Бесплатная горячая линия

Запрет на правый руль

Запрет правого руля в России в 2020 году

С 1 июля этого года в силу вступает новый ГОСТ 33670-2015 технического регламента Таможенного союза, принятый Евразийской экономической комиссией, который изменит требования к получению свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств. Значительно усложнится не только ввоз на территорию России автомобилей с правым рулем, но и их дальнейшая постановка на учет и эксплуатация.

Частичный запрет на ввоз, а также новые ограничения на растаможку и постановку на учет в ГИБДД будут распространяться на машины, которые будут ввозить после 1 июля 2020 года. Автомобили, которые были ввезены и растаможены до вступления в силу нового технического регламента, можно эксплуатировать без ограничений в прежнем режиме.

Запрет на ввоз автомобилей с правым рулем, изготовленных для стран с правосторонним дорожным движением, вводится лишь для некоторых типов транспортных средств. Согласно все тому же техническому регламенту, под запрет на ввоз пока попадает лишь техника категорий M2 и M3. Это в первую очередь самосвалы и строительная спецтехника, а также микроавтобусы, грузовики, имеющие манипуляторы, и пассажирские автобусы. Легковые автомобили относятся к категории М1 и пока что не попадают под запрет. Однако процедура их ввоза и растаможки значительно усложнится.

Начиная с 2018 года с минимальными пошлинами можно ввозить лишь автомобили не старше трех лет и не ниже экологического класса Евро-5. Если же машина старше, то растаможка осуществляется с плавающей тарификацией пошлины исходя из рабочего объема двигателя и возраста автомобиля. Минимальная пошлина может составлять 1,5 евро за 1 куб. см на машине не старше пяти лет и с двигателем рабочим объемом менее 1 л, а максимальный тариф может достигать 5,7 евро за «кубик» на автомобилях старше пяти лет и с двигателем объемом свыше 3 литров. При этом в любом случае таможенными органами при подсчете стоимости растаможки, помимо установленной пошлины, будут учитываться обязательный сбор за оформление, утилизационный сбор, акциз, НДФЛ и НДС.

Однако в случае с праворульными машинами для получения ПТС и дальнейшей постановки на учет в ГИБДД необходимо будет получить еще и технический сертификат на соответствие конструкции транспортного средства требованиям по безопасности. Эти сертификаты будут выдавать специализированные лаборатории.

Еще в прошлом году для подготовки инфраструктуры в связи с изменениями техрегламента в Минпромторге была создана специальная рабочая группа с участием представителей Росстандарта, МВД, Федеральной таможенной службы, Росаккредитации и ФГУП «НАМИ». А на обновление лабораторий выделили свыше 30 млн рублей. Согласно новому ГОСТу, лаборатории, у которых есть право выдавать сертификаты безопасности транспортных средств, должны будут проходить аккредитацию по новым требованиям. От них потребуют оборудовать площадки для осмотра ввозимых подержанных автомобилей, а также разгонные полосы и испытательные стенды. Но на данный момент в стране лишь четыре лаборатории соответствуют новым правилам — и те находятся на территории Дальневосточного федерального округа.

Какие ТС запрещены к ввозу в Россию

То есть на официальном уровне теперь запрещены микро- и полноценные автобусы, минивэны, рефрижераторы, манипуляторы, самосвалы. Правда, под раздачу попали только праворульные авто. И пока что неясно — как быть с транспортными средствами, ввезенными в Россию из-за рубежа до 01. 07. 2019.

По имеющимся данным, запрет на легковушки пока не запланирован, и все «пугалки» о том, что уже запрещены б/у иномарки – неподтвержденные слухи. Вскорости изменится процедура оформления, но отказываться от возможности завоза «прулей» пока не обсуждается на уровне государства.

Запрет на ввоз праворульных машин с 1 июля 2020 года

Запретят ввозить не все виды транспорта. Речь одет о самосвалах, спецтехнике, грузовиках с манипуляторами, автобусах категории М2 и М3, микроавтобусах, минивэнов и другого транспорта, в котором более 8 мест.

Такое решение объясняется новым ГОСТом техрегламента Таможенного союза. Аналогичные меры будут действовать и в других странах ЕАЭС. Требование аккурат на руку бизнесу: в условиях, когда из-за пандемии и экономического кризиса сокращается рынок новых автомобилей, важно поддержать отрасль. Поэтому «прули» попросту хотят запретить. Хотя бы в сегменте коммерческого транспорта.

Правда, легковых автомобилей новый запрет пока не коснется. Но постановка на учет и эксплуатация их заметно ужесточится. В частности, из-за отсутствия системы ЭРА-ГЛОНАСС, которая стала обязательной для автомобилей в России с 1 января 2018-го. На новые автомобили блок устанавливают на заводе, а на подержанных машинах система работает с перебоями. В 2018 году жителям Приморья разрешили ввозить по одному подержанному праворульному автомобилю в год, не устанавливая на него «тревожную кнопку», однако послабление было рассчитано всего на год.

Ежегодное ужесточение правил ввоза праворульных автомобилей и их эксплуатации вполне объяснимы. Жителей Приморья хотят пересадить на машины российской сборки и, тем самым, обновлять автопарк региона, поддерживать экономику. Многие готовы купить новый леворульный автомобиль, но многие также хотят ездить на доступных и качественных машинах из Японии. И, конечно, подобные запреты сказываются на благосостоянии семей нашего региона, ведь большое количество людей зарабатывают тем, что перегоняют автомобили.

Сколько в России автомобилей с правым рулем

По данным аналитического агентства «Автостат», на начало текущего года в нашей стране насчитывалось порядка 4 млн 037 тыс. экземпляров транспортных средств с правым расположением рулевого колеса. От общего числа российского автопарка это 7,6%.

Больше всего «прулей» зарегистрировано во Владивостоке, Новосибирске, Хабаровске, Красноярске, Иркутске, Уссурийске, Находке, Петропавловске-Камчатском, Омске, Чите. Если рассматривать качественный состав автопарка в каждом городе, то выше всего доля праворульных автомобилей в Находке. Здесь 86,8% всех «легковушек» имеют правый руль. Также в лидерах Владивосток (82,8%), Уссурийск (81,6%) и Хабаровск (71,5%). Каждый второй автомобиль с правым рулем — в Петропавловске-Камчатском (54,4%) и Чите (50,3%).

Ежемесячно через порт Владивостока ввозятся в Россию от 3 до 5 тыс. импортных автомобилей. Эксперты прогнозируют очередной коллапс на таможне в связи с ужесточением требования ввоза и запрета на импорт некоторых категорий праворульных авто.

Впрочем, для частного ввоза машин из Японии требования по растаможке не изменятся. Автомобилистам необходимо будет заполнить пассажирскую таможенную декларацию, подтвердить сведения о машине документально и заплатить таможенные пошлины. Эти сведения также подтвердили таможенные брокеры. Таким образом, все ограничения и запреты пока направлены больше на бизнес, чтобы снизить объемы появления в России машин с «неправильным» расположением руля.

Совершенно справедливо желание властей снизить число праворульных машин в России. Они старые, небезопасные для нашего правостороннего движения, составляют конкуренцию машинам, которые собирают на заводах в нашей стране. Другое дело, что жителям Приморья необходимо предоставить достойную альтернативу, а не просто заставить их ездить на том, на чем угодно чиновникам.

Чем опасны «праворукие» автомобили?

Когда человек принимает решение купить авто с правым рулем, он учитывает его доступность по цене. Именно это фактор является главной причиной покупки. Ведь за скромные деньги самый обычный гражданин получает ощущение комфорта. Кроме того, качество японских автомобилей, тем более сделанных для внутреннего рынка, является как минимум вторым критерием их покупки.

Эти два фактора перекрывают неудобства правого руля, а о вопросах безопасности обычно никто особо не думает, считая себя хорошим водителем. И даже то, что придется повозится с установленными на законодательном уровне «переделками», такими как установка системы «ЭРО-ГЛОНАСС» и получение СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), граждан от покупки не удерживает.

Но в ГИБДД с выводами граждан не согласны. Там считают «праворукие» автомобили источником повышенной опасности и аварийности из-за неправильного угла обзора, который имеет водитель. Кроме того, в ГИБДД отмечают, что:

У праворульных машин фары смещены влево и слепят других участников движения, что небезопасно.

Но вот добиться их запрета на законодательном уровне правоохранители пока не смогли.

«Праворукие» автомобили остаются на российском рынке

Главная опасность, которая грозит владельцам авто с правым рулем — принятие нового Технического регламента на транспортные средства в странах ЕАЭС. Проектом этого документа предусмотрены ограничения на эксплуатацию «транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления». В случае его принятия поставить праворульный автомобиль на учет в ГИБДД будет уже нельзя. А вот пользоваться уже зарегистрированным авто все равно будет можно, до принятия новых поправок в законодательство.

Пока же в МВД России пояснили, что речи о запрете эксплуатации автомобилей с правосторонним рулевым управлением пока не идет. Как не будет в 2020 году установлено запрета и на их ввоз в страну. Но эксперты утверждают, что такие авто теряют популярность и постепенно вытесняются с российского рынка, в том числе и благодаря слухам об их запрете.

Распространение праворульных авто в России

Возможный запрет правого руля в первую очередь интересует читателей, проживающих на Дальнем Востоке. Именно там эксплуатируется наибольшее число праворульных автомобилей, ввезенных из Японии. И их владельцы хотят получить последнюю информацию по данному вопросу.

Проблема не сильно затрагивает жителей европейской части России, т.к. количество праворульных автомобилей здесь относительно невелико. Однако на Дальнем Востоке дело обстоит совершенно по-другому. Подержанные японские автомобили с правым рулем занимают там более половины рынка, а многие из читателей ПДД Мастер.ру имеют в собственности по 2-3 японских автомобиля и очень ими довольны.

Примечание. Правый руль на востоке России настолько распространен, что там существуют даже специализирующиеся на японских автомобилях автошколы и частные автоинструкторы.

В общем, неудивительно, что проблема праворульных автомобилей на Дальнем Востоке стоит очень остро.

Особенности запрета правого руля

Итак, рассмотрим Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». К автомобилям с правым рулем относится пункт 19 главы IV:

19. Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий М2 и М3.

В Республике Беларусь и Республике Казахстан запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, относящихся к другим категориям.

Начнем со второго абзаца, так как именно он является более простым для понимания. В нем запрещается выпуск в обращение любых праворульных автомобилей на территории Беларуси и Казахстана.

Что касается территории России, то о ней речь идет в первом абзаце, то есть запрет правого руля касается только автомобилей категорий М2 и М3.

Подробная информация о категориях транспортных средств приведена в отдельной статье:

Категории транспортных средств в техническом регламенте

Легковые автомобили

В действующем в настоящее время техническом регламенте все легковые автомобили категории B относятся к категории М1. Таким образом, запрет правого руля на частные легковые автомобили в 2020 году не распространяется. Как впрочем и на все остальные легковые автомобили.

Правила оформления

С 1 июля 2019 года начинает действовать новая процедура регистрации ввезенных автомобилей. С этого года для их ввоза и дальнейшей эксплуатации необходимо будет получить специальный сертификат, который служит гарантией безопасности использования автомобиля.

Проверять соответствие будут по уже опубликованному ранее ГОСТу. Без этого сертификата автомобиль нельзя будет поставить на учет.

Но в тоже время, жители Приморья столкнулись с серьезными проблемами инфраструктуры. При учете огромной загруженности таможни, большого потока ввозимых автомобилей, работают всего две лаборатории, сертифицированные для выдачи этих документов.

Спецлабораториям предъявлен дополнительный перечень необходимого оборудования, который сильно увеличивает финансовую нагрузку на владельцев. В итоге край оказался не готов к подобным изменениям, а, значит, получить сертификат на дальнейшую регистрацию и эксплуатацию будет довольно сложно.

По состоянию на конец мая 2019 года Приморский край увеличил количество ввозимых автомобилей почти в два раза. За начало года было ввезено 26,6 тысяч «прулей». Стоит сказать, что наравне с классическими автомобилями, оснащенными ДВС, увеличился приток электромобилей.

Регистрация новых машин

С 1 января 2020 г. вводятся новые правила регистрации новых машин в ГИБДД. Теперь номерные знаки будут выдаваться непосредственно в дилерских салонах, что должно существенно облегчить жизнь автомобилистам. Старая практика, когда автомобили могли ездить несколько дней до регистрации в ГИБДД на транзитных временных номерах, отменяется.

Перерегистрация машин с пробегом будет проводиться по прежним правилам.

Новый техосмотр

В новом году начнут действовать новые правила прохождения технического осмотра. Главным новшеством станет фотофиксация процесса оценки технического состояния транспортного средства, чтобы прекратить практику выдачи фиктивных диагностических карт.

Изменения в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» были внесены еще в июне 2019 года, однако на их подготовку и внедрение дается целый год. Техническое состояние автомобилей будет оцениваться по новым стандартам только с 8 июня 2020 года.

Запрет правого руля

С 1 июля 2020 года планируется запретить ввоз некоторых типов транспортных средств с правым рулем, изготовленных для стран с правосторонним дорожным движением. Запрет вводится «Техническим регламентом Таможенного союза для категорий техники М2 и М3». Это самосвалы и спецтехника, микроавтобусы, грузовики, имеющие манипуляторы, а также пассажирские автобусы. Ранее эта техника приобреталась с большим дисконтом в Японии и многие годы эксплуатировалась на Дальнем Востоке. Теперь покупать ее за границей нельзя.

Источники

  • https://pddmaster.ru/avto/praviy-rul.html
  • https://prem-motors.ru/kakie-avtomobili-zapreshheny-vvozu-rf-1-ijulja-2019/
  • https://zen.yandex.ru/media/110km/tolko-sleva-kak-izbavliaiutsia-ot-pravorulnyh-avto-5f003d0ea95bd76aec4a946c
  • https://zen.yandex.ru/media/prsvt_ru/v-2020-godu-zapretiat-pravorukie-avtomobili-5e03d002a3f6e400b21ffd14
  • https://aif.ru/auto/gibdd/zapret_pravogo_rulya_chto_zhdet_avtomobilistov_v_2020_godu
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Добавить комментарий