Бесплатная горячая линия

Знак 3

Содержание

Понятие

Вы должны понимать, что обгон всегда без исключения является рискованным маневром. Даже если перед вами пустая дорога и нет встречного движения, обходить впереди идущий транспорт следует предельно внимательно.

Обгоном считается опережение одного или нескольких ТС, при котором водитель покидает свою полосу и выезжает на встречное движение. После завершения маневра водитель возвращается в свою полосу. Подобное определение вы можете сами отыскать, открыв книжечку КоАП. Вам нужна 12 глава. Но именно расшифровка такого термина вызывает достаточно много спорных вопросов. Постараюсь объяснить, о чем идет речь. Вам также стоит обратить на это внимание.

Раньше обгоном называли таковым, если машина, которая была впереди, после вашего маневра оказалась сзади. Такого пункты в нынешних правилах нет. В законах вообще отсутствует четкое трактование. А потому, если притянуть за уши, обгоном можно назвать даже факт объезда машины, которая стояла на месте. Хотят тут могут пригодиться знания о знаках, которые запрещают остановку и стоянку.

Нововведения в ППД несколько сузили понятие обгона. Отныне он обязательно сопровождается выездом на встречку. Причем водитель может делать это только на определенных участках дороги, где отсутствует запрещающий знак и разметка.

Назначение, начало и окончание действия знака Обгон запрещен

Движение по полосе встречного потока — опасный маневр, который должен выполняться в строгом соответствии с предписаниями нанесенной дорожной разметки и установленных знаков. В некоторых местах выполнение маневра создает дополнительную опасность для всех участников дорожного движения, и для введения запрета на начало обгона устанавливается знак 3.20:

В соответствии с Разделом 3 Приложения 1 к ПДД, знак «Обгон запрещен» устанавливается на участках, где не допускается обгон ТС, кроме двухколесных и тихоходных ТС. Предписания должны дублироваться путем нанесения сплошной линии разметки 1.1. Если знак установлен, а разметка отсутствует либо противоречит ему, водитель обязан выполнять требования знака (Раздел 1 Приложения 2 к ПДД).

Необходимо отметить, что согласно п. 8 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации, тихоходным транспортное средство признается в случае, если производителем первоначально для него предусматривалась максимальная скорость не более 30 км/ч.

Схожим с обгоном, но имеющим существенные различия маневром, является опережение. Разделение этих понятий крайне важно для понимания предписаний знаков и выполнения их в условиях дорожного движения.

В пункте 1.2 даны нужные определения. Опережение — движение машины со скоростью выше, чем у опережаемого ТС в этом же потоке. Обгон — то же опережение, но связанное с пересечением сплошной и ездой по полосе встречного движения.

Все запрещающие знаки имеют определенную зону действия, в границах которой не допускается совершение того или иного действия. После выезда из нее водитель вправе приступить к выполнению маневра.

Для удобства восприятия информации, в соответствии с Разделом 3 Приложения 1 к ПДД, составлена таблица, содержащая информацию о всех случаях отмены предписания знака 3.20:

Разделом 3 Приложения 1 к ПДД установлено, что требование знака 3.20 прекращается после проезда ближайшего перекрестка, но не прилегающей территории.

Согласно п. 1.2 ПДД, перекресток — это место пересечения, присоединения, либо разъединения проезжих частей, а прилегающая территория — участок, расположенный непосредственно возле дороги, не предназначенный для проезда через него транспортных средств. Данный пункт дополнительно закрепляет, что прилегающая территория не является перекрестком, поэтому предписания, правила и запреты для них различаются.

Знаки, запрещающие обгон

Небольшая выдержка из Постановления Пленума Верховного Суда:

Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, < … > подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:

Дополнительные знаки, косвенно предупреждающие о запрете обгона:


1.11.1

1.11.2

1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот».

Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 — направо, 1.11.2 налево.


1.12.1

1.12.2

1.12.1, 1.12.2 «Опасные повороты».

Участок дороги с опасными поворотами: 11.12.1 — с первым поворотом направо, 1.12.2 — с первым поворотом налево.

1.14 «Крутой подъем».

Тут объективное определение зоны запрета затруднено, лучше не начинать обгон пока не выедете на прямую после проезда опасного участка.

После проезда знака «Обгон запрещен» забудьте про разметку и про выезд на встречную полосу. Установите Табу на обгон и для его снятия следите за знаками.

Удобно для себя на трассе выделить два режима. «Обгон разрешен» и «Обгон запрещен» и переключаться между ними.

Обозначение в правилах дорожного движения

Действующая редакция Правил движения состоит из 25 глав, в которых описываются правила остановки, обгона, маневрирования, стоянки и так далее и 3 приложений, посвященных описанию дорожных знаков, дорожной разметки и особых условий.

Описанию дорожных знаков посвящено Приложение 1 данного документа, в соответствии с которым все знаки подразделяются на следующие категории:

  • предупреждающие – знаки, основным предназначение которых является предупреждение водителя о чем-либо;
  • запрещающие – специальные знаки, в зоне действия которых запрещено выполнять какие-либо действия;
  • знаки приоритета, по которым водители ориентируются в той или иной дорожной ситуации;
  • предписывающие знаки, которыми обуславливается выполнение того или иного действия;
  • информационные знаки, передающие водителю какую-либо информацию о состоянии на определенном участке дорожной трассы и так далее.

Знак «Обгон запрещен» относится к категории запрещающих знаков, так как ограничивает данное действие на определенном участке проезжей части.

При рассмотрении правил выполнения обгона и определения мест, в которых в соответствии с правилами должен быть установлен знак «Обгон запрещен» важно различать такие понятия, как обгон и опережение.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил движения обгоном является опережение автомобильного транспорта, которое совершается с выездом на встречную полосу и обратным возвращением в занимаемую ранее полосу.

Если обгон автомототранспорта совершается без выезда на полосу, которая предназначается для движения во встречном направлении, то такой маневр называется опережением.

Обгон и опережение совершаются по разным правилам, установленным главой 11 ПДД. Запреты, которые установлены на выполнение обгона не запрещают выполнять такой маневр, как «опережение».

Типичные ситуации обгона картинка «Ситуации обгона»

Наиболее распространены три вида нарушения:

  1. Обгон через сплошную линию. Не имеет значения, стоит запрещающий знак обгона или нет — маневр совершать нельзя.
  2. Незаконченный маневр. Водитель пересекает одинарную или сдвоенную сплошную разделительную линию, выезжает на «встречку» и возвращается на свою полосу, не совершив опережение. Это тоже нарушение, за которое предусмотрен штраф или лишение водительских прав.
  3. Неоднократное нарушение. Водителя ждет лишение прав сроком на 1 год при повторе нарушения. То есть если в течение одного года после наказания за пересечение сплошной при обгоне будет новый случай.

Отметим один нюанс. Если повторное нарушение будет зафиксировано дорожной камерой, а не сотрудником ГИБДД «в живую», то последует штраф.

Как выглядит

Как и все знаки ПДД из категории запрещающих, этот представляет собой круглую табличку с красной каймой. На белом фоне изображены два автомобиля черного и красного цвета.

Если машины на картинке одного размера и напоминают легковушки, устанавливается запрет автомобилям любой категории.

Если на рисунке одна машина похожа на легковую, а вторая – с высоким кузовом, запрет действует только на грузовые автомобили массой больше 3.5 тонн.

Особенности действия знака

Знак, который выполнен в соответствии с ГОСТ и выглядит как красный круг, внутри которого нарисованы два автомобиля (красного и черного цвета), запрещает выполнять обгон всех ТС.

При этом есть несколько исключений:

  • тихоходные транспортные средства;
  • мопеды;
  • мотороллеры;
  • гужевые повозки;
  • двухколесные ТС без коляски.

Даже если стоит запрещающий знак и сплошная линия нанесена на дорожное покрытие, совершить обгонные маневры в этих исключительных случаях можно. Но сперва вы обязаны убедиться, что на встречке отсутствуют другие машины.

Знак имеет определенные зоны, на которые распространяется его действие. А именно:

  • населенные пункты, следуя до первого перекрестка;
  • при отсутствии регулируемого или нерегулируемого перекрестка до знака об окончании населенного пункта;
  • за населенным пунктом до перекрестка;
  • за населенными пунктами до установленного после них знака 3.21 (снимает ограничения на обгон);
  • в соответствии с дополнительной информационной табличкой;
  • знак не заканчивает свое действие в случае пересечения главной дороги (картинка в виде ромба на желтом фоне);
  • знак не прекращает действие в случае пересечения автодороги с выездами от прилегающих территорий.

Если дорога без разметки, водителю следует ориентироваться сугубо по дорожным знакам. При наличии запрещающих указателей рисковать не стоит.

Многих вводит в заблуждение ситуация, когда стоит 3.20 и прерывистая линия. Здесь в приоритете сам знак, а не разметка. Потому если водитель обогнал при таких условиях, штраф наверняка получит. Зона действия регламентируется знаком, дополнительными указателями и обозначениями, снимающими ранее действующие запреты.

Дополнительные нюансы

Прерывистая в сочетании с 3.20 говорит нам о том, что обгон совершить можно. Но только тех транспортных средств, которые попали под категорию исключений.

Несколько иначе выглядит сплошная без знака, которая запрещает обгон. Подобная разметка уже сама по себе говорит водителю о том, что выезжать на сторону встречного движения нельзя. Некоторые ошибочно трактуют правила, считая, что обгонять в подобных условиях тихоходные ТС допускается. Это не так. За подобные маневры вы рискуете заработать солидный штраф, либо даже лишиться водительского удостоверения.

Правило знака 3.20 достаточно противоречивое в сочетании с дорожной разметкой. Но помните, что у нас действует правило приоритета знаков над разметкой. Потому не стоит пытаться доказывать, что стертая сплошная линия является поводов для совершения обгонных маневров. Если стоит указатель 3.20, вы будете виноваты. А потому понесете соответствующее наказание.

Если же водитель начал обгон до знака и по прерывистой линии, завершив маневр уже за ними, то ничего страшного в этом нет. Подобные действия не противоречат закону. А если сотрудник ДПС остановит и скажет, что водитель нарушил, пусть предъявляет доказательства нарушения. Таковых у него нет, поскольку маневр начался еще до знака.

Если впереди указатель 3.21 (снимает ограничения знака 3.20) и прерывистая линия, вы спокойно можете продолжать движение, совершая обгонные маневры. То же самое касается ситуаций, когда ограничения на обгон сняты, но нет разметки. Только следите, чтобы впереди не стояли новые ограничители.

Ответственность за нарушение правил обгона

Несоблюдение ПДД в части начала обгона в зоне действия знака 3.20 признается серьезным нарушением, квалифицируемым по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Закрепленная санкция содержит 2 альтернативных наказания: штраф 5000 рублей либо ограничение в праве управления автомобилем до полугода. Каждый вид наказания имеет свою процедуру назначения и иные особенности, которые следует рассмотреть по отдельности.

Условия назначения денежного взыскания

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, административное правонарушение должно быть зафиксировано путем составления протокола. В документ вносится информация о произошедшем, о предполагаемом нарушителе и о составителе.

В ст. 3.8 КоАП РФ закреплено положение, согласно которому правонарушения, предусматривающие возможность ограничения прав гражданина, должны рассматриваться исключительно в рамках судопроизводства.

Поскольку санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает 2 альтернативных вида наказания, суд вправе самостоятельно определить его, исходя из имеющихся данных о произошедшем.

Определяя вид наказания, суд должен учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства, перечисленные в ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ соответственно. От этих факторов во многом зависит итоговое решение.

Однако есть исключение, когда за обгон под запрещающий знак грозит только штраф без возможности лишения прав.

В ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ закреплено правило, согласно которому, по факту совершения правонарушения, зафиксированного камерой, не составляется протокол, а вместо этого сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. При этом ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ отсылает на данную норму с указанием на то, что за нарушения, зафиксированные камерой, назначается штраф в наименьшем из предложенных соответствующей статьей размере.

Процесс привлечения к ответственности при выявлении нарушения камерой максимально автоматизирован: зафиксированная информация пересылается в единый центр, где формируется постановление о привлечении к ответственности, после чего нарушителю приходит уведомление о штрафе.

Фиксация факта нарушения обгона возможна, если позволяет функционал камеры. Такие устройства в России применяются не первый год и успешно выявляют нарушителей. Пока что их устанавливают в крупных городах, в том числе в Москве. Возможность выявления камерой неправильного обгона подтверждается нормой, закрепленной ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, — повторный выезд на встречную полосу в запрещенном месте, зафиксированный камерой, наказывается штрафом.

Наказание в виде лишения прав

Санкция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в качестве одного из возможных наказаний предусматривает лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Как отмечалось ранее, дела данной категории подлежат рассмотрению в суде (ст. 3.8 КоАП РФ). В рамках судопроизводства изучается представленный протокол, заслушиваются показания водителя, инспектора, возможных свидетелей, рассматриваются иные имеющиеся доказательства.

Судья обязан всесторонне и максимально полно изучить обстоятельства произошедшего, учесть наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, и на основании этого принять решение о необходимости лишения прав водителя, о назначении штрафа, либо об освобождении от ответственности.

Повторное совершение аналогичного нарушения

В случае нарушения правил обгона в дальнейшем, ответственность наступает по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Санкция данной нормы предусматривает ограничение в праве управления автомобилем до 12 месяцев, либо штраф 5000 рублей, если фиксация была произведена камерой.

С юридической и бытовой точки зрения понятие «повторность» существенно различается. Согласно ст. 4.3 КоАП РФ, повторным будет нарушение, если оно совершено в период, когда водитель уже подвергнут наказанию за неправильный обгон. В ст. 4.6 КоАП РФ указан этот срок — до истечения 12 месяцев после окончания исполнения наказания.

Это означает, что если после привлечения к ответственности не прошло 12 месяцев, и водитель совершил аналогичное нарушение, его действия будут квалифицироваться по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. Если прошло больше года, нарушение будет считаться первым, независимо от количества предыдущих.

Когда разрешен обгон под знак 3.20

Разделом 3 Приложения 1 к Правилам установлено, что в зоне запрещающего знака не допускается выполнение обгона ТС. Исключениями являются: двухколесные и тихоходные ТС, а также повозки.

Если с мотоциклами и велосипедами все понятно, то обгон тихоходных транспортных средств следует разобрать более подробно.

Согласно п. 8 Основных положений по допуску ТС, на задней части тихоходных средств должен крепиться знак, уведомляющий об этом других автомобилистов. Если знак отсутствует, ТС не входит в категорию-исключение и его обгон может быть признан нарушением.

Разрешенный обгон:

Поскольку правило о возможности в исключительных случаях обгонять под знак 3.20 дано только в описании к этому знаку (Раздел 3 Приложения 1 к ПДД), пересекать сплошную линию при его отсутствии нельзя.

Это связано с тем, что положения о разметке в ПДД не содержат подобной информации, а знак всегда имеет преимущество перед разметкой (Раздел 1 Приложения 2 к ПДД).

Опережение и обгон: отличие

ПДД разграничивает обгон и опережение. Опережение — это движение с превышением скорости попутных машин в пределах своей полосы. Обгон же выполняется с выездом на «встречку» и обязательным возвращением на исходную полосу.

Еще одно отличие заключается в способе опережения. При обгоне он возможен только слева, а при опережении — как слева, так и справа. Кроме того, обгон как маневр строго ограничен ПДД и во многих случаях запрещен. А вот опережение можно совершать практически в любой ситуации. Единственное исключение — опережение нельзя осуществлять перед пешеходным переходом, если другой транспорт снизил скорость или остановился.

Опережение нельзя совершать с выездом на «встречку», иначе это считается обгоном.

Как выглядят

В настоящее время действует несколько знаков, которыми запрещается выполнение маневра «обгон»:

  • знак 3.20 (два легковых автомобиля черного и красного цвета на белом фоне в кругу с красной каемкой) запрещает обгон всех видов транспорта за исключением гужевых повозок, тихоходных транспортных средств, мопедов, велосипедов, мотоциклов, не имеющих дополнительного бокового прицепа;
  • знак 3.22 (в отличие от предыдущего знака на белом фоне изображаются два автомобиля: легковой черного цвета и грузовой красного цвета. По форме знак круглый с красной каемкой) запрещает выполнение обгона исключительно грузовому автотранспорту (в соответствии с правилами для данного знака грузовыми являются автотранспортные средства, масса которых превышает 3,5 т).

При проведении ремонтных работ на проезжей части могут быть установлены временные знаки «обгон запрещен». Такие знаки отличается тем, что рисунок наносится на желтый фон.

Зона действия временного знака

Временный знак запрета обгона с желтой заливкой действует по тем же правилам, что и постоянный знак с изображением на белом фоне.

Об окончании зоны действия знака также информируют таблички с определением границ начала и конца поселений, прохождение указанного при запрете расстояния, обозначенные перекрестки и соответствующие знаки отмены конкретного запрета или всех ограничений.

Если возникает спорная ситуация между ограничениями желтого и белого знака «Обгон запрещен», следует руководствоваться временным. Приоритет желтых знаков над белыми установлен в ПДД. Не стоит также забывать о преимуществе знаков над разметкой, установленном в Правилах.

Фиксация нарушения

Если незаконный маневр сняла камера фото или видеофиксации, то прав вас не лишат. За обгон назначат штраф и вышлют постановление с квитанцией по месту вашего жительства. В такой ситуации оспаривать наказание бессмысленно.

Когда нарушение фиксирует сотрудник ГИБДД, то лишить вас прав он не может. Зато это вправе сделать суд, который и будет рассматривать дело об административном правонарушении.

Водители, будьте снисходительны (или кого обгонять всё же можно)

О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно. Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов. При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.

При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным

Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта. Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации.

Знак «Тихоходное транспортное средство» обозначается в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм по ГОСТу) — сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Возможные нарушения, которые могут совершить водители

Для начала следует определиться с самим понятием обгона. Ещё недавно в ПДД это означало, что движущееся транспортное средство совершает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств и при этом покидает полосу своего движения. В нынешней редакции Правил обгон трактуется несколько иначе. Он означает, что транспортное средство опережает в процессе своего движения один или несколько автомобилей. При этом обгон происходит только в том случае, когда данное транспортное средство выезжает на полосу встречного движения, а далее возвращается на ту полосу, которую оно занимало ранее. Новая редакция ПДД существенно сузила понятие обгона. Водителям, которые получили водительскую лицензию давно и в последний раз открывали книжку с ПДД много-много лет назад, следует особо обратить внимание на данное нововведение.

Нарушением требований знака «Обгон запрещён» является обгон одного или нескольких транспортных средств в пределах его действия. Это может быть вызвано, в первую очередь, игнорированием водителем данного знака. Само собой разумеется, что невнимательный шофёр, не увидевший за разговорами с пассажирами этот знак, также является нарушителем.

Вне населенного пункта

Вне населенного пункта знак «запрет обгона» может заканчивать свое действие:

  • после знаков, отменяющих установленный запрет (знаки 3.21, 3.23, 3.31);
  • после истечения интервала, указанного на дополнительной информационной табличке;
  • после проезда перекрестков. Пересечения с полевыми, лесными и так далее дорогами, не отмеченные специальными дорожными знаками (примыкание второстепенной дороги) не являются перекрестками, следовательно, после пересечения таких участков зона запрета обгона не заканчивается;
  • до начала какого-либо населенного пункта (после проезда знаков 5.23). В населенном пункте движение организовывается по иным правилам, чем вне его пределов, поэтому установленные ранее знаки при въезде в населенный пункт заканчивают свое действие.

Перед мостом

Нарушением правил является обгон на подъеме и непосредственно на мосту. В данной ситуации запрещающие знаки могут быть установлены или не установлены, так как запрет на данный вид маневрирования накладывается непосредственно правилами движения.

Если знаки, налагающие запрет на выполнение обгона установлены, то зона их действия заканчивается в зависимости от места расположения моста (в населенном пункте или вне пределов населенного пункта), что обозначается соответствующими знаками или правилами.

В городской черте

В населенном пункте знаки 3.20 и 3.22 действуют до ближайшего перекрестка. Если перекрестков нет, то знак заканчивает действие:

  • совместно с окончанием территории населенного пункта. В этой ситуации должен быть установлен знак «Конец населенного пункта» (номер знака 5.24). Этим знаком снимаются все ограничения, наложенные правилами при движении в населенном пункте и установленными ранее дорожными знаками;
  • по истечении указанной протяженности участка, если запрещающий дорожный знак установлен совместно с дополнительной информационной табличкой. Например, на рисунке ниже обгон запрещается на протяженности 600 м;
  • после знаков, которыми обозначаются конец зоны запрета обгона (знаки 3.21 и 3.23);
  • после знака, которым снимаются все ограничения, наложенные ранее (знак 3.31).

Следует дополнительно отметить, что зона действия знака, запрещающего обгон, не заканчивается при пересечении проезжей части с выездом с дворовых территорий (автозаправок и так далее), так как такое пересечение не является перекрестком.

Возможность обжалования и отмены назначенного наказания

Как отмечалось ранее, дела данной категории рассматриваются в судебном порядке, за исключением случаев фиксации нарушения камерами. Такой подход обеспечивает максимальную объективность и существенно снижает вероятность ошибки. Если правонарушение действительно было совершено, доказать свою невиновность будет проблематично. Одним из немногих оснований для этого станет крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП РФ).

Наличие крайней необходимости предполагает, что водитель пошел на нарушение с целью предотвращение иных тяжких последствий. При этом обязательно должно соблюдаться следующее условие: причиненный вред меньше, чем предотвращенный.

Например, крайней необходимостью может быть признан выезд на полосу, предназначенную для встречного движения с целью предотвращения столкновения с иным автомобилем либо наезда на человека. Для установления данного факта требуется тщательное и всестороннее изучение ситуации.

Пытаться обжаловать назначенное наказание следует только при наличии действительной ошибки. В ином случае это станет пустой тратой времени и средств.

Правила обгона велосипеда и мопеда

Не все водители четырехколесного транспорта знают некоторые правила в отношении водителей велосипедов и мопедов (мотоциклов). Хочу с вами поделиться ими, возможно, вы станете немного снисходительнее к ним, а также знание этих правил поможет вам сохранить чью-нибудь жизнь.

Велосипед, как и мопед, является двухколесным транспортом, поэтому он менее устойчив, чем автомобиль. Исходя из этого, траектория велосипедиста может немного меняться из-за небольших покачиваний. Также из-за передвижения в основном по правой части дороги, они могут объезжать различные неровности. Поэтому при попытке обгона убедитесь, что водитель велосипеда или мопеда вас пропускает, но не забывайте оставлять небольшую дистанцию в случае непредвиденной ситуации.

Если дорога мокрая или скользкая, то нельзя исключать падение велосипеда. Не прижимайтесь слишком близко к ним, это поможет вам в случае аварии успеть затормозить.

Перед тем как поворачивать, аккуратно перестройтесь в нужную сторону, взглянув изначально в зеркала и включив поворотник.

Не тормозите слишком резко. Если вы знаете о том, что вам предстоит затормозить, лучше сделать это на несколько метров ранее, и медленно протянуть ваш автомобиль до нужного поворота. Это поможет избежать столкновения с мотоциклом или мопедом.

Если вам посигналил мотоциклист или мопедист, это значит, что он вас просит пропустить его или предупреждает о том, что он проезжаете мимо вас. В этот момент посмотрите в зеркала и удостоверьтесь в том, что именно просит водитель двухколесного транспорта. Если пропустить, то аккуратно подвиньтесь немного. Если это предупреждение, то ни в коем случае не выезжайте на дорогу (мотоциклист испугается и может попасть под встречную машину) и не открывайте двери (попытается увернуться или въедет вам в дверь).

Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Запомните раз и навсегда эти правила, потому что они распространяются не только на автомобили, но и на тихоходный транспорт, в том числе велосипеды и мопеды. Пренебрегая данными правилами, вы рискуете остаться без права на управление ТС. Если вы не обгоняли, а лишь опередили водителя велосипеда, не выезжая за сплошную линию, то это не является нарушением. При точно таких же обстоятельствах, но если при этом стоит еще и знак «Обгон запрещен», то обгонять велосипеды и мопеды можно, это предусмотрено законом.

Места установки

Знаки, запрещающие выполнение маневра «обгон» устанавливаются:

  • в местах проезжей части с ограниченной видимостью (ограниченной считается видимость менее 300 м). Зона видимости может быть ограничена как искусственными, так и естественными причинами;
  • на опасных участках дороги, к которым относятся крутые повороты в том или ином направлении, конец подъема на мост, эстакаду и так далее;
  • перед въездом в тоннели, в которых запрещено не только выполнение обгона, но и стоянка, остановка, движение задним ходом, разворот;
  • за 100 м до железнодорожного переезда;
  • на узких участках дороги, на которых затрудняется встречный разъезд;
  • на участках дороги с интенсивным движением в обоих направлениях.

Дорожный знак дублируется дорожной разметкой на проезжей части. Обгон запрещен, если на дороге нанесена сплошная (двойная сплошная) линии разметки.

Следует помнить, что в соответствии с пунктом 11 Правил движения существуют особые зоны, в которых выполнение обгона запрещено вне зависимости от наличия/отсутствия соответствующего дорожного знака.

К таким зонам относятся:

  • пешеходные переходы. Изменениями в ПДД, вступившими в силу в 2016 году запрет на выполнение обгона на пешеходном переходе устанавливается вне зависимости от наличия/отсутствия пешеходов на проезжей части;
  • регулируемые перекрестки дорог (перекресток является регулируемым при наличии светофора или регулировщика);
  • нерегулируемые перекрестки, если автотранспортное средство движется по дороге, не являющееся главной (главная дорога обозначается знаками 5.1, 2.1, 2.31 или 2.32 – 2.3.7);
  • мосты, тоннели, эстакады, путепроводы и участки проезжей части, расположенные под этими сооружениями (за исключением тоннеля);
  • в конце подъема на искусственное или естественное сооружение при ограниченной видимости.

Правила установки дорожных знаков регламентируются ГОСТ 52289-2004документом устанавливаются не только места расположения знаков, но и такие факторы, как:

  • очередность;
  • высота;
  • необходимость установки дублирующего знака;
  • уход за знаками;
  • вид знаков и так далее.

Чем чревато игнорирование знака «Обгон запрещён»: штрафы в 2020 году

Нарушение правил обгона очень часто приводит к трагичным последствиям. Поэтому, в первую очередь, оно угрожает жизни водителя, его пассажиров, «экипажа» встречного автомобиля и порой совершенно непричастных участников дорожного движения, которые очутились не вовремя и в неудачном месте. Именно ввиду вышеперечисленного штрафные санкции к нарушителям довольно жёсткие. На протяжении последних лет мы можем наблюдать значительный рост размеров штрафов. То, что ещё десять лет назад можно было нарушить относительно безболезненно для кошелька, сегодня чревато серьёзными финансовыми потерями.

Как и ранее, штрафные санкции за нарушение правил обгона определяет Статья 12.15 КоАП.

В частности, пункт четвёртый Ст. 12.15 КоАП гласит о следующем:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.

Итак, минимальное административное наказание грозит нарушителю в виде штрафа в размере 1000 рублей и максимальное — лишение водительской лицензии на срок от четырёх до шести месяцев. Промежуточными штрафами станут 1500 и 5000 руб. Первый — за выезд на полосу встречного движения или трамвайные рельсы при объезде препятствия (если его можно было объехать справа) и второй — за игнорирование требований знака, запрещающего обгон и выезд на «встречку».

Особо злостные нарушители правил обгона могут расстаться с водительским удостоверением на год, если они повторно успели нарушить действие правил обгона в течение года. Важно помнить о том, что возвращение водительских прав становится возможным только при пересдаче теории ПДД и поэтому может вылиться в очень долгосрочный проект, поскольку к моменту лишения прав всё, чему учили в автошколе, было уже основательно забыто.

Минимально можно надеяться на штраф в 500 рублей, который будет выписан за нарушение требований разметки на дороге и запрещающего знака. Хотя, по правде сказать, подобные случаи являются скорее исключением, чем правилом. Обычно водителя стараются наказать максимально. Поэтому единственным плюсом в данной ситуации станет чувство глубокого удовлетворения водителя от того, что он пополнил бюджет родной страны на немалую сумму.

Если нарушение правил обгона было зафиксировано с помощью технических средств (фото- или видеорегистраторами), автоматически регистрирующих нарушение без участия инспектора ГИБДД, то водителя могут оштрафовать максимум на пять тысяч рублей, даже если само нарушение тянет на лишение прав.

Смягчение и льготы при оплате штрафов

Выписанный штраф можно уменьшить вдвое, если успеть оплатить его в течение 20 дней после составления протокола или «письма счастья». Но при этом льгота не распространяется на все штрафы. В 2020 году нельзя уменьшить размер штрафа в следующих ситуациях:

  • при совершении нарушения правил дорожного движения водителем, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде;
  • при повторном зафиксированном превышении в течение года максимальной скорости движения более, чем на 40 км;
  • при повторном (в течение года) игнорировании запрещающего сигнала светофора;
  • при повторном нарушении за год требований знака «Обгон запрещён»;
  • в случае создания аварийной ситуации;
  • при признании виновником в результате дорожно-транспортного происшествия, где есть пострадавшие;
  • при управлении автомобилем, не прошедшим регистрации согласно нормам российского законодательства.

Повторное нарушение в течение года с момента предыдущего правонарушения означает, что водитель склонен к системному игнорированию правил дорожного движения. Поэтому закон предусматривает более строгую меру наказания за подобные повторные деяния.

На общих основаниях штрафы ГИБДД можно оплатить в течение 80 дней с даты их получения. Указанные 80 дней можно условно разделить на три стадии:

  • в течение 10 дней нарушитель может обжаловать протокол в суде, когда он не выражает согласие с указанными в нём нарушениями;
  • решение суда вступает в действие спустя 60 дней;
  • 10 дней даётся на передачу дела из судебного производства в исполнительное производство.

Необходимо понимать, что начало отсчёта срока по всем нарушениям правил дорожного движения может начинаться исключительно с даты получения копии протокола. Данная норма актуальна и для тех водителей, которые получили штраф на месте, и для тех, кто получил «письмо счастья» по результатам фиксации средствами фото- и видеонаблюдения.

Важно также сказать несколько слов о сроке давности штрафов за нарушения правил дорожного движения. Если не спешить в первый же день в банк с оплатой штрафа, то теоретически можно его не заплатить вообще. Конечно, это очень рискованно, но такие случаи бывают. Как правило, за мелкие нарушения выписываются относительно незначительные штрафы, за оплатой которых дорожные службы следят не очень бдительно. Поэтому о нарушителях иногда просто забывают в процессе текущей работы, которой, как правило, много каждый день. Если же через 80 дней не пришло никакого извещения, то есть шанс «скостить» штраф на основании срока давности. Но для этого, согласно Кодексу об административных правонарушениях, придётся подождать целых два года. Именно такой промежуток времени составляет срок исковой давности. В последнее время он не менялся на законодательном уровне. При этом водителям не следует забывать, что решение об оплате штрафа вступает в силу только через 10 дней с момента его вручения нарушителю. Если же он пытался обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящем суде, то отсчёт срока давности начинается с момента вынесения решения последним. Штраф продолжит «висеть» на водителе в информационной базе ГИБДД, но через два года его обладателю уже не смогут предъявить требование о его оплате.

Также в законе есть несколько нюансов, которые следует знать. Они, если бюрократическая машина даст сбой, помогут сохранить деньги.

Штраф можно не оплачивать на законных основаниях, если постановление о нём выносилось в срок, превышающий 60 дней со дня совершения нарушения правил дорожного движения. Также это же правило актуально и в ситуации, когда судебное решение было обжаловано, а постановление Апелляционного суда выносилось более, чем через 90 дней с даты правонарушения.

Следует добавить, что неоплаченные штрафы могут послужить основанием для отказа в пересечении границы (при штрафе от 10 тыс. рублей и соответствующем решении суда о запрете на выезд за границу). Отказ оплаты штрафа грозит также встречей с судебными приставами и ещё множеством возможных неприятностей, наименьшей из которых станет увеличение штрафа вдвое. Поэтому каждый должен решать для себя вопрос о том, платить или не платить. Самым же лучшим способом уберечь себя от подобной головной боли является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.

В правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Они соответствуют духу времени и всё увеличивающемуся количеству автомобилей на наших дорогах. Следует внимательно следить за всеми нововведениями, поскольку чёткое соблюдение ПДД является залогом безопасной езды (ну почти всегда, главное — чтобы другие это тоже понимали). Лучшего способа уберечь себя и своих близких от аварии до сих пор не придумали.

Двойной обгон

Понятие «двойной обгон» не предусмотрено ПДД. Но принято считать, что двойным обгоном считается:

  • обгон автомобиля, уже совершающего аналогичный маневр;
  • обгон машин за автотранспортом, который совершает такой же маневр.

Таким образом, обгонять автомобиль, уже приступивший к обгону или только начинающий выполнение маневра, запрещено.

Штрафы

Нарушение правил выполнения обгона считается существенным, так как может привести к дорожным авариям, в том числе и с летальным исходом.

За несоблюдение действующих правил и обгон автомобильного транспорта в зонах запрета или в зоне действия запрещающих знаков водитель наказывается в соответствии со статьей 12.15.

Административного Кодекса (КоАП). Вид и размер наказания определяются в зависимости от тяжести виды водителя и способа фиксации правонарушения:

  • если обгон в зоне действия запрещающего знака зафиксирован автоматическими камерами, которые расположены вдоль проезжей части, то наказанием будет административный штраф, размер которого в 2018 году составляет 5 000 рублей;
  • если проезд через сплошную в зоне действия знаков 3.20 и 3.22 зафиксирован сотрудником Госавтоинспекции, то наказанием будет являться лишение прав на срок 4 – 6 месяцев.

При выявлении повторного правонарушения (несоблюдение требований запрещающего знака «обгон запрещен») может последовать следующее наказание:

Штраф в 5 000 рублейпри автоматической фиксации
Лишение водительских прав на срок 12 месяцевпри фиксации сотрудником ГИБДД

Следует отметить, что наказание в виде административного штрафа может выноситься сотрудниками Госавтоинспекции самостоятельно, а наказание в виде лишения прав – исключительно судом.

Суд рассматривает вопрос об административном правонарушении после получения постановления о его совершении от автоинспекции.

Обгон на опасных поворотах

Наиболее опасными для обгона участками проезжей части являются зона поворотов. Можно ли обгонять в зоне действия знаков «Опасные повороты», если дополнительно не установлен знак, запрещающий обгон?

В соответствии с пунктом 11.4 Правил движения обгон на таких участках дороги строго запрещается при любых обстоятельствах, в том числе и при отсутствии запрещающего знака (знака 3.20), так как видимость на данных участках дороги ограничена.

Однако следует учитывать, что по правилам обгон запрещается непосредственно на опасных поворотах, а предупреждающие знаки устанавливаются:

В черте населенного пунктана расстоянии 50 м – 100 м от начала опасного участка дороги
Вне границ населенного пунктана расстоянии 150 м – 300 м от опасного участка

Это означает, что непосредственно после знака обгон совершить можно, но требуется закончить маневр до начала участка дороги, считающегося опасным.

Таким образом, знак, запрещающий обгон не распространяет свое действие на выполнение такого маневра, как опережение, а так же на обгон тихоходного и гужевого транспорта, двухколесных велосипедов, мопедов, мотоциклов.

Зона действия знака, запрещающего обгон, определяется в соответствии с условиями места его расположения.

Штрафы за невыполнения требований

За нарушение полагается:

  • 12.15 часть 4 КоАП Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьиадминистративный штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев
  • при повторном нарушении 12.15 часть 5 КоАП Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьилишение права управления транспортными средствами на срок 1 год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — административный штраф в размере 5000 рублей

Дорожный знак в виде белого круга с красным обводом по краю и двумя автомобилями красного из черного цвета.

Полезные советы

Многолетняя водительская практика показывает, что лучше предупредить появление штрафа, чем доказать его незаконность. Чтобы избежать наказания за обгон, следует проявить внимательность и осторожность.

Прежде всего, нужно адекватно оценить дорожную обстановку в своей полосе и на встречке перед совершением маневра, чтобы не создавать опасную ситуацию для других авто.

Не стоит обгонять тихоходное ТС, если на нем нет красного треугольника с желтой каймой. Определить максимально разрешенную паспортом скорость идущего впереди трактора бывает сложно, лучше не рисковать.

Медленный транспорт также нельзя обгонять в условиях плохой видимости, в тоннеле, на мосту и эстакаде. Подождать с опережением также стоит в случае, если за тихоходом перед вами еще один или несколько автомобилей.

Не нужно пренебрегать сплошной линией разметки вне зависимости от наличия запрещающего знака. Правила запрещают обгонять на пешеходных переходах, ЖД-переездах и за 10 метров до этих мест.

Если обгон все-таки совершен, инспектор выписывает протокол, а вы считаете действия сотрудника ГИБДД неправомерным, не стоит допускать конфликтной ситуации.

Нужно составить аргументированную жалобу на действия инспектора и доказать свою невиновность показаниями свидетелей, фото и видеоматериалами. Веским аргументом в пользу водителя часто является несоблюдение установленного знака «Обгон запрещен» требованиям ГОСТ. К заявлению необходимо приложить фотографии замеров высоты столбца-держателя, ширины полос дороги или изображение знака, заклеенного снегом или закрытого ветками.

Доводы инспектора об отсутствии его ответственности в некорректной установке не стоит брать во внимание: согласно ПДД он обязан за этим следить. Аудиозапись контраргументов сотрудника ГИБДД также нужно приложить к документам на обжалование. Не стоит забывать о флешке видеорегистратора в качестве доказательства своей правоты.

Источники

  • https://pricep-vlg.ru/pdd/znak-obgon-zapreschen/
  • https://bezprav.net/shtrafy/znak-obgon-zapreschen/
  • https://ruspdd.ru/journal/zona-dejstviya-znaka-obgon-zapreshhen/
  • https://otveta.com/znak-obgon-zapreshhen.html
  • http://yconsult.ru/avto/gde-zapreshhen-obgon/
  • https://vodila.guru/pdd/znak-obgon-zapreshhen/
  • https://carnovato.ru/obgon-zapreshhen-shtraf/
  • https://zakon-auto.ru/info/znak-obgon-zapreshen.php
  • https://www.driver-helper.ru/pdd/dorozhnye-znaki/zapreshhayushhie_znaki/3.20
[свернуть]
Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Добавить комментарий