Бесплатная горячая линия

Ответственность за нарушения в бюджетной сфере

Содержание

Понятие неэффективного использования

В соответствии с преамбулой БК РФ указанный нормативный акт устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Необходимость обеспечения получателем бюджетных средств результативности предусмотренных ему бюджетных ассигнований также закреплена в ст. 162 БК РФ.

Кроме указанных статей, не существует ни одного нормативного документа, дающего ответ на вопрос, что такое неэффективное использование средств. Мало того, ни Минфин, ни законодатели не потрудились разработать и утвердить критерии той самой эффективности. Иными словами, любой проверяющий при проведении контрольного мероприятия определяет степень эффективности или неэффективности использования средств исходя из исключительно из собственного понимания названного термина.

С опорой на анализ арбитражной практики и материалов проверок органов государственного (муниципального) финансового контроля можно разделить нарушения в виде неэффективного использования бюджетных средств на следующие группы:

  • неприменение правовых механизмов, предусмотренных законодательством в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств;

  • расходование бюджетных средств с превышением необходимого (возможного) объема затрат, но при получении требуемого результата;

  • расходование бюджетных средств без достижения требуемого (заявленного) результата;

  • приобретение морально устаревшего оборудования или работ (услуг), выполняемых (оказываемых) с применением морально устаревших технологий (методов);

  • необоснованное накопление на счетах остатков денежных средств;

  • непогашение учреждениями в установленные сроки кредиторской задолженности при наличии соответствующих денежных средств;

  • неиспользование поставленного и оплаченного оборудования.

Вместе с тем в силу п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, когда контрольный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Получается, чтобы сделать вывод о неэффективном использовании средств, ревизор должен собрать и приложить к акту документальные доказательства, подтверждающие факт нарушения.

Как показывает судебная практика, отсутствие таких доказательств однозначно трактуется судами в пользу проверяемого учреждения.

Уплата штрафов и пеней – неэффективная мера воздействия?

Предметом разбирательства в АС ЗСО (Постановление от 06.10.2015 № А27-20425/2014) стала жалоба Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области» (далее в разделе – учреждение) к Территориальному Управлению Росфиннадзора в Кемеровской области (далее в разделе – управление).

По результатам проведенной управлением проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2013 год составлен акт от 10.07.2014, из содержания которого следует, что в нарушение требований ст. 34, 162 БК РФ средства федерального бюджета в сумме 90 611 тыс. руб. направлены учреждением на уплату штрафа за несвоевременный возврат арендованного помещения (27 312 тыс. руб.), процентов за пользование чужими денежными средствами (38 055 тыс. руб.) и за просрочку внесения оплаты по возмещению коммунальных и эксплуатационных услуг (9 244 тыс. руб.), госпошлины по судебным издержкам (16 000 тыс. руб.).

Напомним, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке обязательно должно быть составлено в письменной форме, в противном случае оно является недействительным (ст. 331 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Необходимо отметить, что, в отличие от неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами могут быть взысканы и при невключении в договор (контракт) указанного условия.

Расходование сверх лимитов

Ключевые положения по бюджетным средствам закреплены в нормативно-правовых актах. Основная роль отводится «Бюджетному кодексу РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ.

Перечень финансовых правонарушений представлен:

  1. Превышением расходной части над утвержденным финансово-хозяйственным планом за календарный год (например, закупка строительных материалов сверх положенной нормы).
  2. Неправомерным нарушением бюджетной классификации путем использования одних целевых средств на покрытие расходов других целей (ярким примером является перевод средств на ремонтно-строительные работы разных объектов муниципальной собственности).

    Превышение лимита

  3. Нарушением бюджетных уровней, когда расходы одной статьи должны покрываться за счет федерального (муниципального) бюджета.
  4. Направлением государственных денег на непредусмотренные планом расходы (например, покрытие задолженностей, которые связаны с внебюджетными источниками, а не самим бюджетом).
  5. Оказанием финансовой поддержки коммерческим структурам, не входящим в состав бюджетных организаций и фондов.
  6. Оплатой коммунальных расходов без возмещения финансового урона бюджету субъекта.
  7. Осуществлением капитального ремонта или строительства объектов, не входящих в государственную программу (например, застройка элитного микрорайона в обход муниципальных нужд).
  8. Нарушениями, связанными с выдачей субсидий и прочих дотаций нуждающимся регионам.

Таким образом, неправомерное использование бюджетных средств происходит в связи с неправильным толкованием классификации статьи расходов. Во многом это объясняется фактом коррупции. Но в некоторых случаях ошибки носят системный характер и должны выявляться контролирующим органом – Счетной Палатой.

Расходование бюджетных средств

Советы юристов:

Как и где могу узнать об расходование бюджетных средств местной администрации?

Здравствуйте. Они обязаны публиковать отчет в СМИ и на сайте администрации.

Как осуществляется контроль за расходованием бюджетных средств?

Вы можете написать жалобу в прокуратуру и они проверят «как». В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору…

Грунтовая дорога не оформлена в собственность муниципального образования, но жители обратились к администрацию с требованием отремонтировать. На какие НПА можно сослаться, что это будет не целевое расходование бюджетных средств? Спасибо.

Здравствуйте! Вы сейчас как представитель муниципалитета интересуетесь или как житель МО?

По проверке Счётной палатой бюджетного учреждения в части целевого расходования бюджетных средств. Какой период имеют право проверить, если проверка будет проведена во втором квартале 2019 г.? На основании какого НА?

Приказ Минфина России от 20.03.2014 N 18 н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2014 N 32270) раздел 4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции п. 113. Контроль качества и полноты исполнения территориальными органами государственной функции осуществляется Службой путем проведения плановых и внеплановых проверок территориальных органов, рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц, а также проведения внеплановых проверок (ревизий) объектов контроля, в отношении которых территориальными органами были проведены контрольные мероприятия. 114. Внеплановые проверки (ревизии) объектов контроля, в отношении которых территориальными органами были проведены контрольные мероприятия, назначаются руководителем (заместителем руководителя) Службы в порядке и случаях, установленных Службой. Т.О. БК РФ не устанавливает конкретного максимального периода проведения ревизий (в смысле исковой давности).

Публикуя отчет об итогах своей деятельности за 2010-2011 гг., правительство Республики Бурятия установило режим ограниченного доступа к той части информации, которая касалась расходования бюджетных средств. В связи с этим гражданин И. обратился с жалобой с требованием об опубликовании скрытых сведений. Удовлетворят ли жалобу гражданина И?

Думаю что суд удовлетворит такой иск ст ст 124 и 125 КАСС РФ.

У меня вопрос! Центр занятости населения предлагает услуги по переобучению граждан другим смежным специальностям, но после обучение трудоустройство не предлагают, по сколько их не существует или нет в базе, вопрос является ли эти действия финансирование на обучение как нецелевое расходование бюджетных средств так как конечный результат не получен трудоустройство не произведено.

Нет, не является нецелевым.

Может ли бюджетное образовательное учреждение создать у себя комиссию по контролю за расходованием бюджетных средств своего учреждения? Спасибо! С уважением Алена.

Федеральное законодательство — не регламентирует этот вопрос. Само по себе, если учредители не против ввести в структуру организации такое подразделение. Имеющее самостоятельную компетенцию — сколько угодно.

Для расходования бюджетных средств в местном самоуправление какие документации необходимы.

Очень много разных документов, все не перечесть просто. Это вопросы финансистов. Также должны быть основания для расходования, договоры, акты, сметы, проекты, торги и так далее. Смотрите «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ,Решение о бюджете (местное) .

У меня такой вопрос, при расходовании бюджетных средств главой поселения на постройку моста или туалета, обязательно ли иметь проект или другие документы, или можно просто так расходовать, затем указать что средства расходовано на эти цели?

Здравствуйте. Обязательно, и не только проект.

В нашем городе за счет бюджетных средств администрации города отремонтировали городскую баню (заказчик ремонта-администрация города). Ремонт выполнен совершенно безобразно, в основном из-за плохого проекта, отсутствия реального контроля заказчика за ремонтом, некомпетентного подрядчика. На основании каких документов и каких их положений, статей, депутаты нашего городского Совета могут проверять ход ремонта, реальное расходование средств заказчиком, требовать устранения недостатков ремонта?,

По договору подряда заказчик вправе следить за ходом работ на всех стадиях ремонта, если качество работы подрядчика заказчика не устраивает, он вправе не подписывать акты выполненных работ и требовать устранения недостатков работ за счет подрядчика, некачественную работу не нужно оплачивать, а при отсутствии актов выполненных работ авансовые платежи можно вернуть в судебном порядке.

В бюджетно учреждении проведена проверка гит. По результатам проверки выписан штраф на юр. Лицо. Штраф оплачен со счета организации за счет иной приносящей доход деятельности. Будет ли это основанием для возбуждения на директора уголовного дела по п.3 ст.160 ук рф. Будет ли это неэффективным расходование бюджетных средств? На должностное лицо штраф не выписан. Спасибо.

Здравствуйте, Наталья, Уплата штрафа юридическим лицом, привлеченным к ответственности по делу об административном правонарушении не может расцениваться как присвоение или растрата имущества, вверенного лицу, с использованием его служебного положения. Речь об этом могла бы, теоретически, идти, если бы за руководителя, привлеченного к административной ответственности как должностное лицо, штраф был бы оплачен из средств организации. Но руководителя, как Вы указали в тексте вопроса, к административной ответственности не привлекали. Всего Вам Доброго!

Я работаю в бюджетной организации на полную ставку. Подрабатывал еще в 25 организациях по совместительству. Успевал везде. Но УБЭП предъявил мне экономическое преступление в области расходование бюджетных средств (получение лишней зарплаты). Какое уголовное наказание мне будет за это.

Добрый Вам день. Уважаемый Иван, в данном случае довольно нетривиальное обвинение. Мало информации, о таком почти и не слышал. Какая-то ерунда с Вашей проблемой. Ищите адвоката. По мне так и нет преступления. Но надо разбираться более подробно.

В бюджетном учреждении работает внешний совместитель на полную ставку. По основному месту работы он сторож, в принципе может работать полный день, но фактически, это нарушение ТК. Вопрос: какова ответственность за это работодателя, считается ли это нецелевым расходованием бюджетных средств?

Если сам совместитель согласен на полный рабочий день и если основное место работы позволяет работать полный рабочий день, то вам не стоит бояться ответственности и нецелевого расходования… вы человеку оплачиваете его работу.

Мы бюджетная организация. В настоящее время нас проверяет Казначейство расходование федеральных денежных средств. По одному договору за выполненные работы вместо предоплаты 30 % оплатили предоплату 100%. Проверяющие говорят, что это неправомерно и теперь 70 % мы должны вернуть в бюджет. Как так если деньги пошли же по целевому назначению, только нарушили закон о предоплате?

Здравствуйте, Рекомендуем вам взять на работу юриста, который будет решать подобные вопросы и защищать интересы вашей организации. Для юридических лиц бесплатной помощи нет Желаю Вам удачи и всех благ!

Может-ли директор школы купить принтер для учителя в класс или это будет расцениваться как не целевое расходование бюджетных средств?

Если в бюджете образовательного учреждения предусмотрены средства на закупку оргтехники, либо имеются средства по другим статьям, которые можно перекинуть на иные цели, то это не будет считаться нецелевым использованием бюджетных средств.

Если принтер будет приобретаться за счёт бюджетных средств, то нецелевое расходование бюджетных средств в данном случае не усматривается, поскольку принтер используется в интересах образовательного учреждения.

Если такое право предоставлено директору школы вышестоящей организацией, то все будет законно. Удачи. Спасибо за обращение.

Публикуя отчет об итогах своей деятельности за 2010–2011 гг., правительство Республики Бурятия установило режим ограниченного доступа к той части информации, которая касалась расходования бюджетных средств. В связи с этим гражданин И. обратился с жалобой с требованием об опубликовании скрытых сведений. Удовлетворят ли жалобу гражданина.

Добрый день, чтобы получить подробные рекомендации по этому вопросу обращайтесь за работой в личку к выбранному юристу. И все уточняйте. Или сами задачку решайте.

О каких статьях УК идет речь в п.3 ФЗ 63, распространяется ли это на ст. 285 УК (нецелевое расходование бюджетных средств)?

Добрый день! Весь ук распространяется на этот закон вопрос только в квалификации деяния С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

Пожалуйста можно ли квалифицировать по ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата» расходование ВНЕБЮДЖЕТНЫХ средств руководителем государственного бюджетного учреждения в личных целях, не на благо учреждения. Заранее спасибо.

Не можно, а нужно:)

Ревизионная комиссия муниципалитета провела проверку расходования бюджетных средств на питание обучающихся в школе и выявила некоторые нарушения. Теперь работников школы заставляют возмещать денежные суммы. Насколько это правомерно и можно ли не платить, ведь педагоги эти деньги не себе в карман положили, а также израсходовали на питание детей.

Педагоги не обязаны платить эти деньги, сейчас расходование бюджетных средств ответственность несёт директор и главный бухгалтер школы. Удачи Вам и всего самого наилучшего.

На руководителя бюджетного учреждения было наложено дисциплинарное взыскание. В следующем месяце взыскание было снято до истечения месяца и на следующий день был издан приказ о премировании за этот месяц. Внутренний финансовый контроль рассматривает это как неэффективное расходование средств.

Нужно привлечь сотрудников внутреннего финансового контроля к дисциплинарной ответственности за не адекватную оценку сложившихся обстоятельств. Напишите на них жалобу высшему руководству.

Объяснить счетной палате, почему учреждением не обеспечено соблюдение требований по эффективному расходованию бюджетных средств,

По распоряжению главы района, в целях оптимизации расходования бюджетных средств, в здании школы (в спортзале)

Областная Дума приняла Закон «О резервном фонде бюджета области», в котором установила,

Какое наказание предусмотрено Законом ч.1, ст.285 /нецелевое расходование бюджетных средств/ Виктор.

Здравствуй те, подскажите куда нужно обратиться, если в бюджетной организации работают родственники на должности заведующего и главного бухгалтера?

Может ли МОГУ платить за организацию каналов связи до оборудования не стоящего у него на балансе, а переданного ему по договору безвозмездного пользования.

Субподрядчик (коммерческая организация) выполнила работы по утвержденной смете генподрядчика (государственное предприятие)

Политическая партия намерена направить запрос на предоставление информации

Распространяется ли закон о правах потребителей на оказание медицинских услуг в области психиатрии?

Хочу обратиться в отдел коррупции с просьбой провести проверку на предмет нецелевого

Объясните, пожалуйста, термин «незаконное использование (расходование) бюджетных средств»

Выплата заработной платы

Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.

Неположенные выплаты могут быть представлены:

  • завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и стажа
  • довольствием под прикрытием выплаты субсидий
  • надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
  • премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
  • непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
  • иными нецелевыми денежными выплатами

Лишние премиальные

Отдельно следует отметить нарушения в руководящей сфере, когда начальство устанавливает себе различные премии и доплаты из бюджетных средств. Яркий пример: финансы предназначены для поощрения заслуженных работников организации, но идут в счет заработной платы гендиректора или главного бухгалтера. С юридической точки зрения это прямое нарушение ст. 22 Трудового кодекса (ТК РФ).

Надбавки, поощрительные выплаты и премии составляют общий бюджетный фонд оплаты труда. Согласно положениям, должностной оклад начальника формируется на основе средних заработных плат сотрудников в пятикратном размере. Следовательно, переплаты руководителю являются грубым нарушением трудового законодательства.

Неправомерными выплатами также признаются:

  • начисление оплаты за труд в выходные и праздники
  • некорректный расчет средней зарплаты
  • поощрительные выплаты за работу по непредусмотренному графику и кругу обязанностей
  • ошибки при учете надбавок за работу в условиях крайнего Севера или на вредных объектах

В итоге, неположенные выплаты связаны как с ошибкой в начислениях, так и с намеренным зарплатным завышением.

Расходование средств при ремонтно-строительных работах

Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.

Строительные работы

Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести контрольные ревизии и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:

  1. Намеренное завышение строительной сметы.
  2. Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
  3. Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
  4. Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
  5. Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.

На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).

Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:

  • сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
  • прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
  • поставщики должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
  • итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве

При расчете использования бюджета обязательно учитывается первичная документация: ордеры, накладные, смета, прейскуранты и т.д.

Нарушения по командировкам

Направление в командировку – это один из элементов рабочего распорядка в организациях и на предприятиях. Согласно ст. 167 ТК РФ, командированные получают денежное довольствие и сохраняют место работы вплоть до своего возвращения.

В обязанности работодателя входит возмещение следующих расходов сотрудника:

Средства для командировки

  1. Затраты на поездку до места командировки (оплата бензина – если это личный автомобиль работника, билеты на автобус, поезд, самолет, морской или иной вид транспорта).
  2. Затраты на оплату места проживания (съемная квартира, отель, комната в общежитии).
  3. Суточные – необходимы для проживания сотрудника вдали от места основной работы (затраты на питание, отдых, ГСМ).
  4. Прочие расходы, которые несет служащий в ходе пребывания в служебной командировке: получение визы, консульский пропуск и т.д.

По правилам расходы возмещаются сразу по приезду сотрудника. Для того чтобы затраты были возмещены в полном объеме, следует предоставить полный отчет о расходной части. Отметим, что здесь допускаются первые нарушения: с одной стороны работодатель может усомниться в правомерности расходов и не доплатить часть из них. С другой стороны расходы могут быть покрыты в большем объеме. Причем для финансирования используются бюджетные средства.

Пример: по локальным нормативам предприятия командированные должны проживать в съемной квартире. В обход этого правила работодатель позволяет своему заместителю заселиться в отеле. Следовательно, расходная часть будет возмещаться как стоимость проживания в номере гостиницы. Неоправданные затраты пройдут по статье бюджетных средств, тем самым нарушив целевой принцип.

Что является нарушением бюджетного законодательства?

Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:

  • ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
  • утверждения бюджета с нарушением регламента;
  • халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:

  1. Взыскание средств без права оспаривания.
  2. Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
  3. Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
  4. Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.

Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:

  • нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
  • отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
  • нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
  • невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
  • нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.

Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

  • имеет ли место нецелевой расход;
  • какие условия были нарушены, по каким причинам.

При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Какова ответственность за нарушения?

Применение административных мер наказаний для нарушителей порядка распределения и расходования средств из бюджета направлено на:

  • получение воспитательного эффекта;
  • профилактику повторных случаев правонарушений;
  • обеспечение правильности действий бюджетных распорядителей и получателей ресурсов;
  • защиту интересов имущественного характера обеих сторон правоотношений.

Административные меры наказания

Ст. 15.4 КоАП РФ содержит варианты наказаний для нарушителей бюджетного законодательства в отношении целевого использования средств. Если были выявлены факты оплаты услуг или товаров, работ по статьям бюджетной сметы, которые не были предусмотрены или были запланированы в меньшем объеме, имеет место нецелевой характер расходования выделяемых ресурсов. При отсутствии уголовной составляющей мера ответственности предполагает:

  1. Оформление штрафа, который налагается на ответственных должностных лиц. Размер санкции – от 20 до 50 тыс. рублей.
  2. Альтернативным вариантом наказания может быть дисквалификация (максимальный срок ограничений равен 3 годам).
  3. Для учреждений предусмотрен размер штрафа 5-25% от объема средств, которые были перечислены из другого бюджета и израсходованы вразрез их целевому назначению.

Ст. 15.15 КоАП предусматривает наказание для нарушителей, которые срывают сроки погашения бюджетного кредита:

  • должностные лица подвергаются административному штрафу в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам придется заплатить 2-12%, рассчитываемых от суммы кредитных средств, которые не были погашены в установленный срок.

Если зафиксирован факт невозврата бюджетного кредита, то для физических лиц предусмотрен штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей. В случае с отказом погашать кредит, который был предоставлен бюджетным распорядителем, юридическому лицу надо быть готовым к уплате 5-25% от объема кредитных средств, которые остались непокрытыми регулярными платежами.

При обслуживании кредита получатель заемных средств обязуется регулярно в оговоренные сроки уплачивать в пользу бюджета установленную плату за временное пользование бюджетными денежными ресурсами. Если условия кредитования нарушены путем неперечисления такой платы, то:

  • должностные лица облагаются штрафом от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам грозит сумма штрафа, равная 5-25% из расчета не перечисленной в бюджет платы.

В случаях, когда плата за пользование бюджетными заемными средствами перечисляется, но с задержкой, ст. 15.15 КоАП обязывает перечислить на счета бюджета штраф в сумме 5-15 тыс. рублей – наказание применяется к ответственным должностным лицам. Для юридических лиц при аналогичном нарушении предусмотрен штраф в процентном отношении к сумме займа, которая не была перечислена в отведенный период, размер процента штрафной санкции составляет 2-12%.

Отдельной статьей в кодексе рассматриваются правонарушения, связанные с несоблюдением условий кредитования. Если нарушения совершены кредитором, то к должностным лицам применяется штраф в размере 10-30 тыс. рублей. Дополнительной мерой наказания может служить вариант с дисквалификацией на общий срок от 1 до 2 лет.

Если нарушителем условий кредитования является заемщик, а заем предоставляется бюджету бюджетной структурой другого уровня, то:

  • ответственные физические лица должны будут оплатить штраф административного характера в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • их могут дисквалифицировать на 1 или 2 года.

При кредитовании юридического лица и нарушении условий заемщиком должностные лица наказываются штрафом в 10-30 тыс. рублей, а организации штрафуются в размере 2-12% от суммы кредита.

Если главный распорядитель выступает в роли нарушителя:

  • при предоставлении межбюджетного трансферта штраф равен 10-30 тыс. рублей (на должностных лиц) и возможна дисквалификация на 1 или 2 года;
  • при оформлении субсидии должностные лица должны оплатить штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей, сохраняется возможность инициации их дисквалификации на срок от 1 до 2 лет. Аналогичная мера ответственности предусмотрена для нарушений порядка предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4).

Если нарушителем процедуры предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий признан получатель средств, то по отношению к его должностным лицам применяется система штрафов от 10 до 30 тыс. рублей, может использоваться мера наказания в форме дисквалификации (1-2 года).

Дополнительно штрафы от 10 до 30 тысяч рублей на должностных лиц могут быть наложены в случаях:

  • нарушения порядка подготовки и сдачи бюджетной отчетности (ст. 15.15.6);
  • отказа в предоставлении сведений, без которых невозможно просчитать проект бюджета (ст. 15.15.7);
  • неправильной организации распределения и доведения ассигнований, включая срывы сроков (ст. 15.15.11).

Штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей к должностным лицам может применяться в случаях:

  • действий в обход запрета на выделение кредитов (ст. 15.15.8);
  • когда обнаружены расхождения между используемой бюджетной росписью и сводным документом (ст. 15.15.9);
  • принятия обязательств, которые превышают значение установленных лимитов (ст. 15.15.10);
  • если бюджетные средства помещены на депозитный счет при существующем запрете на такие действия (ст. 15.15.12).

Проведение проверки

Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.

При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:

  • Проверка начинается с изучения финансовых и иных документов, связанных с расходом бюджета на нужды предприятия:

    Подписать заключение

  1. учредительные бумаги
  2. разработанный план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год (а в ряде случаев и на будущий)
  3. подтверждение исполнения бюджета в рамках хозяйственной деятельности (количество сотрудников, договор на использование имущества)
  • Письменный и устный опрос причастных к расходованию бюджетных денег (генерального директора, главного бухгалтера, штатных сотрудников и т.д.) – проверке подлежат не только денежные средства, но и бюджетное имущество.
  • Проведение сплошной инвентаризации собственности субъекта – оценка целевого и адресного принципов, эффективность использования, сохранность от преждевременной утраты.

Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.

Ответственность за нарушения

Нецелевое использование бюджетных денег влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Наказания административного характера в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (физические лица), возмещение от 5 до 25% от суммы неправомерно использованного бюджета (юридические лица)
  • дисквалификацией (занятие должности) от 1 до 3 лет

Наказания уголовного характера в соответствии с ч.1 ст.285.1 УК РФ представлены:

  • наложением штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (либо вычеты из доходов осужденного за два года)
  • принудительным трудом на срок до 2 лет с параллельным снятием с должности на срок до 3 лет
  • временным ограничением свободы до полугода
  • тюремным заключением на срок до 3 лет
    Как показывает практика, чаще всего осужденные снимаются с должности и вынуждены покрыть нанесенный ими ущерб.

Применение уголовных наказаний зависит от размера ущерба. Отсчет начинается с крупного ущерба от неправомерного использования бюджета – от 1,5 млн. рублей. Куда более серьезный особо крупный размер начинается с отметки 7,5 млн. рублей.

Таким образом, нецелевое использование бюджетных средств – это злостное нарушение действующего законодательства. Необоснованные выплаты пресекаются надзорными органами. За нарушения предусмотрены административная и уголовная виды ответственности.

Плата за предрейсовый медосмотр физическому лицу.

Суть спора.

В Постановлении АС УО от 01.03.2019 № Ф09-862/19 рассмотрено заявление УФНС по Курганской области о признании недействительным представления УФК по Курганской области. В ходе проверки УФК по Курганской области установлен факт осуществления УФНС по Курганской области расходов, связанных с исполнением договоров на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, заключенных с частным лицом, не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Позиция суда.

При рассмотрении заявления суд исходил из следующего. Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (далее – Положение № 291), лицензированная медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по утвержденному указанным постановлением перечню. В данный перечень включены услуги по медицинским осмотрам (предрейсовым и послерейсовым).

Пунктом 1 Положения № 291 предусмотрено, что лицензия выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Между тем физическое лицо – исполнитель по заключенным договорам не было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и не имело соответствующей лицензии. Вступая в договорные отношения с данным физическим лицом, УФНС по Курганской области не проверило факт наличия лицензии, хотя при заключении договоров и государственных контрактов к непосредственным исполнителям услуг выдвигаются определенные требования, невыполнение которых может повлечь незаконный допуск к рейсу водителей, финансируемых за счет средств федерального бюджета, с возмещением возможных негативных последствий за счет федерального бюджета.

Таким образом, УФНС по Курганской области за счет средств федерального бюджета осуществлены расходы по договорам на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, заключенным с частным лицом, не имеющим права заниматься данным видом деятельности в связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Выплаты уборщикам служебных помещений за «некомфортный труд».

Суть спора.

Финансовым управлением администрации Володарского района Нижегородской области (далее – администрация) в результате проведенной проверки установлены факты осуществления автономным учреждением необоснованных выплат (расходование средств учреждений):

– в размере 4 % – за вредность при работах в безопасных условиях труда;
– в размере 12 % – в составе заработной платы уборщицам служебных помещений;
– выплаты по заработной плате (доплата до МРОТ).

Не согласившись с позицией контрольного органа, автономное учреждение обратилось в суд.

Позиция суда.

Исходя из ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются в муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При разработке Положений об оплате труда работников муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта Володарского муниципального района основаниями являлись постановления Администрации Володарского района от 18.09.2013 № 2036 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта Володарского муниципального района», от 01.06.2016 № 945 «О внесении изменений в постановление от 18.09.2013 № 2036 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений физической культуры и спорта Володарского муниципального района».

Названные нормативные правовые акты муниципального образования не устанавливают такой вид компенсационных доплат, как компенсационные выплаты за использование чистящих, моющих и дезинфицирующих средств при выполнении трудовой функции и некомфортный труд (уборка санузлов). Понятие «некомфортный труд» также не предусмотрено действующим законодательством.

В силу ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке). По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса: оптимальные (1 й класс), допустимые (2 й класс), вредные (3 й класс) и опасные (4 й класс) условия труда.

На основании ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Исходя из ч. 4 ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Таким образом, компенсационная доплата предоставляется лишь работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ст. 351.3 ТК РФ и ч. 2 ст. 10 Закона о специальной оценке идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящим специальную оценку условий труда.

Администрация при проведении проверки установила, что специализированной организацией в учреждении проводилась специальная оценка по определению класса условий труда на рабочих местах дворника, уборщика, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

Из заключения экспертизы условий труда следует, что условия труда на рабочих местах уборщика служебных помещений, водителя льдоуборочной машины отнесены к допустимым условиям труда, то есть 2 му классу.

Получается, положения ч. 1 ст. 147 ТК РФ не могут быть применены при установлении оплаты труда уборщикам служебных помещений учреждения в повышенном размере

Оценка качества материалов путем визуального осмотра.

Суть спора.

УФК по Республике Башкортостан в ходе проверки Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – министерство) установлено, что по объекту «Капитальный ремонт гидротехнических сооружений пруда на руч. б/н у с. Янышево МР Благоварский район РБ» использованы материалы, не соответствующие установленным требованиям (бывшие в употреблении), что, по мнению контрольного органа, является необоснованным расходованием бюджетных средств.

Позиция суда.

В ходе проверки контрольным органом установлено, что при осуществлении капитального ремонта подрядчиком были применены материалы, бывшие в употреблении. При этом данный вывод сделан на основании отчета отдела организации проведения экспертиз Межрегионального филиала ФКУ «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» о выполненном строительно-техническом исследовании работ по выполненным строительно-монтажным работам на спорных объектах. При этом эксперты в ходе визуального осмотра объекта выявили, что при осуществлении работ подрядчиком использованы трубы, бывшие в употреблении; экспертами указано, что «в качестве свай использована стальная труба, бывшая в употреблении, при этом отмечается, что глубина коррозии не превышает 3 мм снаружи».

Суды, принимая во внимание то, что вывод экспертов основан исключительно на визуальном осмотре, проведенном без применения каких либо технических, инструментальных, лабораторных исследований качества материала или иного анализа качества, усомнились в выводах эксперта о том, что труба не новая, на основании чего признали его необоснованным.

При составлении акта выполненных работ по установке данных труб министерством осуществлялся контрольный обмер выполненных работ, в ходе которого обнаружены незначительные следы коррозии, которые не превышают 1 мм.

Арбитры отметили: указание в отчете того, что глубина коррозии не превышает 3 мм, имеет широкое толкование, поскольку в ходе визуального осмотра министерства зафиксированы следы коррозии в пределах 1 мм, что само по себе незначительно и не вызывает сомнений, а тем более не создает впечатление материала, бывшего в употреблении.

Судами оценены представленные подрядчиком на используемый материал сертификаты качества, а также приняты во внимание данные подрядчиком пояснения, что используемый материал – трубы – длительное время находился на складе, при этом нахождение данного материала на складе не влияет на его техническую характеристику и не может повлечь каких либо последствий при его эксплуатации.

Кроме того, судами установлено, что подрядчиком при осуществлении работ применены трубы большей толщины, что улучшает эксплуатационные свойства сооружения.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу: контрольным органом не представлено надлежащих доказательств того, что подрядчиком были применены материалы, не соответствующие требованиям (бывшие в употреблении) (Определение ВС РФ от 19.03.2019 № 309 ЭС19-1466, Постановление АС УО от 12.11.2018 № Ф09-7085/18)
В заключение напомним, что в силу ч. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям контрольных органов в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Объект

Объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование государства, так как незаконные посягательства на бюджет ставят под угрозу эффективность деятельности государственных органов и выполнение госпрограмм.

Непосредственным предметом преступления являются бюджетные средства, выделяемые государством.

Объективная сторона

Объективная сторона предполагает совершение действий, направленных на растрату бюджетных средств в крупном размере на цели, не предназначенные для этого.

Цели, на которые выделяются бюджетные деньги, могут содержаться в:

Обратите внимание

Ответственность за нецелевое использование земельного участка регламентируется ст. 8.8 КОАП РФ и предполагает выплату штрафа в размере от 3 000 руб для физлиц и 100 000 руб для юрлиц. Подробнее можно прочитать в отдельной статье

  • утверждённом бюджете;
  • бюджетной росписи – документ, в котором чётко прописываются суммы расходов и поступлений бюджетных денег конкретной организации и цели их использования. Бюджетная роспись, как правило, составляется поквартально главным распорядителем бюджета. Например, для Федерального бюджета роспись составляется Министерством финансов;
  • уведомлении о бюджетных ассигнованиях – в этом документе также указываются суммы поступлений государственных средств и цели, на которые их необходимо потратить. Данный документ составляется органом, исполняющим конкретный вид бюджета, и направляется в учреждение, которому будут перечислены соответствующие средства;
  • смете доходов и расходов.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по УК РФ наступает только при крупной сумме используемых не по назначению бюджетных средств – более полутора миллионов рублей.

Любая трата бюджетных денег на цели, не указанные в вышеперечисленных документах, в оговоренной сумме образует состав преступления, предусмотренного ст.285.1. Например, деньги, выделенные для строительства школы, тратятся на приобретение автомобиля для нужд получателя средств из бюджета.

Подпадают под состав преступления и действия, выражающиеся в заимствовании средств из целевых бюджетных фондов области на мероприятия, которые не соответствуют целям этих фондов.

Субъект

Понести наказание за данное преступление могут только должностные лица государственного органа или другого бюджетного учреждения, которые вправе получать средства из бюджета и распоряжаться ими, например, губернатор.

Субъективная сторона

С субъективной стороны преступление характеризуется только прямым умыслом. То есть нарушитель полностью осознаёт, что направляет бюджетные средства не на те цели, для которых они выделены.

Важно! Ответственность наступает также при расходовании заемных кредитных средств не по назначению. Например, заключение фиктивной сделки-купли продажи автомобиля между двумя гражданами, состоящими в сговоре.

Оплата расходов, на обеспечение которых лимиты бюджетных обязательств не представлены

Согласно положениям ст. 162 БК РФ казенное учреждение (таможенное управление) осуществляет принятие и исполнение бюджетных обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Как следует из материалов проверки, должностными лицами таможенного управления в феврале 2014 года представлены авансовые отчеты на возмещение расходов на обеспечение в служебных целях проездными документами на все виды транспорта общего пользования за 30 и 31 декабря 2013 года. Бухгалтерией учреждения произведена оплата расходов за счет бюджетных обязательств 2014 года без отражения кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 года.

Напомним, что в силу п. 2 Инструкции № 157н[2] бухгалтерский учет ведут учреждения, финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», данной инструкцией и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бухгалтерский учет. Таким образом, методология в части отражения хозяйственно-финансовых операций, изложенная в Инструкции № 157н, обязательна для применения всеми учреждениями бюджетного сектора.

Как пояснили представители Росфиннадзора, на основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.09.2004 № 483 расходы, связанные с реализацией названного постановления, производятся в пределах средств, предусмотренных на содержание ФТС в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Кроме того, исходя из п. 310 Инструкции № 157н операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного, автономного учреждения, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

Таким образом, Таможенным управлением неправомерно произведены расходы в 2014 году по оплате принятых бюджетных обязательств без отражения кредиторской задолженности по расчетам с сотрудниками на 1 января 2014 года, на обеспечение которых в 2014 году лимиты бюджетных обязательств не предоставлены.

Арбитры признали данный вывод контрольного органа правомерным, в требовании о признании недействительным представления надзорного органа было отказано (см. Постановление АС ЗСО от 28.01.2016 № Ф04-29252/2015 по делу № А45-10398/2015).

Осуществление авансовых платежей сверх установленного размера

При заключении договора стороны определяют условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на предварительную оплату товара установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, определенный договором, а если такой срок договором не установлен – в разумный срок после возникновения обязательства. На продавца, получившего сумму предварительной оплаты, возлагается обязанность по исполнению своих обязательств в установленный договором срок.

Принятие объекта нефинансовых активов без документального подтверждения

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 9 Федерального закона № 402‑ФЗ). Отметим, что отражение операции в отсутствие первичных учетных документов не допускается.

Как следует из материалов проверки таможенного управления, специализированные автомобили (криминалистические лаборатории) были приняты на учет филиала на основании доверенности и распоряжения руководителя головной организации, тогда как в соответствии с инструкциями № 157н, 162н[3] получение и передача внутриведомственных расчетов оформляются на основании извещения (ф. 0504805). Оно формируется в двух экземплярах, по одному экземпляру для учреждения и обособленного подразделения (в данном случае филиала), участвующего в приемке-передаче объектов учета. Учреждение (обособленное подразделение), получившее извещение, заполняет его в своей части реквизитов и направляет второй экземпляр стороне, участвующей в расчетах. Заполненное извещение принимается к учету с отражением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета. Кроме того, к извещению прилагаются документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета (акты о приеме-передаче, описи, реестры, акты о недостаче и порче ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.).

Неправильная классификация объекта учета основных средств

Пунктом 53 Инструкции № 157н предусмотрено, что группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 данной инструкции, и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ[5], с указанием аналитического кода вида синтетического счета объекта учета:

  1. 1 «Жилые помещения»;
  2. 2 «Нежилые помещения»;
  3. 3 «Сооружения»;
  4. 4 «Машины и оборудование»;
  5. 5 «Транспортные средства»;
  6. 6 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
  7. 7 «Библиотечный фонд»;
  8. 8 «Прочие основные средства».

Группировки объектов в ОКОФ производятся по признакам назначения, связанным с видами деятельности, в которых используются объекты основных средств.

Как следует из материалов проверки, основные средства ЗИЛ-433114 АЦ с комплектом ПТВ (пожарно-техническое вооружение) и автомобиль – КО503В-2 (машина вакуумная) были неправомерно отражены учреждением на счете 1 101 35 000 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения». Между тем имущество подлежало учету на счете 1 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения», так как данные объекты основных средств в соответствии с ОКОФ относятся к группировке «Машины и оборудование»: специальные автомобили (машины ассенизационные) – код группировки 14 3410393, пожарные машины – код группировки 14 3410330.

Как указал суд, согласно разъяснениям, приведенным в ОКОФ, данное имущество подлежит отнесению к рабочим машинам и оборудованию. Именно к данному имуществу относятся все виды технологического оборудования, включая автоматические машины и оборудование, оборудование для производства промышленной продукции, сельскохозяйственное, транспортное, строительное, торговое, складское оборудование, оборудование водоснабжения и канализации, санитарно-гигиеническое и другие виды машин и оборудования, кроме энергетического и информационного. В связи с этим нарушение, указанное Росфиннадзором в представлении, основано на действующих нормах российского законодательства. Довод казенного учреждения, что группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 Инструкции № 157н, и по признакам назначения, связанным с видами деятельности, в которых используются эти объекты основных средств, не обоснован и отвергнут судом.

Учет недвижимого имущества, не прошедшего государственную регистрацию прав на него

В силу п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов и документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Напомним, что обязанность по регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества также вытекает из ст. 131 ГК РФ. Поскольку регистрация права осуществляется в течение длительного времени, объективно существует временной промежуток, в течение которого полученное имущество подлежит учету. С этой целью в настоящее время используется счет 0 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» (см. письма Минфина РФ от 06.08.2015 № 03‑05‑04‑01/45434, от 14.07.2015 № 02‑06‑10/40377). Напомним, что ранее, в давних отчетных периодах, использовался забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование».

Как следует из материалов проверки федерального государственного казенного учреждения (комбинат «Сибирский» Росрезерва), на балансе организации учтены два объекта недвижимости: железнодорожные подъездные пути и кабельная резервная линия, право на которые в установленном законодательством порядке не зарегистрировано. Как отметил суд, учет указанных незарегистрированных объектов привел к завышению данных по счету 1 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения». Данный факт расценен как нарушение методологии, утвержденной Минфином.

Несоблюдение указаний о применении бюджетной классификации РФ

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Напомним, что код расходов бюджета детализируют направления финансового обеспечения деятельности казенных учреждений. Он состоит (п. 1 ст. 21 БК РФ):

  • из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • из кодов раздела, подраздела, целевой статьи;
  • из кода вида расходов.

Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов в 2016 году приведен в Указаниях № 65н[6]. В случае если казенным учреждением оплата расходов по заключенным договорам осуществляется в нарушение указанного документа, данные действия расцениваются как нецелевое использование бюджетных средств.

Как следует из материалов проверки, проведенной в Управлении Федерального казначейства Томской области, учреждением была осуществлена оплата за счет средств, выделенных по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» услуг по проверке сметной документации по капитальному ремонту помещений. В силу Указаний № 171н[7] (действовали в проверяемый период) данные затраты подлежали отражению по коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта, государственного имущества».

Источники

  • https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/1015590.html
  • https://www.klerk.ru/law/articles/444352/
  • https://PravoDeneg.net/buhuchet/nalog/check/nepravomernoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv.html
  • https://za-nas-zakon.ru/dolzhniku/necelevoe-rashodovanie-denezhnyh-sredstv-2.html
  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/narushenie-budzhetnogo-zakonodatelstva/
  • https://www.audar-press.ru/nepravomernoe-rashodovanie-buydzhetnyh-sredstv
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/446842/
[свернуть]

Добавить комментарий