 января 2019 года.

Последний советский Жилищный Кодекс, утвержденный Верховным Советом в 1983г., утратил свою силу первого марта 2005 года: государство перешло от плановой экономике к рыночной, стране требовались совершенно иные законы и нормы. Так появился Жилищный Кодекс Российской Федерации.

Современные источники жилищного права

Главным источником любой отрасли российского права, в том числе и жилищного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в предыдущих параграфах, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Несмотря на принятие и введение в действие 1 марта 2015 г. Жилищного кодекса РФ на федеральном уровне, жилищное законодательство в настоящее время представляет собой достаточно большое количество источников жилищного права — законов и других нормативных актов, принятых в разное время (от законов до инструкций).

Основным актом, регулирующим жилищные отношения, безусловно, является Жилищный кодекс РФ, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан на жилище, устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений при различных видах использования недвижимости в жилищной сфере.

Гражданский кодекс РФ обоснованно называют экономической конституцией, но также его можно назвать основным законом частного права. Это все в полной мере относится и к Жилищному кодексу, регулирующему отношения, складывающиеся по поводу жилых помещений.

В части первой ГК РФ (гл. 18) регулируются право собственности на жилые помещения и иные права (права членов семьи собственника жилого помещения), дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома, организации и деятельности товариществ собственников жилья.

Часть вторая ГК РФ содержит главу (гл. 35), посвященную договору найма жилого помещения и другим договорам, предметом которых могут стать жилые помещения, а также нормы, регулирующие особенности продажи жилых помещений.

Часть третья ГК РФ в разд. V «Наследственное право» содержит кроме прочего нормы, устанавливающие особенности наследования жилых помещений.

Из других законов, содержащих нормы жилищного права, следует выделить Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями), в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья.

Семейный кодекс Российской Федерации  хотя и не содержит прямых норм жилищно-правового характера, но, безусловно, является источником жилищного права, поскольку на базе семейных отношений строятся отношения по предоставлению жилых помещений, регулированию правового положения членов семьи нанимателя, собственника, участие органов опеки и попечительства в жилищных отношениях.

Анализ норм жилищного права, содержащихся в других законодательных актах, дается в различных главах настоящей работы.

На федеральном уровне жилищные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов»), и постановлениями Правительства РФ (например, постановления от 20 февраля 1995 г. № 161 «Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации»2, от 21 мая 2005 г. № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилых помещений» и от 5 декабря 2014 г. № 1318 «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования»).

Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.

Согласно названным актам нормативные акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, официальной публикации в «Российской газете» или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и размещению на официальном интернет-портале правовой информации, которые должны осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Вместе с тем из общего правила есть одно исключение: акты Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России) подлежат государственной регистрации только в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы или обязанности граждан (ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона, принятого в 1995 г., № 65-ФЗ1). Как правило, акты Банка России не затрагивают жилищные отношения, однако опосредованно могут на них влиять (например, на кредитование жилищного строительства).

Из ведомственных нормативных актов, посвященных отношениям, связанным с жилыми помещениями, следует выделить приказ Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2013 г. № 765 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме».

Как уже указывалось, жилищные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации (республик в составе Федерации, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, автономной области, а также автономных округов). В свою очередь акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать жилищные отношения.

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению норм права, в том числе Жилищного кодекса и других актов жилищного законодательства.

Одним из важнейших документов в сфере жилищного права следует признать постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14). Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе и актов жилищного законодательства.

Следует отметить, что разъяснения Верховного Суда СССР, затем РСФСР и Российской Федерации, а также Высшего Арбитражного Суда РФ, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей. Разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, данные до его объединения с Верховным Судом РФ, применяются в части, не противоречащей законодательству, принятому позже, и в случаях отсутствия разъяснений на соответствующие темы объединенного Верховного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. 4-6 ст. 125 Конституции РФ)2.

Степень востребованности ЖК РФ

Жилищный Кодекс охватывает не такой объемный сегмент, как, например, уголовный или гражданский кодексы. Однако его регулятивную роль трудно переоценить, учитывая, что он призван защищать одну из базовых потребностей человека – потребность в жилище.

Нормы, прописанные в жилищном законодательстве защищают граждан от недобросовестности застройщиков, от незаконного выселения, от преступных действий, нацеленных на захват жилища и лишение владельца законных прав.

Жилищные накопительные кооперативы

Жилищные накопительные кооперативы Общие положения о жилищных накопительных кооперативах Как указывалось выше, действие положений гл. 11 ЖК «Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов» не распространяется на иные

Субъекты жилищных отношений

Жилищный Кодекс РФ регламентирует, что субъектами такого вида отношений выступают участники, которые согласно закону, имеют определенные права и обязательства в этом виде правоотношений. Статья 4 кодекса утверждает, что субъекты и участники жилищных отношений – это идентичные понятия. Ими могут выступать, как юридические лица, так муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и граждане страны.

Необходимо отметить тот факт, что круг субъектов достаточно разнообразен. Так, в него входят стороны, обладающие жилищными отношениями, и пользователи помещений, которые не имеют совпадений со сторонами обязательств.

Законодательная практика определяет тот факт, что субъекты делятся в свою очередь на лиц с первоначальным и производным характером пользования. Ими выступают фактически арендаторы и наниматели. При этом закон точно определяет момент, что к классу субъектов относятся стороны жилищно-правовых оформленных договоров. Возникновение жилищных отношений является стартовым этапом для появления прав у участников процесса.

Соотношение предметов ведения федерального и регионального жилищного законодательства, а также нормативных актов муниципальных образований, регулирующих жилищные отношения

Как было указано раньше, регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72). Поэтому лишь часть норм жилищного законодательства относится к федеральному законодательству, при этом достаточно большая часть норм — к законодательству субъектов Федерации и к актам органов местного самоуправления.

С практической точки зрения делать правильные шаги по такому «разнокалиберному» правовому полю затруднительно еще и в связи с тем, что жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую нормы гражданского, административного, а также конституционного права.

Внутриотраслевое разделение компетенции в данной области между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления впервые предусмотрено в ЖК РФ. И очень важно, что одной из основных задач федерального жилищного законодательства является определение тех вопросов, которые должны регулироваться федеральным жилищным законодательством, с одной стороны, нормативными правовыми актами субъектов Федерации — с другой стороны, и актами органов местного самоуправления — с третьей. При этом представляется, что большая и наиболее важная часть норм жилищного законодательства должна относиться к федеральному законодательству и на федеральном уровне развитие жилищного законодательства должно идти только (или преимущественно) по пути принятия федеральных законов.

Так, значительная часть вопросов жилищных отношений, по своей природе относящихся к гражданско-правовым (право собственности на жилые помещения, договор жилищного найма, определение порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др.), должна в силу ст. 71 Конституции РФ регулироваться федеральными законами. Другие вопросы, не относящиеся согласно Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации, могут регулироваться правовыми актами субъектов Федерации, которые должны создавать свою законодательную базу в области регулирования жилищных отношений.

Поскольку жилищное законодательство представляет собой хотя и комплексную, но достаточно важную и объемную часть единой системы российского законодательства, нет сомнений в том, что развитие правового регулирования в области жилищных отношений должно идти главным образом по пути кодификации.

Принятие в 2004 г. Жилищного кодекса РФ: во-первых, значительно систематизирует и уменьшает количество принимаемых в соответствии с Кодексом других (специальных) федеральных законов; во-вторых, снижает возможность регулирования жилищных отношений на федеральном уровне иными нормативными правовыми актами, главным образом ведомственными; в-третьих, четко проводит черту, определяющую границы предмета ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.

Следует подчеркнуть, что в ЖК РФ впервые содержатся четкие нормы, определяющие границы в?дения субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений. Это должно прекратить практику превышения ими своих полномочий, а в отдельных случаях привести к принятию актов, регулирующих весь спектр жилищных отношений, в том числе по вопросам, являющимся исключительной компетенцией Российской Федерации.

В этой связи развитие жилищного законодательства субъектов Федерации, по всей видимости, должно идти (в отличие от федерального законодательства) по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации. Так, ЖК РФ (ст. 13) отнесены к компетенции субъектов Федерации вопросы, связанные с жилищным фондом конкретного субъекта Федерации: от предоставления жилого помещения до его учета и контроля за эксплуатацией и сохранностью.

Важно отметить, что к региональной компетенции отнесено установление минимального размера взноса на капитальный ремонт и определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями в области жилищного регулирования согласно ст. 14 ЖК РФ. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы, связанные с муниципальным жилищным фондом, в том числе с признанием граждан малоимущими, ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядком предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда специализированного использования, предоставлением в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, контролем за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, и еще, кроме того, вопросы, связанные с принятием в установленном порядке решений о переводе помещений в жилые или нежилые помещения, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, признанием жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Безусловно, определение системы жилищного законодательства, в том числе в субъектах Федерации, является задачей федерального законодательства. При этом субъект Федерации и орган местного самоуправления не вправе самостоятельно определять понятия тех или иных правовых конструкций в области жилищного права, если в федеральном законодательстве уже имеются соответствующие понятия, в противном случае неизбежна не только путаница, но и нарушение прав участников жилищных отношений.

Жилищные стандарты, нормы и нормативы

Глава 7 Жилищные стандарты, нормы и нормативы Нормативы потребительской корзины Федеральный закон от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ (ред. от 8 декабря 2010 г.) «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» установил следующие нормативы потребления жилищно-коммунальных

Президентские указы и правительственные постановления

Конституция предоставляет Президенту РФ полномочия устанавливать определенные нормы, правила в различных отраслях правоотношений и государственной деятельности, включая жилищную сферу. Такая нормотворческая компетенция, предусмотренная статьей 90 российской Конституции, выражается в форме президентских распоряжений и указов. Этим правовым подзаконным актам присущи отсутствие персонифицированного адресата, многократность применения, формирование общих правил и моделей поведения в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Важно! Указы Президента обладают юридической силой на все территории России, обязательны к исполнению органами государственной, региональной, муниципальной власти. При этом президентские распоряжения не должны нарушать конституционные нормы, выходить за рамки федерального законодательства.

Указы Президента РФ обладают юридической силой на всей территории страны

В соответствии с установленной иерархией правовых актов, основанной на разделении властей и делегировании полномочий, правительственные распоряжения по своему рангу находятся ниже законов, а также указов главы государства. Положения 115-й статьи Конституции наделяют российское Правительство правом разрабатывать и утверждать различные постановления, нормативные документы лишь в рамках реализации конституционных положений, федерального законодательства, президентских указов.

Соответственно правительственные правовые источники жилищной сферы принимаются в случаях, когда такие действия предусматриваются в законах или распоряжениях Президента. Например, Правительство может устанавливать порядок оплаты, расчеты коммунальных услуг и ресурсов, необходимых для содержания жилых, общих помещений, придомовых территорий.

Правительственные постановления должны соответствовать положениям Конституции, федеральных законов и президентских указов. Если правовые акты Правительства противоречат вышестоящим источникам права, они могут быть отменены соответствующими решениями главы государства или судебных инстанций.

Правительственные постановления должны соответствовать Конституции

Объекты жилищных правоотношений

Объектами жилищных правоотношений является жилые помещения. Это изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан, а также отвечающие ряду установленных санитарных норм и иным требованиями законодательства.

В ранее действовавшем ЖК РСФСР в ст. 38 была установлена норма жилой площади в размере 12 кв. м. на одного человека. То есть жилое помещение, которое предоставлялось гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям к жилым помещениям, а по своей площади соответствовать пределам указанной нормы жилой площади.

Однако ЖК РФ ввел ряд новых понятий, характеризующих объект жилищных правоотношений для жилищного законодательства. К ним можно отнести:

  • норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Размер данной нормы зависит от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма;
  • учетную норму площади жилого помещения — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ее тоже устанавливают органы местного самоуправления.

Таким образом, норма предоставления — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. А учетная норма — это минимальный размер общей площади, при недостижении которого граждане могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Основы понятий жилищного права и законодательства

Необходимо понимать, что в основе любого законодательного акта лежат не предметы, объекты или явления (например, движимое, недвижимое имущество, различные ресурсы, порядок их пользования или распоряжения). Целью законов является регулирования прежде всего человеческой жизнедеятельности, различных взаимоотношений людей, их действий или бездействия по отношению к определенным объектам. Понятия права и законодательства отличаются, но в совокупности определяют отношения между гражданами, организациями и государственными структурами в различных сферах деятельности, включая жилищную проблематику.

Если понятие законодательства охватывает все юридические документы, регулирующие аспекты жилищных отношений, то определение права в данной области представляет собой развернутые описания правовых возможностей, предоставленных гражданам Конституцией и законами.

Важно! Базовой единицей жилищного законодательства является жилище – пригодное к проживанию человека изолированное помещение. Такой объект должен быть официально признан жильем государственными органами, зарегистрирован, отнесен к определенной категории и поставлен на соответствующий учет в установленном порядке.

Базовой единицей жилищного законодательства является жилище

Основные термины, определения, нормативы жилищной сферы содержатся в профильном Кодексе. Этот свод правил из 12 разделов и 21 главы обязателен к применению на всей территории российского государства. Кодекс призван реализовывать и защищать гражданские права на жилье посредством следующих возможностей:

  • совместных или индивидуальных имущественных прав собственности на недвижимость жилого назначения;
  • переводов помещения по разным группам категорий;
  • капитального ремонта, переоборудования помещений;
  • социального найма или аренды;
  • создания специализированного фонда;
  • организации различных форм объединений собственников жилья;
  • оплаты коммунально-хозяйственных услуг;
  • управления многоквартирными жилыми сооружениями.
В Кодексе установлены нормы оплаты коммунальных услуг, проведения капремонта и проч.

Наиболее актуальны при этом вопросы оформления и распоряжения собственностью, качественного функционирования многоквартирных зданий, прилегающей инфраструктуры.

Права на жилье позволяют реализовывать такие принципы, определенные статьей 1 профильного Кодекса:

  • все участники этого вида отношений несут одинаковую ответственность перед законом, равны в своих правах;
  • на государственную власть возложены обязанности по созданию условий, необходимы для реализации гражданских прав на жилище;
  • возможность оспаривать нарушения прав, восстанавливать их в надлежащем объеме;
  • необходимость пользования помещениями исключительно по назначению.
Статья 1 ЖК РФ

Важно! Нарушение жилищных прав допустимо лишь в исключительных случаях, обоснованных соответствующими нормативно-правовыми документами.

Участники жилищных отношений

Закон четко регламентирует норму, что участниками такой формы отношений могут выступать не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства, и юридические иностранные лица. Правовые отношения позволяют лицам быть участниками жилищных отношений, если это не противоречит установленным нормам других кодексов или федеральных законов.

Профессиональные юристы и адвокаты утверждают, что поле регулировки правовых жилищных отношений включает в себя ряд процессов, сосредоточенных на:

  • возникновении и изменении, а также прекращении права собственности распоряжаться отдельными жилыми помещениями из муниципального или государственного фонда;
  • передаче помещений из жилого в нежилой фонд;
  • учете помещений;
  • организации перепланировки или переустройства;
  • предоставлении коммунальных услуг, обозначенных в договорах;
  • организации процессов содержания многоквартирных домов;
  • проведении ремонта.

Все правовые отношения в этом сегменте защищаются и контролируются действующим законодательством РФ.

Предметная база жилищных отношений

Предметом жилищных правоотношений в российском законодательном поле выступает непосредственно жилое помещение, а также отношения участников, связанные непосредственно с ним.

Важно определить, что именно в правовом поле обозначено как жилое помещение.

Правовые основы трактуют жилое помещение, как помещение изолированного типа, пригодное для регулярного проживания лиц; при этом помещение должно полностью отвечать санитарно-гигиеническим правилам и нормам и не противоречь иным законодательным позициям в этом сегменте.

Анализируя определения жилого помещения, важно обратить внимание на законодательные изменения, которые происходили в нормативных документах страны. В СССР минимальная норма на 1 жильца составляла 12 «квадратов»; на стартовом периоде независимости точное определение площади было изъято из законодательства, а пункт добавлен позицией «социальная норма площади», которая не могла превышать указанные параметры, вписанные в регулирующие документы, принятые органами государственной власти. Современное российское законодательство ушло от первой и второй нормы, введя ряд новых понятий:

  • норма предоставления площади помещения по социальному найму;
  • учетная норма помещения, которая представляет собой минимальную площадь для поддержания уровня обеспеченности граждан, который устанавливается лишь органами местного самоуправления.
Источники

  • https://yr-expert.com/zakon-o-zhilishhnyh-otnosheniyah/
  • https://advokat-malov.ru/zhilishhnoe-pravo/zhilishhnye-otnosheniya-i-ih-uchastniki.html
  • https://law.wikireading.ru/36919
  • http://be5.biz/pravo/z013/1.html
  • https://jkrf.ru/
  • https://studref.com/444495/pravo/zhilischnoe_zakonodatelstvo_ponyatie_struktura_deystvie
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант